Употребление форм числительных — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Употребление форм числительных

2017-05-16 576
Употребление форм числительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Собирательные числительные двое, трое, чет-

веро (после четверо собирательные числительные

обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть

суток) употребляются:

1) с существительными, называющими лиц мужско-

го пола и детенышей животных: двое друзей, трое

прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»), трое

котят;

2) с существительными дети, ребята, люди, лица

(в значении 'люди'): двое ребят, трое людей, чет-

веро незнакомых лиц;

3) с существительными, употребляющимися только

во множественном числе: двое саней, трое суток,

четверо щипцов;

4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас

трое, их было пятеро.

2. В составных числительных склоняются все сло-

ва: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью

пятью рублями.

3. При сочетании составных числительных, окан-

чивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23,

24 и т. п.), с существительными, употребляющими-

ся только во множественном числе, следует форму

именительного-винительного падежа такого соче-

тания заменять другим оборотом [например, нель-

зя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. По-

этому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено

двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. исполь-

зуют разные формы косвенных падежей (кроме ви-

нительного).

4. Числительные полтора и полтораста согласу-

ются в косвенных падежах (кроме винительного)

с существительным: в полутора стаканах, в полу-

тораста книгах.

5. У составных числительных, оканчивающихся на

два, три, четыре, в литературном языке форма ви-

нительного падежа совпадает с формой именитель-

ного также в тех случаях, когда числительное соче-

тается с названием одушевленного предмета: при-

нять двадцать три посетителя, выдвинуть сто

четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посети-

телей», «сто четырёх кандидатов»). В разговор-

ной речи возможны отступления от этого правила.

6. При сочетании смешанного числа с существитель-

ным дробь управляет существительным (а не целое

число): 10,2 процента.

7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе во-

рота», то не может быть и сочетания «у обоих во-

рот». Следует сказать: у тех и других ворот или:

у одних и у других ворот.

8. При сочетании числительного полтора с сущест-

вительным определение ставится в форме множест-

венного числа: полтора полных стакана.

9. В сложных словах, первая часть которых являет-

ся числительным, эта часть употребляется в форме

родительного падежа: трёхлетие, трёхметровый,

трёхсотый. Исключение: сто и девяносто всегда

сохраняют начальную форму (столетие, столе-

тия', девяностометровый, девяностометровому).

10. При составных числительных, оканчивающих-

ся на два, три, четыре, существительное употреб-

ляется в форме единственного числа: двадцать

три юноши, тридцать четыре дома.

11. С предлогом по числительные два, три, четы-

ре, двести, триста, четыреста употребляются

в форме винительного падежа: по две книги,

по триста рублей; остальные числительные —

в форме дательного падежа: по одному карандашу,

по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять

рублей.

 

327. Выберите одну из заключенных в скобки форм.

1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и

три девушки) исполняли красивый танец1. 2. Школь-

ная библиотека располагает двумя тысячами (четы-

реста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью)

тремя книгами2. 3. Первый искусственный спутник Зем-

ли просуществовал как космическое тело (92 суток —

92 дня — в течение 92 суток)3. 4. Место лесоразра-

боток находится в (полутораста километров — полу-

тораста километрах) от станции железной дороги4.

5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать

два — двадцать двух) учащихся5. 6. До конца месяца

остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на

96,5 (процента — процентов) 6. 7. Грузовые машины

стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода7.

8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного —

учебных) месяца8. 9. Жители отметили (восемьсотле-

тие — восьмисотлетие) со дня основания своего горо-

да9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей

и девушек — юноши и девушки)1®. 11. Каждому учени-

ку дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки

составил 8,3 (килограмма — килограммов)ъ.

 

 

Употребление местоимений

1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное. Нарушение это-

го положения ведет к искажению смысла.

2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно,

они) прибавляется начальное н, если они стоят пос-

ле простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у

и др.: без него, с ней и после наречных предлогов

вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около,

посреди, после, сзади и др., управляющих роди-

тельным падежом: вокруг них, сзади него.

После наречных предлогов вопреки, согласно,

наперекор, навстречу, соответственно, подобно,

внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки

ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется в также после предлога благо-

даря и предложных сочетаний не в пример, в про-

тивовес, по поводу, со стороны, в отношении,

за исключением и др., состоящих из простого пред-

лога и существительного: благодаря ему, со сторо-

ны его.

После формы сравнительной степени прилага-

тельных и наречий местоимения 3-го лица употреб-

ляются без начального в: старше его, лучше её.

3. Собирательное существительное (крестьянство,

студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить мес-

тоимением в форме множественного числа. Напри-

мер, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на

каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета».

Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдох-

нёт», следует слово студенчество заменить словом

студенты.

4. Возвратные местоимения себя и свой относятся

к лицу, производящему действие. Поэтому в предло-

жениях: Жилец попросил дворника отнести вещи

к себе; Профессор предложил ассистенту прочи-

тать свой доклад местоимение себе по смыслу от-

носится к существительному дворник, а местоиме-

ние свой — к слову ассистент.

5. Формы у ней, от ней носят разговорный или уста-

релый характер. Правильными являются формы

у неё, от неё.

