Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-08-07 | 391 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теория социального партнерства — одна из разновидностей теории «классового сотрудничества». Идеи «классового сотрудничества» были выдвинуты в трудах Дж.С.Милля, Ж.Сэя, Ф.Бастиа и др. По их мнению, «социальная гармония» классовых интересов основывалась на теории факторов производства, согласно которой в создании стоимости, общественного богатства в равной мере участвуют труд и капитал.
В конце XIX в. – начале XX вв. были широко распространены концепции «социальной гармонии», «ассоциации между трудом и капиталом», «участия в прибылях» и т.д. Характерной чертой всех этих теорий была идея патернализма.
В 1950-е гг. теория социального партнерства получила свое дальнейшее развитие в концепции «индустриального общества», выдвинутой Р.Ароном, Дж.Гэлбрейтом, Ф.Перру, Р.Дарендорфом и др. Согласно этой концепции в условиях научно-технической революции капитализм исчезает и уступает место «индустриальному обществу», «смешанной экономике», а рабочий класс превращается в силу, заинтересованную не в свержении капитализма, а в его укреплении.
В конце 60-х начале 70-х гг. одно из направлений в теории социального партнерства было связано с разработкой проблем участия трудящихся в управлении предприятием и экономикой в целом. В ФРГ – это теория и практика «соучастия», разработанная правым профсоюзным руководством и ставшая официальной программой Объединения немецких профсоюзов; во Франции – концепция «участия», выдвинутая в 1968 г. президентом Шарлем де Голлем и развиваемая Ж.Шираком; в Великобритании, Швеции, Бельгии и других странах – теория «промышленной демократии» (направление науки, изучающее социологию «индустриальных отношений» – Б.Робертс, К.Петмен и др.).
|
По мнению экономистов Дж.Стрейчи, Дж.Коула и других, постепенное внедрение совместного управления предприятиями со стороны наемных работников и предпринимателей в конце концов приведет к созданию общества нового типа, к «демократическому социализму «.
Теории индустриального общества
Теории индустриального общества — ряд концепций, выдвинутых в 1960-х гг. и попытавшихся охарактеризовать новейшую ситуацию в экономически развитых странах как следствие специфического развития индустриального производства.
Французский экономист и социолог Р. Арон обосновал концепцию индустриального общества, как общества трансформирующегося капитализма, в котором статус собственности на средства производства теряет прежнее значение: типичным фактором европейских экономик становится национализация многочисленных предприятий и государственное регулирование.
Наиболее отчетливо теория индустриального общества была сформулирована Дж. Гэлбрейтом в его книге «Новое индустриальное общество» (1967 г.). Базовым принципом своей концепции Гэлбрейт сделал положение о ключевом факторе производства, каковым в каждую эпоху является наиболее редкий фактор. В современном, «новом индустриальном обществе» таким ключевым фактором стали инженерно-управленческие знания и навыки. Поэтому на смену классу капиталистов-собственников приходит новая господствующая сила: инженерно-административная структура крупных корпораций (техноструктура).
Ложность данных положений очевидна, поскольку, несмотря на колоссальное развитие науки и техники и увеличения количества инженерно-технических работников и служащих, способ производства материальных благ — капиталистический не изменился, а следовательно не изменились и два основных действующих класса, участвующих в общественном производстве: класс капиталистов, которым принадлежат все средства производства, и класс пролетариев, наемных работников, не имеющих собственности на средства производства.
|
Теория смешанной экономики
Теория смешанной экономики — буржуазно-реформистская концепция, согласно которой экономика развитых капиталистических стран в результате роста масштабов хозяйственной деятельности государства превратилась из системы частного предпринимательства в систему так называемой смешанной экономики, состоящей из частного и государственного секторов, которые взаимно дополняют друг друга. Отдельные положения теория смешанной экономики были выдвинуты ещё в конце XIX в. А. Шеффле и А. Вагнером (Германия), как цельная теория — разработана в XX-х гг. 20 в. В. Зомбартом (Германия).
