Занятие. «Диалектика и метафизика. Диалектическое учение о развитии.» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Занятие. «Диалектика и метафизика. Диалектическое учение о развитии.»

2019-08-07 176
Занятие. «Диалектика и метафизика. Диалектическое учение о развитии.» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изменение и развитие

 

Диалектический материализм сумел преодолеть механистическую точку зрения потому, что основывался на развитии естественных наук. Сам прогресс естествознания разрушил представления о вселенной, которого придерживались механистические материалисты.

 

Согласно их представлению, вселенная всегда остается, по существу, той же самой. Это — огромная машина, которая всегда делает одно и то же, продолжает вырабатывать одни и те же продукты, движется в вечном круге одних и тех же процессов. Так, привыкли думать, что звезды и солнечная система всегда остаются теми же самыми и что Земля с ее материками и океанами, растениями и животными, неизменна и вечна.

 

Но это представление было разрушено учением об эволюции, которое отразилось в той или иной степени на всех областях научного знания. Наука не развивается изолированно от общества в целом, и широкое применение идеи эволюции было вызвано не просто ее подтверждением в научных теориях, а в первую очередь тем, что идея эволюции была востребована новыми поднимающимися силами промышленного капитализма, которые покровительствовали науке.

 

«Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было неизменное сохранение старого способа производства. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех предшествовавших», — писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии».

 

Промышленные капиталисты считали себя носителями прогресса, а непрерывный прогресс — законом капитализма. Откуда логично вытекало новое мировоззрение, что прогресс есть закон всей вселенной.

 

У науки появилась возможность сделать огромный шаг вперед в познании вселенной. Оказалось, что вселенная — не статична, она не остается всегда одной и той же, а находится в непрестанном прогрессивном развитии. Выяснилось, что звезды существовали не всегда — они образовались из скоплений рассеянного газа. Что однажды образовавшись, вся звездная система, со всеми входящими в нее звездами, шаг за шагом претерпевает эволюционный процесс. Вокруг некоторых звезд, подобно тому, как это было с нашим Солнцем, возникают планеты, и они становятся своеобразными солнечными системами. Так возникла Земля. По мере охлаждения поверхности Земли образовались определенные химические соединения, которые не могли образоваться раньше при высокой температуре звезд. Так материя начала проявлять новые свойства, отсутствовавшие у нее раньше, — свойства химического соединения. Затем из сложных связей углеродных атомов образовались органические соединения. А из органической материи возникли первые тела, которые стали проявлять свойства жизни, живой материи. Снова возникли новые свойства материи — свойства живой материи. Длительная эволюция живых организмов привела к появлению человека. Вместе с человеком родилось человеческое общество. И снова возникли новые процессы с новыми законами: законами общества и законами мышления.

 

А вот что будет дальше, буржуазная наука сказать не может. Здесь ее предел, так как она не может предположить конец капитализма. Но это может сделать социалистическая наука, которая показывает, что теперь самому человеку предстоит начать новую фазу развития человечества – ему предстоит построить коммунистическое общество, в котором весь социальный процесс будет подчинен его собственному сознательному, планомерному руководству.

 

Марксизм не только показал, что все в мире находится в процессе развития, открытие марксизма состоит в том, что, открыв законы материалистической диалектики, он выяснил, каким образом материалистически понять и объяснить это развитие. Вот почему только марксизм способен дать полное научное объяснение развития и указать путь будущего развития. Именно в этом заключается смысл великого открытия Маркса, которое показало, как понимать материалистически изменение и развитие и, следовательно, как стать хозяевами будущего.

 

Каким образом буржуазные мыслители пытались объяснить обнаруженное ими всеобщее изменение и развитие?

 

Гегель (конец 18 — начало 19 века) говорил, что весь процесс развития, происходящий в истории, был вызван осуществлением абсолютной идеи в истории. Герберт Спенсер (вторая половина 19 века) считал, что все развитие представляет собой процесс возрастания «интеграции материи», и считал его причиной некую, как он выражался, «непостижимую и вездесущую силу». Анри Бергсон (первая половина 20 века) полагал, что все сущее представляет собой процесс эволюции, вызываемый деятельностью «жизненной силы».

