История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Упражнения для развития функциональной находчивости

2017-05-12 763
Упражнения для развития функциональной находчивости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1(Д). «Не пропаду на необитаемом острове».

Пример. Детям говорят: «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. У вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами. Придумайте, чем можно забить гвоздь, если нет молотка?» (Камнем, кирпичом, топором, поленом, тяжелой железкой, каблуком...)

1.1. В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет?

1.2. В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?

1.3. Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша — чем обычно рисуют — нет. Дайте 10 ответов на вопрос: чем и на чем можно рисовать?

1.4. На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как быть?

1.5. В лесу тебя застал сильный дождь. Как быть?

2 (Д). «Что из этого можно сделать?».

Предложите детям придумать, что можно сделать

из различных предметов (материалов). Например:

— из спичек: сложить разные геометрические фигуры, буквы, цифры, различные узоры, домики, поиграть «в бирюльки», сложить задачки;

— из снега: горку, крепость, башню, зверей, иглу...

Из бумаги китайцы делают более 100 разных предметов, назовите хотя бы 10.

Что можно сделать: из картошки, песка, скрепок, пуговиц, воды?

Предложите свои объекты.

3 (Д). «Что этим предметом можно сделать (кроме главной функции)?».

Пример. Карандашом можно измерить длину, он может использоваться как указка, быть оправкой для изготовления трубочки из бумаги, им легко размешать краски, разгладить фольгу...

Прищепкой для белья можно скреплять листы бумаги, она может служить подсвечником (если сверху прикрепить свечку), прижималкой при склеивании, тисочками, фиксатором...

Какие дополнительные функции можно выполнить с помощью следующих предметов: гвоздь, консервная банка, зеркало, ложка.

Предложите для анализа еще не менее 10 предметов.

4 (В). «Найдите общие функции предметов».

Пример. Телевизор, магнитофон, телефон, проигрыватель, радиоприемник: воспроизводят звук, передают информацию, потребляют электроэнергию, занимают место, покрываются пылью, портятся...

11.1. Лед, стекло, калька.

11.2. Ведро, кастрюля, таз, чайник.

11.3. Очки, лупа, микроскоп.

11.4. Ласточкины гнезда, плавники акул, кузнечики.

Вариант упражнения 4 (Д). Положите на стол несколько разных предметов или картинок, например нож, вилку, карандаш, резинку, свечу, клей. Предложите ребенку:

— совместить предметы по общей функции (нож, вилка — прием пищи; свеча, спички — наличие огня, освещение; нож, резинка — удаление лишнего...);

— совместить по антифункциям: карандаш — резинка (писать — стирать), ножницы — клей (разрезать — соединять)...

5 (В). «Назовите предметы, предназначенные выполнять и функцию, и антифункцию».

Пример. Застежка-молния скрепляет и разъединяет два куска ткани или кожи, пуговица застегивает и расстегивает, дверь закрывает и раскрывает.

Предложите еще 10 предметов.

6 (Д). «Покажите функцию предмета».

Раскладывают на столе, называют или показывают различные предметы. Нужно жестами и мимикой изобразить функцию предмета. Например, расчесывать волосы воображаемой расческой, подносить к губам воображаемый стакан, класть градусник под мышку, чистить зубы...

Предложите еще 10 пантомим.

7 (Д). «Что забыл сделать?».

Детям называют несколько последовательных действий в хорошо известных ситуациях и процессах и просят назвать пропущенное действие.

Пример. Проснулся — оделся — позавтракал — пошел в детский сад. Что забыл сделать? Не сказал: «Доброе утро!», не помылся, не почистил зубы, не убрал посуду.

7.1. Подошел к реке, снял пиджак, рубашку, часы, брюки, вошел в воду. Что забыл сделать?

7.2. Варишь суп: налил воды в кастрюлю, положил мясо, картошку, морковку, лук, поставил на газ. Что забыл?

7.3. Пешеход, переходя улицу, посмотрел налево, вышел на мостовую, перешел улицу. Что он забыл сделать?

7.4. Человек подошел к умывальнику, открыл кран, намылил руки, намылил лицо, ополоснул лицо, ушел. Что забыл сделать?

8 (В, Д). «Улучшите функцию».

Называют предмет, просят указать его главную функцию, недостатки ее выполнения и способы улучшения. Это трудное упражнение, даже не упражнение, а целое исследование и изобретение.

Пример. Кресло: в нем и так удобно сидеть, что можно в нем улучшить? Если вы имеете дело с дошколятами, не требуйте от их предложений практической целесообразности, пусть фантазируют. Фантазирование — это тоже мышление.

— Чтобы оно каталось на роликах.

— Чтобы летало по квартире.

— Чтобы не ломалось и не скрипело.

— Чтобы меняло высоту и угол наклона спинки.

— Чтобы имело подогрев и охлаждение.

— Чтобы было, когда захочу, качалкой.

