Общие сведения о методах объектно-ориентированного проектирования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общие сведения о методах объектно-ориентированного проектирования



ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы

 

 

Составитель Пятлина Е.О.

 

 

Санкт-Петербург

1. Цель работы:

Целью данной курсовой работы является ознакомление с основными элементами проектирования больших программных систем с помощью языка UML, получение навыков по применению данных элементов для построения объектно-ориентированных моделей информационных систем (ИС).

 

Требования к результатам выполнения курсовой работы

Модель заданной информационной системы должна содержать: диаграмму вариантов использования, позволяющую реализовать все основные функции ИС; диаграмму классов, представляющую основные классы или объекты данной информационной системы; диаграммы последовательности для каждого варианта использования; диаграммы состояний для всех классов; диаграммы видов деятельности, а также диаграмму компонентов и диаграмму размещения. Все диаграммы должны сопровождаться описанием и расчетом количественной оценки информационной наполненности диаграммы. В приложении к курсовой работе должны быть представлены результаты автоматической генерации кодов программ, произведенной на основе разработанной диаграммы классов.

В качестве технического средства проектирования рекомендуется использовать пакет программ Rational Rose или другое CASE-средство с аналогичными возможностями.

Содержание курсовой работы

Введение

1. Краткая информация о средстве проектирования

1.1 Язык UML, его история, особенности применения, достоинства и недостатки

1.2 Общая структура языка UML

2. Пакет программ Rational Rose, его возможности, достоинства, особенности использования

3. Описание информационной системы и ее функций

4. Разработка программного обеспечения информационной системы

4.1. Диаграмма вариантов использования

4.1.1. Описание вариантов использования

4.1.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграммы вариантов использования

4.2. Диаграмма классов

4.2.1. Описание диаграммы классов

4.2.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграммы классов

4.3. Диаграммы последовательности (по числу вариантов использования)

4.3.1. Описания диаграмм последовательности

1.1.1. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграмм последовательности

4.4. Диаграммы состояний (по числу классов)

4.4.1. Описание диаграмм состояний

4.4.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграмм состояний



4.5. Диаграммы видов деятельности (не менее 5)

4.5.1. Описания диаграмм видов деятельности

4.5.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграмм видов деятельности

4.6. Диаграмма пакетов

4.6.1. Описание диаграммы пакетов

4.6.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграммы пакетов

4.7. Диаграмма размещения

4.7.1. Описание диаграммы размещения

4.7.2. Расчет количественной оценки информационной наполненности диаграммы размещения

5. Заключение

6. Список литературы

Приложение. Результаты автоматической генерации текстов программ (коды)

Общие сведения о методах объектно-ориентированного проектирования

Информационных систем

Операции реализации

Операции реализации (implementor operations) реализуют некоторые бизнес-функции. Такие операции можно найти, исследуя диаграммы взаимодействия. Диаграммы этого типа фокусируются на бизнес-функциях, и каждое сообщение диаграммы, скорее всего, можно соотнести с операцией реализации.

Каждая операция реализации должна быть легко прослеживаема до соответствующего требования. Это достигается на различных этапах моделирования. Операция выводится из сообщения на диаграмме взаимодействия, сообщения исходят из подробного описания потока событий, который создается на основе варианта использования, а последний – на основе требований. Возможность проследить всю эту цепочку позволяет гарантировать, что каждое требование будет реализовано в коде, а каждый фрагмент кода реализует какое-то требование.

Операции управления

Операции управления (manager operations) управляют созданием и уничтожением объектов. В эту категорию попадают конструкторы и деструкторы классов.

Операции доступа

Атрибуты обычно бывают закрытыми или защищенными. Тем не менее, другие классы иногда должны просматривать или изменять их значения. Для этого существуют операции доступа (access operations). Такой подход дает возможность безопасно инкапсулировать атрибуты внутри класса, защитив их от других классов, но все же позволяет осуществить к ним контролируемый доступ. Создание операций Get и Set (получения и изменения значения) для каждого атрибута класса является стандартом.



Вспомогательные операции

Вспомогательными (helper operations) называются такие операции класса, которые необходимы ему для выполнения его ответственностей, но о которых другие классы не должны ничего знать. Это закрытые и защищенные операции класса.

