Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-05-12 | 498 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
[Данное занятие проводится на основании исследовательского метода, когда студенты заранее самостоятельно готовят планы, программы проведённого исследования по предложенной теме]
1. Научная проблема;
2. Научная гипотеза;
3. Научный факт и познание;
4. Научная теория;
5. Практическое использование научного знания.
Практическое занятие 4.
Современные философские проблемы некоторых областей научного знания (1 час). [Данное занятие проводится преподавателем на основании метода «мозгового штурма»].
1. Философские проблемы математики.
2. Философские проблемы физики.
3. Философские проблемы астрономии и космологии.
4. Философские проблемы информатики.
5. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Практическое занятие 5.
Философские проблемы техники и технических наук (1 час).
[Данное занятие проводится на основании метода проектов, заранее подготовленных магистрантами].
1. Методология научно-технического познания.
2. Понятие «техника».
3. Оценка техники: аксиологические аспекты технического знания.
4. Гуманизация современной техники: гуманистический идеал.
5. Инженерная деятельность: креативность и эвристичность.
6. История и методология технических наук.
5. Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Таблица 2
Методы и формы активизации деятельности | Виды учебной деятельности | |||
ЛК | ПР | ЛБ | СРС | |
Дискуссия | * | * | * | |
Лекция-презентация | * | * | * | |
Интерактивная игра | * | * | * | |
Метод кейс-стади | * | * | * | |
IT-методы | * | * | ||
Метод «мозгового штурма» | * | * | * | |
Метод проектов | * | * | * | |
Исследовательский метод | * | * | * | |
Метод дебатов | * | * | * | |
Метод дискуссии | * | * | * | |
Командная работа | * | * | ||
Опережающая СРС | * | |||
Индивидуальное обучение | * | |||
Проблемное обучение | * | * | ||
Обучение на основе опыта | * |
|
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием современных информационных, компьютерных технологий;
- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
- закрепление теоретического материала при проведении практических, семинарских занятий, а также лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.
6. Организация и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
6.1. Виды и формы самостоятельной работы
6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
- работе магистрантов с лекционным материалом;
- выполнении домашних заданий к лекционным и семинарским занятиям,
- усвоении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
- изучении теоретического материала к практическим занятиям,
- подготовке к зачёту.
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку магистров:
(магистранты готовят данные темы в течение осеннего семестра обучения и представляют их на зачёте):
1) Предмет и основные концепции современной философии науки.
|
2) Наука в культуре современной цивилизации.
3) Наука и другие формы духовной деятельности.
4) Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.
5) Структура научного знания.
6) Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
7) Научные традиции и научные революции.
8) Наука в современной цивилизации.
9) Наука как социальный институт.
10) История и философия познания
11) Единение философии и науки
12) Современная цивилизация и наука
13) Философия науки в истории познания
14) Структура и развитие научного познания
15) Интеллектуальная мощь разума
16) Научно-творческий потенциал науки
17) Проблемы синтеза в современной науке
18) Предмет философии познания – сознание
19) Солидарность учёных в научном познании
20) Философские и естественнонаучные картины мира, научные революции и смена типов миропонимания
21) Наука, техника, технология
22) Методы научного познания
23) Продуктивное развитие науки и её влияние на глобальные проблемы современности.
Литература по предложенным темам исследования:
1. Голубинцев В.О. Философия науки: учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. – 541 с.
2. Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).
3. Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа:
(ТСР) направленана развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций магистрантов, повышение творческого потенциала обучающихся и включает в себя:
1) написание реферата по изучаемой дисциплине (темы указаны в пункте 6.1.1.) или проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по актуальным философским проблемам науки и техники с последующим представлением выполненной работы в виде доклада на научной конференции или учебных занятиях; зачёте;
2) создание презентаций по темам практических / или лекционных занятий;
3) обработку научных статей, отражающих проблемное поле изучаемого модуля, например, на основе анализа научных статей учёных, представленных в журналах «Вопросы философии», «Известия ТПУ» (раздел «Экономика. Философия, социология и культурология»,) с последующим выступлением перед аудиторией студентов или преподавателей.
|
При подготовке к проведению и осуществлению творческой проблемно-ориентированной самостоятельной работе магистрантов им нужно обратиться к электронному каталогу НТБ ТПУ: http://portal.tpu.ru/desktop/staff/, http://ezproxy.ha.tpu.ru:2108/
6.3. Контроль самостоятельной работы
Оценка результатов самостоятельной работы магистрантов организуется следующим образом: она осуществляется по результатам
- самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы или реферата и их защите;
- тестирования;
- написания контрольной работы;
- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, а также заданий, полученных по подготовке к практическим занятиям;
- по письменным работам (контрольным срезам) и во время сдачи зачёта в первом семестре (с целью выявления знания по дисциплине и понимания теоретического материала по изучаемому предмету).
