Функции трудового воспитания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Функции трудового воспитания

2019-08-07 502
Функции трудового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Внешние функции направлены на развитие трудовых умений и навыков, способов творческой деятельности, умений общения и взаимодействия.

2. Внутренние функции направлены на формирование мотивов трудовой деятельности, на воспитание устойчивого интереса к трудовой деятельности определенного вида и формирование потребности в творческом труде.

Направления трудового воспитания:

1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

2. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке; восстановление исторических памятников.

3. Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире уюта и удобств. Трудятся на приусадебных участках, оказывают помощь по хозяйству.

Самообслуживающая деятельность учащихся в школе-интернате  включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы. Дети привлекаются к самообслуживанию и во внешкольных учреждениях, где они занимаются в студиях, секциях, кружках, а также в различных детских оздоровительных лагерях.

Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе.

В учебном процессе трудовое воспитание находит отражение в федеральном, национально-региональном и школьном компонентах государственного образовательного стандарта.

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов предполагает введение в процесс обучения школьников предмета «Технология». Характерными особенностями учебного предмета «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей;

- умение взаимодействовать в процессе трудовой деятельности.

Формы трудового воспитания:

1. Школьные – уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные класса, школы).

2. Внешкольные – кружки, трудовые десанты, выставки декоративно-прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально-значимых проектов в области трудового воспитания.

Методы трудового воспитания:

- методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;

- методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.

Этапы трудового воспитания

Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

I этап (1-4 кл.)

Цель трудового воспитания младших школьников - воспитание интереса к труду, дисциплинированности, потребности в оказании помощи; формирование трудолюбия, коллективизма. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- интерес к труду взрослых, разным профессиям; понимание значения трудовой деятельности;

- бережное отношение к результатам труда людей;

- положительное отношение к труду, формирование умений доводить работу до конца;

- соблюдение правил поведения в школе и вне ее, выполнение порученного дела;

- формирование умений работать в коллективе;

- бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.

Учебный труд является основным для учащихся начальных классов. На занятиях, носящих преимущественно познавательный характер, учитель совершенствует и углубляет знания, полученные учащимися на уроках труда.

В педагогической практике встречаются следующие виды общественно-полезного труда учащихся начальных классов:

- ремонт книг;

- изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных дидактических игр;

- благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая, коридоры, вестибюль и пр.), выращивание комнатных цветов, изготовление украшений к Новому году; работа на пришкольном участке, в школьном дворе.

В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке классе, дежурстве по школьной столовой; следят за сохранностью мебели, помещений; контролируют внешний вид.

Интерес учащихся к творческому труду стимулируется в процессе занятий объединения декоративно- прикладного творчества «Бумажная сказка»

II этап (5-9 кл.)

Цель трудового воспитания в подростковом возрасте – это создание благоприятных педагогических условий для формирования мотивов трудовой деятельности, развитие активности подростков. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- углубление познавательных интересов в процессе трудовой деятельности;

- развитие культуры труда, ответственности за свой труд;

- формирование трудового опыта в применении полученных знаний для решения задач в социальной сфере класса, семьи, общества.

В учебном труде при изучении основ наук, через организацию факультативных занятий, рассчитанных на углубленное изучение теоретических и политехнических основ трудовой подготовки формируется профессиональный интерес к трудовой деятельности определенного вида. Реализации принципов активности, творческого характера труда способствует организация работы кружков и секций по интересам. В процессе обучения формируется трудовая активность подростков, проявляющаяся в интересе к занятиям трудом, самостоятельности в выполнении трудовых заданий, стремлении к качественному их выполнению, к совершенствованию культуры труда.

Самообслуживание и общественно-полезный труд включает в себя:

- уборку помещений;

- изготовление наглядных пособий;

-оказание социально-трудовой помощи инвалидам, ветеранам, престарелым;

- организация работы на пришкольном участке;

- проведение экологических мероприятий;

- организация КТД, проведение праздников для младших школьников.

Развитию трудовых навыков способствует деятельность кружков. Производительный труд реализуется через участие подростков во временном трудоустройстве на период каникул.

III этап (10-11 кл.)

Цель трудового воспитания в старшем школьном возрасте – это формирование потребности в активном творческом труде на пользу обществу.

Задачи трудового воспитания старшеклассников:

- усвоение системы знаний о различных сферах трудовой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения трудовой роли человека;

- формирование умения анализировать и оценивать свою трудовую деятельность;

- воспитание творческого отношения к труду для решения задач в социальной сфере в классе, семье, обществе;

- вовлечение старшеклассников в многообразную трудовую практику.

Учебный труд старшеклассников характеризуется исследовательской и поисковой активностью. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В исследовательском обучении выделяют такие виды деятельности, как проектирование и исследование.

Принципиальное методическое и педагогическое значение в трудовом воспитании старшеклассников имеют межпредметные связи, которые позволяют объединить усилия учителей в получении учащимися различных учебных знаний и использование этих знаний в практической трудовой деятельности.

Для организации трудового воспитания школьников характерна интеграция общественно-полезного труда  и самообслуживания, которые реализуются через следующие формы:

- организация социально-значимых проектов в области трудового воспитания;

- трудовые десанты с целью благоустройства села;

- организация волонтерской деятельности;

- работа по восстановлению памятников и мемориалов;

- проведение экологических мероприятий.

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению личностью своих учебных и общественно-трудовых обязанностей в совместной деятельности.

Компоненты трудовой готовности:

1. Мотивационный – система мотивов трудовой деятельности, интерес к труду, способность к выполнению деятельности определенного рода; способность к взаимодействию в труде.

2. Содержательный – совокупность базовых знаний, умений и навыков в области труда.

3. Оценочный – самоанализ, самооценка, самокоррекция.

Исходя, из компонентов трудовой готовности выделяется диагностический компонент. Основу диагностического компонента составляют уровни и критерии трудовой воспитанности.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.