Активными сторонниками теории смешанной экономики выступили в период 2-й мировой войны 1939—45 гг. и после неё буржуазные экономисты С. Чейз, А. Хансен, Дж. М. Кларк и П. Сэмюэлсон (США), которые утверждают, что контроль над современной экономикой осуществляется как обществом, так и частными институтами якобы с целью повышения «социального благосостояния» народов, что благодаря «революции» в функциях буржуазного государства его экономическая и социальная деятельность может ликвидировать противоречия капитализма, обеспечить бескризисное развитие экономики, высокие и устойчивые темпы её роста. В развёрнутой форме реформистский вариант теории смешанной экономики, опирающийся на буржуазные теории, был разработан правыми лейбористскими идеологами Э. Крослендом, Дж. Стрейчи (Великобритания), по мнению которых после 2-й мировой войны происходит трансформация капитализма в совершенно иную систему, характерными чертами которой в экономической области являются: переход руководящей роли от капиталистов к менеджерам, возросшая экономическая роль буржуазного государства, полная занятость и непрерывный рост производства.
Эти взгляды нашли отражение в заявлении руководства Лейбористской партии Великобритании (1957 г.). Элементы социализма, по мнению теоретиков лейборизма, представлены национализированным сектором, а также связаны с осуществлением буржуазным государством экономических и социальных функций и более равномерным распределением «богатства и дохода». В целом, с их точки зрения, «смешанная экономика», не будучи уже капиталистической, не является ещё социалистической.
|
Объективной основой возникновения теории смешанной экономики явилось развитие государственно-монополистического капитализма, которое привело к усилению вмешательства буржуазного государства в хозяйственную жизнь в интересах монополистического капитала, значительному росту государственного сектора в капиталистической экономике.
Однако методологический порок теории смешанной экономики состоит в эмпирическом и формально-правовом подходе к новым экономическим явлениям. Хотя в капиталистических странах государство воздействует на экономику и последняя включает в себя государственный сектор (во многих странах довольно значительный), это не даёт основания рассматривать современную капиталистическую экономику как «смешанную». С социально-экономической точки зрения и частный, и государственный секторы в рамках капиталистической формации представляют собой один тип хозяйства — капиталистический, т. к. производственные отношения людей, занятых на предприятиях, принадлежащих буржуазному государству, остаются отношениями капиталистическими, отношениями эксплуатации. При этом не имеет значения тот факт, что в качестве эксплуататора наёмных рабочих и служащих, занятых на государственных предприятиях, выступают не отдельные предприниматели, а буржуазное государство, т. к. последнее представляет интересы всего класса капиталистов.
Наряду с этим теория смешанной экономики извращает экономическую роль буржуазного государства, приписывая ему направляющую силу в развитии капиталистической экономики. Хотя экономические функции буржуазного государства в условиях современного капитализма возросли, однако решающую роль в развитии капиталистической экономики государство не играет и играть не может, т. к. в условиях государственно-монополистического капитализма развитие капиталистической экономики определяют гигантские монополии, а государство находится на службе у этих монополий. Теория смешанной экономики преувеличивает также роль государственных социальных мероприятий и игнорирует тот факт, что они проводятся под давлением классовой борьбы трудящихся, что буржуазное государство проводит антирабочее законодательство в интересах монополий. Несостоятельно и утверждение о выравнивании в распределении национального богатства и национального дохода между капиталистами и рабочими.
|
Стремление сторонников теории смешанной экономики выдать государственно-монополистический капитализм за новый общественный строй, врастающий в социализм, в котором якобы рабочие и капиталисты гармонически сотрудничают в интересах общества, является в действительности апологией современного капитализма, средством отвлечения трудящихся от классовой борьбы.
[1] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18
Литература по теме «Империализм»
1. А.Бердников и Ф.Светлов «Курс политграмоты» — начала политэкономии капитализма
2. Островитянов «Политэкономия», раздел второй.
3. В.И.Ленин «Империализм, как высшая стадия капитализма»
4. В.И.Ленин «Война и революция»
5. Государственно-монополистический капитализм.
6. Неоколониализм.
6. «Общественно-экономический строй современной России»
7. Передел мира и мировые войны
8. Мировые экономические кризисы и мировые войны
5. Видео: «Историческое место империализма». Документальный фильм по истории КПСС. СССР, 1973 г.
.....................................
27 занятие «Госкапитализм.»
Государственно-монополистический капитализм (ГМК). Закономерность перехода к коммунизму. Неизбежность революции.
Текст (лекционный материал в стадии подготовки.)
