Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Структура описания эмпирического исследования

2017-05-12 6528
Структура описания эмпирического исследования 5.00 из 5.00 10 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Дизайн исследования. В этом параграфе описывается общая стратегия,

план проведения научного исследования.

В этом же параграфе описываются сроки, основные этапы, условия

проведения эмпирического исследования, уточняется гипотеза исследования.

Принципиально важно, чтобы концепция работы (замысел, предмет, цель

работы, теоретико-методологическая основа исследования) и стратегия

эмпирического исследования были согласованы.

Описание выборки исследования. Выборка – это «ограниченная по

численности группа объектов (респондентов, испытуемых), специально

отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств».

При описании выборки необходимо указать: количество испытуемых, их

социально-демографические характеристики (пол, род занятий, уровень

образования и т.д.), а так же те сведения, которые необходимо учесть

исследователю в соответствии с темой, целью и гипотезой исследования.

Требования к выборке:

1. Достаточный объем выборки.

2. Гомогенность выборки (однородность состава). Респонденты,

включенные в выборку должны иметь схожие характеристики (пол, возраст,

род занятий, наличие определенных признаков, существенных для данного

исследования).

3. Репрезентативность выборки – способность выборки представлять

изучаемые явления достаточно полно с точки зрения их изменчивости в

генеральной совокупности.

При описании выборки исследования можно использовать результаты

описательной статистики, табличную или графическую форму представления

данных.

ПРИМЕР 24 Описание характеристик выборки исследования

Тема исследования: Личностные особенности людей с разным типом

самопрезентации в интернет-среде.

Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 30 человек. Из них 50% испытуемых женского пола (15 девушек), 50% - мужского пола (15 молодых людей). Все испытуемые принадлежат к возрастному периоду 20-25 лет, что соответствует стадии ранней зрелости, согласно возрастной периодизации Э.Эриксона. Это период, когда перед молодыми людьми стоят задачи достижения автономии от своих родителей, достижения социально-экономической самостоятельности, приобретения профессии и определенного социального статуса, развитие собственной карьеры, построение межличностных отношений с противоположным полом. Все испытуемые на момент исследования находились в процессе получения образования, являлись студентами различных высших

учебных заведений. Выборку составили пользователи сети интернет из разных городов:

Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Перми, Невьянска, Вознесенска, Лесного,

Новокубанска. Все исследуемые проводят в сети длительное время (не менее 4-х часов ежедневно), имеют свои «странички» в социальных сетях.

Описание методов и методик эмпирического исследования.

Метод – это научный способ познания, изучения действительности, т.е.

выявления сущности, динамики явления или процесса и фиксации данных о

нем. Методика – конкретное воплощение метода на уровне частной

исследовательской задачи; это конкретная техника сбора и обработки

эмпирических данных.

При описании методов исследования можно воспользоваться одной из

классификаций методов психологии. Классификация методов Б.Г. Ананьев: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2)

эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, анализ продуктов процесса и деятельности, биографический метод); 3) методы обработки данных (математико-статистические методы и качественный анализ); 4) интерпретационные методы (генетический и структурный метод).

Классификация методов в зависимости от типа данных Р. Кеттела: L - данные

(данные полученные путем регистрации жизни участников исследования

(данные наблюдения, биографический метод, архивный метод), экспертные

оценки), Q – данные (данные самоотчетов участников, опросных методик), T – данные (данные объективного тестирования участников).

В этой части работы студент перечисляет и описывает методы сбора и

обработки первичной информации. В качестве методов получения

эмпирических данных выступают методы психологии, психодиагностические

методики, исследовательские процедуры, а в качестве методов обработки

информации – качественно-количественные методы (математико-

статистические методы, контент-анализ и др.).

Методики должны быть согласованы с теоретическими положениями

работы, выбор психодиагностического инструментария должен быть

обоснован. Студент должен произвести работу по операционализации

предмета, т.е. поставить в соответствие характеристикам изучаемого явления

(состояния, процесса) определенные методики эмпирического исследования.

ПРИМЕР 25 Методический инструментарий эмпирического исследования

Тема исследования: Субъектные свойства личности раннего зрелого возраста.

Предмет исследования: Структура субъектных свойств личности раннего зрелого возраста

При описании методик исследования в определенной последовательности

необходимо указать:

1. полное и сокращенное название методики;

2. автора методики (при необходимости автора адаптационной версии

методики);

3. целевое назначение;

4. краткое описание шкал методики;

5. сведения о валидности и надежности методики;

6. требования к респондентам (в частности, возрастные ограничения).

При описании методик не рекомендуется приводить сведения о системе

обработки первичной информации.

