Вопрос. Представьте программу диагностики познавательной деятельности дошкольника. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос. Представьте программу диагностики познавательной деятельности дошкольника.

2019-08-07 157
Вопрос. Представьте программу диагностики познавательной деятельности дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранний возраст от 1 года до 3 лет.

Средний дошкольный возраст от 5-6,7 лет.

Важной задачей обследования детей 4 — 5-го годов жизни является изучение их уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности. Дети с нормальным интеллектом решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки; сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.

Главной целью обследования детей 7-го года жизни является целенаправленное изучение у них психологической готовности к школьному обучению.

Понятие "психологическая готовность к школе" включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность, т.е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдения во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями эмоционально-волевой сферы являются: владение правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

Умственная готовность включает важные стороны подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной деятельности и активности, умственной работоспособности. Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение принять задание, анализировать условия задачи, владение некоторыми элементарными учебными навыками — осуществление звукового анализа слова, чтение, вычислительные навыки, подготовленность руки к письму, представления об окружающем.

 Цель программы: оценка познавательной деятельности дошкольника.

Задачи:

- выявление особенностей психического развития ребёнка;

-установление нарушений психического развития;

- определение сохранных потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка;

- определение оптимальных условий развития.

Этапы диагностики:

1. Изучение документации: сбор анамнеза, выяснение причины отклонений (если они имеются). Изучение медицинской карты ребенка с целью получения сведений об общем состоянии ребенка.

2. Беседа – выясняют особенность отношений ребенка с родителями, с лицами микросоциального окружения. В беседе с ребенком выясняют его отношение к семье, к детским учреждениям, его склонности, интересы. Наблюдение за ребенком позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка.

3. Изучение результатов деятельности реб-ка (рисунки, поделки).

4. Наблюдение за ребёнком. Этот метод позволяет судить о различных проявлениях психики ребёнка.

5. Метод эксперимента- сбор фактического материала в специализированных условиях.

 

Собственно диагностический этап.

Диагностика восприятия.

- Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

- Методика «Узнай кто это?»

- Методика, «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

- Методика «Разрезная картинка» - цель – выявление уровня целостного восприятия предметной картинки. Ребенку предлагаются 2 одинаковые картинки, одна из них разрезана на 3-4 части по диагонали. Взрослый показывает ребенку части разрезной картинки и просит сложить целую картинку. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый показывает как надо соединить части, и снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах. 1б. – не понимает цель задания, действует неадекватно. 2б. – принимает задание, но условий задания не понимает, после обучения не переходит к самостоятельному выполнению. 3б. – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения – переходим к методу целенаправленной проблемы. 4б. – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно.

- Методика «Цветные кубики» - направлена на выявление развития восприятия цвета.

Диагностика внимания – изучают такие качества как продуктивность, устойчивость, переключаемость, объем.

- Методика «Найди и вычеркни» (корректурная проба).

- Методика «Поставь значки» (на переключение внимания)

- Методика «Запомни и расставь точки» (объем)

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые складывается в стопку. Сверху квадрат с 2 точками внизу с 9 (остальные по порядку). Исследователь показывает ребенку карточки, на которых нарисованы точки, а потом предлагает ребенку самому расставить точки в пустых клеточках.

Диагностика воображения

- Методика «Придумай рассказ» - дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо за 1 мин., а затем пересказать его в течении 2 минут. Оценивают объем придуманного рассказа, необоснованность, впечатлительность, эмоциональность, образов.

- Методика «Нарисуй что-нибудь»

- Методика «Придумай игру»

Диагностика памяти – узнавание, восприятие, запоминание.

- Методика «Узнай фигуры» (на узнавание)

- Методика «Запомни рисунок» (объем кратковременной зрительной памяти)

- Методика «Запомни цифры»

- Методика «Заучивание 10 слов» - дается несколько попыток заучить 10 слов. После очередного прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд и так 6 раз подряд.

Диагностика словесно-логического мышления: оцениваются представления об окружающем мире. О логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животные, их образ жизни, связь с природой. Определяется умение ребенка рассуждать логически, грамматически правильно выразить свою мысль.

- Методика «Нелепицы» (внимательно посмотри на картинку и скажи, что здесь не так).

- Методика «Времена года» - какое время года на рисунке, по каким признакам он это определил.

- Методика «Что здесь лишнее» - на картинке их 4 изображений 1 предмет лишний, укажи его и почему он лишний.

- Методика «Кому чего не достает» - на картинке изображены дети, каждому их которых чего-то не достает.

Диагностика наглядно-действенного мышления:

- Методика «Обведи контур» - с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и точнее воспроизвести тот контур, который предложен на рисунке.

- Методика «Пройди через лабиринт».

- Методика «Воспроизведи рисунок».

- Методика «Вырежь фигуры» - быстро и точно вырезать различные фигуры.

Диагностика речи.

- Методика «Назови слова» - называют ребенку слово из соответствующей группы и просят самостоятельно перечислить слова, относящиеся к этой группе.

- Методика «Расскажи по картинке».

Оценка игры – направлена на выявление уровня сюжетно-ролевой игры. Ребенку предлагается поиграть в игровом уголке, отмечают интерес к игрушкам, действия с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры. Можно предположить складывание, раскладывание матрешки (уровень развития практической ориентировки на величину, обучаемость); разборка и складывание пирамидки (умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.