ГМКОт редакции «Рабочего Пути»:
В дискуссиях, ведущихся между сторонниками советского социализма и его противниками, нередко поднимается тема государственно-монополистического капитализма. Критики советского социализма нередко относят к государственно-монополистическому капитализму всю эпоху СССР, пытаясь таким способом доказать старый либеральный тезис, известный еще со времен Перестройки, что якобы никакого социализма в СССР не было и советский народ эксплуатировался советским государством точно также, как это происходит при капитализме.
Цель данных граждан, действующих в интересах господствующего ныне класса буржуазии, вполне понятна — всеми способами отвлечь российских трудящихся от революционного переустройства нашего общества, от восстановления в стране социалистического строя, который был четверть века назад уничтожен буржуазной контрреволюцией. Возразить же на этот ложный тезис врагов рабочего класса можно только хорошо представляя себе, что такое «государственно-монополистический капитализм», как он возникает и каковы его проявления. Ясно, что такое понимание сущности ГМК невозможно без знания, которое дает только изучение марксизма-ленинизма — единственной науки, изучившей досконально капиталистическое общество таким, какое оно есть на самом деле.
|
Ниже мы предлагаем нашим читателям статью из «Большой советской энциклопедии» первого издания (так называемого «сталинского»), в котором вопросы марксистско-ленинской теории освещены наиболее полно и доступно. Том №18 был подготовлен к изданию в 1930 году, что нашим читателям необходимо учитывать в том смысле, что когда речь в статье идет о «новейших явлениях», важно понимать, что указанные явления новейшими уже не являются, а давно и прочно вошли в политику монополистического капитала. Все сказанное в статье мы наблюдаем и сейчас, только с более резкой и многократно усиленной форме.
Что же касается действительно новых проявлений ГМК, по крайней мере, второй половины 20 века и последних десятилетий, то о них РП постарается выложить дополнительные материалы, чтобы наши читатели имели возможность наблюдать в полной мере диалектику капиталистического развития.
Государственно-монополистический капитализм (ГМК)
I. Перерождение монополистического капитализма в ГМК и его источники
Понятие государственного капитализма неразрывно связано с новейшей монополистической стадией развития капиталистического хозяйства. Именно эпоха империализма, «эпоха банковского капитала, эпоха гигантских капиталистических монополий, эпоха перерастания монополистического капитализма в ГМК, показывает необыкновенное усиление „государственной машины», неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппарата в связи с усилением репрессий против пролетариата как в монархических, так и в самых свободных, республиканских странах» (Ленин). Этот исключительный рост государственной машины в последней стадии капитализма обусловлен общими законами развития капиталистических производственных отношений и соответствующих им политических и правовых надстроек.
В качестве надстройки, порожденной классовой структурой капиталистического общества и обладающей известной относительной самостоятельностью, государственная власть оказывает обратное воздействие на ход и условия производства на всех этапах развития капитализма. Уже в эпоху становления капиталистического хозяйства, в эпоху первоначального капиталистического накопления, нарождавшаяся буржуазия использовала государственную власть для того, чтобы лишить работника средств производства и создать наемную армию труда из вчерашних мелких производителей. Государство играло роль непосредственного рычага первоначального накопления, экспроприируя с помощью налоговой системы мелкую буржуазию и превращая накопленные средства в капитал. Существенным моментом первоначального накопления являлось государственное регулирование заработной платы, которое нужно было молодой буржуазии для того, чтобы «принудительно удерживать заработную плату в границах, благоприятствующих выколачиванию прибавочной стоимости, чтобы удлинять рабочий день и таким образом удерживать самого рабочего в нормальной зависимости от капитала» (Маркс).
Наступившая с конца 18 в. эпоха победного шествия капитализма создала новые условия для развития государственной машины и предъявила новые требования к государству как исполнительному аппарату господствующего класса. С одной стороны исчезла надобность в той усиленной протекционистской политике, с помощью которой нарождался капиталистический строй. С другой — крепнущая буржуазия начала священную войну за безраздельное распоряжение государственным аппаратом, за упразднение привилегий и сохранившихся прерогатив политической власти класса землевладельцев. В борьбе против остатков меркантилизма, превратившегося из орудия насаждения капитализма в тормоз его дальнейшему развитию, буржуазия выдвинула теорию «государства — ночного сторожа». Идея полной свободы хозяйственной жизни от стеснительной опеки государства выражала новые требования к государственной надстройке, функции которой должны были свестись к охране и созданию наиболее благоприятных условий для капиталистического развития. Эту же задачу по существу выполняла и т. н. «социальная деятельность государства», которую буржуазия вынуждена была допустить под грозными ударами нарастающего рабочего движения. Ограничивая хищническое истребление рабочей силы, буржуазное государство лишь охраняло минимальные условия воспроизводства рабочего класса, действуя под давлением той же самой необходимости, которая, по выражению Маркса, «заставила выливать гуано на английские поля».