Подробное описание исследовательской процедуры (цель, структура, ход

проведения и пр.) необходимо в случае ее самостоятельной разработки

автором. В частности, при использовании контент-анализа указываются

категории, единицы и индикаторы текста, система выделения категорий, в

приложении размещается кодировочная матрица и пр.; при использовании

глубинного интервью указывается теоретическое основание разработки

системы вопросов, вопросы и их направленность (целевое назначение) и др. При описании результатов исследования важно соблюдать следующую

последовательность:

1. Вводное предложение (например, «В ходе эмпирического исследования

ценностных ориентаций подростков мы получили следующие данные (см.

таблица 1)». Либо «В ходе корреляционного анализа параметров

эмоционального интеллекта и социометрических выборов мы получили

следующие данные (см. рис.2.)»).

2. Представление данных в табличной или графической форме.

3. Описание (констатация) данных, отраженных в таблице или на

рисунке.

4. Объяснение, интерпретация полученных данных.

Интерпретация – это объяснение того или иного результата

эмпирического исследования с точки зрения теоретико-методологических

оснований исследования. Давая интерпретацию, исследователь объясняет,

почему были получены именно эти результаты, что они означают. Автор

работы может также соотнести полученные данные с результатами других

исследований. Интерпретация результатов математико-статистического анализа

данных представляет собой объяснение тех психологических свойств,

закономерностей, которые стоят за цифрами, коэффициентами.

Описание и интерпретация эмпирических данных и результатов

исследования должны быть содержательными, полными и корректными. Необходимо учесть, что качество интерпретации зависит от личности

исследователя, уровня его осведомленности, эрудированности, свободного

владения понятийно-категориальным аппаратом науки (подхода, концепции, в рамках которых было выполнено исследование), полноты описания и глубины обобщения первичной психологической информации. В исследовательской работе в качестве иллюстрационного материала

могут быть также использованы рисунки и фотографии.

ПРИМЕР 26 Иллюстрация данных: рисунок

Рисунок 9 Образ себя участницы психологического тренинга

Пример комментария к рисунку 9. На заключительном этапе психологического тренинга, направленного на развитие положительного отношения к себе, участница N. сделала рисунок (см. рисунок 8), в котором отразила себя в виде молодой женщины с душой птицы Феникс.

Выводы по второй главе. В выводах содержательно и лаконично

формулируются результаты эмпирического исследования. Как правило, выводы

нумеруются, каждый новый вывод начинается с новой строки.

Выводы исследования:

 должны являться следствием данного исследования и не требовать

дополнительных измерений, доказательств;

 должны соответствовать поставленным задачам, цели исследования;

 должны формулироваться в обобщенной, лаконичной форме (не

допустимо использовать язык математической статистики, например,

приводить коэффициенты корреляции, использовать термины «фактор»,

«корреляция», «дисперсия» и пр.);

 не должны содержать общеизвестных истин, теоретических положений

(например, «семья оказывает существенное влияние на развитие ребенка»);

 пишутся в виде утверждений, которые формулируются от общего к

частному;

 формулируются самостоятельно

Заключение

Изложение содержания работы оканчивается заключением, которое

представляет собой краткий обзор (резюме) всего выполненного исследования.

Как правило, заключение составляет 2 – 3 страницы.

В заключении автор:

 лаконично указывает цель, проблематику и основные положения

работы;

 формулирует основные результаты и выводы исследования;

 оценивает соответствие результатов исследования поставленным

задачам и цели;

 дает оценку эффективности выбранного подхода к решению

обозначенной проблемы;

 указывает практическую значимость и новизну результатов

исследования (если таковые имеют место быть);

 обозначает перспективы последующей работы в рамках темы.

Список использованной литературы

Список использованной литературы представляет собой

самостоятельную и обязательную часть текста исследовательской работы. В

него в алфавитном порядке включаются только те источники, которые были

изучены и использованы в тексте работы.

В качестве источников студент может использовать статьи,

опубликованные в научных журналах, диссертации, авторефераты диссертаций,

монографии, а также справочную литературу (энциклопедии, словари),

представленные в печатном или электронном виде.

Рекомендуется включить в список использованной литературы

публикации:

 в ведущих научных отечественных журналах, входящих в перечень

рекомендованных ВАК, а также включенных в библиографическую базу

данных научных публикаций российских ученых (РИНЦ). Перечень изданий,

рекомендованных для подготовки курсовых и выпускных квалификационных

работ приведен в приложении В.

 в зарубежных изданиях;

 по теме исследования за последние 15 лет.

