История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-12 | 477 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
ПРОТОКОЛЫ
к практическим занятиям для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело
Черкесск
УДК 613.95
ББК 51.28
Н 73
Рассмотрено на заседании кафедры Внутренние болезни.
Протокол № 6\14 от «25» 06 2014 г.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СевКавГГТА.
Протокол № 5 от «24» 04 2014 г.
Рецензенты: Хапаев Б.А.. – д. м. н., профессор кафедры Внутренние болезни
Н 73 Новикова В. П. Коммунальная гигиена: протоколы к практическим занятиям для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101.65 Лечебное дело / В. П. Новикова. – Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2015. – 12 с.
Протоколы к практическим занятиям для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101.65 Лечебное дело являются дополнением к пособию и руководством по технике работы на занятиях.
УДК 613.95
ББК 51.28
© ФГБОУ ВПО СевКавГГТА, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДЕНАТУРАЦИИ ВОЗДУХА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЕНТИЛЯЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ…………. |
Тема 2 Тема № 3 | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ | |
Тема № 4 | ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНО-ЛЕПТИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ | |
Тема № 5 | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ | |
Тема № 6 | ИЗУЧЕНИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ БОЛЬНЫХ В ПАЛАТЕ | |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ | ||
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ТЕМА 1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДЕНАТУРАЦИИ ВОЗДУХА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЕНТИЛЯЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Шприцы Жане.
2.Раствор Na 2СО3 с индикатором фенолфталеином.
3.Химические стаканы на 100-200 мл.
4.Сантиметровая лента или рулетка.
На практическом занятии студент должен:
- овладеть методами оценки вентиляции помещений, усвоить ее показатели и нормативы; исследовать количественные параметры естественной вентиляции заданного помещения; определить содержание СО2 в воздухе закрытого помещения методом Лунге-Цеккендорфа в модификации Прохорова; оценить загрязненность воздуха в помещении по полученным данным, оформив соответствующее заключение; рассчитать необходимый и фактический объемы вентиляции, кратность воздухообмена для помещения; оценить эффективность вентиляции в помещении данного объема и соответствующей конструкции вентиляционных отверстий. Рассчитать коэффициент аэрации; составить протокол, заключение по результатам работы и сформулировать рекомендации по оптимизации воздухообмена в помещении; - решить ситуационные задачи.
Студенты определяют концентрацию СО2 в воздухе учебной комнаты. Полученные результаты заносятся ими в протокол. На основании этих данных студенты дают заключение о состоянии загрязненности воздуха антропотоксинами. Студенты рассчитывают необходимый и фактический объем вентиляции, сравнивают их, и дают заключение об ее эффективности.
1. Определение концентрации СО2 в воздухе учебной аудитории по методу Лунге - Цеккендорфа в модификации Д. В. Прохорова.
К экспресс-методам определения содержания СО2 относится метод Лунге - Цеккендорфа в модификации Д. В. Прохорова. В основу его положена сравнительная оценка количества углекислого газа в атмосферном воздухе (0,4 %о) и воздухе учебной аудитории. Принцип метода состоит в том, что окрашенный в розовый цвет раствор карбоната натрия (Na2СОз) с индикатором фенолфталеином, обесцвечивается, когда весь карбонат натрия, взаимодействуя с диоксидом углерода (углекислотой) воздуха, превращается в гидрокарбонат натрия (Na H СО3) по реакции: Na2CO3 + Н2О + СО2 = 2NaHCO3. Порядок проведения работы: 20 мл раствора карбоната натрия с индикатором набираются в шприц Жане (объемом не менее 100 мл), лишний воздух вытесняют и закрывают отверстие специальным колпачком (исключает контакт раствора с воздухом). Студент осуществляет забор воздуха в помещении, указанном преподавателем, и на открытом воздухе. После отбора пробы содержимое шприца встряхивают 5-6 раз и воздух аккуратно выпускают из шприца. Эти операции повторяют до полного обесцвечивания раствора. Объем отбираемых порций воздуха должен быть одинаковым. Количество углекислого газа рассчитывается по формуле:
|
X = (N:n) х O,4°/oo где X - содержание СО2 в помещении, выраженное в промилле; N - число отобранных порций атмосферного воздуха; п - число отобранных порций воздуха в помещении; 0,4 - среднее содержание СО2 в атмосферном воздухе в промилле.