Поскольку передовая английская промышленность не боялась иностранной конкуренции и поэтому не нуждалась в таможенной охране, поскольку аграрный протекционизм (хлебные пошлины) тормозил развитие капитализма, английская буржуазия выступала под знаменем фритредерства (свободы торговли — прим. РП) и ограничивала деятельность государства созданием наиболее благоприятных условий для свободного завоевания мирового рынка. Наоборот, в странах, выступивших на арену капиталистического развития позднее, буржуазия требовала активной протекционистской деятельности государства для защиты от наступающего передового конкурента. В то же время условия исторически запоздалых родов капитализма вызывали своеобразное сращивание феодально-помещичьих и промышленных группировок, отразившееся рядом специфических черт на государственной власти и ее роли в хозяйственной жизни (отсюда знаменитая «прусская государственность»).
Если на всех исторических этапах развития капиталистического общества государство отнюдь не являлось пассивным и безразличным привеском по отношению к ходу хозяйственной жизни, то эпоха империализма породила качественно иную роль и положение государства в хозяйственной системе. Процесс концентрации и централизации капитала и явившееся результатом его господство монополий привели к сращиванию буржуазного государства с капиталистическим хозяйством, составляющему действительное содержание государственно-капиталистических тенденций. Вскрывая оппортунистическую природу каутскианской теории империализма, Ленин подчеркивает, что попытки оторвать империалистическое государство и осуществляемую им захватническую политику от внутренних свойств и особенностей системы финансового капитала имеют глубоко ревизионистский характер.
Новая роль государства по отношению к хозяйству вытекает из всей сущности монополистического капитализма, из всей совокупности особенностей, характеризующих империализм как особую и последнюю стадию развития капитализма.
Первым признаком ленинского определения империализма является «концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни». На столь высокой ступени концентрации ряд отраслей и средств производства фактически по своей технической организации перерастает рамки старых форм индивидуальной собственности и управления. Тем самым создается экономическая база для огосударствления и возникновения государственных монополий в ряде отраслей производства. В отличие от имевшихся и на прежних стадиях развития капитализма случаев огосударствления тех или иных областей хозяйственной жизни, государственные монополии в эпоху империализма превращаются в составную часть монополистической системы. Поскольку монополии охватывают решающие отрасли современного хозяйства, между государственными организациями и всей остальной капиталистической системой создается неразрывная органическая связь. Поэтому «частные и государственные монополии переплетаются воедино в эпоху финансового капитала» (Ленин). Это переплетение государственных и частных монополий оказывается таким образом первой объективной основой сращивания государства с хозяйством в эпоху империализма.
Но такие жe последствия вызывает характерное для империализма слияние банковского капитала с промышленным и создание на базисе этого «финансового капитала», «финансовой олигархии». Господство финансовой олигархии по самому своему существу означает сращивание государственного аппарата с системой финансового капитала. К органам финансового капитала фактически стягиваются все нити т. н. государственного хозяйства. Государственное регулирование денежного обращения, осуществляемое через эмиссионные банки, оказывается неразрывно связанным со всей деятельностью банковского аппарата финансового капитала. Широко разветвленная сеть государственных сберегательных касс, аккумулирующая миллиардные суммы мелких сбережений, также фактически находится в распоряжении финансового капитала. Между крупными банками и госаппаратами мелкого кредита создается тесное сотрудничество и прямое разделение труда. В руках банков, этих поистине «универсальных учреждений», сосредоточиваются операции с государственными займами, составляющими важнейший канал аккумуляции и перераспределения капиталов в современном хозяйстве. Система государственного кредита органически сплетается с банковским капиталом, облагая все общество данью в пользу монополистов, создавая полное господство финансовой олигархии «и над прессой и над правительством». Государственные монополии над отдельными отраслями производства и торговли (напр. табачные и др. монополии) превращаются в средство «повышения и закрепления доходов для близких к банкротству миллионеров той или иной отрасли промышленности» (Ленин) и входят в качестве подчиненных частей в общую систему финансового капитала. Спекулируя земельными участками, участвуя в финансировании всевозможных коммунальных предприятий, финансовый капитал подчиняет себе такую существенную часть современного госаппарата, как муниципалитеты. Переход госчиновников на службу в организации монополистического капитала, прямой и косвенный, скрытый и явный подкуп их лишь иллюстрируют неразрывную связь между финансовой олигархией и государственной властью. В легальной и открытой форме сращивание госаппарата с органами финансового капитала осуществляется посредством «личной унии», участия в наблюдательных советах монополистических объединений видных чиновников и членов правительств.
