Взаимодействие детей и взрослых в реализации программы трудового воспитания — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Взаимодействие детей и взрослых в реализации программы трудового воспитания

2019-08-07 144
Взаимодействие детей и взрослых в реализации программы трудового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с планом модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Особое значение в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. Целью предпрофильной подготовки должно стать формирование у школьников реалистического самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию школьниками обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения. Необходима специальная разработка мероприятий предпрофильной подготовки и воспитания трудовой мотивации. Такими мероприятиями могут стать специальные занятия по профессиональной ориентации учащихся, групповая психологическая диагностика, индивидуальное профессиональное консультирование, организация экскурсий на трудовые предприятия и в учреждения профессионального образования, организация различных конкурсов, призванных активизировать осознанный интерес старшеклассников к профессиональному труду.

Формирование трудовой мотивации не возможно без «пробы сил» молодёжи, без погружения в процесс трудовой деятельности, поэтому актуальным становится содействие занятости путём организации специальных рабочих мест для подростков и молодёжи. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи.

Основные направления и формы работы в реализации программ трудового воспитания:

1. Информирование (учащихся, их родителей, педагогов) о мире профессий в целом и основах профессионального выбора:

- общие знания о подразделении мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

- информация об отдельных профессиях или группах профессий; о требованиях профессии к человеку и профессионально важных качествах;

- информирование об основах выбора профессии, в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, об ошибках в выборе профессии.

- знакомство с социально-экономическими потребностями общества, перспективами развития местного рынка труда, и потребностями предприятий в трудовых ресурсах.

- информация о системе образования в России и путях получения профессий.

2. Повышение уровня профессиональной зрелости учащихся:

- содействие в изучении личностных качеств учащихся, их возможностей заниматься избранной деятельностью.

- развитие способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию;

- формирование адекватного «образа Я», активизация процесса самопознания;

- приобретение умений, необходимых в выборе профессий; развитие умений принимать решения.

3. Формирование личного профессионального плана учащейся молодёжи:

- диагностика способностей и наличия интересов и склонностей учащихся к определённым видам профессиональной деятельности;

- развитие умения реалистично планировать свою профессиональную жизнь;

- индивидуальная помощь учащимся, имеющим серьёзные затруднения в выборе профессионального пути.

4. Содействие молодёжи в выборе образовательного и профессионального пути, содействие занятости.

- знакомство с профессиональными образовательными учреждениями региона;

- знакомство с многообразием предприятий местного региона;

- организация ярмарок трудовых вакансий для подростков и молодёжи по месту жительства.

5. Мониторинг профессиональных планов, жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.

- Создание условий осознания учащимися собственных жизненных ценностей;

- Активизация процесса профессионального самоопределения;

6. Экскурсии на предприятия города, поселка.

Цели: Знакомство учащихся с особенностями местного рынка труда, особенностями трудового процесса на предприятиях различного профиля. Создание условия для более глубокого изучения учащимися содержания и условий труда в различных профессиях. Развитие способностей учащихся к совершению осознанного профессионального выбора, содействие трудовому воспитанию.

8. Экскурсии в учреждения профессионального образования города.

Цели: Содействие развитию связей между средними и профессиональными образовательными учреждениями города в целях обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием. Организованное знакомство учащихся старших классов с особенностями местных учреждений профессионального образования. Активизация процесса профессионального самоопределения.

9. Смотр - конкурс наглядной агитации «Куда пойти учиться»

Цель: Углублённое знакомство учащихся школ с образовательными заведениями города, района. Активизация выработки профессионального плана выпускниками школ.

10. Выступления на родительских собраниях по проблемам профессиональной ориентации молодёжи.

Цель: Повышение уровня психологической компетенции родителей, обеспечение их информацией об основах выбора профессии, в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, о потребностях рынка труда в регионе.

11. Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся и содействие трудовому воспитанию.

- Профориентационно-диагностические занятия с учащимися старших классов.

- Активизирующая групповая диагностика профессиональных намерений и жизненных планов учащихся выпускных классов.

- Индивидуальные профориентационные консультации. Компьютерная диагностика.

- Муниципальные конкурсы профессиограмм.

- Социально-психологический тренинг профессионального самоопределения «Секреты выбора профессии».

Большую роль в трудовом воспитании по месту жительства могут играть возрождение и распространение практики трудовых отрядов и производственных бригад учащихся. Трудовой отряд создается в целях трудового воспитания несовершеннолетних граждан.

Деятельность Трудового отряда направлена на решение следующих задач:

- трудовое воспитание несовершеннолетних граждан трудоспособного возраста в свободное от учебы время;

- благоустройство и озеленение школы и села.

Сроки и этапы реализации

На первом этапе реализации программы (2014-2015 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей трудового воспитания по отдельным направлениям деятельности, их апробацией.

На втором этапе (2015-2017 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают создание инфраструктуры воспитательного процесса на основе практического участия обучающихся в полезной деятельности и совместного труда детей и взрослых в школе и по месту жительства, направленной на решение задач развития системы образования. Второй этап нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования трудового воспитания.

На третьем этапе (2018 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам, и влияние программных мероприятий на состояние системы трудового воспитания.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.