Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 316 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Актуализация эмоционального опыта
Прием используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка чувства и переживания, которые он испытал когда-то, необходимые для понимания и принятия им тех нравственных ценностей, о которых идет речь.
А
Вспомните о том случае в вашей жизни, когда вы обидели близкого вам человека, и вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
А теперь вспомните другую ситуацию: вы просили прощение, но вас не простили. Какие чувства и мысли у вас были?
Б
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях поступка. Вспомните о своих ощущениях после этого и расскажите.
Активизация эмоциональной памяти и повторного чувства обязательно должна сопровождаться рефлексией своих эмоциональных состояний и анализом их.
Визуализация
Прием, основанных на создании внутренних образов в сознании человека, т.е. активизации воображения с помощью слуховых, зрительных ощущений. Визуализация помогает человеку развить его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытывал когда-то, вместе с тем вносить изменения в свои чувства и мысли. Для использования этого приема необходимо создать ситуацию погружения человека в свой внутренний мир, что достигается с помощью релаксации (психического и физического расслабления) и концентрации (сосредоточения).
Упражнение на растворение чувства обиды
Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите образ. Скажите себе следующие слова: «Перед моим внутренним взором появляется человек. Повторите это еще раз. Затем: «Образ становится более четким». «Образ стоит передо мной». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что –то хорошее, то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в своем представлении, а потом пусть он исчезнет.
А теперь поставьте, на эту сцену себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. РРастворяются темные облака накопленной обиды, она уходит….Открываем глаза.
А теперь давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения.
Символический рисунок
Чем младше дети, тем важнее, чтобы возникающие в их сознании мысли, чувства были зафиксированы в образной форме на бумаге. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять им и выразить свой внуренний мир, осознать сущность многих явлений.
Цветопись
Раздайте детям корточки с заранее написанными чувствами, Например: радость, счастье, покой, грусть, тоска, тревога и т. д.
Попросите назвать и нарисовать цвета, которые ассоциируются у них с этими чувствами.
Измените задание. Раздайте детям карточки с разными цветами и попросите их определить чувства, с которыми у них ассоциируются эти цвета.
Таким образом можно выявить самый радующий, успокаивающий, волнующий, тревожащий и т.д. цвета данной группы детей и составить цветовую гамму, отражающую различные эмоциональные состояния.
Дневник настроения
На основе созданной совместно с детьми цветописи можно на каждом уроке вести дневник настроения, который заполняется в начале и конце урока. Он дает возможность учителю получить обратную связь о результативности занятия, создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивает внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей.
Месяц |
|
| |||||||
Дата урока | |||||||||
В начале урока | |||||||||
В конце урока |
Клетки закрашиваются фломастером или цветным карандашом в соответствии с настроением ребенка тем цветом, которой принят группой, или на основе цветовой гаммы, предложенной учителем: радость –красный, приятное – желтый, спокойное – зеленый, грустное голубой, тревожное – фиолетовый, мрачное – черный, трудно сказать – белый.
Тестирование.
Приемы организации игрового взаимодействия.
Игра – драматизация
Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой – разыгрывание какой –либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей.
Игра – загадка
Детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившийся ситуации.
Например, ученик проходит мимо двух учительниц и громко здоровается со своим классным руководителем: «Здравствуйте, Вера Григорьевна».
После анализа допущенной ошибки ситуация разыгрывается в исправленном виде.
Игровое моделирование
(Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора)
Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Разыгрывание ситуации позволяет не только диагностировать уровень нравственного развития ребенка, но и стимулирует его самопознание, требует от исполнителя самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа, а также других участников игрового взаимодействия, что развивает способность к эмпатии и взаимопониманию, основанному на сопереживании другому человеку.
Пример 1. Разыгрывается ситуация: вы – отец, а вы сын, возвратившийся домой на час позже, чем обещал родителям. Играйте.
Пример 2. Разыгрывается ситуация: вы – врач, ваш пациент безнадежно болен. Как вы сообщите ему, что его болезнь не излечима. Играйте.
Пример 3. Разыгрывается ситуация: Воскресенье. По телевизору должна идти передача, которую вы любите. Но мама просит в это время погулять с младшим братом. Разыграйте ситуацию.
Один из вариантов использования данного приема – когда игровая ситуация задается каждому игроку отдельно на карточке, а другой ученик с ним не знаком. Например: Разыгрывается встреча двух друзей. Один играет человека, который очень рад встрече. Другой – человека, который взял у приятеля какую – то вещь и не вернул ее, то есть встреча для него нежелательна. После проигрывания ситуации зрители анализируют поведение участников игры и определяют, чем вызвано их поведение.
Игра с последующей рефлексией
Игры, позволяющие создать ситуации приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний. Рефлексия в данном случае является важнейшим и необходимым этапом, завершающим игру, так как именно она обнаруживает у детей нравственный смысл игровой деятельности и приводит их к собственным выводам и открытиям.
Игра «Слепой и поводырь»
Участники разбиваются на две группы. Один из них исполняет роль слепого, а другой «поводыря». Поводырь водит в течении 3 минут своего партнера с завязанными глазами по комнате: представляет возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижений и т.д. Затем меняются ролями. Затем рассаживаются по своим местам, и ведущий просит каждого отрефлексировать свои ощущения в роли слепого и поводыря.
Игра «Моющая машина»
Чтобы ученики могли прочувствовать смысл и необходимость доброжелательного отношения друг к другу, а затем потренироваться в в выражении добрых чувств по отношению к другим, предлагаем им выстроиться в две параллельные шеренги лицом друг к другу и представить, они моющая машина, через которую пройдет каждый играющий. Задача «машины» - «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его радостным и счастливым. Для этого можно похлопать его по плечу, взять за руку, сопровождая свои действия совами похвалы, одобрения, при любом грубом движении или слове машина ломается.
Провести обсуждение после игры.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!