Обоснование педагогических условий формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Обоснование педагогических условий формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка

2017-05-18 630
Обоснование педагогических условий формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение. [18, c. 48]

Формирование здорового образа жизни, как отмечает С. В. Попов, протекает в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый длительный процесс. Данный процесс носит систематический характер. Основной формой организации работы по формированию здорового образа жизни в начальной школе являются учебные занятия. [18, c. 14]

Анализ программ и опыта работы учителей показал, что на уроках русского языка ведется работа по формированию у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала.

Один из видов текстового материала, применяемых на уроках русского языка в начальной школе – это пословицы и поговорки.

Учитель начальных классов Т. А. Лаптиева отмечает, что современная школа уделяет изучению пословиц и поговорок очень большое внимание, особенно на уроках русского языка. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. [11]

В начальных классах работа по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка сводится к активному знакомству учащихся с пословицами и поговорками, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и поговорок и уметь применять их в своей речи. Работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Роль учителя на данном этапе заключается в правильном и целесообразном подборе текстового материала, отражающего основные положения здорового образа жизни.[11]

Пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка, т. к. они обогащают речь, мышление, память детей. Благотворно влияют на эмоциональный настрой младших школьников, помогают находить правильный выход из создавшейся жизненной ситуации, строить свою линию поведения. чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Н.С. Насеня раскрывает приемы анализа пословиц и поговорок. При анализе содержания пословиц и поговорок следует учитывать степень сложности их содержания. Вначале на занятиях предлагаются пословицы и поговорки, имеющие только прямой смысл. Важно, чтобы дети уловили, что в пословицах есть поучение, проверенный народом совет, которому нужно следовать в жизни.

Затем, в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, можно вводить пословицы, которые имеют прямой и переносный смысл. Сначала разбирается прямой смысл, затем – переносный. Очень важно для разъяснения переносного смысла пословиц использовать приём перенесения сюжета пословицы в знакомую для учащихся ситуацию. [14]

Учитель начальных классов Е.Н. Васильева при анализе пословиц и поговорок предлагает использовать следующие виды упражнений: «исправь пословицу», «соедини начало и конец пословицы», «закончи пословицу», «подбери фразу к пословице», «найди сходную пословицу», «назови общую тему пословиц». Такая работа над текстовым материалом обогащает речь младших школьников, повышает общий уровень развития, формирует знания о здоровом образе жизни. [3]

Эффективным средством формирования здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка является самостоятельная работа учащихся.

П.И. Пидкасистый рассматривает самостоятельную работу как организованную учителем активную деятельность учащихся (индивидуальную, коллективную), направленную на выполнение поставленной дидактической задачи в специально отведенное для этого время: овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, осуществляемую без непосредственного руководства учителя.[17, c. 183]

Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой, - форму проявления соответствующих процессов: памяти, мышления, творческого воображения и т.д. Это, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения, обеспечивающей овладение учащимися прочными знаниями и устойчивыми умениями.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера.[17, c. 194]

Перед школой всегда стояла задача воспитания гармонично развитого ученика, который не только осваивал бы навыки умственного труда, овладевал нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым духовно и физически.

Учитель начальных классов Т.А. Лаптиева отмечает, что в качестве самостоятельной работы учащимся предлагаются сочинения, изложения и диктанты на спортивные темы, повышающие интерес учащихся к составляющим здорового образа жизни. В ходе выполнения данных работ учащиеся приобретают знания и умения по осуществлению здорового образа жизни.[11]

Н. А. Насеня на уроках русского языка широко использует для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм: это словарные, объяснительные и творческие диктанты.[14]

В настоящее время это особенно важно. Огромный воспитательный заряд несет в себе каждая тема текстов для диктантов.

Таким образом, в работе направленной на формирование здорового образа жизни у младших школьников через использование текстового материала на уроках русского языка, учитель может использовать различные виды текстов. Но стоит отметить, что эффективность формирования здорового образа жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.

Анализ учебно – методического комплекта (далее УМК) «Школа Росиии» показал, что система данного УМК формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

С целью выявления наличия текстового материала, направленного на формирование у младших школьников здорового образа жизни, были проанализированы учебники русского языка с 1 по 4 класс УМК «Школа России».

Примеры текстового материала, используемого в учебнике, отражены в таблице (см. Таблица 1). [7],[8],[9]

Таблица 1

Текстовый материал учебников русского языка, направленный на формирование здорового образа жизни

Класс, страница Используемый текстовый материал (комментарий)
2 класс 1 часть стр. 8, упр. 4 В качестве текстового материала предлагается отрывок из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?». (Из данного отрывка учащиеся узнают о правилах поведения во время болезни).
2 класс 1 часть стр. 45, упр. 53 Текст о клюкве. (В беседу о клюкве можно включить вопросы о ее полезных свойствах, тем самым формируя у учащихся знания о здоровом и правильном питании).
2 класс 1 часть стр. 69, упр. 103 Предложение №3: «Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой». (Проанализировав данные предложения, учащиеся приходят к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены).
2 класс 1 часть стр. 92, упр. 140 Текст о болезни. (Из данного текста учащиеся узнают о правилах поведения во время болезни)
3 класс 1 часть стр. 64, упр. 114 Текст об овощах. (Из данного упражнения учащиеся узнают о полезных свойствах овощей)
3 класс 1 часть стр. 94, упр. 169 Объясните лексическое значение одного из слов, в том числе слово «боксёр». (При выполнении данного упражнения учитель может заострить внимание на важности спорта, как одного из составляющих здорового образа жизни).
4 класс 2 часть стр. 63, упр. 133 Объясните смысл пословицы: «Когда я ем, я глух и нем».

 

Проанализировав учебники русского языка УМК «Школа России», мы пришли к выводу, что данный УМК формирует у младших школьников здоровый образ жизни через использование текстового материала.

Таким образом, перечисленные выше педагогические условия способствуют эффективному формированию у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.

 

Выводы по 1 главе

 

В настоящее время формирование ЗОЖ у младших школьников является приоритетной задачей государства, школы, семьи. Здоровый образ жизни наиболее полно раскрывается через понятия «здоровье» и «образ жизни» и представляет собой типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, направленные на укрепление здоровья организма.

В начальной школе формирование ЗОЖ на уроках русского языка происходит через использование текстового материала. В своей работе, под текстовым материалом мы понимаем «последовательность предложений, слов, построенную согласно правилам данного языка и образующей сообщение».

 


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.