7. Средства текущей и промежуточной оценки
качества освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:
Таблица 3
Контролирующие мероприятия | Результаты обучения по дисциплине |
Реферат | РД1 |
Выступление с докладом по подготовленной презентации во время проведения конференц-недели | РД1, РД2, РД3, РД 5 |
Выполнение контрольной работы | РД 4, РД 6, РД 7 |
Зачёт | РД 8 |
Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств):
- вопросы входного контроля;
- контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий,
- вопросы для самоконтроля;
- вопросы, выносимые на зачет.
Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств) (с примерами):
1. Вопросы входного контроля. (Примеры: кто является родоначальником немецкой классической философии? Кто является основателем философии техники в России? С каким понятием в Античности древние люди связывали понятие техники?)
|
2. Контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий. (Укажите основные признаки, по которым можно отличить научный взгля на мир, бытие от ненаучного? Как можно именовать звание, недоказанное в процессе научного познания? Назовите ступени познания, охарактеризуйте типы наук).
3. Вопросы для самоконтроля. (Сделайте вывод по своему вопросу, теме; дайте определение словам: технэ и техника, в чём их отличие?).
4. Вопросы тестирований. (Раскройте суть философии экзистенциализма: а) у жизни человека огромный смысл; б) в жизни человека ничего не имеет смысл, т. к. он конечен; в) жизнь человека и его связи это его зависимость от другого и т. д.).
5. Вопросы, выносимые на зачёт и др. Примерный перечень вопросов:
1. Наука как способ понимания мира. Объект науки.
2. Идеалы и нормы науки.
3. Естественнонаучная картина мира, ее возможности и границы.
4. Уровни научного исследования. Эмпирические и теоретические знания, их соотношения.
5. Методы научного исследования, их специфика в естественных и гуманитарных науках.
6. Критерии истинности научного знания. Современные концепции истины.
7. Наука и техника. Взаимосвязь науки и техники в истории культуры. Особенности становления и развития науки и техники в России.
8. Аксиологический аспект науки и техники. Этика ответственности.
9. Наука и религия.
10. Наука и искусство.
11. Научное творчество.
12. Понимание и интуиция как элементы познания.
13. Наука в современном мире. Основные направления научных исследований.
14. Информационное общество и проблемы виртуальной реальности.
15. Ноосферные представления. Их место в современной картине мира.
16. Синергетика как миропонимание. «Философия нестабильности» И. Пригожина.
17. Человеко-машинные системы, их особенности.
18. Постпозитивистские концепции науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
19. Личность в науке. Свобода научного поиска. Личность учёного.
20. Место и роль науки в образовании и подготовке инженера.
21. Философские проблемы ядерной энергетики.
22. Философские проблемы информатики.
23. Предмет философии техники.
24. Этимология термина “техника” и основные подходы к периодизации истории техники.
25. Специфика технической культуры античности. Место техники и ее взаимоотношения с теоретическим знанием в системе античной культуры.
26. Эволюция технической культуры в средние века. Роль монастырей и цеховой системы в развитии техники и технического знания.
27. Формирование предпосылок для сближения технической культуры и системы теоретического знания в эпоху Средневековья.
28. Переход от консервативной к проектной культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Основные факторы, повлиявшие на изменение роли и статуса техники в системе культуры.
|
29. Основные причины сближения технических практик и теоретического знания в эпоху Возрождения.
30. Эпистемологическое преодоление дихотомии “естественное”–”искусственное” в Новое время.
31. Технический характер науки и исследовательской культуры Нового времени.
32. Культурно-исторические предпосылки, становление и развитие механистической картины мира.
33. Развитие технического образования и его роль в организационно-дисциплинарном оформлении технического знания.
34. Роль техники в научно-исследовательской культуре Нового времени.
35. Основные подходы к реконструкции взаимоотношений науки и техники в Новое время. Концепция сциентификации техники.
36. Основные этапы формирования технических наук.
37. Строение и методологическая специфика технической теории.
38. Зарождение философии техники: предпосылки и предшественники.
39. Концепция органопроекции Э. Каппа и её роль в развитии философии техники.
40. Проект философии техники П.К. Энгельмейера.
41. Сущность техники по М. Хайдеггеру.
42. Критика техники К. Ясперсом.
43. Роль и перспективы техники в развитии культуры по Х. Ортеги-и-Гассету.
44. Основные положения философии техники Л. Мамфорда: “мегамашина” и периодизация истории техники.
45. Социология техники и проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля.
46. Философия техники Ф. Дессауэра.
47. Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: общее и различное.
48. Конструктивистская интерпретации взаимоотношений науки и техники. «Лабораторная жизнь» и ее роль в воспроизводстве знания и культуры.
49. Проблема технической рациональности: подходы к выделению критериев, соотношение с «классическим идеалом рациональности».
50. Проблема ответственности в философии техники.
51. Философские проблемы научного поиска.
8. Рейтинг качества освоения дисциплины (модуля)
Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г.
В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:
- текущая аттестация (оценка качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы и др.) и результаты практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем и др.) производится в течение семестра (оценивается в баллах (максимально 60 баллов), к моменту завершения семестра студент должен набрать не менее 33 баллов);
- промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра (оценивается в баллах (максимально 40 баллов), на зачете студент должен набрать не менее 22 баллов).
Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.
2.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.I. – 275 с.
