Упражнения для развития умения формулировать и быстро находить функции — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Упражнения для развития умения формулировать и быстро находить функции

2017-05-12 723
Упражнения для развития умения формулировать и быстро находить функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приведенные ниже упражнения помечены буквенными индексами, означающими, что задание адресовано взрослым (В) или детям (Д).

1 (В). Какие из приведенных слов не обозначают функцию?

Нагревать, жара, жарить, увеличивать, смотреть, смелость, рисовать, держать, тормозить, тормоз, смешить, измельчать.

2 (Д). Назовите предмет одним главным словом.

Детям показывают или называют знакомый предмет и спрашивают: что это такое? Зачем он сделан? Как назвать его одним главным словом, чтобы все поняли, что это такое? Как назвать это главное слово (функция)?

Например:

— Зачем сделано зеркало?

— Чтобы в него смотреться.

— А как сказать это одним словом?

— Зеркало — это смотрелка, зеркало — это отра-жалка. Зеркало — это стекляшка.

— А вот это неправильно, стекляшка — это не функция, а название предмета, сделанного из стекла.

В умении давать краткие формулировки есть глубокий смысл. Во-первых, в процессе приобретения навыка повышается так называемый уровень абстракции и общности, что сильно увеличивает поле возможных решений. Во-вторых, совершенствуется способность давать краткие, четкие определения слов. В-третьих, возникает понимание истинной ценности объекта. Однако краткость не является самоцелью, она не должна быть в ущерб полноте.

Итак, назовите глаголом главные функции следующих предметов: окно, зубы, телефон, свечка, автомобиль, поезд, корабль, стол, стул, мышеловка, скворечник, книга, библиотека.

3 (Д). «Односложные загадки, или Чем это может быть?».

Это упражнение обратно упражнению 2.

Что такое: светилка, хранилка, смотрелка, на-гревалка, варилка, носилка, трубилка, гладилка, держалка, поднималка, возилка.

4 (Д). «Зачем сделано, или Назови главную функцию».

Цель — научиться находить и правильно формулировать главные функции, для того чтобы точно понять самую сущность предмета или процесса. Это очень полезное, но трудное упражнение не только для детей, но и для взрослых, поэтому не будьте очень строги к детям. Чтобы освоить формулировку функций, надо сделать много упражнений.

Детям называют (показывают) различные предметы и спрашивают: что это такое? Зачем это сделано? Какова главная функция?

Если будет названа второстепенная или вредная функция, спросите: разве для этого был задуман предмет (объект)? Например:

— Какова главная функция мясорубки?

— Рубить мясо.

— А почему именно рубить? Как сказать точнее?

— Измельчать.

— А почему только мясо? Разве лук и картошку нельзя измельчать?

— Измельчать продукт.

— Молодец, именно так и формулируют главную функцию мясорубки инженеры.

Итак, назовите главные функции объектов: парашют, нота, пушка, закон, компас, конденсатор, парик, парикмахер, консул, конверсия, часы, граммофон, патефон, грим, билет, телевизор, книга, печатающая машинка, нож, каша, воровство, грабительство.

Дайте развернутые формулировки главной функции всем предметам, упоминаемым в упражнениях 2 и 3.

5 (Д). Назовите полезные и вредные функции предметов.

Упражнение выполняется подобно приведенному ниже примеру:

— Зачем сделан автомобиль?

— Чтобы возить людей и грузы.

— А еще что может делать автомобиль?

— Разгоняться, тормозить, гудеть, возить молоко, брызгать грязью, сбивать людей, портить воздух выхлопными газами, светить фарами, ломаться, быть украденным.

— А какова все-таки главная функция?

— Возить людей.

Предложите детям назвать полезные и вредные функции окружающих его предметов. Это упражнение надо повторять часто.

6 (Д). «Назови предметы по заданной функции».

Детям объясняют, что для выполнения одной и той же функции люди придумали много разных предметов. Например, для передвижения на большие расстояния сделали автобусы, легковые автомобили, поезда, самолеты, корабли, трамваи, троллейбусы. Назовите функцию и предложите детям назвать как можно больше предметов, которые могут ее выполнить: скреплять предметы, писать на бумаге, издавать звуки, молоть зерна, разрушать здания, показывать информацию и т. д.

Ответы

1. Не функции: жара, смелость, тормоз.

2. Окно — светилка и смотрелка. Зубы — жевал-ка. Телефон — слушалка, говорилка и передавалка. Свечка — светилка. Автомобиль, поезд — возилки. Корабль — плавалка. Стол — держалка. Стул — сиделка. Мышеловка — ловилка. Скворечник — ноче-валка, отдыхалка, защищалка, высиживалка, хранил-ка. Книга — читалка. Библиотека — читалка, хра-нилка, выдавалка.