2. Оценка эффективности вентиляции в помещениях жилых зданий, больничных и общественных учреждений.
Каждое помещение по своим конструктивным параметрам, характеру вентиляции, ее устройству, обладает определенными, более или менее стабильными возможностями обмена воздушной среды в нем. Эта ситуация характеризуется такими показателями как фактический объем вентиляции и кратность воздухообмена. В то же время, в каждом помещении могут изменяться условия, приводящие к различной интенсивности денатурации воздуха в нем (разное количество одновременно находящихся в нем людей, невозможность сквозного проветривания и т.д.). Возникает необходимость изменения условий воздухообмена для каждой конкретной ситуации, требующей необходимого объема вентиляции и, соответственно, необходимой кратности воздухообмена.
Необходимая кратность вентиляции – число, которое показывает, сколько раз в течение часа меняется воздух помещения, чтобы концентрация СО2 не превышала предельно допустимых уровней.
Необходимую кратность вентиляции находят путем деления рассчитанного необходимого объема вентиляции на кубатуру помещения.
Фактический объем вентиляции находят путем определения площади вентиляционного отверстия и скорости движения воздуха в нем (фрамуга, форточка). При этом учитывают, что через поры стен, щели в окнах и двери в помещение проникает объем воздуха, близкий к кубатуре помещения и его нужно прибавить к объему, который проникает через вентиляционное отверстие.
|
Фактическую кратность вентиляции рассчитывают делением фактического объема вентиляции на кубатуру помещения.
Сопоставляя необходимые и фактические объемы и кратность вентиляции, оценивают эффективность обмена воздуха в помещении.
Приложение 1.
Пример решения ситуационной задачи.
А). В помещении с кубатурой 60 м3, находится 5 взрослых людей. Проветривание осуществляется за счет форточки, которая открывается на 10 минут каждый час, площадь ее =0,15 м2. Скорость движения воздуха в вентиляционном проеме = 1 м/с.
Решение. Находим необходимый объем вентиляции (Сн), который равен = (22,6 л/час х 5): (1°/оо - 0,4°/оо) = 188 м3/час. Затем необходимую кратность воздухообмена (Кн) = 188 м3: 60 м3 = 3. Фактический объем вентиляции (Сф) оказался равен 0,15 м2 х 1,0 м/с х 600 с = 90 м3/час, а фактическая кратность составила: 90 м3: 60 м3 = 1,5.
Таким образом, при необходимой кратности воздухообмена 3 раза в час, в реальных условиях воздух меняется только 1,5 раза, следовательно, вентиляция не эффективна (Кф < Кн). Для нормализации воздушной среды помещения необходимо время проветривания увеличить в 2 раза.
Б). Помещение, выделенное для размещения людей, имеет площадь 50 м2 и высоту 3 м (обычные размеры школьного класса). Необходимо определить, сколько людей можно разместить в нем, если кратность воздухообмена = 1 (формула [4])
Решение. Из формулы кратности воздухообмена находим фактический объем вентиляции: Сф = (50 м2 х 3 м) х 1 = 150 м3/ час. Исходя из условий задачи, этот объем воздуха следует считать необходимым, то есть для данной ситуации Сф будет равен Сн. Далее используем формулу: Сн = (к х n): (p -q)
где к = 22,6 л/час; п -количество людей в помещении; р = 5°/оо: q = 0,4 %о. Подставив значения в формулу 150 м3/ час = (22,6 л/час х п): (5°/оо - 0,4 %о), найдем количество людей, которое может разместиться в данном помещении: п = (150 м3/ час х 4,6 %о.): 22,6 л/час = 29-30 человек. Площадь на одного человека, таким образом, составит чуть больше 1,7 м2.
|
Эта цифра вполне согласуется с площадью нар, которые могут быть двухъярусными (1,8 м х О,7 м + 0,5 м2 на сидячее место для одного человека). При оборудовании помещения только сидячими местами количество людей может быть увеличено до 60. Во всех случаях воздушный куб не должен быть меньше 2 м3 на человека, содержание кислорода менее 17%. Если условия позволяют (нет крайнего дефицита в пригодных для размещения людей зданий), то на одного человека отводится от 2,5 до 4 м2 площади с объемом воздуха 9-12 м3 (как для спальных помещений в казармах).