3.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.II. – 344 с.
Дополнительная литература:
1.Афонина Н.Б. Инженер – техносфера – социум: учебное пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. – 120 с.
2.Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 303 с.
3.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе // Вопросы философии. – 2012. – № 7. С. 120–132.
4.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе//Вопросы философии. – 2012. – № 8. С. 127–136.
5.Голубинцев В.О. и др. Философия науки: Учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Ростов н/Дону: Феникс. – 2007. – 541 с.
6.Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – М.: «Экспо», 2009. – 336 с.
7.Грядовой Д.И. Философия. Общий курс: учебник для вузов. – 4 – е изд., перер. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 463 с.
8.Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).
9.Иванова Е.М. Философия: курс лекций. Учебное пособие. – Томск, ТПУ, 2011. – 187 с.
10.Иванова Е.М. Электронное учебное пособие по философии. Электронный ресурс, расположенный на сайте ЮТИ ТПУ. Документы для заочников.
11.Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. (Серия "Завтра экзамен"). – СПб.: Питер. – 2008. – 256 с.
12.Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб.пос. СПб.: Питер. – 2008. – 304 с.
13.История и философия науки (философия науки) / Под ред. Ю.В. Крянева: учебное пособие для аспирантов естественно-научных и технических специальностей. – М. ИНФРА-М, 2008. – 335 с.
14.Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии // Вопросы философии. – 2012. – № 12. С. 3–26.
15.Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований: Учебное пособие. – 2-е изд., перер. и доп. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 163 с.
Основы научных исследований: учебное пособие для вузов / Б.И. Герасимов и др. – М.: Форум, 2011. – 269 с.
16.Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В.А. Власов, А.А. Степанов, Б.Б. Мойзес. – Томск: ТПУ, 2007. – 201 с.
18.Полещук Л.Г. Философия. Человек. Природа. Творчество: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ. – 2007. – 84 с.
19.Полещук Л.Г. Человек и природа в эпоху технологической революции.: Учеб. пособие для техн. вузов. Томск: Изд-во ТПУ. – 2008. – 103 с.
20.Полещук Л.Г. Человек и природа: философия взаимоотношений в эпоху технологической революции: учебное пособие / Л.Г. Полещук; Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 102 с.
21.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов. – 2 -е изд., перер. И доп. – М., КНОРУС, 2008. – 592 с.
22.Философия и методология науки: учебное пособие под редакцией В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 551 с.
23.Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. – 2012. – № 7.С. 3–16.
Internet–ресурсы, размещённые на сайте ТПУ, разрешённые к использованию правообладателями:
1) Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А. А. Корниенко [и др.]; Томский политехнический университет (ТПУ). — 1 компьютерный файл (pdf; 2108 KB). — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. —Учебники Томского политехнического университета. Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext3/m/2008/m57.pdf
2) Степанов, А. А.Философия техники и её предмет [Электронный ресурс] / А. А. Степанов, Л. М. Зольникова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2006. — Т. 309, № 4. — [С. 224-227].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i4/48.pdf
3) Московиченко, А. Д. В. И. Вернадский, русский космизм, автотрофность, перспективы [Электронный ресурс] / А. Д. Московиченко // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2006. — Т. 309, № 8. — [С. 232-235].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i8/53.pdf
4) Лаврухин, А. В.Идея практического разума в феноменологии Э. Гуссерля [Электронный ресурс] / А. В. Лаврухин // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2007. — Т. 311, № 7: Философия, социология и культурология. — [С. 80-84].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2007/v311/i7/17.pdf
5) Борисов, Е. В.Проблема нормативности в феноменологии языка: Витгенштейн и Гадамер [Электронный ресурс] / Е. В. Борисов // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2007. — Т. 311, № 7: Философия, социология и культурология. — [С. 88-92].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2007/v311/i7/19.pdf
6) Рубанова, Елена Витальевна. Проблемы современного экологического образования [Электронный ресурс] / Е. В. Рубанова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2009. — Т. 315, № 6: Экономика, философия, социология и культурология. — [С. 75-81].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2009/v315/i6/17.pdf
7) Московченко, А. Д. Глобальная систематика современных научных знаний и проблемы высшего технического образования [Электронный ресурс] / А. Д. Московченко // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2009. — Т. 314, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. — [С. 60-63].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2009/v314/i6/13.pdf
10.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Указывается материально-техническое обеспечение дисциплины: технические средства, лабораторное оборудование и др.
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» предоставлен и оборудован кабинет общественных и социальных дисциплин(литература, диапроектор, слайдоскоп); тренинговый зал (компьютер, телевизор, магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон, проектор с экраном для показа, диктофон, фотоаппарат, обучающие видеокассеты, презентации, карты, стенды), расположенный по адресу: г. Юрга, ул. Московская 17 а.
Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 230700 «Прикладная информатика» и профилю подготовки «Прикладная информатика в аналитической экономике»
Программа одобрена на заседании
кафедры гуманитарного образования и иностранных языковЮТИ ТПУ
(протокол № ____ от «__» _ сентября _ 201 3 г.).
Автор(ы) Иванова Евгения Михайловна
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!