Имени А. М. Иванова-Крамского — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Имени А. М. Иванова-Крамского

2019-08-07 152
Имени А. М. Иванова-Крамского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская музыкальная школа

Имени А. М. Иванова-Крамского

 

 

Утверждено:

Приказ

                                        Директор

                                                                              _______Савицкая Н.Н.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального исполнительства «Народные инструменты»

Учебный предмет (гитара классическая)

Индекс учебного предмета, предметной области  ПО.01 УП.01

                                                                                                                                                                                      Разработчик:

Институт развития образования

 в сфере культуры и искусства

Москва, 2012г.

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

· Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

· Срок реализации учебного предмета;

· Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

· Форма проведения учебных аудиторных занятий;

· Цели и задачи учебного предмета;

· Обоснование структуры программы учебного предмета;

· Методы обучения;

· Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

Содержание учебного предмета

· Сведения о затратах учебного времени;

· Годовые требования по классам;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

· Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

· Критерии оценки;

Методическое обеспечение учебного процесса

· Методические рекомендации педагогическим работникам;

· Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

· Учебная литература;

· Учебно-методическая литература;

· Методическая литература

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

· с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;

· с десяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»:

Таблица 1

Срок обучения 8 лет 9-й год обучения 5 лет 6-й год обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 1316 214,5 924 214,5
Количество часов на аудиторные занятия 559 82,5 363 82,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 757 132 561 132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут и предполагает занятия:

· 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения);

· 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 4-5 классов (5-ти летний срок обучения), для учащихся дополнительного года обучения.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (рассказ, беседа, объяснение);

· метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

· метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

· объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

· репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

· метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

· частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения 8 (9) лет

 

Срок обучения 8 (9) лет

Первый класс

· Посадка за инструментом, постановка рук, координация работы обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах I-II позиций.

· Однооктавные мажорные гаммы в первой позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой ритмической фигурации на одном звуке и в последовательности.

· Освоение приемов apoyando, tirando, арпеджио.

· Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев, для исполнения двухголосья, начальные навыки исполнения аккордов.

· Знакомство с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа.

· Включение в репертуар сочинений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок на народные мелодии.

· Игра в ансамбле.

Таблица 4

1 полугодие 2 полугодие
-- Май – зачет (3 разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

1. Рнп «На горе-то калина». Обр. В. Калинина.

2. М. Джулиани. Этюд.

3. А. Иванов-Крамской. Пьеса.

 

1. В. Сор. Анданте.

2. А. Иванов-Крамской. Маленький вальс.

3. Н. Кошкин. «Мальвина» из сюиты «Маскарад».

Второй класс

· Однооктавные хроматические гаммы от открытых струн, гамма C - dur в одну, две октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

· Организация игровых движений учащегося в технике глушения звука (пауза, staccato),  освоение приема малое барэ.

· Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на смешанную технику.

· Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и применение их на практике, интонирование голосом.

· Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, произведений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок народных песен и мелодий, старинной музыки.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.

· Игра в ансамбле.

Таблица 5

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

1. И. Филипп. Колыбельная.

2. Уотт. Песенка трех поросят.

3. В. Калинин. Этюд.

 

1. Anonim. Slou dance.

2. В. Калинин. Маленький испанец.

3. Ф. Сор. Этюд.

Третий класс

· Двухоктавные мажорные, минорные, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

· Освоение приемов legato, pizzicato, натуральных флажолетов, барэ.

· Упражнения и этюды на отработку приема барэ, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, для исполнения двухголосья и аккордов.

· Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными интервалами, обращением интервалов, удобная последовательность соединения типовых аккордов на начальном этапе обучения. На базе отработанных аккордов аккомпанировать песни с наличием 3-5 простых аккордов в первой позиции.

· Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, обработок на народные темы, произведений Ф. Сора, М. Джулиани.

· Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Таблица 6

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда). Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

1. В. А. Моцарт. Аллегретто.

2. В. Козлов. Кискино горе.

3. М. Каркасси. Этюд.

 

1. М. Джулиани. Экосез.

2. Ф. да Милано. Канцона.

3. В. Шумидуб. Этюд № 2 e-moll

Четвертый класс

· Двухоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы типовой аппликатурой, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

· Освоение приемов нисходящего legato, rasgeado, натуральных флажолетов, glissando, начальное освоение мелизматики.

· Упражнения и этюды на отработку пройденных приемов, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев, смену аккордов. Освоение полиритмии, пунктирного ритма, синкоп, скачков на широкие интервалы.

· Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с обращениями интервалов, главными и побочными трезвучиями, исполнение секвенций аккордов типовой аппликатурой, овладение начальными навыками транспонирования, владение разнообразными ритмическими приемами исполнения.

· Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений кантиленного и полифонического склада, произведений современных композиторов, оригинального произведения.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Таблица 7

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда). Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения).

Примерная программа экзамена

1. Польский народный танец «Мазурка». Обр. Зубченко.

2. Й. Мерц. Адажио.

3. М. Джулиани. Тарантелла (сицилиана).

 

1. Альмарас. История любви.

2. Рнп «Ивушка» обр. Е. Ларичева.

3. М. Джулиани. Сонатина.

 

1. М. Анидо «Аргентинская мелодия»

2. А. Винницкий «Маленький червячаок из лесной землянички»

3. В. Галилей «Гальярда»

 

1. И. Савио «Часы»

2. А. Винницкий «Маленький ковбой»

3. В. Гомес «Романс»

 

1. Ф. Минисетти «Вечер в Венеции»

2. Английская народная песня в обр. Н. Гасбаронни «Зеленые рукава»

3. У. Н. П. в обр. Вильгельми «Ехал казак за Дунай»

Пятый класс

· Двух-, трехоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы аппликатурой А. Сеговии, хроматические гаммы во всех позициях, освоение VII, X, XII позиций грифа гитары. Гаммы терциями, пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами.

· Владение всеми видами арпеджио. Освоение скользящего удара, искусственных флажолет (октавных), мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato.

· Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приема звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику.

· Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала, знакомство с составными интервалами, обращениями интервалов, теоретическое знакомство с септаккордами.

· Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации).

· Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Таблица 8

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда). Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академичского концерта

1. А. Вилардо «Не оставляй меня» (аргетинское танго).

2. Н. Паганини «Сонатина».

3. Л. Валькер «Маленький романс».

 

1. Л. Калль «Соната a-moll».

2. У. Н. П, «Ой, ти дiвчина зарученая» обр. В. Стеценко.

3. Ли Рума «River flows in you».

 

1. Ф. де Милано «Сюита»

2. Ф. Таррега полька «Розита»

3. А Винницкий «Любопытный!

 

1. И. С. Бах, пер. А. М. Иванова-Крамского «Менуэт»

2. Х. Квинтен «Эль коки»

3. М. Альберт «Чувства»

 

1. Л. Ален «Огонь сердца»

2. Л. Валькер «Маленький романс»

3. Ф. Карулли «Рондо соль мажор»

 

Шестой класс

· Все мажорные, минорные (трех видов), хроматические гаммы во всех позициях, всеми возможными штрихами, приемами игры, ритмическими фигурациями (на одном звуке и в последовательности), динамическими и аппликатурными вариантами (в том числе аппликатурой А. Сеговии), гаммы терциями, секстами, октавами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.

· Освоение новых приемов звукоизвлечения: тамбурин, пульгар. Игра полифонии, аккордов, мелизмов (форшлаги, морденты, трели, группетто). Владение разнообразными ритмическими приемами исполнения (в том числе полиритмии, пунктирный и синкопированный ритм).

· Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, на растяжку пальцев левой руки, на отработку исполнения мелизмов, выработку четкой артикуляции, технику развития тремоло, усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику.

· Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденным материалом, знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов, транспонирование, подбор песни со всеми типами гармонических движений.

· Включение в репертуар произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе из концертов для гитары с оркестром), полифонии (части из танцев, сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и других, фуги фуггетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Таблица 9

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда). Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

1. Е. Дога. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый нежный зверь».

2. Д. Каччини. Ave Maria.

3. М. Каркасси. Этюд e-moll.

 

1. Рнп «Я на камушке сижу» Обр. А. Иванова-Крамского.

2. Ф. Сор. Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия».

3. М. Каркасси. Этюд e-moll.

 

1. М. Люобет «Каталонская песня ре минор»

2. А. Винницкий «Что-то случилось в волшебном лесу»

3. Л. Леньяни «Каприс №6»

 

1. Ф. Таррега гавот «Мария»

2. Н. Кошкин «Вальс ре минор»

3. П. Мория «Токката»

 

 

Седьмой класс

· Мажорные, минорные, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Типовые гаммы с аппликатурой А. Сеговии. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.

· Закрепление всех пройденных позиций, всего грифа гитары.

· Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники.

· Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики.

Таблица 10

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, два этюда или самостоятельно выученная пьеса). Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

1. С. Абреу. «Тико-тико» обр. И. Савио.