Косвенным показателем эффективности вентиляции в помещении является коэффициент аэрации, представляющий собой отношение площади сечения фрамуг (форточек) к площади пола, в котором площадь вентиляционного отверстия принимается за 1. Для достаточной аэрации помещений это отношение должно быть не менее 1/50 или 0,02 (оптимально 1/30 или 0,03).
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Психрометры.
2. Секундомеры.
3. Гигрометр.
4. Барометр
На практическом занятии студент должен:
- научиться пользоваться приборами для измерения параметров микроклимата. Измерить барометрическое давление; провести измерения температуры, и относительной влажности воздуха психрометром; провести измерения скорости движения воздуха; оценить температурный режим в помещении; оформить протокол по полученным данным и представить для обсуждения соответствующие гигиенические рекомендации.
Таблица 2.Максимальное напряжение водяных паров при разных температурах в миллиметрах ртутного столба
Температура | 10 °С | 11°С | 12 °С | 13°С | 14°С | 15°С | 16°С | 17°С | 18°С |
F1 мм. рт.ст. | 9,165 | 9,792 | 10,457 | 11,162 | 11,908 | 12,699 | 13,530 | 14,421 | 15,357 |
Температура | 19°С | 20°С | 21°С | 22°С | 23°С | 24°С | 25°С | 26°С | 27°С |
F1 мм. рт.ст. | 16,364 | 17,391 | 18,495 | 19,659 | 20,888 | 22.1841 | 23,550 | 24,988 | 26,505 |
ПРОТОКОЛ
самостоятельной работы студента
Дата, время обследования___________________
Вид помещения………………………………
Средняя температура воздуха в помещении (N - гигиенический норматив -18 - 20 °С)
t = ____
Градиент по вертикали в центре помещения (N-не более 2,5 °С) = ____ Градиент по горизонтали на уровне 1.5 м от пола (N - не более 2 °С) = _____
Атмосферное давление (В)
По барометру-анероиду (N - 760 мм рт.ст. или 1013 гПа, где гПа - гектопаскали, при этом 1 гПа = 0,75 мм рт.ст.).
В =…………мм рт.ст.или ………….. гПа.
Относительная влажность воздуха (N - 40-60%)____________
Абсолютная влажность воздуха в помещении (насыщение воздуха водяными парами в момент исследования)……____________________
Скорость движения воздуха (V)……………………..
Результаты оценки физиологических реакций организма
На воздействие микроклимата
Температура кожи (электротермометром)
|
- кожи лба на расстоянии 3-4 см от средней линии слева и справа (N =31 -34°С) ………. ° С: - кожи кисти между основаниями большого и указательного пальцев с тыльной стороны (N = не ниже27°С) ………. ° С: Оценка потоотделения (йодкрахмальный метод Минора).
Заключение и рекомендации по улучшению химического состава воздуха в помещении
Подпись студента Подпись преподавателя
Заключение (образец)
Микроклимат данного помещения обеспечивает комфортные условия (или недопустимо жаркий и вызывает значительное напряжение терморегуляции; несколько выше зоны комфорта - допустимо теплый и вызывает некоторое напряжение терморегуляции; ниже зоны комфорта - недопустимо холодный и вызывает ощущение холода и пр.). Для оздоровления микроклимата рекомендуется
Измерения освещенности
Измерения освещенности должны проводиться по ГОСТ-24940-96 "Здания и сооружения. Методы измерения освещенности". Согласно этому документу измерения освещенности от установок искусственного и комбинированного освещения должны проводиться в темное время суток. Измерения освещенности производятся с использованием люксметров, основная погрешность которых не должна превышать 10% - люксметры типов "Аргус-01", "Аргус-07" и др. Измерения яркости проводят по ГОСТ 26824-86 «Здания и сооружения. Методы измерения яркости» (Табл..) фотометром-яркомером типа «Аргус 02». Расчет нормы освещенности производится в Люксах (Лк). Лк — это 1 люмен на кв.м. Именно для этого показателя существуют международные и российские стандарты. (Табл…..)
