Система гражданской обороны РФ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Система гражданской обороны РФ

2019-08-07 157
Система гражданской обороны РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система гражданской обороны РФ

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральным законом №28-фз «О гражданской обороне» от 12.02.1998. основными задачами ГО были определены:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники и зданий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств поражения;

· повышение устойчивости работы объектов экономики в военное время;

· проведение спасательных и других неотложных работ и др.

Рис. 1 Структура гражданской обороны Российской Федерации

 

Структура гражданской обороны РФ. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением РФ.

Производственный принцип заключается в организации ГО в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте экономики и т.д.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ, первым заместителем которого является министр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России). Структура Гражданской обороны РФ представлена на рисунке 2.1.

Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

 

Как видно из рисунка 1., руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

Органами, осуществляемыми управление ГО, являются:

- федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО (штабы, отделы, управления по ГО и ЧС);

- структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые в порядке, установленном Правительством РФ.

Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются службы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизированные и невоенизированные формирования.

Служба и силы гражданской обороны. Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство осуществляют начальники ГО, координацию действий – органы управления по делам ГО, непосредственное руководство – начальники служб ГО. К службам ГО относятся: служба оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения и другие.

Силами ГО являются воинские формирования, объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.

Войска ГО – соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Являются составной частью сил обеспечения безопасности государства. В военное время руководство осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент РФ через Начальника ГО. Непосредственное управление осуществляет Первый заместитель начальника ГО – Министр МЧС России.

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

 разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;¾

 осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;¾

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура РСЧС и режимы функционирования. РСЧС действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональная схема РСЧС представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Функциональная схема РСЧС

 

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Режимами функционирования РСЧС являются:

- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Силы и средства РСЧС. Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния окружающей природной среды, потенциально-опасных объектов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из формирований службы экстренной медпомощи Минздрава России, формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России, противоградовых и противолавинных служб Росгидромета, бассейновых аварийно-спасательных управления Минтранса РФ, соединений и частей ГО, спецотрядов Минатома РФ, соединений инженерных войск Минобороны РФ, газоспасательных отрядов Минэнерго РФ, Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России и др.

                          

 

Существующая тенденция к возрастанию масштабов ЧС заставляет своевременно и обоснованно вырабатывать контрмеры для предупреждения ЧС и их ликвидации. С этой целью создаются соответствующие управленческие структуры – системы управления в условиях ЧС.

Анализ развития чрезвычайных ситуаций и принятие оперативных решений затрудняются сложностью оценки их основных факторов и эффективности принимаемых решений. Руководящим органам обычно приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации. Это может привести к принятию нерациональных и даже ошибочных решений, а следовательно, и к большим потерям. Поэтому совершенствование систем управления, ориентированных на прогноз и предупреждение ЧС, на защиту населения и территорий, имеет особенно большое значение.

Обсуждаемые ниже подходы помогают формализовать и автоматизировать процессы принятия решений в условиях ЧС. Они помогают выбирать способы реализации принимаемых решений и оценивать их эффективность. Все математические модели возникновения бедствий и катастроф, алгоритмы прогноза и анализа данных "сработают" только в том случае, когда они будут использованы в системе управления. Кроме того, количество "управленцев" в современном обществе стремительно растет, и от действий многих из них зависит, насколько успешно мы будем избегать аварий и катастроф. Поэтому обсуждаемые вопросы касаются гораздо большего круга людей, чем материалы других разделов. Наконец, совершенствование системы управления является главным ресурсом, который должен быть востребован при изменении алгоритмов развития цивилизации.

Мы постарались находиться на концептуальном уровне, поскольку общие идеи здесь могут быть полезнее их конкретного воплощения. Опыт создания и успешной эксплуатации ряда компьютерных систем в области гражданской защиты показывает, что обсуждаемые представления могут быть полезны при решении многих конкретных задач. Основное внимание в главе уделено трем вопросам.

