Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее?

2017-05-13 185
Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог, именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: Кому уподобите Меня (Ис. 46, 5); и сравните и приложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 4–5). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого непроисходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем: потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься (Сир. 3, 21–23). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию (Быт. 1, 26). Еще: вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3, 22). И еще: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 7). То самое ясно доказывает и Пророк: И взывали они друг ко другу (Ангелы) и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3). И Священный Псалмопевец сказал: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их (Пс. 32, 6). О сем многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви.

Вопрос 11. Какие суть свойства Божии?

Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные

Вопрос 12. Какие суть личные свойства Божии?

Ответ. Личные Божеские свойства суть те, коими Лица Святыя Троицы так различаются одно от другого, что одно Лице не может быть другим. Т.е. Лице Отца не есть Лице Сына; ибо Отец не рожден ни от кого, а Сын рожден от Отца, по естеству, прежде веков, как говорит Писание: из чрева прежде денницы родил Тя (Пс. 109, 3). И так: Отец, Сын и Дух Святый, нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе, а отделяется только от твари рожденное же и нерожденное не может быть одним лицом. Равным образом надлежит мыслить и о Духе Святом: Он исходит от существа, и естества Отчего безначально, т.е. вечно, и есть единосущен Отцу и Сыну. Но различается от Отца личным свойством: потому что от Него исходит; различается также и от Сына: потому что Он имеет бытие от Отца не рождением как Сын, но исхождением от Того же Отца. Сын и Дух Святый имеют одно существо: потому что оба сии Лица от одного Отчего естества. Они единосущны Отцу, потому что от Его существа. О сем Григорий Богослов так говорит: “Сын и Дух Святый имеют то общее, что и то и другое из сих двух Лиц есть от Отца. Свойство Отца есть то, что. Он нерожден; Сына, что Он рожден; Духа Святаго, что Он исходит” (Слово 23). Сверх сего личное свойство Сына есть все дело воплощения; ибо ни Отец не принимал залоги, ни Дух Святый. Вот каким образом Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит нас веровать и исповедывать единого Бога по естеству в трех Лицах! О сем смотри в деяниях Первого Никейского Собора и Второго Константинопольского Вселенского.

Вопрос 13. Какие существенные свойства Божии?

Ответ. Существенные свойства Божий суть те, Которые равно приличны Отцу и Сыну и Святому Духу, как-то: быть Богом, быть вечным, безначальным, безконечным, благим, всемогущим и всеисполняющим, безпредельным, ведущим все тайное и явное. Кратко сказать, кроме тех личных свойств, о коих мы говорили выше, т.е. быть нерожденным или Отцем и виною; быть рожденным или Сыном и Словом воплощенным; быть исходящим или Духом Святым, – все, что говорится о Боге, составляет свойства Божественного существа, равно общие трем Лицам без всякого различия.

Вопрос 14. Почему в первом члене Веры опущены другие свойства, и положено только: Вседержителя?

Ответ. Потому, что сие слово точнее выражает свойство Бога. Ибо ни одно сотворенное существо не может быть названо всемогущим по двум причинам. Во-первых, потому, что оно имеет бытие свое не само от себя, но от Творца своего; во-вторых, потому, что оно не может произвести ни единой вещи из того, что нигде и никакого бытия не имеет. И то и другое принадлежит только всемогуществу Божию. А что Бог всемогущ, сие Сам Он сказывает в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8). То же говорит и Архангел: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 37). Впрочем, сие вседержительство и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением; а посему Он производит, не все то, что может, но только то делает и может делать, что восхощет, как говорит Священный Псалмопевец: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет (Пс. 113, 11). Он мог сотворить тьмы миров, так как сей, но не восхотел. При том должно знать, что сие всемогущество Божие тесно сопряжено с совершенством, и удалено от всего несовершенного или немощного, как-то покажет следующий пример. Бог не может ни быть злым, ни грешить, ни лгать отречься Себя, как говорит Павел (2 Тим. 2, 13; Евр. 6,18), поелику это есть несовершенство. Если бы Бог мог быть злым, или грешил, или отрекался Себя Самого, то Он не был бы всемогущ: поелику таковые свойства сами по себе суть признаки несовершенства. Итак, Бог есть всемогущ, согласно с Его волею и совершеннейшею благостью, как воспевает Его Пророк Песнопевец: Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов (Пс. 76, 14-15). Наконец, Он называется Всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но единым хотением Своим.

Вопрос 15. Если Бог безпределен и вездесущ, то почему говорится, что Он живет на небесах и на некоторых известных местах земли преимущественно?

Ответ. Сие говорится не потому, что будто бы небо, или Сион, или другое какое-нибудь место могло вмещать в себе невещественное и безтелесное Божество – Бог не занимает никакого места, а Сам для Себя есть место. Но поелику Он действует в сих местах особливым образом, и поелику действия и благодать Его являются там очевиднее и многократнее, то говорится, что Он живет в оных. Например: “На небесах, как говорит Святой Дамаскин (кн. 1, гл. 16), потому что там Ангелы, творящие волю Его и присно славящие Его. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поелику в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божий, называется местом Его”.

Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом знают то и люди – Пророки и Ангелы?

Ответ. Бог знает все тайны и глубины человеков и Ангелов Сам Собою, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир. 23, 27–28). И в другом месте: ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного (Сир. 42, 18–19). И Иоанн в Апокалипсисе: Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим (Откр. 2, 23). Но Ангелы и человеки, если они узнают иногда сокровенное будущее, узнают оное по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: Бог открывает глубокое и сокровенное (Дан: 2, 22). Так Бог открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана (4 Цар. 5, 26); и Петру, Апостолу, о Анании и Сапфире (Деян. 5, 11). Таковое же видение имели и все Пророки.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.