— Чтобы пахло розами, не пылилось, не ломалось...

Улучшите: очки, телевизор, стол для телевизора, записную книжку, газовую плиту и еще не менее 10 предметов по вашему выбору.

9 (Д). «Перечислите способы выполнения функций».

Называют хорошо известную ребенку функцию и просят найти как можно больше способов или приемов ее выполнения.

Пример. Сидеть: на корточках, на табуретке, на стуле, в кресле, на диване, в качалке...

Найдите как можно больше способов передвигаться, дышать под водой, качаться, плавать, ловить рыбу. Предложите еще не менее 10 функций по вашему усмотрению.

10 (Д). «Найди аналогию».

Вместо знака вопроса впишите предмет, выполняющий аналогичную функцию:

— дверь — ключ, консервная банка —?

— бумага — карандаш, доска —?

— Марс — Фобос, Земля —?

— ложка — суп, вилка —?

— рука — перчатки, нос —?

— полено — колун, гвоздь —?

— дуб — желудь, лещина —?

— пчела — улей, муравей —?

— карась — пруд, акула —?

11 (Д). «Почему сделано именно так?».

Упражнение направлено на определение функций предмета.

Ребенок сам выбирает какой-нибудь предмет, рассматривает его и рассказывает, зачем сделаны детали предмета и почему они сделаны именно так (такой формы, а не иной).

Пример. Ребенок выбрал пластмассовую бутылку из-под кока-колы и рассказывает: «Бутылка предназначена для перевозки и хранения кока-колы. Отверстие в горлышке сделано для того, чтобы вливать и выливать жидкость. Донышко сделано вогнутым для особой устойчивости и удобства транспортировки. Сужение бутылки сверху (горлышко) сделано для того, чтобы удобно было выливать жидкость в стакан. Резьба на горлышке сделана для того, чтобы пробка плотно завинчивалась. Перечисленные функции бутылки позволяют использовать ее для хранения различных жидкостей: подсолнечного масла, вина, соков, молока...»

В качестве объекта анализа предложите ребенку следующие предметы: пиджак, стол, циркуль, тетрадь, компьютер, вилка, воронка...

План описания:

— Зачем сделан предмет?

— Из каких частей состоит?

— Какие функции выполняют части?

— Почему эти части сделаны именно так?

— Из чего сделаны?

— Как сделаны?

— Каковы недостатки?

— Как избавиться от недостатков?

12 (Д). «Как можно сделать иначе?».

Ребенок сам выбирает предмет, рассматривает его, называет назначение частей и говорит, как можно весь предмет или его части сделать иначе (не обязательно лучше). Рассмотрим ту же бутылку:

— Для выполнения какой главной функции сделана бутылка?

— Для хранения жидкостей.

— Как это назвать одним словом?

— Хранилка.

— Какие еще функции выполняет бутылка?

— Обеспечивает удобство выливания в стакан; герметичность хранения; экологичность хранения; эко-логичность самой бутылки после того, как она станет пустой; легкость разгерметизации и герметизации.

— Какими другими способами можно обеспечить перечисленные функции?

— Сделать трубочку.

— Лучшую экологичность хранения обеспечит стеклянная бутылка.

— Пластиковая бутылка должна либо быстро самоуничтожаться, либо использоваться многократно, либо идти в переделку, либо безвредно уничтожаться.

— Сделать традиционную вставную пробку, тогда не надо делать сложной резьбы.

— В чем еще можно хранить жидкости?

— В ведре, в бидоне с крышкой, во фляге...

Подобным образом проанализируйте еще 10 объектов.

13 (Д). «Назовите предметы, усиливающие возможности человека».

Пример. Зрение (продолжение глаз): бинокль, перископ, микроскоп, телескоп, пенсне...

Какие устройства созданы:

— для улучшения слуха;

— для ускорения счета;

— для выполнения работ, требующих физических сил, превышающих средние человеческие;

— для развития физической силы;

— продолжение рук;

— продолжение ног.

14 (В). Сейчас у всех на слуху термины «маркетинг», «менеджмент», «инжиниринг», «брокер», пришедшие из английского языка.

Назовите цели, функции этих понятий и их эквиваленты, имеющиеся в русском языке.

15 (В, Д). «Определите качество выполнения функций».

Проанализируйте качество выполнения функций в обычных житейских ситуациях.

Цели предлагаемого функционального анализа: определить полноту, последовательность, рациональность и избыточность выполнения ряда обычных житейских процессов, экономию времени и нервов, выработку полезных стереотипов поведения.

Ситуации:

— порядок приготовления пищи;

— порядок уборки квартиры;

— вечерний отход ко сну (принял душ, почистил зубы, завел будильник...);

— перечень и последовательность операций на основной работе (для взрослого);

— порядок выполнения домашних заданий (для детей);

— количество и расположение предметов на рабочем столе, книг в личной библиотеке, вещей в гардеробе, посуды на кухне, вещей в ящиках письменного стола, предметов в дамской сумочке, предметов в карманах. Проанализируйте, что и где должно лежать всегда (очки, носовой платок, деньги, проездной билет, ключи от квартиры и т. д.).

