Средствами туристско-краеведческой деятельности» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Средствами туристско-краеведческой деятельности»

2019-08-07 238
Средствами туристско-краеведческой деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 621 Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект туристско-краеведческого, топонимического похода с экспедиционным заданием в

«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

(Пушкинский Заповедник)

Разработчики:

  Гурылева Ирина Ивановна

учитель физической культуры

высшей категории

ГБОУ школы № 621 Санкт-Петербурга,

Кучеров Константин Анатольевич

учитель физической культуры

первой категории

ГБОУ школы № 621 Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018


Содержание

 

1. Введение                                                                                                  3

2. Пояснительная записка                                                                 5                                                                           

3. Экспедиция                                                                                    7

4. Лист учета проведения экскурсий для доброхотов                              8

5. Маршрутный лист                                                                         9

6. Топонимико-краеведческие, природные и историко-

культурные особенности территории государственного

музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское»                               11

7. О доброхотском движении в пушкинском заповеднике                       12

8. Положение о доброхотах                                                              22

9. Музей-усадьба «Михайловское»                                                           27

10. Музей-усадьба «Тригорское»                                                     35

11. Музей-усадьба «Петровское»                                                     43

12. Музей «Пушкинская деревня» и «Музей-мельница в д. Бугрово»    51

13. Святогорский Свято-успенский монастырь и

некрополь Ганнибалов-Пушкиных                                                            57

14. Научно-культурный центр                                                          61

15. Старинные городища                                                                  65

16. Изборск                                                                                                 74

17. Псково-Печерский монастырь                                                    84

18. Список литературы                                                                               91

19. Техническое описание похода с экспедиционным заданием     92

20. Приложение 1, 2                                                                          110

ВВЕДЕНИЕ

Слышали ли вы, как шумят Михайловские рощи? Видели ли вы, как прекрасна земля под названием Пушкиногорье? Чувствовали ли вы неповторимый аромат лугов и смешанных лесов, когда, охваченные желанием окунуться в животворящую прохладу реки Сороти, бежали в жаркий июльский день после работы туда, где почти 200 лет назад искал приюта, спокойствия и вдохновения Александр Сергеевич Пушкин?

Именно сюда вот уже десять лет подряд выезжаем мы, учащиеся 621 школы, с целью поработать на благо заповедника - Михайловского, Тригорского, Петровского и поучаствовать во всероссийском движении доброхотов. Доброхоты - это люди, которые по доброй воле приезжают сюда и вносят свой посильный вклад в дело развития и процветания Пушкинского заповедника.

Наше пребывание в заповедном краю - это не только романтические посиделки у костра, ночевки в палатках, веселая и приятная работа на уборке сена. Это и стремление узнать как можно больше о жизни и творчестве А.С. Пушкина, окунуться в ту атмосферу, подышать тем воздухом, пройти по тем тропинкам, по которым гулял, будучи в изгнании, великий поэт.

В Пушкинских горах мы не только развиваемся интеллектуально, но и учимся жить большой дружной семьей, где у каждого свои обязанности, своё стремление проявить себя с самой лучшей стороны. Наша летняя поездка носит характер экспедиции, значит, мы ставим определенную цель. Например, в прошлом году и нынешнем мы изучали топонимику края. Далеко не все знают, почему Михайловское называется Михайловским, а Тригорское - Тригорским. Петровское, Бугрово, Кириллово, Козляки - у каждого населенного пункта своя история названия.

Дни, проведенные в заповеднике, запомнятся надолго. Для безделья времени нет: то мы играем по станциям, то проводим спортивные мероприятия, то участвуем в конкурсах и играх на сплочение команды, то устраиваем творческие встречи с интересными людьми Пушкиногорья, то отрабатываем навыки туртехники. Где уж тут заскучать!

С каждым годом нас становится все больше: это и бывшие ученики, нынешние студенты, это и учащиеся с 1 по 11 класс, это и родители. Все в одной связке!

