История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-05-18 | 1087 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проект формирующего эксперимента позволяет реализовать педагогические условия воспитания здорового образа жизни у младших школьников.
Первое условие - включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни
Пословица – это малая форма народного поэтического творчества, несущая обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка – словосочетание, отражающее какое – либо явление жизни, один из малых жанров фольклора.
Обратимся к темам, в которые можно включить анализ пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни (см. Таблицу 7).
Таблица 7
Текстовый материал, используемый для формирования у младших школьников здорового образа жизни
Тема | Текстовый материал | Комментарий |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением | Чистота – залог здоровья. Чистая вода – для хвори беда. | Для того, чтобы проверить правильность написания слова «чистота» можно предложить учащимся из списка пословиц выбрать ту, в состав которой входит слово, с помощью которого это можно сделать. ЧистотА – чИстый. После того, как учащиеся выполнили задание, учитель предлагает объяснить смыл пословиц. |
Парные согласные в корне слова | Если хочешь быть здоров – закаляйся. Есть скоро – не быть здоровым. | На доске записаны пословицы с пропуском букв: 1.Если хочешь быть здоро… - закаляйся. 2.Есть скоро – не быть здоро…ым. Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы. В результате работы над этим заданием учащиеся приходят к выводу, что написание слова «здоров» можно проверить словом «здоровым». При выполнении работы, учитель спрашивает учащихся о том, как они понимают смысл данной пословицы. |
Падежи имен существительных | Здоровье – всему голова, всего дороже. Здоровья за деньги не купишь. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь – его разум дарит. Здоровьем слаб, так и духом не герой. | Перед выполнением задания учитель может задать вопрос: «Какой общей темой объединены эти пословицы?», «Как вы их понимаете?». После анализа пословиц учащимся предлагается определить падеж слова «здоровье» в каждом из случаев. |
Правописание сочетаний ЖИ - ШИ | Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Ходи больше, жить будешь дольше. Добрым быть – долго жить. | Данные пословицы могут быть использованы на различных этапах усвоения орфограммы. Как на этапе ознакомления (записаны на доске в готовом виде), так и на этапе закрепления, когда учащимся предлагается заполнить пропуски в словах на данную орфограмму. При выполнении заданий учащиеся разбирают смысл записанных пословиц. |
Ь как показатель мягкости; разделительный Ь | Здоровье и счастье не живут друг без друга. Болезнь ищет жирную пищу. Горьким лечат, а сладким калечат. | Учащимся предлагается распределить слова с ь на 2 группы: ь – показатель мягкости и разделительный ь. Учащиеся при разборе задания разбирают смысл пословиц. |
На данных примерах, мы убедились, что пословицы и поговорки можно использовать в качестве текстового материала для формирования здорового образа жизни у младших школьников.
|
Рассмотрим фрагмент урока во 2 классе.
Тема: Написание букв и, а, у после шипящих.
Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш
Этап урока: закрепление
Учитель (далее У): (На доске записаны пословицы с пропусками букв) Ребята, внимательно посмотрите на доску, что вы заметили?
Учащиеся (далее Д): на доске записаны слова с пропусками букв.
У: Какую букву мы вставим на месте пропусков? Почему?
Д: Ходи больше, жИть будешь дольше.
Добрым быть – долго жИть.
Слова пропущены на изученную орфограмму.
|
У: Как вы понимаете данные пословицы?
Д: Варианты ответов детей.
Используя данные пословицы в качестве текстового материала, учитель делает вывод о том, как учащиеся усвоили орфограмму «Правописание ЖИ – ШИ» и в то же время, формирует у младших школьников знания о здоровом образе жизни, подводя учащихся к выводу, что движение – это необходимая составляющая образа жизни.
Полный конспект урока представлен в приложении (см. Приложение 8).
Рассмотрим фрагмент урока в 4 классе.
Тема: Обобщение знаний о падежах
Цель: закрепить умение определять падеж имен существительных в единственном числе.
Этап урока: закрепление
У: (на доске сделана запись) Ребята, посмотрите на доску, что вы можете сказать об этих пословицах?
Здоровье – всему голова, всего дороже.
Здоровья за деньги не купишь.
Здоровью цены нет.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Д: В каждой пословице встречается слово «здоровье», но оно употреблено в разных падежах.
У: Верно, наша задача – определить падеж этого слова в каждой пословице.
Д: выполняют задание.
У: Какой общей темой объединены эти пословицы?
Д: Эти пословицы о здоровье.
У: Посмотрите еще раз на пословицы и объясните смысл одной из них соседу по парте.