Таблица…. Приборы для измерения освещенности и яркости
Наименование (тип) прибора | Техническая характеристика | ||
Пределы и единицы измерений | Питание | Масса, кг | |
Люксметр типа «Аргус-01» | 1-200000 лк | Автономное | 0,25 |
Фотометр-яркомер «Аргус-02» | 1-200000 кд/м2 | Автономное | 0,35 |
Люксметр-пульсметр«Аргус-07» | 1-20000 лк 0-100% | Автономное | 0,25 |
Люксметр типа «ТКА» | 1-200000 лк | Автономное | 0,25 |
Таблица 1. Нормы естественного освещения некоторых помещений различного назначения
Вид помещения | Коэффициент естественной освещенности (КЕО) | Световой коэффициент (СК) | Угол падения (a) | Угол отверстия (g) | Коэффициент глубины заложения помещения |
не менее | не менее | не менее | не более | ||
1. Учебные помещения (классы) | 1,25-1,5 % | 1:4 – 1:5 | 27° | 5° | |
2. Жилые комнаты | 1,0 % | 1:5 – 1:6 | 27° | 5° | |
3. Больничные палаты | 0,5 % | 1:6 – 1:8 | 27° | 5° | |
4. Операционные | 2,0 % | 1:2 – 1:3 | 27° | 5° |
Рис. 1. Схема определения угла падения и угла отверстия
Угол отверстия (β) образуется двумя линиями, идущими от точки измерения на рабочем месте: одна (СА) - к верхнему краю окна, другая (АД) - к самой верхней точке противостоящего здания или какого-либо ограждения (забор, деревья и т.п. Измерение углов падения и отверстия может производиться: визуально - при помощи линейки и транспортира, графическим методом - путем построения в определенном масштабе прямоугольного треугольника, а также оптическим угломером. Для определения углов падения и отверстия графическим методом нужно замерить рулеткой расстояние по горизонтали от точки на рабочей поверхности до светонесущей стены. Затем от точки пересечения этой горизонтали со стеной измерить расстояние по вертикали до верхнего края окна (рис. 12 - ВС). Оба отрезка в определенном масштабе нанести на чертеж. Соединив на чертеже точку, соответствующую верхнему краю окна (С), с точкой на рабочей поверхности (А), получить прямоугольный треугольник, острый угол при основании которого (α) и есть угол падения света. Он может быть измерен транспортиром или с помощью таблицы тангенсов: tgα = СВ/АВ. Для измерения угла отверстия необходимо отметить на поверхности окна горизонтальную точку, совпадающую со зрительной линией, направленной из точки измерения к верхнему краю противостоящего здания или предмета. Нанести эту отметку в прежнем масштабе на чертеж (рис. 12 - точка Д) и, соединив ее с точкой измерений на рабочей поверхности (рис. 12 - АД), получить угол отверстия (β), который также можно измерить транспортиром или определить с помощью таблицы тангенсов (табл. 16) как разность между углами. Определение угла падения a (угол ВАС на наиболее отдаленном от окон рабочем месте), образованного горизонтальной линией или плоскостью АВ от рабочего места к нижнему краю окна (подоконник) и линией (плоскостью) от рабочего места к верхнему краю окна АС) (рис. 1). В связи с тем, что этот угол образовывает с линией застекления окна прямоугольный треугольник, то его определяют по тангенсу - отношением высоты окна ВС над уровнем рабочего места (противоположный катет) к расстоянию от окна до рабочего места АВ (прилежащий катет). tg a = ВС/АВ. По значению тангенса в таблице 3 находят угол падения a.