В таких поездках бывает много нового и неожиданного. На весь год хватит впечатлений. Новыми были также велосипедные круизы по Пушкиногорью.

Вот так и пролетели эти незабываемые дни! А впереди - ожидание новых поездок и впечатлений.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель данной разработки: в условиях экспедиции закрепить теоретические знания растительного и животного мира Ленинградской области и практические навыки полевых исследований.

 

Ожидаемые результаты:

Личностные:

§ понимание необходимости бережного отношения к природе как индивидуальной и общественной ценности;

§ ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения.

§ развитие наблюдательности, способности к систематизации и обобщению;

§ направление усилий на достижение социально значимых целей.

Метапредметные:

§ познавательные: применение теоретических знаний на практике;

§ развитие коммуникативных действий: умение принимать участие в нормировании отношений в группе;

§ регулятивные действия: умение включаться в общую для группы работу и не бросать ее до завершения, самоконтроль физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки.

Предметные:

§ владение терминологией (названия минералов, горных пород, ископаемой фауны, наименование инструментов и инвентаря, используемого в экспедиции);

§ умение определять в полевых условиях ископаемую фауну и горные породы;

§ формирование практических умений и навыков, необходимых в туристском походе (ориентирование на местности, работа с компасом и картой, умение обращаться с геологическими инструментами, поставить палатку, собрать рюкзак, развести костер, приготовить еду и другое)

 

§ Формы и методы определения результативности:

§ Каждый участник экспедиции ведет свою собственную полевую книжку. Правильное ведение полевой документации – очень важная часть исследовательской работы учащихся.

§ Содержание материала индивидуально и зависит от интересов участника.

§ Оценка практических навыков осуществляется методом педагогического наблюдения по критериям: полевые навыки, сотрудничество, самоконтроль.


Экспедиция

Цель экспедиционного задания: изучение топонимических, природных и историко-культурных  особенностей территории заповедника «Михайловское» и прохождение степенного радиального туристического маршрута по усадьбам и достопримечательностям Пушкинского заповедника.

Задачи:

1) изучение топонимики края

2) определение линии познавательного маршрута, мест привалов, ночёвок с учётом обеспечения безопасности;

3) описание природных и культурных достопримечательностей, имеющих познавательную, эстетическую, историческую, экологическую ценность,

4) изучение картосхемы тропы;

5) совершенствование техники туризма и спортивного ориентирования в условиях полевого сбора;

5) подготовка творческих работ учащихся на основе собранных материалов; оформление материалов экспедиции для использования на уроках и во внеурочной деятельности.

6) подготовить материалы экспедиции для использования на уроках, а также во внеурочной деятельности.

 

 

 



 


Топонимико-краеведческие, природные и историко-культурные особенности территории государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское»

В истории отечественной культуры музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и посёлок Святые Горы известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. Места любимые и воспетые им. Ещё при жизни Пушкина сельцо Михайловское воспринималось как его поэтическая родина, место творческого преображения. Годы ссылки, 1824—1826, стали важным этапом в творческой биографии Пушкина, способствовали его становлению как величайшего национального поэта. На древней псковской земле окреп и расцвел его гений. Вблизи «милого предела» Пушкин завещал себя похоронить. Здесь, у алтарной стены Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, в четырёх верстах от Михайловского, покоится его прах.

 


О ДОБРОХОТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ПУШКИНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

 

Ежегодно в Пушкинский Заповедник приезжают школьники и студенты вместе со своими педагогами, наставниками, чтобы оказать посильную трудовую помощь по сохранению историко-культурного и природного наследия.

Доброхотство зародилось в середине XX века по инициативе директора Пушкинского Заповедника С. С. Гейченко. Семен Степанович был творческим человеком, грамотным музейщиком, исследователем, писателем, историком, литературоведом, ярким рассказчиком. Своим примером он пробуждал во многих желание следовать за ним по пути к Пушкину. Именно Гейченко однажды назвал сам факт встречи молодых людей с Пушкиногорьем «Пушкинской прививкой». До сих пор это определение не утратило своей силы и глубины. Он же ввел понятие доброхотства, ссылаясь на толкование этого слова в словарях В. Даля и С. Ожегова.

