Цель и задачи реализации программы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Цель и задачи реализации программы

2019-08-07 138
Цель и задачи реализации программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

для детей старшего дошкольного возраста с общим недаразвитием речи

 

 

Светлый

2015


 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ   ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка -----------------------------------------------------------------------   Цели и задачи реализации программы ---------------------------------------------------- Принципы и подходы к формированию программы ----------------------------------- Возрастная характеристика, контингента детей с ОНР ------------------------------ Планируемые результаты освоения программы ----------------------------------------- Педагогическая диагностика детского развития ----------------------------------------   СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Формы, методы и приемы коррекционной работы-------------------------------------- Взаимодействие с педагогами --------------------------------------------------------------- Взаимодействие с родителями -------------------------------------------------------------- Взаимосвязь с социумом --------------------------------------------------------------------- Проектирование воспитательно – образовательного процесса ---------------------- Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности ----   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение --------------------------------------------------- Список литературы ----------------------------------------------------------------------------   КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ   Приложения   3     7 7 8 10 12 13     16 23 26 26 28 29     32 36


ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

В дошкольных учреждения, в которых нет специализированных групп для воспитанников с ОНР, дети с общим недоразвитием речи посещают занятия на логопедическом пункте. Многие из них нуждаются в создании особых условий, в которых должен быть учтён весь комплекс мер для коррекции речевой функции детей с ОНР.

Таким образом, появилась необходимость в создании специальных условий для детей с ОВЗ. (ФГОС ДО п.3.2.7. «Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»), а именно в организации дополнительного образования детей в условиях кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Логоритмика в волшебных носочках».

Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.

Список используемых сокращений:

ДОУ -дошкольное образовательное учреждение;

МБДОУ   – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение;

СанПиН -санитарные правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года);

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года);

ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ;

ОНР – общее недоразвитие речи;

ООП – основная образовательная программа;

ДОД – дополнительная образовательная деятельности

ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия;

 


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

§ Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.

§ Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

§ У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.

§ Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.

§ Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

§ Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

§ Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

§ Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

§ Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.

§ Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

· силу движений,

· точность движений,

· темп движений,

· координацию движений,

· переключение с одного движения на другое.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение с одного движения на другое.

· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

· Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу « Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 1)

Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач:

1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка;

2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;

3. Для отбора методов, приемов и технологий.

 


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация программы «Логоритмика в волшебных носочках» проходит по двум направлениям  

 

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
-совершенствование общей моторики, координации движений, -развитие темпа и ритма дыхания, голоса;
-регуляция мышечного тонуса; -выработку умеренного темпа и ритма речи
- развитие восприятия - слухового внимания - формирование интонационной выразительности;
- воспитание подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, - развитие орального праксиса (артикуляционной и мимической моторики);
- оптико-пространственных представлений - развивать координацию речи с движением;
- зрительной ориентировки на собеседника, -воспитание правильного звукопроизношения
- чувства темпа и ритма движений, музыки -формирование фонематического слуха
- слуховой памяти - активизация словарного запаса
- воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности, выдержки) -развитие грамматической правильности речи

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные.

К традиционным технологям относятся:

Ø Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.

На занятиях используются следующие виды ходьбы:

§ ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;

§ ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;

§ ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;

§ ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному;

§ ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;

§ ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

§ ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);

§ ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

Ø Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).

Ø Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Ø Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Ø Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Ø Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Ø Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ø Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ø Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Ø Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Ø Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Ø Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Ø Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Ø Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Ø Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на словотворчество также входит в эту группу.

Ø Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Ø Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др.

Инновационные технологии:

Ø Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

Ø М етодика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,

Ø  «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

Ø Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.

Ø Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)

Ø Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств,

Ø Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)

Ø Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)

Ø Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы)

Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

Данная программа основывается на идее комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи, что предполагает взаимодействие  учителя-логопеда с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями.

С целью повышения результативности программы реализуются следующие формы работы с педагогами:

ü выступление на педагогическом совете «Роль логоритмики в корреции речевых нарушений»;

ü психолого-педагогические практикумы, консультации «Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах», «Игры-диалоги, как средство логоритмики в театрализованной деятельности», «Логоритмика – это движение, движение – это здорово»;

ü выпуск памяток, буклетов «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»; «Игры с речевым сопровождением», «Игры-диалоги»;

ü совместное проведение интегрированных коррекционных занятий.