Список литературы оформляется в соответствии с актуальной системой

государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому

делу.

Приложение

Приложение представляет собой дополнение к основной части работы. В

него могут войти вспомогательные и дополнительные материалы в текстовой,

табличной и графической формах. В приложение помещаются:

 сводная таблица эмпирических данных или другая первичная

информация;

 результаты математико-статистической проверки гипотез исследования

в табличном виде;

 полное описание программы развивающих, коррекционных,

тренинговых занятий (если это предусмотрено планом исследования);

 иллюстрации (фотографии продуктов деятельности, рисунки, коллаж и

пр.).

Правила оформления приложения см. в 3.2.5 настоящего пособия.

ПРИМЕР 26 Типичные языковые конструкции, используемые в научных работах

 «Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются…»;

 «Остановимся, прежде всего, на анализе …»;

 «Автор убедительно доказывает (утверждает, приходит к выводу, подтверждает и

т.д.), что …»;

 «Вместе с тем, вызывает сомнения тезис (гипотеза, вывод) …»;

 «Следует подчеркнуть, что…»;

 «Это утверждение одновременно предполагает и то, что…»;

 «Логика рассуждений приводит к следующему…»;

 «Проанализируем этот факт с точки зрения…»;

 «Следует отметить…»;

 «Таким образом, можно сделать вывод о том, что…»;

 «Следовательно, можно доказать…»

ПРИМЕР 27 Языковые средства выражения логических связей

(функциональные связки)

 последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде

всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

 противоречивые отношения - словами «однако», «между тем», «в то время как»,

«тем не менее»;

 причинно-следственные отношения - словами «следовательно», «поэтому»,-

«благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;

 переход от одной мысли к другой - «прежде чем перейти к...», «обратимся к...»,

«рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться

на...» и др.;

 итог выражается словами «итак», «таким образом». «значит», «в заключение

отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и

При проведении научных исследований студенту рекомендуется

придерживаться следующих этических норм:

Информированность (предоставление участникам исследования

достоверной, проверенной информации о целях, условиях и результатах

исследования). Неприемлемо искажать важную для испытуемого информацию,

вводить его в заблуждение.

Добровольность участия (наличие добровольного согласия

испытуемых на участие в исследовании).

Конфиденциальность (неразглашение информации личного характера

об участнике исследования, результатов его психологического обследования).

Недопустимо указывать в тексте работы фамилию, имя участника

исследования. В целях обеспечения анонимности участников исследования им

присваивается номер или используется иная система кодирования.

Уважение личности (доброжелательное, уважительное, ценностное

отношение к участникам исследования). В личном взаимодействии с

участниками исследования недопустимо проявлении агрессии, давления,

манипуляций, высокомерного или циничного отношения. В научном тексте

непозволительно использовать некорректные выражения, высказывания,

унижающие человеческое достоинство, жаргонные слова и обороты.

Непричинение вреда (проявление заботы о сохранении благополучия,

психического здоровья участников исследования). В ходе исследовательской или практической деятельности (например, при проведении развивающих или

тренинговых занятий) обучающийся не должен совершать действия,

осуществлять мероприятия, имеющие негативное воздействие или последствия

этого воздействия на участников исследования.

Научная честность (соблюдение авторских прав). «Недопустимо

использовать в тексте исследовательской работы материалы, заимствованные

из любых других источников, без соответствующей ссылки» [5; 6; 7]. В случае

обнаружения плагиата, т.е. умышленного присвоения авторства на чужую

работу, исследовательская работа студента оценивается как

неудовлетворительная.

 

3. Правила оформления текста исследовательской работы

3.1 Общие правила оформления текста

Текст исследовательской работы представляется в печатном виде на белой

бумаге формата А-4 (297 х 210) на одной стороне листа.

Шрифт – Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14; междустрочный

интервал – 1,5.

Размер полей: левое - 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см,

отступ первой (красной) строки – 1,25 см.

Весь текст выравнивается по ширине, заголовки располагаются по центру.

Первая (титульный лист) и вторая (содержание) страницы рукописи

оформляются по образцам, установленным положениями о курсовой,

выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации УрГПУ.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому

присваивается номер 1, но на страницу он не ставится; порядковый номер

страницы печатается по центру внизу страницы. Весь текст исследовательской работы нумеруется с первой страницы до последней (включая приложение).

Каждая глава (но не параграф) печатается с новой страницы (то же

относится к другим основным частям работы – введению, заключению, списку литературы, приложению). Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий.

Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например:

1, 2 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.).

Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая - на собственную

нумерацию. В конце номера точка не ставится (например, 2.1 Стратегия

эмпирического исследования).