 

328. Выберите одну из заключенных в скобки форм.

1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему —

мальчику) было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди,

а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повоз-

ка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзамено-

вать (их — её) в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со

стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан)

в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить (себе —

ему) воды4. 6. Первое выступление артистки принесло

ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать

многого5. 7. По плану на этом участке будут построены

многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит

сквер2.8. Если ученик не исправит своё поведение, то в от-

ношении (его — него) будут приняты более строгие меры2.

 

 

Употребление форм глагола

1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое

значение — страдательное и возвратное, что затруд-

няет иногда понимание смысла высказывания. На-

пример, в предложениях типа Некоторые больные

направляются в специализированные медицинские

центры (сами направляются или их направляют?)

вместо страдательной формы глагола лучше употре-

бить другую форму (некоторых больных направ-

ляют).

2. В качестве однородных членов предложения обыч-

но употребляются глаголы одного и того же вида.

3. Литературными считаются следующие формы

повелительного наклонения глагола: высунь, вы-

ставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не

морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь;

взгляни, выйди, не кради, положи.

4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен-

ного вида с суффиксом -ыва-/-ива~, соответствующие

глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне:

затрагивать (затронуть), осваивать, оспари-

вать, усваивать, успокаивать, застраивать,

удваивать, удостаивать (в этих формах о чередует-

ся с а); озабочивать, опозоривать, обусловливать,

подытоживать, узаконивать, опорочивать, при-

урочивать, сосредоточивать, уполномочивать (со-

храняется о).

5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать,

мучить — мучать, лазить — лазать первые гла-

голы — нейтральные, вторые — разговорные.

6. В литературном языке не употребляются формы

1-го лица единственного числа настоящего (буду-

щего простого) времени глаголов победить, убе-

дить, очутиться, чудить и др. В необходимых

случаях используются описательные выражения:

могу очутиться, сумею убедить и т. п.

7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного

числа настоящего времени: полощет, плещет, ма-

шет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мя-

укает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плес-

кает, махает, колыхает, кликает, кудахтает,

мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются

как разговорные и просторечные.

Возможны параллельные формы со смысловым

различием:

брызгаю 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой,

брызгает бельё) — брызжу 'разбрасываю капли,

сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут,

брызжет слюной);

двигаю 'перемещаю, толкая или таща что-нибудь'

(двигаю мебель) — движу 'перен. побуждать, руко-

водить' (им движет чувство сострадания);

двигается 'приходит в движение' (поезд двига-

ется) — движется 'находится в движении' (маши-

на медленно движется);

капает 'падает каплями, льется по капле' (капает

лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет

'протекает' (крыша каплет);

мечет икру, мечет гром и молнии — метает пет-

ли, метает шов.

8. В современном языке более распространены такие

формы прошедшего времени бесприставочных гла-

голов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное

усиление длительного состояния: сох, кис, мок,

глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мок-

нул, глохнул, чахнул).

 

329. Выберите одну из заключенных в скобки глаголь-

ных форм.

1. Сюда (собираются дети — собирают детей), ко-

торые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодё-

жи духовно расти и (проявить — проявлять) свои спо-

собности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на по-

лированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие

в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) вни-

мание на основных положениях доклада и не касались

мелких вопросов4. 5. Где вы (слышали — слыхали) о по-

следних событиях в этой стране5? 6. Если так будет про-

должаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться)

в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговари-

ваете, не (махайте — машите) так сильно руками7.

8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Ста-

роста класса (уполномочивается — уполномочивается)

выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету

врача больной (полоскает — полощет) горло раство-

ром соды.

 

 

Строй простого предложения

1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо,

сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно уп-

равляться глаголом, при котором они выступают

в роли дополнения; в противном случае синтаксиче-

ская связь оказывается нарушенной. Так, нельзя

сказать: «Помимо работы на предприятии, моло-

дёжь учится на вечерних курсах». Это предложе-

ние можно исправить так: Молодёжь учится на ве-

черних курсах без отрыва от производства или:

Работая на предприятии, молодёжь одновременно

учится на вечерних курсах.

2. Не следует использовать сочетания типа «идёт

снижение цен» — однокоренного существительного

с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции

носят канцелярский характер. Лучше употреблять

глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успе-

ваемость,

3. Нельзя давать конец предложения в ином син-

таксическом плане, чем начало. Например, вместо

«Одним из вопросов, подлежащих нашему рас-

смотрению, — это вопрос об укреплении дисцип-

лины» следует сказать: Один из вопросов... —

этот вопрос... или: Одним из вопросов... является

вопрос...

4. Нельзя допускать в предложении смешения раз-

нородных понятий.

5. Форма именительного падежа существительного

или прилагательного при связке был обозначает ус-

тойчивый признак предмета: Он был человек прак-

тичный; Погода здесь постоянно была ветреная.

Для указания на временный признак в этих слу-

чаях употребляется форма творительного падежа:

Он был в то время студентом.

