Процесс формирования научного знания (1 час.) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Процесс формирования научного знания (1 час.)

2017-05-12 466
Процесс формирования научного знания (1 час.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[Данное занятие проводится на основании исследовательского метода, когда студенты заранее самостоятельно готовят планы, программы проведённого исследования по предложенной теме]

1. Научная проблема;

2. Научная гипотеза;

3. Научный факт и познание;

4. Научная теория;

5. Практическое использование научного знания.

Практическое занятие 4.

Современные философские проблемы некоторых областей научного знания (1 час). [Данное занятие проводится преподавателем на основании метода «мозгового штурма»].

1. Философские проблемы математики.

2. Философские проблемы физики.

3. Философские проблемы астрономии и космологии.

4. Философские проблемы информатики.

5. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

 

Практическое занятие 5.

Философские проблемы техники и технических наук (1 час).

[Данное занятие проводится на основании метода проектов, заранее подготовленных магистрантами].

1. Методология научно-технического познания.

2. Понятие «техника».

3. Оценка техники: аксиологические аспекты технического знания.

4. Гуманизация современной техники: гуманистический идеал.

5. Инженерная деятельность: креативность и эвристичность.

6. История и методология технических наук.

 

5. Образовательные технологии

 

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

 

Таблица 2

Методы и формы активизации деятельности Виды учебной деятельности
ЛК ПР ЛБ СРС
Дискуссия * *   *
Лекция-презентация * *   *
Интерактивная игра * *   *
Метод кейс-стади * *   *
IT-методы   *   *
Метод «мозгового штурма» * *   *
Метод проектов * *   *
Исследовательский метод * *   *
Метод дебатов * *   *
Метод дискуссии * *   *
Командная работа   *   *
Опережающая СРС       *
Индивидуальное обучение       *
Проблемное обучение *     *
Обучение на основе опыта       *

 

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием современных информационных, компьютерных технологий;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

- закрепление теоретического материала при проведении практических, семинарских занятий, а также лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

 

6. Организация и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

 

6.1. Виды и формы самостоятельной работы

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

- работе магистрантов с лекционным материалом;

- выполнении домашних заданий к лекционным и семинарским занятиям,

- усвоении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

- изучении теоретического материала к практическим занятиям,

- подготовке к зачёту.

 

6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку магистров:

(магистранты готовят данные темы в течение осеннего семестра обучения и представляют их на зачёте):

1) Предмет и основные концепции современной философии науки.

2) Наука в культуре современной цивилизации.

3) Наука и другие формы духовной деятельности.

4) Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.

5) Структура научного знания.

6) Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

7) Научные традиции и научные революции.

8) Наука в современной цивилизации.

9) Наука как социальный институт.

10) История и философия познания

11) Единение философии и науки

12) Современная цивилизация и наука

13) Философия науки в истории познания

14) Структура и развитие научного познания

15) Интеллектуальная мощь разума

16) Научно-творческий потенциал науки

17) Проблемы синтеза в современной науке

18) Предмет философии познания – сознание

19) Солидарность учёных в научном познании

20) Философские и естественнонаучные картины мира, научные революции и смена типов миропонимания

21) Наука, техника, технология

22) Методы научного познания

23) Продуктивное развитие науки и её влияние на глобальные проблемы современности.

Литература по предложенным темам исследования:

1. Голубинцев В.О. Философия науки: учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. – 541 с.

2. Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).

3. Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.

 

6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа:

(ТСР) направленана развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций магистрантов, повышение творческого потенциала обучающихся и включает в себя:

1) написание реферата по изучаемой дисциплине (темы указаны в пункте 6.1.1.) или проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по актуальным философским проблемам науки и техники с последующим представлением выполненной работы в виде доклада на научной конференции или учебных занятиях; зачёте;

2) создание презентаций по темам практических / или лекционных занятий;

3) обработку научных статей, отражающих проблемное поле изучаемого модуля, например, на основе анализа научных статей учёных, представленных в журналах «Вопросы философии», «Известия ТПУ» (раздел «Экономика. Философия, социология и культурология»,) с последующим выступлением перед аудиторией студентов или преподавателей.