Помните замечательное стихотворение Агнии Бар-то «Что у Вани есть в кармане?». Там оказалась масса нужных мальчишке предметов, но носового платка там не оказалось.

Высший пилотаж — регулярно проводить ревизию своих переживаний за день, за месяц...

Подумайте, какие еще типовые процессы надо формализовать, отшлифовать до привычки, чтобы они не мешали жить. Очень советую — не пожалейте времени на подробный анализ, проведите его тщательно один раз и используйте всю жизнь. Очень полезное занятие. Говорят: не отказывайтесь от старых друзей и от хороших привычек.

Ответы

1.1. В бочке, в ванне, в корыте, на надутой автокамере, плавать самому.

1.2. В шапке, в рубашке, в бересте, в руках, а лучше всего — в животе.

1.3. Кирпичом на асфальте, щепкой на песке, мокрой тряпкой на доске, пальцем на запотевшем стекле, сметаной на столе, мылом на сухом стекле, ягодой на скатерти...

1.4. Держать руки в карманах, под мышками, в рукаве, обернуть руки шарфом или платком, все время растирать руки (не снегом!), быстро идти домой.

1.5. Спрятаться под развесистым деревом, сделать зонт из еловых лап, раздеться, чтобы по окончании дождя надеть сухую одежду...

2. Из бумаги можно сделать, кроме книг, газет, тетрадей, конвертов, обоев: одноразовые тарелки, салфетки, скатерти, порох, кальку. Из картошки: драчену, крахмал, чипсы, пюре. Из скрепок: отвес, выложить буквы, цепочку, кусок прямой проволоки. Из пуговиц: коллекцию, картину, шашки, фишки... Из воды: фонтан, кофе, суп...

3. Гвоздем, кроме главной функции — скреплять предметы, — можно царапать, проколоть дырку, определить силу магнита, гвоздь можно использовать как вешалку, как ось, из гвоздя можно сделать кольцо, опилки... Консервная банка, кроме сохранения продуктов, может быть использована как горшочек для цветов, как мера для сыпучих тел, как пепельница, как колокольчик, для раскатывания глины... Зеркало, кроме главной функции — получать отражения, имеет ряд других: пускать солнечные зайчики, определить, дышит ли человек, если зеркало разбить, то осколком можно перерезать веревку, зеркалом можно закрыть на стене грязное пятно... Ложкой можно отмерять лекарство, соль, сахарный песок; бить по лбу, размешивать жидкости...

4.1. Пропускают свет и не пропускают холодный воздух.

4.2. В них можно хранить и переносить жидкие и сыпучие вещества, использовать их как меру жидких и сыпучих веществ, сосуды для нагрева...

4.3. Увеличивают изображение объектов.

4.4. Служат пищей.

5. Лопата (закапывать — раскапывать), лифт (поднимать — опускать), телефон (принимать — передавать), выключатель, кран...

7.1. Забыл снять ботинки.

7.2. Посолить!

7.3. Дойдя до середины, посмотреть направо.

7.4. Забыл закрыть кран.

9. Передвигаться: ползком, шагом, бегом, на велосипеде, на поезде, на самолете, на ракете, мысленно, на руках любимого человека... Дышать под водой: в акваланге, в маске с трубкой, в водолазном костюме, под колоколом (под ведром или под бочкой), с трубкой во рту и с зажимом на носу, в батискафе, в батиплане... Качаться: в качалке, на лодке, на руках, на турнике, от выпитого вина, от усталости, на дереве, на парашюте, на самолете... Плавать: на лодке, в дыму, на экзамене... Ловить рыбу: удочкой, с помощью баклана, «в мутной воде»...

10. Консервный нож, мел, Луна, котлета, очки, молоток, орех, муравейник, море.

13. Слух: микрофон, усилители звука, музыкальные инструменты... Продолжение рук: лопата, мотыга... Продолжение ног: автомобиль, велосипед, лыжи, коньки...

14. Маркетинг {англ. рынок, сбыт) — общая координация работ, изучение и стимулирование спроса и сбыта своей продукции, повышение экономической эффективности, перспективное планирование, реклама, ценовая политика.

Менеджмент. Цели — увеличение прибыли путем выполнения следующих функций: организации, управления, планирования, повышения качества, привлечения ресурсов из самых разнообразных источников.

Менеджер — наемный управляющий, или руководитель какого-либо процесса, или администратор, обладающий ограниченной самостоятельностью.

Инжиниринг — инженерное проектирование и разработка.

Функции брокера: заключение сделок, покупка, продажа. Брокер — биржевой агент, продавец, посредник, маклер.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.