Таблица 2. Таблица натуральных тригонометрических величин
Тангенс | Угол, град. | Тангенс | Угол, град. | Тангенс | Угол, град. |
0,287 | 0,601 | ||||
0,020 | 0,306 | 0,625 | |||
0,030 | 0,325 | 0,649 | |||
0,050 | 0,344 | 0,675 | |||
0,090 | 0,364 | 0,700 | |||
0,105 | 0,384 | 0,727 | |||
0,123 | 0,404 | 0,754 | |||
0,141 | 0,424 | 0,781 | |||
0,158 | 0,445 | 0,810 | |||
0,176 | 0,466 | 0,839 | |||
0,194 | 0,488 | 0,869 | |||
0,213 | 0,510 | 0,900 | |||
0,231 | 0,532 | 0,933 | |||
0,249 | 0,555 | 0,966 | |||
0,268 | 0,577 | 1,000 |
Техника измерения освещенности
Установить измерительную головку прибора в месте, где необходимо измерить освещенность. Переключатель освещенности и яркости (Лк-Кд/м) в нижнем правом углу установить в положение «Лк». Переключатель пределов должен быть установлен в положение "выкл".
Включить прибор. Для этого переключатель пределов измерений установить в положение «200». При этом на цифровом табло индицируется значение освещенности в единицах люкс. Если в левой части табло загорается индикатор разряда батареи «bat», необходимо сменить элемент питания. Если в положении «200» на табло индицируется единица, а цифры остальных разрядов не горят, это означает перегрузку для данного предела измерений. В этом случае необходимо установить переключатель на следующий предел измерений, например «2000».
Техника измерение яркости
Установить измерительную головку прибора вплотную к экрану дисплея, переключатель освещенность яркость установить в положение «Кд/м». Переключатель пределов измерений должен быть установлен в положение «Выкл».
Включить прибор в соответствии. При этом на цифровом табло индицируется значение яркости в единицах канделлах на квадратный метр.
Далее, включить прибор. Для этого переключатель пределов измерений установить в положение «200». При этом на цифровом табло индицируется значение освещенности в единицах люкс. Если в левой части табло загорается индикатор разряда батареи «bat», необходимо сменить элемент питания. Если в положении «200» на табло индицируется единица, а цифры остальных разрядов не горят, это означает перегрузку для данного предела измерений. В этом случае необходимо установить переключатель на следующий предел измерений, например «2000». Полученные числа занести в протокол.
ПРОТОКОЛ
самостоятельной работы студента
Дата, время обследования __________________
Вид помещения__________________
Естественная освещенность
1.1. Вид естественного освещения (боковое, верхнее, комбинированное)______________
1.2. Окна: количество___; высота____ м; ширина_____площадь одного окна____ площадь всех окон (Sстек.)_____m2; ориентация по странам света_______
1.3. Расстояние от верхнего края окна до пола_______м.
1.4. Глубина помещения (расстояние между наружной и внутренней стенами).____м
1.5. Коэффициент глубины заложения помещения (отношение глубины помещения к расстоянию от верхнего края окна до пола. При удовлетворительной освещенности этот коэффициент должен быть - не более 2,30)____.
1,6. Ширина помещения __________м
1.7.Площадь пола (Sп) _________ m2
1.8. Световой коэффициент (СК) - отношение площади стекол к площади пола. При этом общая площадь всех окон принимается за единицу.
Для классов и лабораторий гигиенический норматив - 1:5; для больничных палат - 1:7; для жилых помещений - не менее 1:8.
СК =_____=
Sп:
1.9.Коэффициент естественной освещенности (КЕО) определяется с помощью
люксметра. Это процентное отношение горизонтальной освещенности на рабочем месте внутри помещения к горизонтальной освещенности под открытым небом на той же высоте (гигиенический норматив для регистратуры - 0,5%, для кабинетов врачей, больничных палат, учебных классов -1,5%, для операционных - 2,5%).
100хОвн Овн-естеств.осв,измер.внутри помещ.
КЕО=-_________________=_______%,
Онар Онар-горизонт.освещ. вне помещ.
2.Искусственная освещенность
2.1. Система освещения (общее, местное, комбинированное)__________
2.2. Вид источника света (лампы накаливания, люминесцентные лампы, керосиновые фонари, свечи и пр.________________________________________________
2.3. Наличие, состояние и вид осветительных приборов (светильники прямого, рассеянного, отраженного света)_____________
2.4. Количество светильников общего освещения_________
2.5. Количество светильников местного освещения._________
2.6. Мощность отдельных ламп __________________ ватт.