Доброхот – доброжелатель, радетель, радушник, делающий добро, желающий кому-то добра, благотворительствующий (В. Даль)
Доброхотный (поступок) – добровольный, совершаемый по собственному желанию.
Доброхот – доброжелатель, человек добровольно участвующий в чем-либо (С. Ожегов)

Целью Гейченко было воспитание и развитие юной личности в процессе работ по сохранению объектов культурного и природного наследия, поэтической красоты Пушкиногорья. Он смог по крохам собрать и объединить благородные порывы, порой индивидуально находя путь к сердцу каждого, кто хотел бы оказать помощь. Принципы, заложенные им в «памятке паломнику», остаются актуальными и по сей день, именно они позволили энтузиастам паломникам сплотить молодежь в команды, которые оказывают неоценимую помощь музею-заповеднику.

В своих публикациях С. С. Гейченко так писал о доброхотах: «Живя и работая на природе, воспетой Пушкиным, человек видит вокруг себя красоту, простоту, ясность, сердечность. И он преображается. В душу его приходит покой и мир. Смиряется её тревога, и видится счастье. Ведь места эти обладают магическим действием, здесь человек находит своеобразные рецепты радости бытия. Здесь ключ к пониманию того, почему неуклонно растет паломничество в эти святые места, почему растет число доброхотов. Особенно чудесен труд детей-школьников... Какой-то особенной любовью любят они Пушкина. Он с ними с детства. Он учит их слову, речи, литературе, искусству. Он учит их любви к отечеству, родной земле, природе. В благодарность за труд научные сотрудники заповедника читают ребятам лекции, проводят экскурсии, беседы, совершают прогулки по памятным местам, местам боевой славы Пушкиногорья (С. С. Гейченко «Завет внуку»).

Наиболее массовый порыв доброхотства наблюдался в конце 1980-х годов, когда на призыв Гейченко по радио и телевидению откликнулись сотни людей и стали приезжать со всех концов страны в Пушкиногорье, чтобы поработать на благо заповедника. Разнообразен перечень доброхотских деяний. Среди них перевозка из Михайловского и подъем на колокольню Святогорского монастыря колоколов, осуществленный помощниками – москвичами, под руководством Марка Михайловича Баринова, возглавившего впоследствии Государственный литературный музей А. С. Пушкина (Москва); реконструкция земляного грота, дернового дивана, садовой беседки в парке Михайловского доброхотами из Эстонии; кладка каменной ограды вокруг Святогорского монастыря, выполненная студентами химфака МГУ, и многое другое.

 

Ведущими в движении доброхотов всегда были и остаются детские коллективы и студенчество. География российских территорий, откуда приезжают доброхоты велика: Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, Псков, Пермь, Кунгур, Набережные Челны, Киров, Петрозаводск, Нижий Тагил, Выборг, пос. Языково и др.

С каждым годом в движение включаются все новые люди, завязываются крепкие контакты. В 2005 году был выпущен памятный значок доброхота. На зеленом фоне значка изображена рука бережно выпускающие пушкинскую цаплю – зуя, исторически давшую имя сельцу Зуево, будущему Михайловскому. Это изображение символизирует бережное отношение к многовековому историческому и природному наследию.

Значком «Доброхот» отмечаются те, кто безвозмездно работал на территории заповедника хотя бы один раз.

 

Сейчас, как и много лет назад, доброхоты выполняют широкий спектр работ в музее-заповеднике: уход за парками, работа на сенокосе, полив цветников, очистка Михайловских рощ пойменных лугов р. Сороть, озер Кучан и Маленца от бытового мусора. Наиболее опытным и взрослым отрядам поручается работа, требующая определенной квалификации. Так силами отряда из Ивано-Франковска на месте Воскресенской церкви в деревне Воронич была возведена часовня во имя Воскресения Христова, волонтерами-зеленоградцами выполнены каменные отмостки у стен Святогорского монастыря, а так же кладка бордюров дорожек и клумб.