Чтобы идентифицировать операции, выполните следующие действия:

1. Изучите диаграммы последовательности и кооперативные диаграммы. Большая часть сообщений на этих диаграммах является операциями реализации. Рефлексивные сообщения будут вспомогательными операциями.

2. Рассмотрите управляющие операции. Может потребоваться добавить конструкторы и деструкторы.

3. Рассмотрите операции доступа. Для каждого атрибута класса, с которым должны будут работать другие классы, надо создать операции Get и Set.

4.4.2.7.Связи

Связь представляет собой семантическую взаимосвязь между классами. Она дает классу возможность узнавать об атрибутах, операциях и связях другого класса. Иными словами, чтобы один класс мог послать сообщение другому на диаграмме последовательности или кооперативной диаграмме, между ними должна существовать связь.

Существуют четыре типа связей, которые могут быть установлены между классами: ассоциации, зависимости, агрегации и обобщения.

Связь ассоциация

Ассоциация (association) – это семантическая связь между классами. Их рисуют на диаграмме классов в виде обыкновенной линии.

Рис. 10. Связь ассоциация

Ассоциации могут быть двунаправленными, как в примере, или однонаправленными. На языке UML двунаправленные ассоциации рисуют в виде простой линии без стрелок или со стрелками с обеих ее сторон. На однонаправленной ассоциации изображают только одну стрелку, показывающую ее направление.

Направление ассоциации можно определить, изучая диаграммы последовательности и кооперативные диаграммы. Если все сообщения на них отправляются только одним классом и принимаются только другим классом, но не наоборот, между этими классами имеет место однонаправленная связь. Если хотя бы одно сообщение отправляется в обратную сторону, ассоциация должна быть двунаправленной.

Ассоциации могут быть рефлексивными. Рефлексивная ассоциация предполагает, что один экземпляр класса взаимодействует с другими экземплярами этого же класса.

Связь зависимость

Связи зависимости (dependency) также отражают связь между классами, но они всегда однонаправлены и показывают, что один класс зависит от определений, сделанных в другом. Например, класс A использует методы класса B. Тогда при изменении класса B необходимо произвести соответствующие изменения в классе A.

Зависимость изображается пунктирной линией, проведенной между двумя элементами диаграммы, и считается, что элемент, привязанный к концу стрелки, зависит от элемента, привязанного к началу этой стрелки.

Рис. 11. Связь зависимость

При генерации кода для этих классов к ним не будут добавляться новые атрибуты. Однако, будут созданы специфические для языка операторы, необходимые для поддержки связи.

Связь агрегация

Агрегации (aggregations) представляют собой более тесную форму ассоциации. Агрегация – это связь между целым и его частью. Например, у вас может быть класс Автомобиль, а также классы Двигатель, Покрышки и классы для других частей автомобиля. В результате объект класса Автомобиль будет состоять из объекта класса Двигатель, четырех объектов Покрышек и т. д. Агрегации визуализируют в виде линии с ромбиком у класса, являющегося целым:

Рис. 11. Связь агрегация

В дополнение к простой агрегации UML вводит более сильную разновидность агрегации, называемую композицией. Согласно композиции, объект-часть может принадлежать только единственному целому, и, кроме того, как правило, жизненный цикл частей совпадает с циклом целого: они живут и умирают вместе с ним. Любое удаление целого распространяется на его части.

Такое каскадное удаление нередко рассматривается как часть определения агрегации, однако оно всегда подразумевается в том случае, когда множественность роли составляет 1..1; например, если необходимо удалить Клиента, то это удаление должно распространиться и на Заказы (и, в свою очередь, на Строки заказа).

Множественность связи

Множественность (multiplicity) показывает, сколько экземпляров одного класса взаимодействуют с помощью этой связи с одним экземпляром другого класса в данный момент времени.

Например, при разработке системы регистрации курсов в университете можно определить классы Course (курс) и Student (студент). Между ними установлена связь: у курсов могут быть студенты, а у студентов – курсы. Вопросы, на который должен ответить параметр множественности: «Сколько курсов студент может посещать в данный момент? Сколько студентов может за раз посещать один курс?»

Так как множественность дает ответ на оба эти вопроса, её индикаторы устанавливаются на обоих концах линии связи. В примере регистрации курсов мы решили, что один студент может посещать от нуля до четырех курсов, а один курс могут слушать от 0 до 20 студентов.

В языке UML приняты определенные нотации для обозначения множественности.