 

В первой половине 20 века английские философы в противовес материалистической диалектике предложили новую теорию развития, которую они назвали «эмерджентная эволюция». Философы этой школы идеалистически толковали скачкообразность развития и возникновение нового, считая, например, что новые качества — сознание и разум, появились сами по себе в результате неожиданного проявления новых особых свойств, не присущих составным частям живой системы. По вопросу о том, почему развитие должно происходить именно так, а не как-то по-другому, один из представителей этой школы, Самюэл Александер, заявлял, что это необъяснимо и должно быть принято «с естественной верой», а другой ее представитель, профессор Ллойд Морган, утверждал, что это должно быть следствием действующей в мире некоей имманентной силы, которую он отождествлял с богом.

 

Таким образом, всякий раз, когда было нужно объяснить развитие, буржуазные ученые обращались к фантазии, к чему-то необъяснимому и непредсказуемому. И точно так же, когда они рассуждали о будущем все эти философы эволюции или утверждали, подобно Гегелю, что развитие в данный момент закончилось (Гегель учил, что абсолютная идея полностью осуществлена в прусском государстве, видным чиновником которого он был), или же считали будущее непознаваемым.

 

В настоящее время многие из них рассматривают все — прошлое, настоящее и будущее — как непостижимое, как следствие действия таких сил, которые никто и никогда не может понять и контролировать.

 

Та же самое имеет место в других науках. В космогонии, изучающей эволюцию звезд, обращаются к сверхъестественному творцу, считая его положившим начало этому процессу. Буржуазные биологи, изучающие развитие органической жизни, обращаются к ряду непредсказуемых случаев (произвольные мутации генов), как основе процесса в целом.

 

Однако подобные представления являются ненаучными. Почему? Потому, что их сторонники утверждают, что процессы, которые они, как предполагается, изучают, происходят без всякой причины. Причем, это утверждение часто подается под видом «научной» объективности и скромности: открыто не говорится, что не существует никакой причины, а утверждается лишь то, что в настоящее время у нас нет путей к установлению того, какова эта причина, если она вообще существует. Но такие оговорки не меняют существа рассматриваемых теорий, потому что факт остается фактом — говорить ли, что материя была создана, что мутации совершаются самопроизвольно, или же признавать возможность существования чего-либо без всякой причины, которую можно установить, — это одно и то же. Такие утверждения не заслуживают даже того, чтобы быть названными научными гипотезами, они являются просто-напросто выдумками, фантазиями, и не более того. Наука может не знать еще, почему что-либо происходит, но утверждать, что это происходит без всякой причины, значит отречься от всякой науки, забыть о ней вообще.

 

Вторым пороком эволюционных идей большинства буржуазных ученых является то, что они часто рассматривают процесс развития как гладкий, постепенный и непрерывный процесс. Они считают, что процесс перехода от одной стадии развития к другой происходит через ряд переходных градаций, без борьбы и какого-либо перерыва постепенности.

 

Но постепенность не является законом развития. Напротив, периоды гладкого, постепенного эволюционного развития прерываются внезапными и резкими изменениями. Новая стадия развития наступает, когда созрели для нее условия, путем прерыва постепенности, путем скачка от одного состояния к другому.

 

Первый на это указал Гегель. Он заметил, что с каждым периодом перехода дело обстоит «подобно тому, как у ребенка после продолжительного спокойного питания первое вдыхание нарушает постепенность только количественного роста, вместе с чем совершается качественный прыжок и дитя рождается» (Гегель «Феноменология духа», Предисловие).

 

Но только Маркс сумел увидеть в этой мысли великое и гениальное. Что касается буржуазных философов, то они проигнорировали это замечание выдающегося мыслителя. И хотя научные исследования и даже обычный опыт ясно показывали, что развитие не может происходить без резких переходов и скачков от одного состояния к другому, — они все равно пытались в своих общих теориях сделать поступательное, размеренное движение всеобщим законом развития.