Совершенствование структур управления, связанное, в частности, с организацией ряда штабных структур различных уровней, на наш взгляд, может существенно улучшить гражданскую защиту в России. В армии система штабов, включающая Генеральный штаб, была создана века назад. Сейчас опасность природных, техногенных, социальных бедствий стала сравнима с военными угрозами. При нормальном развитии событий относительное значение этой опасности возрастет. Поэтому и система управления, созданная в интересах предупреждения и ликвидации ЧС, должна встать вровень с задачами, которые на нее возложили.

Сценарный подход к управлению в чрезвычайных ситуациях. Новая историческая реальность заставляет прогнозировать последствия наших решений на большее число "ходов", действовать быстро и точно. Это приводит к необходимости разработки сценариев различных ЧС, поиска наилучших решений. Защищая себя от рисков природного и техногенного характера, от социальных нестабильностей, надо иметь гораздо больший объем "домашних заготовок" высшего качества.

Создание и развитие Государственной службы спасения. Риск, угрозы перестают быть "ведомственными", "отраслевыми", "региональными". В то же время органы, обеспечивающие безопасность людей и экономического потенциала, сплошь и рядом остаются таковыми. Мы сегодня в России оказались в слишком серьезной ситуации, чтобы иметь два десятка разобщенных и недостаточно эффективных служб спасения. Мы надеемся, что здравый смысл в этой области сумеет победить ведомственные амбиции. Ведь без надежного обеспечения права на жизнь граждан России остальные права, свободы и интересы теряют смысл.

Работа в условиях ЧС

Чрезвычайная ситуация всегда по-своему определяет диалектику взаимоотношений и деятельности людей, соотношение целей и средств их достижения, диктует свои законы. Изменение привычного уклада жизни и трудовой деятельности отражается на сознании людей, их нравственных установках, на восприятии окружающей действительности, оценке происходящего и своего места в коллективе, на взаимоотношениях с другими людьми.

Показатели трудовой деятельности сотрудников, работающих в условиях ЧС, как правило, намного выше, чем при работе в нормальных условиях. В экстремальных ситуациях люди работают со значительно большей производительностью, желанием, ответственностью и организованностью. Работа в экстремальных и суперэкстремальных (на грани переносимости) условиях требует предельной мобилизации физических и психологических адаптивных механизмов человека и приводит к формированию "экстремального состояния" Последнее с одной стороны, способствует мобилизации всех ресурсов человека, а с другой - может вызвать травмы, ухудшение здоровья, снизить психологическую устойчивость.

Если условия работы в ЧС связаны с постоянной опасностью радиоактивного облучения, химического или биологического поражения, то необходимо часто менять работающих При этом важно иметь четкий обоснованный график выезда личного состава на работу в опасные зоны.

Работа в условиях ЧС характеризуется рядом особенностей.

- Опасность. Ее степень в условиях ЧС может быть различной (от непосредственной опасности для жизни до самых легких форм болезни). Эмоциональное влияние опасных факторов на человека определяется не только их объективным уровнем, но и личным представлением человека о том, какую угрозу это несет ему.

- Дефицит времени. Большинство работ в условиях ЧС необходимо выполнять либо в минимальные, либо в строго определенные сроки. Дефицит времени складывается из трех основных составляющих: реально существующий дефицит, зависящий от сложившейся ситуации; дефицит, связанный со сроками пребывания сотрудников ("лимит безопасности") в зоне ЧС и сменяемостью команд (дополнительное время на адаптацию, ознакомление с ситуацией и т.д.); дефицит, определяемый особенностями психологического состояния и подготовки сотрудников.

- Особенности выполняемой работы и ее организации. При ликвидации ЧС приходится выполнять огромный объем физической и интеллектуальной работы, как правило, необычной. Далеко не всегда ясно, что следует делать. Но даже если ясно, что требуется делать, не всегда существует четкое представление, как и каким образом это делать. Способы решения возникающих проблем часто определяются методом проб и ошибок. При этом быстро и порой необоснованно меняются поставленные задачи и формулируемые требования. Нелегкая по сути работа отягощается отрицательными впечатлениями от бесплодно потраченных усилий и нерациональных управленческих решений.