При подготовке к проведению и осуществлению творческой проблемно-ориентированной самостоятельной работе магистрантов им нужно обратиться к электронному каталогу НТБ ТПУ: http://portal.tpu.ru/desktop/staff/, http://ezproxy.ha.tpu.ru:2108/

 

6.3. Контроль самостоятельной работы

 

Оценка результатов самостоятельной работы магистрантов организуется следующим образом: она осуществляется по результатам

- самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы или реферата и их защите;

- тестирования;

- написания контрольной работы;

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, а также заданий, полученных по подготовке к практическим занятиям;

- по письменным работам (контрольным срезам) и во время сдачи зачёта в первом семестре (с целью выявления знания по дисциплине и понимания теоретического материала по изучаемому предмету).

 

7. Средства текущей и промежуточной оценки

качества освоения дисциплины

 

Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:

Таблица 3

Контролирующие мероприятия Результаты обучения по дисциплине
Реферат РД1
Выступление с докладом по подготовленной презентации во время проведения конференц-недели РД1, РД2, РД3, РД 5
Выполнение контрольной работы РД 4, РД 6, РД 7
Зачёт РД 8

 

Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств):

- вопросы входного контроля;

- контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий,

- вопросы для самоконтроля;

- вопросы, выносимые на зачет.

 

Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств) (с примерами):

 

1. Вопросы входного контроля. (Примеры: кто является родоначальником немецкой классической философии? Кто является основателем философии техники в России? С каким понятием в Античности древние люди связывали понятие техники?)

2. Контрольные вопросы, задаваемые при проведении практических занятий. (Укажите основные признаки, по которым можно отличить научный взгля на мир, бытие от ненаучного? Как можно именовать звание, недоказанное в процессе научного познания? Назовите ступени познания, охарактеризуйте типы наук).

3. Вопросы для самоконтроля. (Сделайте вывод по своему вопросу, теме; дайте определение словам: технэ и техника, в чём их отличие?).

4. Вопросы тестирований. (Раскройте суть философии экзистенциализма: а) у жизни человека огромный смысл; б) в жизни человека ничего не имеет смысл, т. к. он конечен; в) жизнь человека и его связи это его зависимость от другого и т. д.).

5. Вопросы, выносимые на зачёт и др. Примерный перечень вопросов:

1. Наука как способ понимания мира. Объект науки.

2. Идеалы и нормы науки.

3. Естественнонаучная картина мира, ее возможности и границы.

4. Уровни научного исследования. Эмпирические и теоретические знания, их соотношения.

5. Методы научного исследования, их специфика в естественных и гуманитарных науках.

6. Критерии истинности научного знания. Современные концепции истины.

7. Наука и техника. Взаимосвязь науки и техники в истории культуры. Особенности становления и развития науки и техники в России.

8. Аксиологический аспект науки и техники. Этика ответственности.

9. Наука и религия.

10. Наука и искусство.

11. Научное творчество.

12. Понимание и интуиция как элементы познания.

13. Наука в современном мире. Основные направления научных исследований.

14. Информационное общество и проблемы виртуальной реальности.

15. Ноосферные представления. Их место в современной картине мира.

16. Синергетика как миропонимание. «Философия нестабильности» И. Пригожина.

17. Человеко-машинные системы, их особенности.

18. Постпозитивистские концепции науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

19. Личность в науке. Свобода научного поиска. Личность учёного.

20. Место и роль науки в образовании и подготовке инженера.

21. Философские проблемы ядерной энергетики.

22. Философские проблемы информатики.

23. Предмет философии техники.

24. Этимология термина “техника” и основные подходы к периодизации истории техники.

25. Специфика технической культуры античности. Место техники и ее взаимоотношения с теоретическим знанием в системе античной культуры.