 

Вот эта боязнь скачков и разрывов постепенности есть не что иное как наивная либеральная вера, что капиталистическое общество будет развиваться гладко — через постоянную эволюцию, через упорядоченный буржуазный прогресс. Придерживаться иного представления о развитии в общем и целом означало бы для них придерживаться иного представления об общественном развитии в частности. А социальных революций буржуазия и ее ученые холопы боятся как черт ладана.

 

Совсем по-иному понимает и объясняет развитие диалектический материализм.

 

Он рассматривает вселенную не как статичную и неизменную, а как постоянно развивающуюся систему. Развитие в диалектическом материализме это не гладкий, постоянный и непрерывный процесс, а процесс, в котором периоды постепенного эволюционного изменения сменяются перерывами постепенности, внезапными скачками от одного состояния к другому. Диалектический материализм ищет объяснения этого всеобщего развития, его движущую силу, не в выдумках и идеалистических фантазиях, а внутри самих материальных процессов — во внутренних противоречиях, борющихся противоположных силах, действующих во всяком процессе природы и общества.

 

Сутью материалистической диалектики, говорит Ленин, является «…признание… противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы…» Только это «дает ключ к «самодвижению» всего сущего»; только это «дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового». «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». «Развитие есть «борьба» противоположностей» (В. И. Ленин «Философские тетради»).

 

Везде, где действует противоречие, существует источник развития. Эту важную мысль впервые высказал Гегель. Но он разработал ее на идеалистический лад. Согласно Гегелю, весь процесс развития в материальном мире (мир в пространстве и времени) является не чем иным, как осуществлением абсолютной идеи, существующей вне времени и пространства. Идея развивается через ряд противоречий, и именно это идеальное развитие проявляется в материальном мире. Если пространственные и временные вещи вынуждены претерпевать ряд превращений и возникать и уничтожаться одна за другой, то это потому, что они являются лишь воплощением самопротиворечивого развития абсолютной идеи. Для Гегеля развитие реальных вещей является следствием самопротиворечивости их понятий, так как если понятие самопротиворечиво, то вещь, в которой осуществляется это понятие, не может быть устойчивой, а должна, в конечном счете, подвергнуть себя отрицанию и превратиться во что-то другое. Таким образом, вместо того чтобы рассматривать понятия вещей как отражение этих вещей в нашем сознании, вещи сами рассматривались как осуществление всех понятий.

 

Энгельс, рассказывая о марксистской диалектике, критикует Гегеля с материалистических позиций: «Гегель не был просто отброшен в сторону. Наоборот, была подхвачена… революционная сторона его философии, диалектический метод. Но этот метод в его гегелевской форме был непригоден. У Гегеля диалектика есть саморазвитие понятия. Абсолютное понятие не только существует — неизвестно где, — от века, но и составляет истинную, животворящую душу всего существующего мира… Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, т. е. причинная связь того поступательного движения, которое, сквозь все зигзаги и сквозь все временные понятные шаги, пробивается от низшего к высшему, — это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но, во всяком случае, совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, что человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе — до сих пор большей частью и в человеческой истории — они пролагают себе дорогу бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать — поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове….

 

Тем самым революционная сторона гегелевской философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических обшивок, которые у Гегеля затрудняли ее последовательное проведение»[1].

 

Находить силы развития в самом материальном мире, не прибегая к внешним причинам — это ключ к материалистическому пониманию диалектики. Данное открытие – есть результат всего предшествующего развития науки и философии.

 

Но прежде всего это результат изучения законов общества — изучения, ставшего необходимым благодаря самому развитию общества. Это результат открытия противоречий капитализма, выявления сил общественного развития, противоборство которых неизбежно приведет капиталистическое общество к социализму.

 

Вот почему буржуазные мыслители не могут решить проблемы раскрытия реальных материальных сил развития в природе и обществе. Решить эту проблему — значит вынести капиталистической системе смертный приговор. И потому они молчат. Решить его может лишь революционная философия авангарда революционного класса — рабочего класса.

 

Открытые Марксом законы материалистической диалектики показывают нам, как следует понимать диалектическое развитие природы. Но прежде всего они показывают, как понимать общественное изменение и как вести рабочему классу борьбу за социализм.