Например, дезактивационные работы в 30‑ти километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС начались без учета динамики радиационной обстановки, когда выброс радионуклидов из разрушенного блока еще продолжался. В итоге затраченный труд быстро обесценивался. Бесполезность усилий разочаровывала.

- Относительная изоляция. Лица, участвующие в ликвидации ЧС, в течение некоторого (иногда длительного) времени находятся в определенной изоляции. Отрицательное влияние последней усиливается отрывом от привычной системы трудовых и социальных отношений, необходимостью подчинения новой системе требований, ограничением свободы перемещения и достаточно жесткими регламентациями поведения.

- Ответственность. Как правило, работы по ликвидации ЧС находятся в центре общественного внимания. Участие в таких работах воспринимается, с одной стороны, как дело чести и предмет гордости, а с другой -как источник опасности и риска для здоровья. Поэтому участие в работах по ликвидации ЧС не должно быть принудительной обязанностью. Оно должно рассматриваться как ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно, так как цена некачественного выполнения заданий очень высока.

Структура системы

Под структурой системы понимается организация системы из отдельных элементов с их взаимосвязями. Последние определяются распределением функций, реализуемых системой, по ее элементам. Иначе говоря, структура – это организация целого из составных частей.

Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях ЧС является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов. Часто возникает путаница при решении вопроса, чем должно заниматься то или иное учреждение. Это приводит к дублированию работы в одних областях и бездействию в других. Однако традиционные подходы к управлению в условиях ЧС, как показывает опыт их использования, приводят к неудовлетворительным результатам.

Решать проблему управления в условиях ЧС необходимо не только путем перестройки функциональной структуры и повышения квалификации управленческих кадров, но и перехода к новой "управленческой парадигме". Под последней понимается система взглядов, базирующихся на основополагающих положениях ситуационного управления. Согласно этим положения построение системы управления в условиях ЧС есть отклик на различные по своей природе воздействия внешней среды. При этом последняя рассматривается как открытая система. Основные предпосылки ее успешного функционирования должны определяться не внутри, а вне нее. Другими словами эффективность функционирования системы связывают с тем, насколько удачно она реагирует на внешнее окружение, насколько устойчива к неожиданным изменениям внешней среды, насколько эффективно использует свои потенциальные возможности.

При сложной и изменчивой внешней среде структура обсуждаемых систем управления прежде всего должна быть гибкой и адаптивной. Они должны быть приспособлены к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.

В системах управления в условиях ЧС реализованы два, казалось бы, взаимоисключающие принципа: единоначалие (единство полномочий и ответственности) и распределенные полномочия и ответственность. Руководитель несет персональную ответственность за состояние дел. Однако в работе штаба, в котором решаются вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития ЧС, реализуется принцип распределенной ответственности. В штабе создаются условия для необходимых согласований и консультаций для устранения неизбежных конфликтов и разногласий. Это обеспечивает минимальное вмешательство первых лиц в оперативную деятельность руководителей нижестоящих уровней.

Организационная структура в условиях ЧС должна быть структурой с локальной автономией и глобальной координацией. Ее различные элементы участвуют в установлении целей и задач и совместными усилиями добиваются их реализации.

Успешность деятельности руководителей по выработке управленческих решений зависит от уровня их осведомленности. При слабой осведомленности прибегают к методам экспертных оценок. При большей осведомленности используют количественное прогнозирование, моделирование и оптимизацию.

Выделяют три направления принятия решений:

- получение дополнительной информации, повышение уровня осведомленности и понимания ситуации;

- принятие мер, направленных на увеличение гибкости организации;

- выбор мероприятий по уменьшению опасности или ликвидации ЧС.

Стратегия гибкости, необходимая в условиях ЧС, ориентирована на принятие эффективных мер в широком спектре возможных неблагоприятных изменений. Подчеркнем отличие этой стратегии от стратегии непосредственной реакции на конкретное возмущение.