В природе монополистического капитализма заложены борьба за внешние рынки, стремление к захвату территорий, к завоеванию мирового господства. Если в эпоху расцвета капитализма свободной конкуренции на государство возлагались функции охраны внешних условий капиталистического развития, то эра борьбы за раздел и передел мира требует несравненно более активной роли государственной надстройки. Наиболее ярко новая роль государства обнаруживается в области вывоза капитала, составляющей важнейшее звено борьбы за мировое господство. Государство мобилизует всю мощь своей милитаристской машины для того, чтобы проложить путь экспорту капитала. Непосредственное сотрудничество капитала с государством сливает в единый стратегический план экспорт капитала, прямое навязывание займов слабым и беззащитным странам и военно-политическое давление на них империалистической государственной машины.
Борьба монополистического капитализма за рынки сырья также неразрывно сплетает в единый клубок государство с частным капиталом. Действуя по прямой указке монополистических клик, государство принимает самое активное участие в борьбе за сырье. Кроме того, обеспечивая воинствующему капиталу господство над теми или другими источниками сырья, милитаристская государственная машина сама выступает в качестве крупнейшего потребителя таких объектов борьбы монополистических интересов, как нефть, каучук, цветные металлы и др. И здесь государство превращается в крупнейшего акционера борющихся за мировое господство монополий, государственные монополии сплетаются с частными, и сила милитаризма является прямым орудием борьбы за новые территории.
Монополистическая стадия капитализма воскрешает на новой основе протекционистскую деятельность государства. Протекционизм, таможенные барьеры, под защитой которых монополистические объединения ведут борьбу за рынки, является такой же необходимой функцией империалистического государства, как и неслыханное усиление военно-политической машины, без которого немыслима наступательная политика финансового капитала. Мощь государственной машины, вооруженная сила госаппарата, играет роль первостепенного фактора в борьбе за раздел и передел мира, составляющей основу своеобразия теперешних форм соревнования между капиталистическими странами. Но выполнить свою роль опоры и активнейшего орудия империалистической политики захвата государство может лишь в тесной связи и переплетении со всеми хозяйственными организациями финансового капитала.
Сращивание буржуазного государства с хозяйством, непосредственно обусловленное всеми важнейшими признаками монополистического капитализма, придает таким образом госаппарату ряд новых хозяйственных функций. Но поскольку решающую роль во всех областях хозяйственной жизни играют монополии, государство становится прямым орудием крупнейших клик монополистического капитала. Кучки сильнейших монополистов, короли финансовой олигархии, фактически господствуют над госаппаратом, определяют всю его хозяйственную и административную деятельность, используют государство как сильнейшее оружие в борьбе за мировое господство. Какими бы ширмами «демократического управления» ни прикрывалась государственная власть монополистического капитализма, она одинаково выполняет служебную роль в руках некоронованных правителей финансового капитала. Эта сторона процесса нарастания государственно-монополистических тенденций, усердно замалчиваемая международной социал-демократией, определяет истинное существо сращивания государства с хозяйством.