26. Эволюция технической культуры в средние века. Роль монастырей и цеховой системы в развитии техники и технического знания.

27. Формирование предпосылок для сближения технической культуры и системы теоретического знания в эпоху Средневековья.

28. Переход от консервативной к проектной культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Основные факторы, повлиявшие на изменение роли и статуса техники в системе культуры.

29. Основные причины сближения технических практик и теоретического знания в эпоху Возрождения.

30. Эпистемологическое преодоление дихотомии “естественное”–”искусственное” в Новое время.

31. Технический характер науки и исследовательской культуры Нового времени.

32. Культурно-исторические предпосылки, становление и развитие механистической картины мира.

33. Развитие технического образования и его роль в организационно-дисциплинарном оформлении технического знания.

34. Роль техники в научно-исследовательской культуре Нового времени.

35. Основные подходы к реконструкции взаимоотношений науки и техники в Новое время. Концепция сциентификации техники.

36. Основные этапы формирования технических наук.

37. Строение и методологическая специфика технической теории.

38. Зарождение философии техники: предпосылки и предшественники.

39. Концепция органопроекции Э. Каппа и её роль в развитии философии техники.

40. Проект философии техники П.К. Энгельмейера.

41. Сущность техники по М. Хайдеггеру.

42. Критика техники К. Ясперсом.

43. Роль и перспективы техники в развитии культуры по Х. Ортеги-и-Гассету.

44. Основные положения философии техники Л. Мамфорда: “мегамашина” и периодизация истории техники.

45. Социология техники и проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля.

46. Философия техники Ф. Дессауэра.

47. Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: общее и различное.

48. Конструктивистская интерпретации взаимоотношений науки и техники. «Лабораторная жизнь» и ее роль в воспроизводстве знания и культуры.

49. Проблема технической рациональности: подходы к выделению критериев, соотношение с «классическим идеалом рациональности».

50. Проблема ответственности в философии техники.

51. Философские проблемы научного поиска.

8. Рейтинг качества освоения дисциплины (модуля)

 

Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г.

В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:

- текущая аттестация (оценка качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы и др.) и результаты практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем и др.) производится в течение семестра (оценивается в баллах (максимально 60 баллов), к моменту завершения семестра студент должен набрать не менее 33 баллов);

- промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра (оценивается в баллах (максимально 40 баллов), на зачете студент должен набрать не менее 22 баллов).

Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1.Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 477 с.

2.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.I. – 275 с.

3.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учебное пособие. – Изд. 3-е, измен. – ое и допол. – ое. – М.: МГИУ, 2010. – Ч.II. – 344 с.

Дополнительная литература:

1.Афонина Н.Б. Инженер – техносфера – социум: учебное пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. – 120 с.

2.Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 303 с.

3.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе // Вопросы философии. – 2012. – № 7. С. 120–132.

4.Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе//Вопросы философии. – 2012. – № 8. С. 127–136.

5.Голубинцев В.О. и др. Философия науки: Учебник для вузов / Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Ростов н/Дону: Феникс. – 2007. – 541 с.

6.Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – М.: «Экспо», 2009. – 336 с.

7.Грядовой Д.И. Философия. Общий курс: учебник для вузов. – 4 – е изд., перер. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 463 с.

8.Гусева Е. А. Философия и история науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 128 с. (Высшее образование магистратура).

9.Иванова Е.М. Философия: курс лекций. Учебное пособие. – Томск, ТПУ, 2011. – 187 с.

10.Иванова Е.М. Электронное учебное пособие по философии. Электронный ресурс, расположенный на сайте ЮТИ ТПУ. Документы для заочников.

11.Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. (Серия "Завтра экзамен"). – СПб.: Питер. – 2008. – 256 с.

12.Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб.пос. СПб.: Питер. – 2008. – 304 с.