2.7. Суммарная мощность всех ламп ________________ ватт.
2.8. Рассчитать интенсивность искусственного освещения или удельную мощность (УМ) в ваттах/м2, которая определяется по формуле:
число ламп х мощность ламп (Вт)
УМ=---------------------------------------------=--------------------=-----------Вт/кв.м
площадь пола (м2)
Измерение температуры воды
При отборе проб воды из поверхностного водоема, или шахтного колодца измеряют ее температуру с помощью специального термометра (рис. 16.1.) или обычного химического термометра, резервуар которого обернут марлевым бинтом в несколько слоев. Температуру определяют непосредственно в источнике воды. Термометр опускают в воду на 5-8 мин., затем быстро вытягивают и снимают показатели температуры воды.
Для измерения температуры воды пользуются термометром, а для отбора проб –батометром (Рис….)
Рис...Термометр для измерения температуры воды в водоемах, колодцах (а), батометры для отбора проб воды на анализ (б).
1.2.Определение запаха и вкуса воды |
Запах воды определяется при обычной температуре (20?С) и при нагревании до 60?С. Колбу емкостью 150-200 мл наполнить на 2/3 исследуемой водой. Накрыв ее часовым стеклом, интенсивно встряхнуть и затем, быстро открыв, определить запах воды по характеру (хлорный, землистый, гнилостный, болотный, нефтяной, аптечный, ароматический, неопределенный) и по интенсивности. Количественно запах оценивается по пятибалльной шкале (табл. 22). При определении запаха воды руки и одежда исследователя не должны иметь посторонних запахов (духов и проч.), воздух помещения должен быть чистым. При централизованной системе водоснабжения допускается запах воды, предназначенной для питья, не более 2 баллов при 20?С и 60?С и не более 3 баллов - при нецентрализованной (местной) системе водоснабжения. Специфические запахи, появляющиеся при хлорировании, не должны превышать 1 балла. Вкус воды определяется только при уверенности, что она безопасна (отсутствуют ядовитые вещества и бактериальное загрязнение). Полость рта ополаскивается 10 мл исследуемой воды и, не проглатывая ее, определяют вкус («солоноватый», «горький», «кислый», «сладкий»), привкус может быть «рыбный», «металлический», «неопределенный». Интенсивность привкуса также оценивается в баллах (табл.22).
Таблица 22. Шкала интенсивности запаха и привкуса питьевой воды
Интенсивность запаха или привкуса | Описание интенсивности запаха | Баллы |
Никакого | Запах или привкус не ощущается | |
Очень слабая | Запах или привкус ощущается только в лабо- ратории опытным аналитиком | |
Слабая | Запах или привкус ощущается, если обратить на него внимание | |
Заметная | Запах или привкус легко обнаруживается | |
Отчетливая | Запах или привкус обращает на себя внима- ние и делает воду неприятной для питья | |
Очень сильная | Запах или привкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья |
Определение цветности воды
Цветность воды зависит от присутствия растворенных химических веществ, имеющих цвет, либо от наличия в воде микроорганизмов. В соответствии с гигиеническими требованиями питьевая вода не должна иметь цветность и содержать различимые невооруженным глазом водные организмы и поверхностную пленку. Определение цветности можно проводить с помощью фотоколориметра, но наиболее простым способом является визуальная оценка с помощью шкалы цветности, при этом цветность воды измеряется в условных градусах цветности. Шкала цветности представляет набор цилиндров объемом 100 мл, заполненных эталонным раствором окрашивающего вещества различного разведения. В качестве эталонного используют хромово-кобальтовый раствор. Исходный хромово-кобальтовый эталонный раствор (0,0875 г двухромовокислого калия К2Сr2О7 и 2 г сернокислого кобальта C0SO4 на 1 л дистиллированной воды с добавлением 1 мл химически чистой серной кислоты H2SO4 удельного веса 1,84) имеет максимальную цветность - 500? цветности. Разведение исходного эталонного раствора бесцветным водным раствором H2SO4 в соотношениях, приведенных в табл. 23, дает шкалу цветности. Для определения цветности 100 мл испытуемой воды налить в колориметрический цилиндр, сравнить ее окраску с окраской эталонов шкалы цветности при рассматривании воды в цилиндре сверху вниз через столб воды на белом фоне и определить цветность исследуемой воды в градусах цветности, выбрав эталон с водой, имеющей идентичную интенсивность окрашивания. Гигиеническое заключение о качестве исследуемой пробы воды делается на основании сравнения с гигиеническим нормативом: цветность питьевой воды допускается не более 20? (35)? при централизованном, 30? - при нецентрализованном водоснабжении.