Осуществляя новые хозяйственные функции, вытекающие из сущности монополистического капитализма, государство в известной мере регулирует и контролирует хозяйственную жизнь. Это регулирующее вмешательство выражает достигнутую капитализмом высокую ступень концентрации производства. В нем обнаруживается материальная подготовленность производства к планомерному общественному управлению. Но, в качестве орудия господства монополистических клик финансового капитала, государство регулирует хозяйство, отдельные части которого фактически превратились в отрасли «технически организованные в общегосударственном масштабе» (Ленин) в интересах кучки монополистов. Госрегулирование целиком сохраняет частнокапиталистический характер. «Возьмем для примера хоть сахарный синдикат,— писал Ленин, — он создался еще при царизме и тогда привел к крупнейшему капиталистическому объединению прекрасно оборудованных фабрик и заводов, причем это объединение, разумеется, насквозь проникнуто было реакционнейшим и бюрократическим духом, обеспечивало скандально высокие барыши капиталистам, ставило в абсолютно бесправное, униженное, забитое, рабское положение служащих и рабочих. Государство уже тогда контролировало, регулировало производство в пользу магнатов-богачей». Но такое регулирование производства неизбежно воспроизводит все противоречия, свойственные монополистическому капитализму. Поэтому «тот же сахарный синдикат показывает нам воочию перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический» и в то же время обнаруживает с полной ясностью истинную природу регулирующей деятельности государства. Являясь прямым продолжением монополий, действуя в их интересах, госкапитализм лишь возводит на высшую степень монополистические приемы регулирования. Монополии же не только не превращают анархическое капиталистическое хозяйство в плановое, но вызывают к жизни новые, несравненно более сложные формы ожесточенной конкурентной борьбы. Точно так же госрегулирование хозяйства, являющееся одним из признаков ГМК, по самой своей природе противоречит задачам подлинно планового, регулируемого в общественных интересах производства.
Этот противоречивый характер государственного вмешательства в хозяйство особенно ярко обнаружился в эпоху империалистской войны 1914—1918 гг. «Войной и разрухой все страны вынуждены идти от монополистического капитализма к государственно-монополистическому» (Ленин). Сращивание государства с хозяйственными организациями буржуазии приняло формы огосударствления; действуя в начале войны путем ряда косвенных регулирующих мероприятий, государство вынуждено было в той или иной степени к концу войны заменить рыночную систему сбыта промышленных изделий и снабжения организованным распределением. Продовольственный кризис заставил правительства основных воюющих стран перейти к карточной системе распределения продуктов и к мерам воздействия на сельскохозяйственное производство. Внешняя торговля, игравшая важнейшую роль в хозяйственной блокаде, была поставлена под непосредственный контроль государства. В качестве органа, осуществляющего интересы всего класса капиталистов, государство иногда было вынуждено идти на подавление противоречивых интересов отдельных прослоек и группировок буржуазии.
Несмотря на несомненное наличие глубокого вмешательства государства в хозяйственную жизнь, развившегося в некоторых странах в целую систему плановых мероприятий, ГМК эпохи империалистической войны обнаружил ряд глубоких экономических противоречий. Так например госрегулирование оказалось по существу бессильным перед стихией мелкого, раздробленного сельского хозяйства. Широко развернувшаяся спекуляция, подпольный рынок и непрерывный рост цен срывали государственную систему регулирования с/х рынка и распределения продовольствия. Государство вынуждено было лавировать между противоречивыми интересами помещиков, отдельных групп монополистов в промышленности и крупной торговой буржуазии. Контрабандная торговля через нейтральные страны прорывалась сквозь цепь блокады и хозяйственной войны. Трепет буржуазного государства перед «священной частной собственностью» наложил печать на все регулирующие мероприятия. Таким образом вынужденные военной обстановкой мероприятия государственно-монополистического характера обнаружили глубокую противоречивость. Элементы организованного регулирования хозяйства вступали в противоречие с частнособственническими основами капиталистического хозяйства. Поэтому переход к мирной обстановке вызвал довольно быстрое исчезновение этих порожденных войной и обусловленных специфической обстановкой проявлений ГМК. Идеологи различных прослоек буржуазии, интересы которых оказались задетыми практикой государственно-монополистического регулирования военной эпохи, приветствовали это отмирание военных форм как возврат к «свободному капитализму». Однако в действительности послевоенная эра развития капитализма вызвала усиление государственно-монополистических тенденций на новой, более высокой основе.