6. В именной части составного сказуемого полная

форма прилагательного обозначает постоянный

признак, вневременное состояние: река спокой-

ная (обычно), а краткая форма — временный

признак, временное состояние: река спокойна

(в данное время).

Полная форма прилагательного обозначает безот-

носительный признак: комната низкая (вообще), а

краткая — признак по отношению к определенным

условиям: комната низка (для высокой мебели).

Кроме того, краткая форма прилагательного носит

более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он

смел — он смелый; она зла — она злая.

7. Существенное значение для правильного построе-

ния (и понимания) предложения имеет порядок

слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении

влечет за собой или изменение смысла, или подчер-

кивание* выделение одного из членов. Ср.: Даже эта

работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная

работа, но слабый исполнитель). — Эта работа

даже трудна для меня (подчеркивается неожидан-

ность трудности). — Эта работа трудна даже для

меня (речь идет о сильном исполнителе).

Неудачный порядок слов (например, широко го-

товится отметить юбилей вместо готовится ши-

роко отметить юбилей) искажает смысл предложе-

ния, затрудняет его понимание. Так, вместо: «Богда-

нов отказался вместе со всеми студентами

сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загружен-

ность общественной работой» следовало сказать:

Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вмес-

те со всеми студентами..,', понимание смысла

фразы «Глаза его прикрывали стёкла очков» за-

трудняется из-за неоправданной перестановки под-

лежащего и прямого дополнения.

В предложении Осенний ветер безжалостно

срывает листья берёзы все члены предложения сто-

ят на своих обычных местах (это так называемый

п р я м о й порядок слов):

1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер

срывает);

2) согласованное определение стоит перед опреде-

ляемым словом (осенний ветер);

3) несогласованное определение стоит после опреде-

ляемого слова (листья берёзы);

4) дополнение стоит после управляющего слова

(срывает листья);

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаго-

лом-сказуемым (безжалостно срывает).

В контексте для смыслового или стилистического

выделения отдельных членов предложения прямой

порядок слов часто нарушается. Такое изменение

расположения членов предложения называется о б-

р а т н ы м порядком слов (и н в е р с и е и).

 

330. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в кон-

цертных выступлениях — дадут ряд концертов)1. 2. На

предприятии (происходит рост производительности —

растёт производительность) труда, благодаря примене-

нию новейших методов производства2. 3. (Одна — одной)

из задач, которую нам предстоит срочно решить, является

повышение успеваемости3. 4. Сложный и оригинальный

внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её

языке, самом ярком (среди — по сравнению с языком)

всех действующих лиц «Грозы»4. 5. Ломоносов в юности

был (рыбак — рыбаком)5. 6. Эта река (спокойная — спо-

койна)6. 7. Общественность (широко готовится — гото-

вится широко) отметить юбилей писателя7. 8. Для наше-

го небольшого класса эта доска слишком (широкая — ши-

рока)6.

 

331. Прочитайте предложения. Найдите фразы с об-

ратным порядком слов и объясните причину использова-

ния инверсии.

1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным.

(П.) 2. Волнение души моей было тягостное. (П.)

3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.) 4. По полям

и по деревне бродят только в обилии коровы жующие,

овцы блеющие и куры кудахтающие. (Гонч.) 5. Судьбы

свершился приговор!^.,) 6.Досадно было, боя жда-

ли. (Л.) 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с

ним на охоту. (Л.) 8. Аркадий Павлович говорил голо-

сом мягким и приятным. (Т.) 9. Неотразимое впечатле-

ние произвёл на всех присутствующих голос певца. (Т.)

10. Скука смертельная царила в его доме. (Т.) 11. Обеды

задавал он отличные. (Т.) 12. Тут сгорел мой приятель

со стыда. (Т.) 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу то-

локном замесили. (С.-Щ.) 14. Я по двору погулять вы-

шла. (Остр.) 15. Я уж и так топиться от вас хочу. (Остр.)

16. Развязка же наступила неожиданная. (Д.) 17. Да,

мы дружны были очень. (Л. Т.) 18. Радостной улыбкой

озарилось лицо Анны. (Л. Т.) 19. Руку мне подал на про-

щание. (Ч.) 20. Почти целую неделю не спала она. (Ч.)

21. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница. (Ч.)

22. Как раз над двором плыла полная луна. (Ч.) 23. Всю

дорогу мешала говорить тряская езда. (Ч.) 24. А хорошая

сторона — Сибирь! (М. Г.) 25. Ослепительно-яркое вы-

рвалось из печи пламя. (Гл.) 26. Пустынны и печальны

Карпаты в осенний сумрачный день. (А. Т.) 27. Бор

глухим, сумрачным стал. (Сейф.) 28. Волка на пашне

видели. (Сейф.) 29. Вышел месяц ночью тёмной, одино-

ко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на де-

ревни дальние, на деревни ближние. (Нее.) 30. В лавку

вошла, согнувшись в три погибели, старуха. (Фед.)

31. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо. (Пан.)

32. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце. (Пан.)

33. Душа к высокому тянется. (Пан.) 34. К базе Уваров

и Анна подъехали в самое жаркое время дня. (Копт.)

35. Книжками сын мой сильно интересуется. (Н. О.)

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.