Д: Работа в парах
Работая над данными пословицами учащиеся отрабатывают умение определять падеж имен существительных. При работе в парах учащиеся раскрывают смысл данных высказываний, убеждаясь в необходимости укрепления и сохранения здоровья.
Полный конспект урока представлен в приложении (см. Приложение 9).
Второе условие - отбор текстового материала для самостоятельной работы обучающихся.
В качестве самостоятельной работы рассмотрим написание контрольных диктантов.
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Рассмотрим диктант, который может быть использован в 3 классе.
Велосипед.
В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти. (51 слово)
|
Из данного диктанта учащиеся узнают о таком средстве укрепления здоровья, как велосипед.
Следующий пример диктанта, предназначен для учащихся 3 класса. Из диктанта учащиеся узнают о составляющих крепкого здоровья.
Из чего складывается здоровье.
Важным помощником здоровья является личная гигиена. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте, быть здоровым.
У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.
Следующий помощник здоровья – это правильное питание. Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. (58 слов)
Таким образом, проект формирующего эксперимента позволяет формировать у младших школьников здоровый образ жизни через использование текстового материала на уроках русского языка через реализацию следующих педагогических условий: включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни, и отбор текстового материала для самостоятельной работы обучающихся.
Выводы по 2 главе
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности здорового образа жизни у учащихся 3 «А» класса: большинство класса находятся на среднем уровне (71%), что говорит о том, что они владеют знаниями основ ЗОЖ не в полном объеме, имеют невысокие успехи во внеклассных мероприятиях здоровьесберегающей направленности. Учащиеся, имеющие высокий уровень сформированности ЗОЖ, составляют 13% и владеют знаниями основ ЗОЖ в полном объеме и умеют применять их на практике. Низкий уровень имеют 16%. Такие ученики не испытывают интереса к ЗОЖ, собственному здоровью, редко принимают участие в мероприятиях здоровьесберегающего направления.
Проект формирующего эксперимента позволяет повысить эффективность формирования у младших школьников ЗОЖ через использование текстового материала на уроках русского языка, путём включения в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни, а также с помощью отбора текстового материала для самостоятельной работы учащихся.
|
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.
В начальной школе формирование ЗОЖ на уроках русского языка происходит через включение в уроки текстового материала, посвященного здоровому образу жизни.
В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности ЗОЖ у младших школьников. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики.
В результате исследования, мы определили уровни сформированности здорового образа жизни у учеников 3 «А» класса, МБОУ «ОЦ №11». Средний уровень сформированности показали 71% учащихся, высокий – 13% и низкий уровень 16%.
В целях дальнейшего формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий: включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни, и отбор текстового материала для самостоятельной работы учащихся.
Список литературы
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. - М.: Эврика, 1987. - 652 с.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье/ И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 142 с.
3. Васильева, Е.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов/Е.Н. Васильева//Начальная школа: плюс до и после. – 2009. - №2. – С.49-55.
4. Васильева, О.С.Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева//Психологический вестник РГУ. – 1997. - № 3. - С. 422
5. Жилов, Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие/ Ю. Д. Жилов. - М.: Академия, 2009. - 122 с.
6. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию/ Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
|
7. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
8. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.
9. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
10. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить?/ Т.А. Ладыженская// Начальная школа: плюс до и после. – 2005. - №5. – С. 1-6
11. Лаптиева, Т.А. Пословицы и поговорки на уроках русского языка/ Т.А. Лаптиева//Начальная школа: плюс до и после. – 2003. - №10. – С.46 – 57.
12. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение./ Ю.П. Лисицын. - М.: Знание, 2002. - 512 с.
13. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье/ Ю.П. Лисицын. - М.: «Знание», 1986. - 192 с.
14. Насеня, С.Н. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка/С.Н. Насеня//Начальная школа: плюс до и после. – 2001. - №9. – С. 17 – 19
15. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика: научно – теоретический журнал. - 2005. - №6. – С. 54- 61
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. - М.: Азбуковник, 1990. - 994 с.
17. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование/ П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 421с.
18. Попов, С.В. Валеология в школе и дома/ С.В. Попов. - СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253с.
19. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века/ В.П. Руднев. – М.:Аграф, 1998. – 305с.
20. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с.
21. Чумаков, Б.Н. Валеология. Избранные лекции/ Б.Н. Чумаков. - М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с.
22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.04.2017)
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// http://1-4.mioo.ru/ (дата обращения 6.04.2017)
24. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 6.04.2017)
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!