Основной задачей доброхотства является приобщение подрастающего поколения к сохранению исторического и культурного наследия, формированию исторической памяти, чувства патриотизма посредством трудовой деятельности на музейных объектах, в результате которой формируется активная жизненная позиция, эмоциональное отношение к положительным сторонам действительности, воспитание в детях уникальными средствами музейной среды бережливого отношения к памятникам истории и культуры.

Находясь в местах тесно связанных с именем А. С. Пушкина, выполняя различные работы в заповеднике, учащиеся проникаются уважением к этим местам, желанием узнать как можно больше о жизни и творчестве поэта, его предках и потомках, судьбе музея в разные временные периоды, а так же об истории Пушкиногорья.

С 1998 по 2005 гг. года в Пушкинском Заповеднике были возобновлены археологические исследования в рамках программы воссоздания исторического ландшафта Пушкинского уголка. Руководил ими С. В. Белецкий – доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства, кафедры музееведения. В 1999-2001 гг. работы проходили на месте усадьбы Воскресенское, принадлежавшей в конце XVIII века Исааку Ганнибалу, младшему сыну арапа Петра Великого. В 1998 г. и с 2002 по 2004 гг. археологические изыскания велись на городище Воронич, возле усадьбы Тригорское. Основная цель проводимых раскопок – выявление возможностей воссоздания на городище той застройки, которая существовала в пушкинское время. Теперь на Ворониче возвышается величественная Церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Храм восстановлен, действует и радует взоры экскурсантов и жителей Пушкиногорья.

Творческая деятельность доброхотов разнообразна и включает в себя несколько направлений:

· научно-исследовательскую деятельность – написание исследовательских работ по различным направлениям – литературно-филологическому, эколого-биологическому, историко-краеведческому;

· организацию межотрядных мероприятий – спортивных праздников, викторин, концертов, конкурсов, игр, спектаклей;

· организацию мероприятий внутри отрядов – открытие и закрытие лагеря, торжественные линейки, награждения, вечерние «посиделки у костра» с обсуждением событий дня, реконструкцию старинных обычаев, для чего необходимы этнографические знания.

 

 

Ежегодно в Пушкинском Заповеднике проводятся доброхотские конференции. Первая международная научно-практическая конференция доброхотов состоялась 10-14 декабря 2001 года. С тех пор каждый год в начале декабря в Пушкинских Горах собираются представители отрядов, побывавших в музее-заповеднике в течение летнего сезона. От принимающей стороны в конференциях участвуют руководители и специалисты структурных подразделений, организующих и курирующих пребывание доброхотов в музее-заповеднике. В ходе конференций доброхотов отдельные разрозненные отряды доброхотов объединились в Доброхотское движение, сформирован механизм саморегулирования: создан Совет движения, в который вошли руководители наиболее опытных отрядов, разработано «Положение о доброхотах», принята символика движения.

Во время пребывания доброхотов в музее-заповеднике их жизнь тесно соприкасается с направлениями работы хранителей усадеб и различных отделов и служб музея-заповедника. На сегодняшний день координатором доброхотства является отдел просветительной и музейно-образовательной деятельности, руководитель отдела Т. Л. Кононова.


ПОЛОЖЕНИЕ О ДОБРОХОТАХ

I. Общие положения

Движение доброхотов является одной из форм работы музея-заповедника посредством приобщения широкого круга людей к сохранению культурно-исторических ценностей этих святых для каждого россиянина Пушкинских мест. Доброхотом может стать человек или группа людей (не моложе 13 лет), пожелавших безвозмездно и бескорыстно потрудиться на благо процветания Пушкиногорья. Звание «доброхот» присваивается волонтеру после первого приезда на работу в музей-заповедник: вручается значок, подтверждающий это звание и позволяющий бесплатно посещать экскурсии, лекции и прочие культурно-массовые мероприятия, проводимые музеем-заповедником на собственной базе, за исключением контрактных концертов и выступлений.