 

Это открытие — есть революция в философии. Это триумф материализма над идеализмом, потому что оно покончило с ограниченностями механистического материализма прошлого. Оно положило конец всем философским «системам», превратив философию в революционное оружие трудящихся, в инструмент, в метод познания мира и его изменения.

 

Подводя итог основным идеям материалистической диалектики, Сталин писал: «…в жизни всегда существует новое и старое, растущее и умирающее, революционное и контрреволюционное», и то, что «…в жизни рождается и изо дня в день растёт, — неодолимо, остановить его движение вперёд невозможно. То есть, если, например, в жизни рождается пролетариат как класс и он изо дня в день растёт, то, как бы слаб и малочислен ни был он сегодня, в конце концов, он всё же победит. Почему? Потому, что он растёт, усиливается и идёт вперёд. Наоборот, то, что в жизни стареет и идёт к могиле, неизбежно должно потерпеть поражение, хотя бы оно сегодня представляло из себя богатырскую силу. То есть, если, например, буржуазия постепенно теряет почву под ногами и с каждым днём идёт вспять, то как бы сильна и многочисленна ни была она сегодня, в конце концов, она всё же потерпит поражение»[2].

 

Коммунистическое рабочее движение «Рабочий Путь»

 

Материал подготовлен в рамках обучающего курса «Основы марксизма-ленинизма»

 

Предыдущее занятие           Следующее занятие

 

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, т.21, стр. 301-302

 

[2] И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 298—299

…………………………………………………………………………………………………………

 

Контрольные вопросы к Л-5: «Диалектическое учение о развитии»

 

Вопросы составлены таким образом, что первое предложение каждого вопроса выражает задание, а последующие предложения уточняют его и являются в то же время примерным планом ответа на вопрос. Вопросы, написанные курсивом и заключённые в скобки, являются дополнительными.

 

Расскажите, что такое эволюция. Укажите на истоки эволюционного учения. Поясните, как изменилось мировоззрение прогрессивных буржуазных учёных и философов под его влиянием. Укажите на ограниченность буржуазного представления об эволюции. Постарайтесь назвать и объяснить несколько сторон (аспектов) этой ограниченности.

Расскажите о способах, которыми буржуазные мыслители пытались объяснить развитие. Поясните, что объединяет эти способы. Объясните, почему все эти попытки не были успешными. Покажите антинаучность буржуазных взглядов на причины развития. Укажите на ошибку в буржуазном представлении о характере процесса развития. Каковы её классовые корни?

Сформулируйте основные положения диалектического материализма о развитии. Укажите на диалектический способ рассмотрения вещей и явлений. Поясните, какими общими характерными чертами обладает процесс развития. Объясните, каковы действительные причины развития. В чём его движущая сила? (Подумайте, что отличает прогрессивное изменение от изменения попятного? Что мы должны выяснить в каждом конкретном случае, чтобы ответить на этот вопрос?)

Дайте краткое описание гегелевского учения о развитии и его критику. Объясните, что такое гегелевская абсолютная идея. Как она соотносится с реальными вещами? Почему, с точки зрения Гегеля, реальные вещи изменяются и развиваются? Объясните, почему классики марксизма писали, что диалектика Гегеля «стояла на голове»?

Расскажите о том, как диалектический метод был подхвачен и развит в материалистической диалектике. Укажите на объективность диалектического развития в природе и истории (обществе). Объясните, как на самом деле соотносится диалектика понятий с диалектикой материального мира. Поясните, почему мы можем говорить об общих законах движения как внешнего мира, так и мышления. В чём, однако, состоит разница между этими двумя рядами законов?

Объясните значение открытия Марксом и Энгельсом законов материалистической диалектики. Поясните, в чём состоит важность именно материалистического объяснения развития для рабочего класса и его исторической борьбы. Объясните, чем перестаёт быть философия и чем она становится в свете материалистической диалектики. Подумайте, какого рода задачи выдвигает открытие законов общественного развития и какая ответственность ложится, поэтому, на человека?

 

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.