13.История и философия науки (философия науки) / Под ред. Ю.В. Крянева: учебное пособие для аспирантов естественно-научных и технических специальностей. – М. ИНФРА-М, 2008. – 335 с.

14.Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии // Вопросы философии. – 2012. – № 12. С. 3–26.

15.Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований: Учебное пособие. – 2-е изд., перер. и доп. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 163 с.

Основы научных исследований: учебное пособие для вузов / Б.И. Герасимов и др. – М.: Форум, 2011. – 269 с.

16.Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В.А. Власов, А.А. Степанов, Б.Б. Мойзес. – Томск: ТПУ, 2007. – 201 с.

18.Полещук Л.Г. Философия. Человек. Природа. Творчество: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ. – 2007. – 84 с.

19.Полещук Л.Г. Человек и природа в эпоху технологической революции.: Учеб. пособие для техн. вузов. Томск: Изд-во ТПУ. – 2008. – 103 с.

20.Полещук Л.Г. Человек и природа: философия взаимоотношений в эпоху технологической революции: учебное пособие / Л.Г. Полещук; Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 102 с.

21.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов. – 2 -е изд., перер. И доп. – М., КНОРУС, 2008. – 592 с.

22.Философия и методология науки: учебное пособие под редакцией В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 551 с.

23.Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. – 2012. – № 7.С. 3–16.

Internet–ресурсы, размещённые на сайте ТПУ, разрешённые к использованию правообладателями:

1) Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А. А. Корниенко [и др.]; Томский политехнический университет (ТПУ). — 1 компьютерный файл (pdf; 2108 KB). — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. —Учебники Томского политехнического университета. Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext3/m/2008/m57.pdf

2) Степанов, А. А.Философия техники и её предмет [Электронный ресурс] / А. А. Степанов, Л. М. Зольникова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2006. — Т. 309, № 4. — [С. 224-227].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i4/48.pdf

3) Московиченко, А. Д. В. И. Вернадский, русский космизм, автотрофность, перспективы [Электронный ресурс] / А. Д. Московиченко // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2006. — Т. 309, № 8. — [С. 232-235].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i8/53.pdf

4) Лаврухин, А. В.Идея практического разума в феноменологии Э. Гуссерля [Электронный ресурс] / А. В. Лаврухин // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2007. — Т. 311, № 7: Философия, социология и культурология. — [С. 80-84].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2007/v311/i7/17.pdf

5) Борисов, Е. В.Проблема нормативности в феноменологии языка: Витгенштейн и Гадамер [Электронный ресурс] / Е. В. Борисов // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2007. — Т. 311, № 7: Философия, социология и культурология. — [С. 88-92].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2007/v311/i7/19.pdf

6) Рубанова, Елена Витальевна. Проблемы современного экологического образования [Электронный ресурс] / Е. В. Рубанова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2009. — Т. 315, № 6: Экономика, философия, социология и культурология. — [С. 75-81].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2009/v315/i6/17.pdf

7) Московченко, А. Д. Глобальная систематика современных научных знаний и проблемы высшего технического образования [Электронный ресурс] / А. Д. Московченко // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2009. — Т. 314, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. — [С. 60-63].
Схема доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2009/v314/i6/13.pdf

 

 

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Указывается материально-техническое обеспечение дисциплины: технические средства, лабораторное оборудование и др.

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» предоставлен и оборудован кабинет общественных и социальных дисциплин(литература, диапроектор, слайдоскоп); тренинговый зал (компьютер, телевизор, магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон, проектор с экраном для показа, диктофон, фотоаппарат, обучающие видеокассеты, презентации, карты, стенды), расположенный по адресу: г. Юрга, ул. Московская 17 а.

 

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 230700 «Прикладная информатика» и профилю подготовки «Прикладная информатика в аналитической экономике»

Программа одобрена на заседании

кафедры гуманитарного образования и иностранных языковЮТИ ТПУ

(протокол № ____ от «__» _ сентября _ 201 3 г.).

Автор(ы) Иванова Евгения Михайловна

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.