Для повышения гибкости управления необходимы:

- повышение гибкости руководства, его психологической готовности к встрече с незнакомыми явлениями;

- развитие творческой активности сотрудников и их способности решать новые проблемы;

- использование сотрудников, владеющих различными специальностями и имеющих различные квалификации; повышение уровня осведомленности сотрудников;

- увеличение уровня структурной гибкости всех функциональных и обеспечивающих подсистем.

Особую важность приобретает гибкость подсистем материально-технического снабжения. Информации о возможном источнике угрозы обычно достаточно для того, чтобы разработать и реализовать программу активной подготовки системы материально-технического обеспечения. Таким образом, значительная часть мер, разработанных на основе данных о возможном бедствии, может быть принята задолго до того, как опасность станет явной.

Идея создания еще одного бюрократического аппарата для раннего предупреждения и планирования ликвидации ЧС на этом этапе представляется спорной. Более перспективным направлением является функциональная перестройка и укрепление имеющихся структур и механизмов соответствующими службами и постоянным руководящим звеном.

В соответствии с целевым назначением структуры систем управления в условиях ЧС они относятся либо к дуальным (двойным), либо полиструктурам (множественным). В последних работа по ликвидации ЧС проводится в рамках управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ).

Рис. 3. Структура системы планирования и контроля за выполнением решений

 

Полиструктуры – это отход от традиционной практики, предусматривающей наличие лишь одной постоянной управляющей структуры, в рамках которой осуществляется управление. Полиструктуры хорошо совместимы с другими типами организации.

Однако есть другие возможности, в частности, использование матричных структур управления. В них, с одной стороны, есть иерархическое взаимодействие подразделений ("по вертикали"), а с другой, предусмотрено решение конкретных задач, реализация проектов, относящихся к разным ветвям иерархии, но к одному ее уровню (взаимодействие "по горизонтали"). Ответственность за решение задачи при этом возлагается на руководителя проекта, который может быстро сформировать мобильный дееспособный коллектив из сотрудников разных подразделений. Использование системы управления с матричной структурой при ликвидации ЧС небольшого масштаба может дать хорошие результаты.

Матричная структура управления делает систему более действенной, гибкой и динамичной. Тем не менее центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения, или информационной поддержки.

В обязанности штаба входит выявление тенденций развития ЧС, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях.

Штаб регулярно корректирует перечень зон ЧС и их приоритеты, контролирует ход работы в этих зонах по всем объектам защиты.

Разделение ответственности между уровнями системы управления в условиях ЧС должно определяться принципом результативности стратегии. Он заключается в том, что полномочия и ответственность за каждое решение передаются на тот уровень структуры, на котором определяются переменные, относящиеся к этому решению.

Описанная структура системы планирования и контроля за выполнением решений представлена на рис. 1.

Подчеркнем, что штаб напрямую связан с руководством ССЗ, о которых речь пойдет далее, и оперативными группами. Обычно члены штаба являются руководителями соответствующих ССЗ. Члены штаба совместно принимают решения для достижения общих целей. В такой структуре легко налаживается контакт между рядовыми сотрудниками.

Функции системы

Сложность задач, встающих при возникновении и развитии ЧС, необходимость их скорейшего решения требуют использования декомпозиции, т.е. разделения системы на ряд локальных координируемых подсистем, которые позволят решать общую задачу управления. При этом важно обеспечивать оптимальность (рациональность) декомпозиции с точки зрения интересов системы в целом.

Разделить общую задачу управления на части можно потому, что ограничения в управляемой системе зависят не от всех переменных. Ряд переменных и ограничений можно сначала рассматривать укрупненно, а затем более детально. В целом разделение общей задачи состоит в определении локальных проблем и задач координации таким образом, чтобы каждая из была гораздо проще исходной. Цель разделения – получение структуры принятия решений, в которой каждая локальная задача может быть решена за допустимое время при данных ограничениях по некоторому алгоритму.

Таким образом, при декомпозиции должны быть определены и описаны три вида задач:

- общая задача управления для ЧС в целом;

- формируемые задачи локальных подсистем управления;

- задачи координирующей системы.