Во избежание стихийности потока доброхотов и для результативности их пребывания установлены следующие

ПРАВИЛА:

1. В течение года между доброхотами и музеем поддерживаются отношения с использованием современных средств связи и возможностей Интернета, одним из результатов которых является сверстанный план пребывания доброхотов летом текущего года и создание информационных страниц на сайте музея-заповедника о пребывании доброхотов по итогам прошлого года.

2. Командирам отрядов до 20 апреля текущего года представить в Заповедник заявки с указанием пожеланий о приблизительных сроках заезда, численности участников, перечнем предполагаемых мероприятий с выходом на другие отряды и требующих координации с планом работы Заповедника, исключив из «ключевых дат» заезда и отъезда понедельники и вторники, являющиеся выходными днями в Заповеднике.

3. Палаточный лагерь должен располагаться в отведенном месте на одной из специальных стоянок, которая определяется на усмотрение сотрудников отдела охраны историко-культурных территорий.

 

II. Права и обязанности

Доброхоты имеют следующие права:

· официально носить звание «доброхот» после первого приезда;

· организованно проживать на специально выделенной территории музея-заповедника;

· участвовать в работах музея-заповедника по уходу за мемориальными усадьбами, памятниками природы, истории и культуры;

· при наличии «Листа бесплатного экскурсионного обслуживания» или в период работ в музее-заповеднике бесплатно посещать экскурсии, лекции и прочие мероприятия общественного характера, проводимые музеем-заповедником на собственной базе, за исключением контрактных концертов и выступлений;

· пользоваться при проживании и работе в музее-заповеднике инвентарем и оборудованием, предоставляемым музеем-заповедником;

· участвовать в целевых общественных мероприятиях музея-заповедника, культурно-массовой и просветительной работе;

· представлять, по договоренности с музеем-заповедником, его интересы по месту жительства или учебы, связанные с экскурсионно - туристической деятельностью.

 

 


Доброхоты обязаны:

· свое пребывание в музее-заповеднике осуществлять в порядке организованном и определенном на основании Устава музея-заповедника и настоящего положения;

· бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, а также имуществу музея-заповедника;

· считать приоритетным участие в работах музея-заповедника в тех направлениях деятельности, которые будут предложены его администрацией

 

III. Ответственность

Взаимная ответственность во взаимоотношениях музея-заповедника и доброхотов, в случае необходимости, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

IV. Взаимоотношения и связи

Во время пребывания доброхотов в Пушкинском Заповеднике их жизнедеятельность тесно соприкасается с направлениями работы: хранителей усадеб, научно-просветительного отдела, отдела охраны историко-культурных территорий, отдела эксплуатации музейных объектов, отдела сервисного обслуживания, природно-ландшафтной службы, экскурсионно-туристской службы, службы музейной безопасности.

 

V. Организация работы

Организацией работы с группами доброхотов в музее-заповеднике занимаются хранители музеев-усадеб, отдел просветительной и музейно-образовательной деятельности, главный хранитель музейных лесов и парков.

1. На службу музейной, экскурсионной и методической работы возлагается организация экскурсионного обслуживания отрядов.

2. На отдел просветительной и музейно-образовательной деятельности возлагаются обязанности: по организации размещения и быта доброхотов на территории заповедника; по организации встречи, приезда и отъезда групп; по организации трудовой и научной деятельности отрядов; по организации и проведению ежегодных научных конференций доброхотов; поощрение и награждение памятными сувенирами музея-заповедника; по организации и проведению выставок работ доброхотов.

3. На службу просветительной и выставочной работы возлагается показ временных выставок, проходящих в музее-заповеднике.

4. На службу музейной безопасности возлагается: организация помощи лагерям доброхотов в случаях чрезвычайных ситуаций во время пребывания на территории музея-заповедника; организация инструктажа по правилам противопожарной безопасности, охране труда, ГО и ЧС.

5. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при проведении работ возлагается на руководителя группы.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.