II. Причины роста государственно-монополистических элементов в послевоенном капитализме.
Эпоха империалистской войны чрезвычайно ускорила процесс централизации капитала и гибели промежуточных слоев мелкой и средней буржуазии. Вымыванию средних слоев способствовали общая хозяйств, разруха, недостаток сырья, рабочей силы, невозможность нормального обновления капитала и политика государственно-монополистического аппарата, всемерно усиливавшая позиции крупного монополистического капитала, объединенного системой персональной унии с государством. Последовавший непосредственно за войной период острейшего кризиса капиталистической системы действовал в том же направлении. Распад денежных систем, инфляция, охватившая почти все капиталистические страны, вызвали прямое разорение и обнищание огромных слоев мелкой буржуазии. Для крупного капитала инфляция, при активном участии и прямом содействии государственной власти, послужила источником обогащения и средством пожирания более слабых конкурентов. В побежденных странах, где развал денежных систем и инфляционный кризис достигли высшего предела, усиленный процесс концентрации и централизации капитала принял даже специфические формы т. н. инфляционистских объединений («стиннесизация» в Германии).
В то же время чрезвычайно усилилась организованность буржуазии как господствующего класса. Во время войны рост организованности буржуазии был одним из элементов государственно-монополистической консолидации хозяйства. Применяя принудительное синдицирование (объединение), государство подталкивало капиталистическое развитие и укрепляло монополистические формы. В эпоху послевоенного кризиса рост всевозможных союзов буржуазии вытекал из обстановки обостренной классовой борьбы и экономических затруднений. Росту чисто хозяйственных монополистических организаций соответствовало необычайное развитие всевозможных представительных организаций буржуазии.
Ряд отраслей производства приобрел исключительное значение для обороноспособности и обеспечения интересов всего класса капиталистов. К средствам сообщения прибавились такие решающие базовые отрасли современного военного могущества, как производство электроэнергии, химическая промышленность, производство алюминия и др. цветных металлов, важнейшие отрасли сырья, служащие объектом монополистической конкуренции (нефть, каучук, хлопок). Разорение в ряде империалистических стран, сузившее внутренние рынки, растущая пауперизация крестьянских масс в колониях, развитие капитализма в колониях и полуколониальных странах, балканизация Европы, перемещение хозяйственного центра капитализма из Европы в Америку, выпадение шестой части мира из сферы империалистической эксплуатации чрезвычайно обострили борьбу за рынки. В результате войны и инфляции колоссально возросла внутренняя задолженность капиталистических государств. В сложнейшем переплете межгосударственной задолженности экспорт капитала превратился в важнейшее звено империалистической политики. Долги европейских стран-победительниц США, проблема германских репараций стали осью послевоенных группировок капиталистических стран и создания империалистических государственных блоков.
Наконец определяющим для послевоенной эпохи всеобщего кризиса капитализма становится неслыханный рост классовых противоречий, развитие революционного наступления рабочего класса, сталкивающее каждый борющийся отряд рабочего класса с совокупной системой государственной власти и организованного финансового капитала. «При таком положении вещей особое значение для буржуазии приобретает государственная власть, становящаяся диктатурой финансово — капиталистической олигархии, выражением ее концентрированной мощи. Функции этого многонационального империалистического государства разрастаются по всем направлениям. Развитие государственно-капиталистических форм, облегчающих как борьбу на внешнем рынке (военная мобилизация хозяйства), так и борьбу против рабочего класса; исключительно чудовищный рост милитаризма (армия, морской и воздушный флот, применение химии и бактериологии); возрастающее давление империалистического государства на рабочий класс (рост эксплуатации и прямое подавление с одной стороны, систематическая политика подкупа бюрократической реформистской верхушки — с другой) — все это выражает собою громадный рост удельного веса государственной власти» (из программы Коминтерна). Этот рост удельного веса государственной власти сопровождается усилением процесса сращивания государства с хозяйством, укрепления и развития элементов ГМК.
III. Основные формы проявления новейших государственно-монополистических тенденций.
Новый этап роста государственно-монополистических тенденций проявляется в различных формах, выраженность и значение которых варьирует в отдельных капиталистических странах в зависимости от ряда специфических условий.
Первой, наиболее открытой формой государственно — капиталистических тенденций является рост элементов «госкапитализма в собственном смысле этого слова (государственные электростанции, муниципальные, промышленные и транспортные предприятия)» (резолюция VI Конгресса Коминтерна). Хотя общая тенденция к нарастанию этой формы в послевоенном капитализме несомненна, размеры деятельности государства как предпринимателя и удельный вес государственны<
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!