Таблица 23. Шкала для определения цветности воды
Номер цилиндра | Количество основного раствора, мл | Подкисленная дистиллированная вода, мл | Цветность, град. |
2.
ПРОТОКОЛ
самостоятельной работы студента
1. Дата и время исследования____________________________________
2. Проба воды №___________________________________________
3. Для каких целей предназначена вода___________________________
4. Осадок (описать)____________________________________________
5. Температура (оптимум 6-12°С). Полученный результат_________
6. рН - 6 -9. Определить простейшим методом с индикаторной бумагой: на кусочек фильтровальной бумаги, предварительно обработанной универсальным индикатором и имеющем желтый цвет, нанести 2-3 капли исследуемой воды и определить рН, сравнивая полученную в результате реакции окраску со стандартной шкалой концентрации водородных ионов. Полученный результат: рН = ___________
7. Прозрачность (высота столба воды в стеклянном цилиндре, сквозь который различимы буквы или знаки (в норме - не менее 30 см). Полученный результат: _________см
8. Запах (в норме - не более 2-х баллов): слегка разогреть небольшое количество исследуемой воды в стеклянной колбе, определить и описать наличие и характер запаха. Полученный результат…………..
Заключение и рекомендации по улучшению качества воды
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Заключение (образец)
При исследовании пробы воды, взятой из... (указать, откуда взята вода: река, озеро, колодец, водопровод и пр.), установлено, что по органолептическим свойствам вода удовлетворяет (не удовлетворяет) требованиям нормативных документов. Такая вода пригодна (не пригодна) для хозяйственно-питьевого потребления при условии хороших бактериальных показателей ее состава и радиационной безопасности.
Подпись студента Подпись преподавателя
Определение реакции воды
Природная вода обычно имеет слабощелочную реакцию. Кислую реакцию вода приобретает при наличии гуминовых веществ, при загрязнении воды промышленными сточными водами реакция воды также меняется. Качественно реакция (рН) определяется по универсальному индикатору. Для этого в пробирку налить исследуемую воду и слегка смочить в ней кончик полоски индикаторной бумаги.
Затем индикаторную бумагу вынуть из пробирки, отметить изменение ее цвета и сравнить окраску с эталоном шкалы универсального индикатора. Питьевая вода должна иметь рН = 6-9.
Таблица 6. Полуколичественная оценка содержания в воде нитритов
Окраска при рассматривании сверху | Содержание нитритов, мг/л |
Окрашивания нет | менее 0,001 |
Едва заметная слабо-розовая | 0,002 |
Слабо-розовая | 0,004 |
Светло-розовая | 0,02 |
Розовая | 0,04 |
Ярко-розовая | 0,07 |
Красная | 0,2 |
Ярко-красная | 0,4 |
1.6. Содержание нитратов - солей азотной кислоты (косвенный показатель давнего загрязнения воды органическими веществами). По нормативу - не более 45 мг/л.
Провести качественную реакцию: в пробирку набрать 1 мл исследуемой воды и 3-4 капли сульфофеноловой кислоты, перемешать и через 20 мин по интенсивности образовавшейся окраски найти ориентировочное содержание азота нитратов в воде. Полуколичественную оценку провести, сравнивая интенсивность окраски с данными табл.7. Полученный результат___________ мг/л.
