Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

География мир., нац. и родоплеменных религий.

2017-05-12 905
География мир., нац. и родоплеменных религий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Религия (от лат– благочестие,святыня)– одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Религия играла и продолжает играть важную роль как в личной и соц. жизни людей, так и в междунар. отношениях. Наиболее значительно проявляется религиозный фактор в культурных традициях и бытовом поведении людей. Можно отметить большое воздействие религии на демограф. и миграц. процессы. В нек-ых случаях религия выступает в кач-ве этнообразующего фактора и этнич. признака.

Конфессиональная география вкл. в себя вопросы распр-ния религий в отдельных странах и районах мира. Объектом конфессиональной географии являются религиозные тер-ные системы, состоящие из групп людей носителей веры.

Характеризуя религиозный состав населения мира, выделяют:

- мировые религии, распр-ные в разных регионах и странах;

- нац. религии, распр-ные в одной стране, ограниченном ареале или среди одного народа;

- разные направления (церкви, секты) и внутри отдельных религий;

- примитивные традиц. (родоплеменные культы).

Родоплеменные религии – первоначальные формы религиозных верований у отстающих в соц.-экон. отношении народов, племен.

Фетишизм вера в сверхъестественную силу неодуш. предметов, любых, поразивших воображение человека:камень, кусок дерева или часть тела животного. Позднее – это фигурки, идолы.

Тотемизм– вера в происхождение племени от того или иного животного или растения и поклонение этому животному (растению). В Австралии, к примеру, – это кенгуру, страус эму, к-ых нельзя убивать и употреблять в пищу.

Культ предков или мертвых– вера в то, что живущие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать благодетельное или вредоносное влияние на судьбу живущих.

Шаманизм– вера в спос-ть отдельных людей входить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и исп-вать их силу для врачевания и других практических целей.

Местными нац. религиями наз. более развитые религиозные системы, не входящие, как правило, за границы одного или родственных этносов. Складывается усложненная религиозная практика, культ.

Индуизм – господствующая религия в Индии, Непале, Шри-Ланка. Основы индуизма заложены в ведической религии. Для него хар-на вера в переселение душ и принцип кармы – воздаяния за добродетельное или дурное поведение. В кач-ве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др.

Сикхизм– это секта в индуизме. В XVI–XVII вв. превратился в самост. религию штат Пенджаб. Основой религии явл. единобожие, отрицание каст, равенств перед Богом.

Конфуцианство– религия Китая. Одним их важнейших эл-тов конфуц-ой религии явл. культ предков, учение о «сяо» – сыновней почтительности, заботе о родителях. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему, воспитывает чинопочитание. Вторая местная религия Китая – даосизм – основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства.

Синтоизм возник в Японии, на основе почитания предков и культа природы. Синтоисты верят в существование множества богов и духов. Верховным божеством их религии считается солнечная богиня.

Одним из ранних верований является иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. в Ю.-З. Азии, среди еврейского населения Палестины, на тер-рии совр. Израиля, где явл. господствующей религией, хотя и не имеет офиц. статуса. Помимо веры в единого Бога, иудеи верят в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай и ад, свою богоизбранность.

Только три местных религии, проповедовавшие единобожие (монотеизм), приобрели междунар. хар-р и превратились в мировые.

Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Буддисты говорят о длинной цепи перерождений каждой души. Центр. часть буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Основатель буддизма – Будда – «просветленный».

В Индии буддизм большого распр-ния не получил и в мировую религию превратился в Китае, Японии, Корее, Монголии, Вьетнаме и в др. странах. Он не вписался в соц. стр-ру и культуру индийского общества, т.к. отвергал кастовость, авторитет брахманов, религиозный ритуализм.

Во II в. до н.э. буддизм проник в Китай и получил огромное распространение, оказав большое влияние на китайскую культуру.

Христианство – возникло в I в. н.э. как секта в Израиле на востоке Римской империи (на тер-рии совр. гос-ва Израиль). К 60-м гг.I в. н. э. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса.

Важнейший догмат христианства: вера в единого бога, имеющего три ипостаси. Основная идея христианства – идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их.

В XI в. христианство раскололось на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особ-тями догматики, культа и организации. Существенное догматич. различие – вопрос о происх-нии Святого Духа: католики считают, что он исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына, православные – только от Бога-Отца. В отличие от православных, католики полагают, что кроме рая и ада существует «чистилище» – промеж. звено.

Католики подчинены папе римскому, православные имеют незав-мые нац. церкви. В католицизме большую роль играет монашество – только через священнослужителей может дойти обращение к Богу. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, у католиков – целибат (обязательное безбрачие).

В XVI веке в результате так называемой Реформации от католицизма откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть папы римского и ставший третьим основным направлением христианства. Крупнейшими течениями является лютеранство и кальвинизм.

Протестантизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и искл-ный авторитет Библии. Отвергнуты: поклонение святым и многочисленным праздникам в их честь, почитание мощей и икон. Мировой центр протестантизма – США, там находится штаб-квартира этих церквей.

Ислам самая молодая по времени возникновения мировая религия, появившаяся среди населения Арав. п-ва.

По имени его основателя Мухаммеда ислам часто наз. мусульманством (по другой версии, «ислам», «мусульмане» происходят от слова «покорность» – Аллаху). Аллах – от общесемитского корня «ал» в понятии «Бог».

Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться самостоятельно, но только с помощь Аллаха.

Мухаммед – историческая личность. Он призвал арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеленым знаменем ислама. Для мусульман Бог един – Аллах, а Иисус Христос – только человек из многих пророков (как и для иудеев).Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм.

 

39.Конфессиальный состав населения мира континентов.

Христианство 1870 млн, Ислам 1000, Буддизм 330, Индуизм 750

Христианство получило распространение среди народов Европы и в других регионах мира, заселенных переселением этой части света.

В самой Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм более широко представлен в южной, отчасти зап. и вост. ее частях. Его исповедуют романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), а также ирландцы, бретонцы, баски, некоторые народы германской группы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, нек-рые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть западных украинцев, белорусов, литовцев и часть латышей).

Католицизм является господствующей религией в странах Лат. Америки и на Филиппинах; значительные группы католиков имеются в США и Канаде (франкоканадцы), а также в Индокитае и нек-ых странах Африки (бывших колониях). В Лат. Америке католицизм преобладает, так как большинство стран этого региона были ранее колониальными владениями Испании и Португалии. Именно поэтому на американский континент приходится более половины всех католиков мира.

Протестантизм распр-ен в сев., центр. и зап. частях Европы. Его исповедуют больш-во немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов. Он преобладает в США и других англоязычных странах (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии). В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков. Значительные группы протестантов имеются в ЮАР, Бразилии, Эстонии и Латвии.

Во многих странах африканского континента представлено христианство (католицизм и протестантизм), так как в недалеком прошлом эти гос-ва были колониями Европ. стран.

Православие получило распр-ние на востоке и ю.-в. Европы среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев). Его исповедуют русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, чуваши и молдаване, нек-ые народы Кавказа (грузины и южные осетины) и Сибири (якуты) и др. К православной церкви близка армяно-григорианская церковь.

В Зар.Азии зародились и широко распр-ны ныне всемировые и многие крупные нац. религии. Это прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке, Ливане, Йемене, Азербайджане) – шиитского толка.

Ислам суннитского толка распр-ен в Ю.-З. Азии, а также в Индонезии, Малайзии. Значительные группы суннитов имеются в Индии и Зап. Китае. Его исповедуют все народы Сев. и Троп. Африки – жители Египта, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко, Судана, Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера. Чада, и др.

На тер-рии СНГ ислам исповедуют жители Сев. Азии и Казахстана, Сев. Кавказа, а также жители нек-ых республик, входящих в состав России – татары, башкиры и некоторые тюркоязычные народы Сибири.

В Европе ислам исповедуют сравнительно небол. группы населения (боснийцы, албанцы, часть болгар, а также мигранты, проживающие в Европе – выходцы из стран, где исповедуют ислам).

Индуизм распр-нен в Южной Азии, в первую очередь в Индии, где 83% верующих составляют индуисты, в Непале – 90%, в Шри-Ланке и Бангладеш – по 15, в Бутане – 25%.

Число приверженцев буддизма в последнее время сокращается, а традиц. районом его распр-ния является Вост. и Ю.-Вост. Азия. Эта религия является преобладающей в Лаосе, Таиланде, Монголии (ламаисты), Камбодже, Мьянме, Шри-Ланке (70%), Японии (75%), Вьетнаме (55%). Значительный удельный вес среди верующих буддисты занимают в Китае, Корее (30%), Малайзии (17%), Брунее (14%).

Самой распр-ной, но не доминирующей религией явл. христианство. Среди мусульман 84% верующих составляют сунниты, в индуизме – 68% сторонники вшинуизма.

Людей, не исповедующих никакую религию, нельзя механически отнести к атеистам. Внерелигиозные люди могут и не нах-ся за пределами сферы религиозного. В эту группу входят люди, которые в силу разных причин не относят себя к членам какой-либо конфессии и не могут точно определить и сформулировать свое религиозное мировоззрение и свои религиозные переживания.

К внерелигиозному населению примыкает антипод религии – атеизм, к-ый предусматривает активную богоборческую позицию. Атеизм также свято верит в отсутствие бога, как религия в присутствие. На краю религиозной жизни находятся квази-религии (около 80 млн. человек).