3. Светилка — это окно, свеча, солнце, стакан со светлячками, солнечный зайчик... Хранилка — это шкаф, сундук, сейф, карман, мешок... Смотрелка — бинокль, телескоп, лупа, окно, подзорная труба, самолет-разведчик, дверная скважина — тоже смотрелка, но это не главная функция. Нагревал-ка — печка, радиатор, отражатель, резиновый мешок с горячей водой, кухонная плита. Варилка — кастрюля, скороварка, котел, кофейник, турка, живот. Носилка — коромысло, рюкзак, сумка, авоська, портфель. Трубилка — рог, труба, фанфара. Гладилка — утюг, мастерок у штукатура, рука на кошке. Держалка — вешалка, наручники.

4. Парашют — спускать людей и грузы с высоты по воздуху. Нота — изображать звук на бумаге. Пушка — метать снаряды в цель на большие расстояния. Закон — установить общеобязательные правила поведения. Компас — указывать направление. Конденсатор — накапливать электрические заряды. Парик — имитировать волосы. Парикмахер — стричь, брить, завивать, укладывать волосы. Консул — защищать интересы страны. Конверсия — переводить производство с военной продукции на гражданскую. Часы — показывать и хранить время. Граммофон, патефон — воспроизводить звук, записанный на пластинку. Грим — раскрашивать лицо. Билет — удостоверять право или принадлежность к чему-либо. Телевизор — показывать изображения и сопровождать их звуками. Книга — хранить знания, читать текст. Печатающая машинка — печатать знаки на бумаге. Нож — резать предметы. Каша — служить пищей, утолять голод. Воровство — присваивать чужое тайно. Грабительство — присваивать чужое силой и открыто.

Шутливое определение функции кабачка — метать икру.

6. Скреплять предметы: гвоздями, клеем, заклепками, веревкой, проволокой, сшивкой, скруткой, скрепление бревен дома «в лапу», скрепление цементом, глиной... Писать на бумаге: фломастером, кисточкой, пальцем, палочкой, стальным пером, гусиным пером, рейсфедером, цветным мелом... Издавать звуки: трубой, колоколом, горном, громкоговорителем, трембитой, барабаном... Молоть зерна: мельницей, кофемолкой, перцемолкой... Разрушать здания: снарядом, миной, тяжелым шаром на тросе, ломом... Показывать информацию: картиной, кинопроектором, телевизором...

Серия упражнений «Зачем?»

1 (В). Цепочка вопросов «зачем?».

Это «коронная» игра функционального анализа, очень трудная.

Называется какой-нибудь предмет, состояние или функция, а потом на любой ответ много раз подряд задаются вопросы, начинающиеся со слова «зачем?».

Например:

— Зачем сделан стол?

— Чтобы класть на него разные предметы — тарелки, ложки, вилки, еду.

— Зачем класть на него тарелки и ложки?

— Чтобы удобно было есть.

— Зачем есть?

— Чтобы быть сытым.

— Зачем быть сытым?

— Чтобы не умереть с голоду.

— Зачем не умирать с голоду?

— Чтобы жить.

— Зачем жить?!

— Чтобы быть счастливым.

— Зачем быть счастливым?

— Это цель жизни!

Вот к какому глобальному философскому вопросу мы подошли, задавая на первый взгляд невинный вопрос «зачем?».

— Зачем разрешать противоречия?

— Чтобы улучшить систему, в которой оно возникло.

— Зачем улучшать систему?

— Чтобы она лучше удовлетворяла потребности людей.

— Зачем лучше удовлетворять потребности людей?

— Чтобы они были счастливы.

— Зачем быть счастливым?

— Чтобы выполнить цель жизни.

— Зачем выполнять цель жизни?

— Сколько раз можно повторять? Чтобы быть счастливым!!!

Любопытно, что по поводу какого бы полезного предмета мы ни начали задавать подобную серию вопросов, придем, как правило, к одному и тому же конечному ответу: «Чтобы быть счастливым». Это лишний раз подтверждает, что функциональный подход действительно «человеколюбив».

Вариант упражнения 1 (Д). Назовите какой-нибудь исходный объект и попросите ребенка назвать все его функции двумя словами — глаголом и существительным. Затем спросите: «Какова функция этого объекта?» И так далее, много раз.

Например:

— Какова функция холодильника?

— Охлаждать продукты.

— Какова функция продуктов?

— Служить энергетическим топливом для человека.

— Какова функция топлива?

— Производить энергию.

— Какова функция энергии?

— Производить работу.

— Какова функция работы?

— Производить изделия.

— Какова функция изделий?

— Выполнять потребности людей.

— Какова функция потребностей?

— Доставлять людям удовольствия.

— Какова функция удовольствий?

— Делать человека счастливым!!!

Опять счастливая концовка.

Список исходных объектов для упражнения: стол, корабль, лекарство, молитва, книга, колесо, рельс.

Предложите свои объекты.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.