Таблица 7 Полуколичественная оценка содержания в воде нитратов
Окраска при рассматривании сбоку | Содержание азота нитратов, мг/л |
Едва заметная желтоватая | 1,0 |
Очень слабая желтоватая | 3,0 |
Слабая желтоватая | 5,0 |
Слабая желтая | 10,0 |
Светло-желтая | 25,0 |
Желтая | 50,0 |
Интенсивно желтая \ | 100,0 |
1.7.Содержание хлоридов
Провести качественную реакцию: налить 1/3 пробирки исследуемой воды, подкислить 2- 3 каплями азотной кислоты и прибавить 5-8 капель 10 % раствора азотнокислого серебра. Содержание хлоридов в норме не должно превышать 350 мг/л. Полуколичественную оценку провести, сравнивая интенсивность окраски по табл. 8.
Полученный результат_____________мг/л
Таблица 8. Полуколичественная оценка содержания в воде хлоридов
Состояние раствора в пробирке | Содержание хлоридов, мг/л |
Опалесценция, слабая белая муть | 1-10 |
Сильная белая муть | 10-15 |
Медленно оседающие хлопья | 50-100 |
Белый творожистый осадок | Более 100 |
1.8. Содержание сульфатов - солей серной кислоты (не более 500 мг/л).
Провести качественную реакцию: в пробирку налить 5 мл исследуемой воды и по 3 капли 10% раствора хлористого бария и 2,5 н раствора соляной кислоты. В присутствии сульфатов выпадает белый осадок Полуколичественную оценку провести, сравнивая интенсивность окраски с табл. 9.
Полученный результа т:___________мг/л _________
Таблица 9. Полуколичественная оценка содержания в воде (сульфатов)
Состояние раствора в пробирке | Содержание сульфатов, мг/л |
Слабая муть, появляющаяся через несколько минут | 1-10 |
Слабая муть, появляющаяся сразу | 10-100 |
Выраженная муть | 100-150 |
Большой осадок, который быстро садится на дно | Более 500 |
1.9. Содержание солей железа (имеет, в основном, хозяйственное значение - ржавление водоразводящей сети, сантехники, пятна при замачивании белья и пр.).
Провести качественную реакцию: налить 1/3 пробирки исследуемой воды, подкислить 2-3 каплями азотной кислоты и добавить 1 мл 10 % раствора роданистого аммония. Появление вишнево-красной окраски свидетельствует о наличии солей железа, которых в норме не должно быть более 0,Змг/л.
Ориентировочную оценку провести, сравнивая интенсивность окраски с табл.10. Полученный результат:______ мг/л.
Таблица10. Полуколичественная оценка содержания в воде солей железа
Окраска при рассматривании сверху | Содержание солей железа, мг/л |
Окраски нет | Не менее 0,05 |
Очень слабо-желтовато розовая | 0,10 |
Слабо-желтовато розовая | 0,25 |
Желтовато- розовая | 0,50 |
Желтовато-красная | 2,50 |
Ярко-красная | 5,00 |
Заключение и рекомендации по улучшению качества воды
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Заключение (образец)
При исследовании пробы воды, взятой из... (указать, откуда взята вода: река, озеро, колодец, водопровод и пр.), установлено, что по физико-химическим свойствам вода удовлетворяет (не удовлетворяет) требованиям нормативных документов. Такая вода пригодна (не пригодна) для хозяйственно-питьевого потребления при условии хороших бактериальных показателей ее состава и радиационной безопасности.
Подпись студента Подпись преподавателя
Место для расчетов
Методика работы
Определение дозы коагулянта
Доза коагулянта (сернокислого алюминия), необходимая для эффективной очистки воды, зависит от бикарбонатной жесткости воды, то есть содержания бикарбонатов кальция Ca(HCO3)2 и магния Mg(HCO3)2, поскольку сернокислый алюминий частично расходуется на реакцию с этими соединениями. Поэтому необходимым условием выбора эффективной дозы коагулянта является предварительное определение жесткости воды по бикарбонату. 1-й этап: определение бикарбонатной жесткости воды Определение бикарбонатной жесткости воды основано на взаимодействии соляной кислоты с бикарбонатами кальция и магния по реакции:
HC1 + Ca(HCO3)2 →CaC12 + H2O + C
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!