Таблица 1 - Обозначения множественности связей в UML

Имена связей

Связи можно уточнить с помощью имен связей или ролевых имен. Имя связи – это обычно глагол или глагольная фраза, описывающая, зачем она нужна. Например, между классом Person (человек) и классом Company (компания) может существовать ассоциация. Можно задать в связи с этим вопрос, является ли объект класса Person клиентом компании, её сотрудником или владельцем? Чтобы определить это, ассоциацию можно назвать «employs» (нанимает):

Рис. 13. Пример имен связей

4.4.2.8.Пакет

В контексте диаграмм классов, пакет - это вместилище для некоторого набора классов и других пакетов. Пакет является самостоятельным пространством имен.

Рис. 15. Обозначение пакета в UML

В UML нет каких-либо ограничений на правила, по которым разработчики могут или должны группировать классы в пакеты. Но есть некоторые стандартные случаи, когда такая группировка уместна, например, тесно взаимодействующие классы, или более общий случай - разбиение системы на подсистемы.

Пакет физически содержит сущности, определенные в нем (говорят, что "сущности принадлежат пакету"). Это означает, что если будет уничтожен пакет, то будут уничтожено и все его содержимое.

Существует несколько наиболее распространенных подходов к группировке классов в пакеты.

Во-первых, можно группировать классы по стереотипу. В таком случае получается один пакет с классами-сущностями, один с граничными классами, один с управляющими классами и т.д. Этот подход может быть полезен с точки зрения размещения готовой системы, поскольку все находящиеся на клиентских машинах пограничные классы уже оказываются в одном пакете.

Другой подход заключается в объединении классов по их функциональности. Например, в пакете Security (безопасность) содержатся все классы, отвечающие за безопасность приложения. В таком случае другие пакеты могут называться Employee Maintenance (Работа с сотрудниками), Reporting (Подготовка отчетов) и Error Handling (Обработка ошибок). Преимущество этого подхода заключается в возможности повторного использования.

Механизм пакетов применим к любым элементам модели, а не только к классам. Если для группировки классов не использовать некоторые эвристики, то она становится произвольной. Одна из них, которая в основном используется в UML, – это зависимость. Зависимость между двумя пакетами существует в том случае, если между любыми двумя классами в пакетах существует любая зависимость.

Таким образом, диаграмма пакетов представляет собой диаграмму, содержащую пакеты классов и зависимости между ними. Строго говоря, пакеты и зависимости являются элементами диаграммы классов, то есть диаграмма пакетов – это форма диаграммы классов.

Рис. 16. Пример диаграммы пакетов

Зависимость между двумя элементами имеет место в том случае, если изменения в определении одного элемента могут повлечь за собой изменения в другом. Что касается классов, то причины для зависимостей могут быть самыми разными:

один класс посылает сообщение другому;

один класс включает часть данных другого класса; один класс использует другой в качестве параметра операции.

Если класс меняет свой интерфейс, то любое сообщение, которое он посылает, может утратить свою силу.

Пакеты не дают ответа на вопрос, каким образом можно уменьшить количество зависимостей в вашей системе, однако они помогают выделить эти зависимости, а после того, как они все окажутся на виду, остается только поработать над снижением их количества. Диаграммы пакетов можно считать основным средством управления общей структурой системы.

Пакеты являются жизненно необходимым средством для больших проектов. Их следует использовать в тех случаях, когда диаграмма классов, охватывающая всю систему в целом и размещенная на единственном листе бумаги формата А4, становится нечитаемой.

4.4.3. Диаграмма состояний

Диаграммы состояний определяют все возможные состояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состояний объекта в результате наступления некоторых событий.

Существует много форм диаграмм состояний, незначительно отличающихся друг от друга семантикой.

На диаграмме имеются два специальных состояния – начальное (start) и конечное (stop). Начальное состояние выделено черной точкой, оно соответствует состоянию объекта, когда он только что был создан. Конечное состояние обозначается черной точкой в белом кружке, оно соответствует состоянию объекта непосредственно перед его уничтожением. На диаграмме состояний может быть одно и только одно начальное состояние. В то же время, может быть столько конечных состояний, сколько вам нужно, или их может не быть вообще. Когда объект находится в каком-то конкретном состоянии, могут выполняться различные процессы. Процессы, происходящие, когда объект находится в определенном состоянии, называются действиями (actions).