Названия глав и параграфов печатаются жирным шрифтом и

располагаются по__ центру страницы. Заголовки структурных элементов текста (введение, название глав, заключение, список использованной литературы,

приложение) печатаются заглавными буквами (например, ВВЕДЕНИЕ).

Название параграфов печатается строчными буквами (например, параграф 1.1 Анализ подходов к изучению мотивации достижения). Точку в конце заголовка

не ставят. Не допускается заголовком заканчивать страницу. Переносы слов в

заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной пустой

строке (15 мм). Расстояние между заголовками главы и параграфа два

интервала (8 мм).

Допускается применение различного вида начертания (полужирный,

курсив, подчеркнутый).

При перечислении (использования списка) допускается упорядоченные (с

использованием нумерации) и неупорядоченные (с использованием маркеров)

перечни.

При оформлении работы важно соблюдать единообразие, сохранять

единую стилевую манеру.

В исследовательской работе не допускаются грамматические,

пунктуационные, стилистические и иные ошибки.

Текст курсовой работы представляется в папке-скоросшивателе. Текст

выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации

представляется в сброшюрованном виде.

3.2 Правила оформления цитат и ссылок

Научная работа предполагает обращение к существующим в

психологической науке сведениям. При анализе и изложении различных

концепций, подходов по проблеме исследования необходимо указывать ссылки

на использованные источники. Ссылка (отсылка) - это место в тексте,

отправляющее за справкой к другой части текста; примечание, отсылающее к

соответствующему источнику. Ссылки следует приводить только в

квадратных скобках, в отличие от внутритекстовых ссылок, которые приводят в

круглых скобках. В рукописи работы следует использовать цитаты. Цитата

это точная выдержка из какого-либо источника; часть произведения,

производимая с дословной точностью [там же].

Правила цитирования:

1. При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и

приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике,

сохраняется также и авторская пунктуация. По окончании дается ссылка на

источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке

использованной литературы и номер страницы, где находится цитата

(например, обозначение [4, с. 123] значит, что цитата, использованная в работе,

находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке

литературы).

2. Допускается пропуск отдельных слов, словосочетаний в цитате при

условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-

вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием (например, вместо «это новое неявное знание, в свою очередь, может быть отрефлексировано»

допускается «это новое неявное знание <…> может быть отрефлексировано»).

3. При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения

различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После

высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника

(источников) в списке литературы без указания конкретных страниц.

4. Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот же

первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один

раз. Далее в квадратных скобках принято писать [там же] или при цитировании.

5. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то

ссылку следует начинать словами «Цит. по:...» и указать номера страниц и

номер источника в списке литературы (например [Цит. по: 6, с. 240]).

6. Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она

начинается с заглавной буквы, даже если первое слово в первоисточнике

начинается с прописной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что) заключается в кавычки и пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с заглавной буквы.

7. Если автор исследовательской работы в приведенной цитате выделяет в

ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках

(например, подчеркнуто мною – А.С. или курсив наш - А.С.).

8. Заимствование из чужой работы, представленное в виде схемы,

таблицы и пр. также должно сопровождаться библиографической ссылкой.

3.3Правила оформления приложения

Материал, дополняющий основной текст исследовательской работы

помещается в приложение. В качестве дополнительного, вспомогательного

материала могут быть использованы: таблицы, рисунки, фотографии, текст

развивающей программы (тренинга) и пр.

Правила оформления приложения:

1. Приложение оформляется как продолжение основного материала на

последующих за ним страницах.

2. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть

сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

3. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием

наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично

относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

4. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита,

начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова

«Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность

(например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в документе одно приложение, оно

обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

5. В том случае, если вспомогательные материалы представлены в

нескольких формах (табличная, графическая, текстовая формы), то они

группируются в нескольких приложениях. Каждое приложение должно быть

пронумеровано и иметь заголовок.

6. При большом объеме приложение оформляется в виде

самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой

дается заголовок «Приложение» и указываются все элементы титульного листа

исследовательской работы.

7. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки

словом ««см.». Указание обычно заключается в круглые скобки.

ПРИМЕР 26 Оформление элементов приложения

Приложение А Табличное представление эмпирических данных.

Приложение Б Текст программы тренинга развития коммуникативной

компетентности.

ПРИМЕР 27 Ссылки на приложение

 В ходе коррекционной работы средствами арт-терапии были сделаны фотографии

рисунков подростков (см. Приложение А, рис. 1-4).

 В ходе эмпирического исследования нами были получены данные (см.

Приложение Б).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.