2. Рнп «Во поле береза стояла» обр. А. Иванова-Красмкого

3. М. Джулиани. «Этюд» ор. 100, № 11, a-moll.

 

1.  С. Л. Вайс. «Чакона» a-moll.

2. О. Киселев. «Никогда не говори никогда»

3. К. Сидорович «Однозвучно гремит колокольчик» обр. Е. Теплякова

 

1. Н. Паганини «Соната до мажор»

2. И. С. Бах Гавот

3. Р. Роджер «Голубая луна»

 

1. Х. Малатс «Испанская серенада»

2. М. Джулиани «Вариации на тему Генделя»

3. Обр. С. Орехова «Марьянда»

Восьмой класс

· Мажорные, минорные, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.

· Использование всех пройденных позиций, всего грифа гитары.

· Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники.

· Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики.

Таблица 11

1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

Примерная экзаменационная программа

1. И. Альбенис «Астурия» (прелюдия), обр. Е. Ларичева.

2. Х. Кардоссо. Милонга.

3. Е. Ларичев. Вариации на тему рнп «Тонкая рябина».

4. С. Абреу. «Тико-тико» обр. И. Савио.

 

1. Г. Гендель. «Чакона» d-moll, обр. А. Гитмана.

2. Сагрерас Х. Колибри (этюд)

3. Рнп «Вот мчится тройка почтовая» обр. Е. Ларичева

4. Альмарас. История любви.

Девятый класс

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

Таблица 12

1 полугодие 2 полугодие
Октябрь – технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 2 этюда или виртуозная пьеса). Декабрь – прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

Примерная экзаменационная программа

1. Карулли Ф. Соната ор.21 № 2, Часть 1

2. Вила-Лобос Э. Шоро

3. Альбенис И. Кадис. Серенада.

4. Высоцкий М. Вариации на тему русской песни «Пряха»

 

1. Сор Ф. Интродукция и вариации на тему В. А. Моцарта ор. 9.

2. Ирадьер С. Голубка. Аранжировка В. Кузнецова.

3. Таррега Ф. Этюд (Estudio de velocidad).

4. Г. Санз. Канариос.

Экзаменационные требования

Технический зачет

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Упражнения,

· Этюды,

· Гаммы и арпеджио,

· Музыкальные термины:

2, 3 классы – динамические оттенки,

4, 5 классы – основные обозначения темпов,

6, 7 классы – характер исполнения произведений.

Зачет по творческим навыкам

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Самостоятельно выученное произведение,

· Чтение нот с листа,

· Подбор по слуху,

· Исполнение аккордовых последовательностей. Транспонирование аккордовых последовательностей.

Академический концерт

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.

Выпускной экзамен

1. Произведение крупной формы:

· Концерт (I ч. или II и III части);

· Соната (I ч. или II и III части);

· Вариации.

1. Полифония:

· Части из танцевальных сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и др.

· Фуги, фугетты.

2. Произведение старинной музыки.

3. Оригинальное произведение (произведение, написанное для гитары).

4. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.

5. Виртуозная пьеса или концертный этюд.

6. Произведение современного композитора.

7. Ансамбли.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

Годовые требования по классам

Срок обучения 5 (6) лет

Требования по специальности для обучающихся на шестиструнной гитаре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс

· Посадка за инструментом, постановка рук, координация работы обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах I-II позиций.

· Однооктавные, двухоктавные мажорные гаммы в одной позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой ритмической фигурации на одном звуке и в последовательности.

· Освоение приемов apoyando, tirando, арпеджио, малое барэ, пиццикато.

· Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев, для исполнения двухголосья, начальные навыки исполнения аккордов.

· Знакомство с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа.

· Включение в репертуар сочинений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок на народные мелодии.

· Игра в ансамбле.

Примерная программа академического концерта

1. Р. Бок. Старинная песня.

2. М. Джулиани. Этюд.

3. А. Иванов-Крамской. Пьеса.

 

1. Ф. Дамилано. Канцона.

2. М. Каркасси, Андантино.

3. В. Калинин. Маленький испанец.

Второй класс

· Однооктавные хроматические гаммы от открытых струн – mi, im, am, ma, ai, ia, гамма C - dur в две, три октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

· Освоение приема барэ, staccato, восходящее legato.

· Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на смешанную технику.

· Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и применение их на практике, интонирование голосом, подбор и аккомпанирование песен с наличием 3-5 простых аккордов.

· Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, произведений композиторов XVII-XVIII веков, обработок народных песен и мелодий, старинной музыки.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.

· Игра в ансамбле.

Примерная программа академического концерта

1. Н. Кошкин. «Мальвина» из сюиты «Маскарад».

2. В. А. Моцарт. Аллегретто.

3. В. Шумидуб. Этюд e-moll.

 

1. Н. Рота. Мелодия из к/ф «Крестный отец».

2. А. Иванов-Крамской. Прелюдия. Обр. Зубченко.

3. В. Козлов. Кискино горе.

Третий класс

· Двух-, трехоктавные мажорные, минорные, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

· Освоение приемов legato, rasgeado, натуральных флажолетов, исполнение мелизмов, glissando.

· Упражнения и этюды на отработку новых приемов, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, смену аккордов.

· Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными интервалами, обращением интервалов, главными и побочными трезвучиями.

· Включение в репертуар произведений крупной формы, вариаций на народные темы, произведений кантиленного и полифонического склада, произведений Ф. Сора, М. Джулиани, произведений современных композиторов.

· Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Примерная программа академического концерта

1. Й. Мерц. Адажио.

2. Р. Де Видаль. Простые вариации на тему испанской «Фолии»

3. Н. Богословский. Темная ночь.

 

1. Гомес. Романс.

2. Ф. Карулли. Сицилиана.

3. Д. Каччини. Ave Maria.

Четвертый класс

· Двух-, трехоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы аппликатурой А. Сеговии, хроматические гаммы во всех позициях, освоение VIII, X, XII позиций грифа гитары. Гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами.

· Владение всеми видами арпеджио в подвижных темпах. Освоение скользящего удара, искусственных флажолет (октавных), мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato.

· Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приема звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику.

· Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала, знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов.

· Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации).

· Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

Примерная программа академического концерта

1. Ф. Карулли. Рондо.

2. В. Калинин. Прелюдия.

3. рнп «Ах ты, душечка». Обр. А. Иванова-Крамского.

 

1. Н. Паганини. Сонатина.

2. рнп «Я на камушке сижу». Обр. А. Иванова-Крамского.

3. А. Петров. Я спросил у ясеня.

Пятый класс

· Все мажорые, минорные, хроматические гаммы во всех пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами.

· Закрепление всех пройденных позиций, всего грифа гитары.

· Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники. Освоение приема тамбурин.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники.

· Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики.

Примерная экзаменационная программа

1. М. Джулиани. Соната № 2

2. рнп «Тонкая рябина». Обр. Е. Ларичева.

3. Каркасси М. Этюд e-moll. Ор.60

4. Ю. Шилин. Испанский танец.

 

1. Вайс С. Л. Чакона. Редакция П. Иванникова

2. Морено-Торроба. Фандангильо.

3. Каркасси М. Этюд D-dur. Ор.60

4. Рнп «Ох, болт, что болит». Обр. М. Высоцкого

Шестой класс

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.

Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.

Примерная экзаменационная программа

1. Бах И. С. Прелюдия. Из сюиты № 2 для лютни

2. Ф. Карулли. Этюд a-moll.

3. Ю. Шилин. Волны Испании.

4. К. Сидорович. Однозвучно гремит колокольчик. Обр. Е. Теплякова.

 

1. Персел Г. Сюита a-moll. Переложение П. Иванникова.

2. Лауро А. Мария Каролина. Венесуэльский вальс.

3. Таррега Ф. Этюд E-dur

4. Украинская народная песня «Садок вишневый». Обр. Е. Теплякова.

Экзаменационные требования

Технический зачет

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Упражнения,

· Этюды,

· Гаммы и арпеджио,

· Музыкальные термины:

1, 2 классы – динамические оттенки,

3 класс – основные обозначения темпов,

4 класс – характер исполнения произведений.

Зачет по творческим навыкам

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Самостоятельно выученное произведение,

· Чтение нот с листа,

· Подбор по слуху,

· Исполнение аккордовых последовательностей. Транспонирование аккордовых последовательностей.

Академический концерт

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.

Выпускной экзамен

1. Произведение крупной формы:

· Концерт (I ч. или II и III части);

· Соната (I ч. или II и III части);

· Вариации.

2. Полифония:

· Части из танцевальных сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и др.

· Фуги, фугетты.

3. Произведение старинной музыки.

4. Оригинальное произведение (произведение, написанное для гитары).

5. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.

6. Виртуозная пьеса или концертный этюд.

7. Произведение современного композитора.

8. Ансамбли.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, учени


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.