С состоянием можно связывать данные пяти типов: деятельность, входное действие, выходное действие, событие и история состояния.

Деятельность

Деятельностью (activity) называется поведение, реализуемое объектом, пока он находится в данном состоянии. Деятельность – это прерываемое поведение. Оно может выполняться до своего завершения, пока объект находится в данном состоянии, или может быть прервано переходом объекта в другое состояние. Деятельность изображают внутри самого состояния, ей должно предшествовать слово do (делать) и двоеточие.

Входное действие

Входным действием (entry action) называется поведение, которое выполняется, когда объект переходит в данное состояние. Данное действие осуществляется не после того, как объект перешел в это состояние, а, скорее, как часть этого перехода. В отличие от деятельности, входное действие рассматривается как непрерываемое. Входное действие также показывают внутри состояния, ему предшествует слово entry (вход) и двоеточие.

Выходное действие

Выходное действие (exit action) подобно входному. Однако, оно осуществляется как составная часть процесса выхода из данного состояния. Оно является частью процесса такого перехода. Как и входное, выходное действие является непрерываемым.

Выходное действие изображают внутри состояния, ему предшествует слово exit (выход) и двоеточие.

Поведение объекта во время деятельности, при входных и выходных действиях может включать отправку события другому объекту. В этом случае описанию деятельности, входного действия или выходного действия предшествует знак « ^ ».

Соответствующая строка на диаграмме выглядит как

Do: ^Цель.Событие (Аргументы)

Здесь Цель – это объект, получающий событие, Событие – это посылаемое сообщение, а Аргументы являются параметрами посылаемого сообщения.

Деятельность может также выполняться в результате получения объектом некоторого события. При получении некоторого события выполняется определенная деятельность.

Переходом (Transition) называется перемещение из одного состояния в другое. Совокупность переходов диаграммы показывает, как объект может перемещаться между своими состояниями. На диаграмме все переходы изображают в виде стрелки, начинающейся на первоначальном состоянии и заканчивающейся последующим.

Переходы могут быть рефлексивными. Объект может перейти в то же состояние, в котором он в настоящий момент находится. Рефлексивные переходы изображают в виде стрелки, начинающейся и завершающейся на одном и том же состоянии.

У перехода существует несколько спецификаций. Они включают события, аргументы, ограждающие условия, действия и посылаемые события.

События

Событие (event) – это то, что вызывает переход из одного состояния в другое. Событие размещают на диаграмме вдоль линии перехода.

На диаграмме для отображения события можно использовать как имя операции, так и обычную фразу.

Большинство переходов должны иметь события, так как именно они, прежде всего, заставляют переход осуществиться. Тем не менее, бывают и автоматические переходы, не имеющие событий. При этом объект сам перемещается из одного состояния в другое со скоростью, позволяющей осуществиться входным действиям, деятельности и выходным действиям.

Ограждающие условия

Ограждающие условия (guard conditions) определяют, когда переход может, а когда не может осуществиться. В противном случае переход не осуществится.

Ограждающие условия изображают на диаграмме вдоль линии перехода после имени события, заключая их в квадратные скобки.

Ограждающие условия задавать необязательно. Однако если существует несколько автоматических переходов из состояния, необходимо определить для них взаимно исключающие ограждающие условия. Это поможет читателю диаграммы понять, какой путь перехода будет автоматически выбран.

Действие

Действием (action), как уже говорилось, является непрерываемое поведение, осуществляющееся как часть перехода. Входные и выходные действия показывают внутри состояний, поскольку они определяют, что происходит, когда объект входит или выходит из него. Большую часть действий, однако, изображают вдоль линии перехода, так как они не должны осуществляться при входе или выходе из состояния.

Действие рисуют вдоль линии перехода после имени события, ему предшествует косая черта.

Событие или действие могут быть поведением внутри объекта, а могут представлять собой сообщение, посылаемое другому объекту. Если событие или действие посылается другому объекту, перед ним на диаграмме помещают знак « ^ ».

Рис. 17. Пример диаграммы состояний

Диаграммы состояний не надо создавать для каждого класса, они применяются только в сложных случаях. Если объект класса может существовать в нескольких состояниях и в каждом из них ведет себя по-разному, для него может потребоваться такая диаграмма.

Диаграммы размещения

Диаграмма размещения (deployment diagram) отражает физические взаимосвязи между программными и аппаратными компонентами системы. Она является хорошим средством для того, чтобы показать маршруты перемещения объектов и компонентов в распределенной системе.