Цель и критерий функционирования последней должны быть выражены в терминах общей задачи управления.

В настоящее время не разработаны общие формальные методы декомпозиции, поэтому неформальные процедуры строятся на основе тщательного изучения и анализа ЧС и альтернативных путей их ликвидации.

В обсуждаемых системах управления используются два способа формирования локальных функциональных подсистем: по временному (по фазам управления) и по функциональному признакам. При разбиении следует также учитывать необходимость уменьшения информационных и транспортных потоков между подсистемами.

Для минимизации связей между подсистемами весьма плодотворным является использование концепции потока. Она состоит в выделении и последующем изучении материальных и информационных потоков. Под материальными потоками понимаются первичное сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, электрическая и тепловая энергия, рабочая сила, механизмы и т.д. Информационные потоки представляют собой сведения о состоянии управляемой системы и внешней среды, о возмущающих и управляющих воздействиях и другие данные, необходимые для достижения поставленной цели.

Формирование функциональных подсистем по временн о му признаку предполагает разделение общего процесса управления на планирование (стратегическое и тактическое) и оперативное управление. Совокупностью функциональных подсистем определяется социально-экономико-организационная модель ЧС, структура системы управления, состав и содержание задач управления, общая последовательность их решения.

Противостояние природным и техногенным бедствиям требует в ряде случаев принятия в кратчайшие сроки кардинальных стратегических решений. Поэтому при совершенствовании систем управления в чрезвычайных ситуациях все чаще обращаются к стратегическому управлению – это сложный и потенциально мощный инструмент. Используя его, существующие системы управления могут более успешно противостоять нестабильности, катастрофически меняющимся условиям, сбоям и ошибкам в работе. В стратегическом управлении необходим планомерный подход, основанный на прогнозе появления новых проблем и превентивной подготовке мероприятий по ликвидации ожидаемых ЧС.

Это предполагает анализ альтернативных вариантов возникновения ЧС. Задачей такого анализа является выяснение факторов и тенденций, способных изменить штатную ситуацию. Результат такого анализа - выбор стратегии деятельности организации, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения выбранной стратегии. После такого выбора цели детализируются в комплексные программы действий, бюджеты, планы.

Однако на практике новые проблемные ситуации появляются слишком часто и развиваются слишком стремительно, чтобы по каждой из них можно было заранее подготовить и принять необходимые управленческие решения. Поэтому при разработке систем управления при ЧС нужно сочетать планомерный подход, стратегическую и тактическую инициативы, текущую корректировку и выполнение чрезвычайных мероприятий.

Единицей анализа стратегий управления должна быть стратегическая ситуационная зона отдельный сегмент внешней среды, который выделяют на основе анализа чрезвычайной ситуации и прогноза ее развития. Упомянутая зона – это некоторая часть обслуживаемой территории (или реализуемой функции), выделяемая на определенный период времени и закрепляемая за некоторой оперативной бригадой в качестве первоочередного или единственного объекта обслуживания.

Каждая зона определяется вектором характеристик, к основным из которых относятся ее параметры, прогноз развития, технология работы в зоне, используемые ресурсы и т.д.

Оценка стратегической важности ССЗ включает:

- построение сценария развития ЧС в ССЗ;

- анализ изменения основных факторов на развитие ЧС;

- получение долгосрочной и краткосрочной оценок важности ССЗ.

- оценка уровня требуемых ресурсов;

- выбор стратегии управления ликвидацией ЧС.

В процессе реализации функции стратегического управления необходимо определить множество ССЗ для конкретной ЧС, их основные характеристики, оценить вероятности исходов процесса ликвидации ЧС в каждой зоне.

Одна из главных проблем – разумное ранжирование стратегических и тактических задач по степени их важности и срочности решения. Руководство должно разделить возникающие задачи на:

- срочные, требующие немедленного решения;

- средней срочности, не нуждающиеся в их быстрой реализации в данный период, но требующие постоянного контроля;

- не заслуживающие дальнейшего рассмотрения.