Верующие в России составляют 53% населения, причем подавляющая часть их относит себя к православным, 4% - к мусульманам, 0,7% исповедует иудаизм.

На Беларуси в древние времена религиозные верования существовали в форме язычничества. В конце X –начале XI вв. господствующей религиней стало христианство (с 1054г. – православие), а после Кревской унии 1385г. в западных районах появился католицизм. С XIV- XV в. в ВКЛ появляются ислам и иудаизм, в XVI в. – протестантизм и его направления. С 1569г. стали действовать униатские церкви (греко-католические).

В наст. время верующие Беларуси относятся к 26 конфессиям. Более 70% населения Беларуси исповедуют православие.

Среди всех религий, число людей, исповедующих ислам, растете быстрее всего. Ежегодный прирост верующих мусульман составляет почти 25 млн. человек (более 2%). Число приверженцев индуизма увеличивается ежегодно на 1,7%, или на 13,8 млн. человек. Прирост христиан, которые составляют треть населения Земли идет в 2,5 раза медленнее, чем прирост всего остального (нехристианского) населения: на 20 млн. человек. Или на 1,04% в год.

 

41. Обзор плотности по странам и регионам, ареалы плотности.

Плотность населения в Европе и Азии является самой высокой среди крупных регионов — почти в три раза превышает среднюю плотность на­селения мира (более 100 чел./км2), в то время как в Америке она вдвое, а в Австралии и Океании вдесятеро меньше.

Среди отдельных стран мира наиболее высока плотность населения в государствах-карликах. Например, в Монако показатель составляет 15,5 тыс., Макао 24 тыс., в Сингапуре — 7 тыс. чел./км2 Из крупных стран очень высок показатель в Бангладеш более 800 чел./км2. В крупнейших странах мира средняя плотность населения составляет: Китай —: 125 (без высокогорий — около 200), Индия — 300, США — 27 чел./км2.

О. Ява и дельта Нила = 1300 чел.

54% суши имеют плотность 5 чел.

Миним. Пл-ть –Зап. Сахара, Исландия, Гвиана, Канада

Азия 124 чел., Европа 100 чел., Австралия 4 чел.

На карте плотности населения мира отчетливо выделя­ются пять основных ареалов высокой плотности. Первые три находятся в Азии. Самый крупный ареал — в Восточной Азии (Китай, КНДР, Республика Корея, Япония). Средняя плот­ность повсеместно (кроме горных районов) составляет около 200 чел./км2, а в долине Янцзы, в Республике Корея и Япо­нии превосходит 300 чел./км2. Здесь проживает около 1,5 млрд жителей.

Второй сгусток населения — в Южной Азии (Индия, Бан­гладеш, Пакистан, Шри-Ланка), со средней плотностью около 300 чел./км2 и наибольшим сосредоточением населения в до­линах Ганга и Брахмапутры — до 500 чел./км2. Численность населения здесь составляет более 1 млрд чел.

Третий ареал — в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таи­ланд, Филиппины, Малайзия) с населением более 300 млн чел.

Четвертый ареал — западноевропейский (Великобрита­ния, Бенилюкс, север Франции, Германия), где средняя плотность превышает 200 чел./км2.

Пятый сгусток населения прослеживается на северо-вос­токе США и юго-востоке Канады между Атлантическим по­бережьем и Великими озерами.

Если сравнивать эти огромные цифры плотности населе­ния с показателями России, видно, что такого уровня пока­затели наблюдаются лишь в Московском регионе (Москва и Московская область), где плотность населения составляет около 300 чел./км2, а в наиболее плотно заселенном Цент­ральном экономическом районе — только 60 чел./км2. В целом по России плотность населения составляет лишь 8,4 чел./км2 (сельского — 2,3).

Карта плотности населения России отчетливо показывает постепенно суживающуюся от западных границ по направ­лению к Тихому океану полосу повышенной плотности насе­ления: от Центральной России через Поволжье, Средний и

Южный Урал, юг Западной и Восточной Сибири до юга Даль­него Востока, в основном вдоль Транссибирской магистрали. Несколько в стороне от этой главной полосы расселения повышенную плотность имеют ряд федеральных субъектов, размещающихся на территории Северо-Кавказского эконо­мического района (особенно в его западной части). В природ­ном отношении главная полоса расселения совпадает со степ­ной, лесостепной зонами и южными районами тайги. Эти зоны наиболее удобны для проживания и ведения сельского хо­зяйства, в котором была занята подавляющая часть жителей нашей страны на протяжении многих веков. В пределах глав­ной полосы расселения сосредоточено около 2/3 всего насе­ления нашей страны.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.