Каждый узел на диаграмме размещения представляет собой некоторый тип вычислительного устройства – в большинстве случаев, часть аппаратуры. Эта аппаратура может быть простым устройством или датчиком, а может быть и мэйнфреймом.

Диаграмма размещения показывает физическое расположение сети и местонахождение в ней различных компонентов.

Рис. 19. Пример диаграммы размещения

Диаграмма размещения используется менеджером проекта, пользователями, архитектором системы и эксплуатационным персоналом, чтобы понять физическое размещение системы и расположение её отдельных подсистем.

Диаграммы компонентов

Диаграммы компонентов показывают, как выглядит модель на физическом уровне. На них изображены компоненты программного обеспечения и связи между ними. При этом на такой диаграмме выделяют два типа компонентов: исполняемые компоненты и библиотеки кода.

Каждый класс модели (или подсистема) преобразуется в компонент исходного кода. После создания они сразу добавляются к диаграмме компонентов. Между отдельными компонентами изображают зависимости, соответствующие зависимостям на этапе компиляции или выполнения программы.

Рис. 18. Пример диаграммы компонентов

Диаграммы компонентов применяются теми участниками проекта, кто отвечает за компиляцию системы. Из нее видно, в каком порядке надо компилировать компоненты, а также какие исполняемые компоненты будут созданы системой. На такой диаграмме показано соответствие классов реализованным компонентам. Она нужна там, где начинается генерация кода.

Литература

1. [004.424(075)-И 21]Технология программирования: учебник/ Г. С. Иванова. - М.: КноРус, 2011. - 333 с.: Издание имеет гриф УМО по университетскому политехническому образованию: Количество экз. в библ. – 20.

 

2. [681.518-И74] Информационные системы. Использование CASE-средств при описании бизнес-процессов: методические указания к выполнению лабораторных работ № 1 - 7/ Сост. А. Г. Степанов, Т. Ф. Осипова; Ред. А. Г. Степанов. - СПб.: РИО ГУАП, 2005. - 41 с.: Количество экз. в библ. – 151.

 

3. [004.9(075)-Е60] Емельянова Н. З. Проектирование информационных систем: учебное пособие/ Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - М.: ФОРУМ, 2009. - 431 с. Количество экз. в библ. – 10.

 

4. [004.415:330(075)-В29] Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник/ А. М. Вендров. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 347 с. Количество экз. в библ. – 1.

 

5. [004.62-К17] Калянов Г. Н. CASE-технологии : Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов: учебное пособие/ Г. Н. Калянов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2000. - 317 с. Количество экз. в библ. – 2.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ. Пример выполнения курсовой работы

Проектирование информационной системы «Охранная фирма» с помощью языка UML

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………

1. Цель разработки…………………………………………………………………

2. Описание функций ИС…………………………………………………………

· Краткая информация о аппарате проектирования……………………………

3. Язык UML, история, особенности, достоинства, недостатки...................

4. Общая структура языка UML.

5. CASE средство Rational Rose 2003, его возможности, достоинства, особенности использования

 

6. Разработка программного обеспечения информационной системы «Охранная фирма»……

· Диаграмма Use-case …………………………………………………..

· Диаграмма классов……………………………………………………

· Диаграммы последовательностей……………………………………

· Диаграммы состояний………………………………………………..

· Диаграммы видов деятельности…………………………………….

· Диаграмма размещения…………………………………...................

· Диаграмма пакетов………………………………………………….

7. Заключение………………………………………………………………….

8. Список литературы…………………………………………………………

Приложение «Результаты автоматической генерации текстов программ» (Коды)………….

Введение.

Создание крупных программных систем ставит перед разработчиками много проблем, часть из которых не может быть эффективно решена классическими средствами структурного подхода. Окружающий мир состоит из объектов, поэтому вполне логичным выглядит стремление перенести подобный метод представления информации о предметной области в программирование.

Один из путей решения задачи эффективной жизнедеятельности в рамках безгранично сложного окружающего нас мира – это создание упрощенных моделей, их анализ и прогнозирование. В данном курсовом проекте мы обратимся к вопросу построению и анализу определенной информационной системы. В качестве предметной области мы рассмотрим «Охранную фирму». Первой задачей данной работы является построение соответствующих диаграмм и схем. Этот анализ будет производится с помощью специализированного программного обеспечения. IBM Rational Rose – программный пакет для создания диаграмм нотации UML(англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования), мощный инструмент построения и анализа различных диаграмм и средств с полным набором графических средств и инструментов.