Срочные задачи немедленно поручаются соответствующим подразделениям либо специально созданным оперативным группам. Руководство должно постоянно пересматривать и обновлять список проблем и их приоритетность.

Задачи, выявляемые в ходе наблюдения за внешней обстановкой, по-разному обеспечены необходимой информацией. По некоторым проблемам имеется достоверная, конкретная, своевременная информация. По другим – неопределенные, зачастую недостоверные сигналы. Приходится искать возможности получения дополнительной информации.

Основные задачи оперативного планирования и управления заключаются в нахождении оптимального (рационального) распределения имеющегося персонала и оборудования по ССЗ, а также в определении необходимого состава персонала и количества оперативных бригад для достижения намеченных целей.

Несмотря на то что найти точное решение задач такого класса обычно тяжело, использование формальных методов в этой области может быть достаточно успешным. С этой целью для повышения эффективности функционирования оперативных бригад можно применять избирательное включение в очередь требований с высоким приоритетом, изменение количества бригад во времени и по ССЗ, избирательное назначение и пространственное перераспределение бригад. При решении этих задач целесообразно использовать в качестве критериев эффективности максимум равномерности суточной нагрузки или минимум потенциальной опасности. Для каждой ССЗ должен быть определен показатель риска (например, как средневзвешенная сумма ряда показателей, взятых с весами), с учетом которого определяются задания и графики работ оперативных бригад.

Опыт применения компьютерных систем поддержки принятия решений при ликвидации ЧС показывает, что зачастую формализованные методы дают именно те решения, которые подсказывают опыт и здравый смысл. Однако и в этом случае такие системы полезны. Они позволяют опираться на чужой опыт, уменьшают нагрузку на руководящий состав. Вместе с тем, иногда компьютерные системы предлагают более решения, которые эффективней лежащих "на поверхности".

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС

3.1. Технология планирования работ по предупреждению и ликвидации ЧС

Под планированием понимается целенаправленный, организованный и непрерывный процесс выделения различных элементов и аспектов организации, определения их состояния и взаимодействия в данное время, прогнозирования их развития на некоторый период в будущем, а также составления и программирования набора действий и ресурсов для достижения желаемых результатов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, планирование находится во взаимосвязи с прогнозированием и реализацией планов, т.е. они рассматриваются не раздельно, а как взаимосвязанные части единого процесса управления риском.

Полный цикл планирования и управления риском включает:

- прогноз риска путем формирования сценариев развития ситуации;

- формирование целей и критериев управления риском;

- стратегическое (долгосрочное) планирование превентивных мероприятий;

- тактическое (текущее) планирование альтернативных ответных действий на возникающие угрозы;

- стратегическое и оперативное управление в условиях ЧС.

Сочетание анализа основ комплексного целевого управления с изучением практики функционирования систем управления риском позволило сформулировать ряд принципов построения систем планирования и управления по предупреждению и ликвидации ЧС на региональном уровне.

К таким принципам относятся:

- ориентация на конкретно существующие организационную и функциональную структуры системы управления;

- комплексность планов;

- альтернативность формирования планов и выделение базовых вариантов, ориентированных на наиболее вероятное, благоприятное и неблагоприятное развития ситуации;

- рациональное сочетание процессов формирования планов "снизу" и "сверху" путем привлечения к разработке планов низовых структур и частного сектора (данный принцип реализуется прежде всего путем широкого привлечения предприятий и организаций для составления адекватных паспортов риска и их последующего обобщения на региональном уровне, формирования сценариев развития ЧС и ответных действий и т.д.);

- ответственность исполнителей и руководителей за корректность сценариев, планов и качество принимаемых управленческих решений и их реализацию;

- сбалансированность планов (предполагается ресурсное обеспечение реализации планов: кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и т.д.);

- оптимальность и адаптивность (предполагается возможность выбора эффективного варианта сбалансированного плана и его настройка);

- типизация содержания и процедур формирования сценариев, превентивных и оперативных планов по предупреждению


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.