 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Для реализации программы дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс.

В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:

ü игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников с ОНР средствами логоритмических упражнений;

ü стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения;

ü буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;

ü привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;

ü информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»;

ü открытые итоговые мероприятия для родителей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» предусматривает взаимодействие с ТПМПК.

Зачисление детей на дополнительную образовательную деятельность по программе «Логоритмика в волшебных носочках» представлена в алгоритме.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛОГОРИТМИКА В ВОЛШЕБНЫХ НОСОЧКАХ»

Месяц Номер занятия Тема Количество НОД Время НОД, мин Время всего

Сентябрь

  Диагностика      
1 Осенняя ярмарка (сад-огород). 1 25 25
2 Ранняя осень (деревья, грибы, ягоды, цветы). 1 25 25

Октябрь

3 «Откуда хлеб пришёл?» 1 25 25
4 Осень (человек, одежда, головные уборы, обувь). 1 25 25
5 Домашние животные, птицы. 1 25 25
6 Поздняя осень (обобщения). Перелётные птицы, подготовка животных, растений к зиме. 1 25 25
7 Животные холодных и жарких стран. 1 25 25

Ноябрь

8 Мой город, моя страна. 1 25 25
9 Профессии и инструменты. 1 25 25
10 Неделя добрых дел.   1 25 25
11 Моя семья (дом, мебель, электроприборы). 1 25 25

Декабрь

12 Начало зимы. 1 25 25
13 День рождения ХМАО. Народы севера. Родной край. 1 25 25
14 Зимующие птицы. 1 25 25
      25 25

Январь

  КАНИКУЛЫ      
15 Рождественские сказки. Зима. Зимние забавы и развлечения. 1 25 25
16 Зима. Как звери и зимуют. 1 25 25
17 Неделя науки, знаний и открытий для дошколят. 1 25 25

Февраль

18 Строительство (архитектура в городе, строительные профессии). 1 25 25
19 Сказки А.С.Пушкина 1 25 25
20 День Защитника Отечества. Военные профессии. 1 25 25
21 Лес – наше богатство. Животные наших лесов. 1 25 25

Март

22 Международный женский день. Женские профессии. 1 25 25
23 Народное творчество (фольклор, русская народная игрушка, посуда). 1 25 25
24 Неделя игры и игрушки.   1 25 25
25 Ранняя весна. Пробуждение природы. 1 25 25
26 Книжкина неделя 1 25 25

Апрель

27 Спорт. Я вырасту здоровым! 1 25 25
28 Космос. Моя планета. 1 25 25
29 Я - житель планеты Земля. 1 25 25
30 Весна. Прилёт птиц. Сельскохозяйственные работы. 1 25 25

Май

31 День Победы 1 25 25
32 Весна. Времена года (обобщение). Сезонные изменения. 1 25 25
  Диагностика      

ИТОГО В ГОД

  32

Мин. - 13 ч 20мин.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М.: Омега-Л.,2014.-134 с.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.

3. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро­вождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

4. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)

5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI «,1997.

6. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.

7. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.

8. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.

9. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.

10. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.

11. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.

12. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.

13. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, -

14. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.

15. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.

16. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.

17. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.

18. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.

19. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

20. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.

21. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

22. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007

 


 


IV. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

«ЛОГОРИТМИКА В ВОЛШЕБНЫХ НОСОЧКАХ»

 

Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках»разработана для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель программы – организация коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.

Задачи:

• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;

• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;

• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;

• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;

• развивать мелкую моторику, точность движений;

• формировать правильную артикуляцию звуков;

• развивать творчество и инициативу.

 

В программе представлены: учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности и примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Логоритмика в волшебных носочках».

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Занятия составляются с опорой на лексические темы.

Для реализации программы дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс. В работе по данному направлению используются разнообра


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.