2. Описание функций Информационной системы:

1)Получение лицензии

2)Сотрудничество с заказчиками

Поиск

Составление договоров

Получение объектов

Работа на объектах

Получение средств на банковский счет

3)Сотрудничество с магазином специализированной охранной одежды

Перечисление средств магазину

Получение охранной одежды

4)Прием на работу охранников

Проверка документов

Составление договоров

Назначение на объекты

Служба охранников на объектах

Выдача заработной платы

6)Составление отчетности по фирме

Обработка проделанной работы

Составление акта проделанных работ

Составление отчета в налоговую службу

Составление отчета в ОРЛЛ

 

 

Использование

UML использую не только для разработки программного обеспечения, но также используют для моделирования бизнес-процессов.

UML дает общее соглашение между разработчиками, что такое класс, компоненты и т.д.

История

В 1994 году Гради Буч и Джеймс Рамбо, работавшие в компании Rational Software, объединили свои усилия для создания нового языка объектно-ориентированного моделирования. За основу языка ими были взяты методы моделирования, разработанные Бучем и Рамбо (Object-Modeling Technique, OMT). OMT был ориентирован на анализ, а Booch — на проектирование программных систем. В октябре 1995 года была выпущена предварительная версия 0.8 унифицированного метода (англ. Unified Method). Осенью 1995 года к компании Rational присоединился Айвар Якобсон, автор метода Object-Oriented Software Engineering — OOSE. OOSE обеспечивал превосходные возможности для спецификации бизнес-процессов и анализа требований при помощи сценариев использования. OOSE был также интегрирован в унифицированный метод.

На этом этапе основная роль в организации процесса разработки UML перешла к консорциуму OMG (Object Management Group). Группа разработчиков в OMG, в которую также входили Буч, Рамбо и Якобсон, выпустила спецификации UML версий 0.9 и 0.91 в июне и октябре 1996 года.

На волне растущего интереса к UML к разработке новых версий языка в рамках консорциума UML Partners присоединились такие компании, как Digital Equipment Corporation, Hewlett-Packard, i-Logix, IntelliCorp, IBM, ICON Computing, MCI Systemhouse, Microsoft, Oracle Corporation, Rational Software, Texas Instruments и Unisys. Результатом совместной работы стала спецификация UML 1.0, вышедшая в январе 1997 года. В ноябре того же года за ней последовала версия 1.1, содержавшая улучшения нотации, а также некоторые расширения семантики.

Последующие релизы UML включали версии 1.3, 1.4 и 1.5, опубликованные, соответственно в июне 1999, сентябре 2001 и марте 2003 года.

Формальная спецификация последней версии UML 2.0 опубликована в августе 2005 года. Семантика языка была значительно уточнена и расширена для поддержки методологии Model Driven Development — MDD (англ.). Последняя версия UML 2.3 опубликована в мае 2010 года.

UML 1.4.2 принят в качестве международного стандарта ISO/IEC 19501:2005.

 

3.3.Диаграммы языка UML:

Ниже приведен список наиболее использующих диаграмм.

Структурные диаграммы:

- Классов

- Компонентов

- Кооперации (UML2.0)

- Развёртывания

- Пакетов

Диаграммы поведения:

- Деятельности

- Состояний

- Вариантов использования

- Диаграммы взаимодействия:

- Коммуникации (UML2.0) / Кооперации (UML1.x)

- Последовательности

Преимущества UML

1. UML объектно-ориентированный язык, в результате чего методы описания результатов анализа и проектирования семантически близки к методам программирования на современных ОО-языках;

2. UML позволяет описать систему практически со всех возможных точек зрения и разные аспекты поведения системы;

3. Диаграммы UML сравнительно просты для чтения после достаточно быстрого ознакомления с его синтаксисом;

4. Сокращение числа возможных ошибок таких как: несогласованные параметры подпрограмм, несогласованное изменение атрибутов;

5. Повторное использование. Предполагается какой-либо вариант многократного использования уже существующего проекта или его части в новом проекте;

6. UML расширяет и позволяет вводить собственные текстовые и графические стереотипы, что способствует его применению не только в сфере программной инженерии;

7. UML получил широкое распространение и динамично развивается.

Недостатки языка UML

Несмотря на то, что UML достаточно широко распространённый и используемый стандарт, его часто критикуют из-за следующих недостатков:

1. Избыточность языка. UML часто критикуется, как неоправданно большой и сложный. Он включает много избыточных или практически неиспользуемых диаграмм и конструкций. Чаще это можно услышать в отношении UML 2.0, чем UML 1.0, так как более новые ревизии включают больше компромиссов.

2. Неточная семантика. Так как UML определён комбинацией себя (абстрактный синтаксис), OCL (языком описания ограничений — формальной проверки правильности) и Английского (подробная семантика), то он лишен скованности присущей языкам, точно определённым техниками формального описания. В некоторых случаях абстрактный синтаксис UML, OCL и Английский противоречат друг другу, в других случаях они неполные. Неточность описания самого UML одинаково отражается на пользователях и поставщиках инструментов, приводя к несовместимости инструментов из-за уникального трактования спецификаций.

3. Проблемы при изучении и внедрении. Вышеописанные проблемы делают проблематичным изучение и внедрение UML, особенно когда руководство насильно заставляет использовать UML инженеров при отсутствии у них предварительных навыков.

4. Только код отражает код. Ещё одно мнение — что важны рабочие системы, а не красивые модели. Как лаконично выразился Джек Ривс, «The code is the design» («Код и есть проект»). В соответствии с этим мнением, существует потребность в лучшем способе написания ПО; UML ценится при подходах, которые компилируют модели для генерирования исходного или выполнимого кода. Однако этого всё же может быть недостаточно, так как UML не имеет свойств полноты по Тьюрингу и любой сгенерированный код будет ограничен тем, что может разглядеть или предположить интерпретирующий UML инструмент.

5. Кумулятивная нагрузка/Рассогласование нагрузки (Cumulative Impedance/Impedance mismatch). Рассогласование нагрузки — термин из теории системного анализа для обозначения неспособности входа системы воспринять выход другой. Как в любой системе обозначений UML может представить одни системы более кратко и эффективно, чем другие. Таким образом, разработчик склоняется к решениям, которые более комфортно подходят к переплетению сильных сторон UML и языков программирования. Проблема становится более очевидной, если язык разработки не придерживается принципов ортодоксальной объектно-ориентированной доктрины (не старается соответствовать традиционным принципам ООП).

6. Пытается быть всем для всех. UML — это язык моделирования общего назначения, который пытается достигнуть совместимости со всеми возможными языками разработки. В контексте конкретного проекта, для достижения командой проектировщиков определённой цели, должны быть выбраны применимые возможности UML. Кроме того, пути ограничения области применения UML в конкретной области проходят через формализм, который не полностью сформулирован, и который сам является объектом критики.

7. Усложнение методологии. Применение объектно-ориентированного подхода требует введения дополнительных способов представления информации о предметной области и методов ее анализа. язык UML включает более 100 различных условных обозначений. Для успешного использования подобного механизма требуется наличие определенного уровня квалификации у специалистов. Для небольших проектов более эффективным может оказаться применение классических методов разработки. Разработка проектов, для которых важнейшей задачей является описание предметной области, и для которых невозможно найти человека, понимающего эту предметную область в целом также требует использования традиционных подходов, в виду их большей доступности для неспециалистов.

 

CASE-средства.

Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering(Автоматизированная Разработка Программного Обеспечения). CASE средства подразумевают процесс разработки сложных ИС в целом: создание и сопровождение ИС, анализ, формулировка требований, проектирование прикладного ПО и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. Таким образом, CASE-технологии образуют целую среду разработки ИС.

Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств. Главные составляющие CASE-продукта таковы:

· методология (Method Diagrams), которая задает единый графический язык и правила работы с ним.

· графические редакторы (Graphic Editors), которые помогают рисовать диаграммы; возникли с распространением PC и GUI, так называемых «upper case технологий

· генератор: по графическому представлению модели можно сгенерировать исходный код для различных платформ (так называемая low case часть CASE-технологии).

· репозиторий, своеобразная база данных для хранения результатов работы программистов.

Разумеется, существуют свои недостатки применения технологий, значимыми являются недостатки со стороны аспектов бизнеса:

· CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;

· реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;

· CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успеш






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.045 с.