ИГРА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ИГРА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?»




Оборудование: две сюжетные картинки, на которых изображены следующие ситуации: на первой - светит яркое сол­нце, кругом зелень и цветы, девочка прыгает через скакалку; на второй - те же природные явления, только вместо девочки -мальчик, одетый в шубу, лепит снеговика (рис. 91 а, б).

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть вначале первую картинку, затем кладет рядом вторую картин­ку и просит их сравнить. Затем спрашивает: «Что художник перепутал, нарисовал так, как в жизни не бывает? Почему?» В случае затруднения он задает вопросы: «Какое время года на­рисовал художник на первой картинке? А на второй? Так бы­вает? Почему? »

 

ИГРА «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ!»

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -водолаз управляет самолетом; на другой - моряк сидит в танке; внизу стоит веселый Незнайка с красками (см. прилож. № 9).

Ход занятия. Ребенок рассматривает картинки по оче­реди. Его спрашивают: «Как ты думаешь, что Незнайка тут перепутал?» В случае затруднения уточняют: «Кого надо на­рисовать в самолете? Кто управляет танком? А где бывает во­долаз? А где моряк? А теперь расскажи Незнайке, что надо ] тут исправить».

Словесные игры

 

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ»

Ход занятия. Ребенок должен наглядно представить себе ситуацию, выраженную в слове, и решить, бывает данная ситуация в жизни или нет: «Собака на крыше гуляет» - так бывает? («Собака у конуры сидит», «Кошка на цепи сидит», «Цыплята в аквариуме плавают», «Кошка мышей ловит», «Мыши кошку ловят», «Трактор землю пашет», «Трактор по небу летит», «Мальчик по снегу плывет», «Собака под дверью мяукает») и т.д.

 

ИГРА «НАОБОРОТ»

Оборудование: мяч.

Ход занятия. Педагог приглашает детей в круг и объяс­няет правила игры: «Я буду называть слово, а вы подбирайте слово, противоположное по смыслу. Кто догадался, тот протя­гивает руки, и я ему бросаю мяч. Поймав мяч, он называет сло­во и бросает мяч мне». Педагог говорит: «Вверх». Ребенок от­вечает: «Вниз» (вперед-назад, дальше-ближе, горячо-холодно, быстро-медленно; завязать-развязать, приехать-уехать, завер­нуть-развернуть, намочить-высушить, связать-распустить, зак­рутить-раскрутить, открыть-закрыть, упаковать-распаковать, подняться-опуститься). В случае затруднения дети могут про­износить нужное слово хором.

 

ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»

Ход занятия. Педагог говорит детям несколько слов из предложения, а дети дополняют его новыми словами, чтобы по­лучилось законченное предложение, например: «Я надела теп­лую шубу, чтобы ..» Дети говорят: «чтобы не замерзнуть, что­бы пойти гулять, ...чтобы было тепло». Педагог заранее готовит предложения, например: «Мы зажгли свет, потому что...», «Дети надели панамки, потому что ...», «Мы полили цветы, чтобы...», «Сегодня Маше подарили подарок, потому что...» и т.д.



ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Оборудование: стакан, палочка, скамейка, веревка, строительный набор.

Ход занятия. Дети вместе с педагогом садятся на стуль­чики в кружок. Педагог говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?» Дети отвеча­ют: «Из него можно пить чай, поливать цветы, измерять кру­пу, накрывать рассаду, ставить карандаши». Далее педагог по­казывает и называет детям различные предметы, а дети вспоминают, для чего они нужны и что с ними можно делать.

 

ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Оборудование: камешек.

Ход занятия. Педагог и дети садятся в круг. Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы придумываете с этим сло­вом предложение. Например, я скажу слово «близко» и пере­дам Саше камешек. Он возьмет камешек и ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и пере­даст камешек рядом сидящему». Так по очереди (по кругу) ка­мешек переходит от одного играющего к другому. Если дети зат­рудняются с ответом, педагог помогает им.

 

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ход занятия. Педагог предлагает детям подобрать сло­ва по смыслу. Предлагает детям вопросы: «Что можно шить?» (платье, юбку, костюм, шубу, рубашку, сарафан и т.д.). «Что можно штопать?» (носки, варежки, свитер, шарф). «Что мож­но завязывать?» (шнурки, веревку, шарф, ленту). «Что можно строить?» (дом, мост, дорогу, лестницу, гараж, башню) и т.д.

 

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»

Оборудование: камешек.

Ход занятия. Педагог проводит с детьми беседу, зак­репляя знания детей о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем педагог предлагает игру: «Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспоминайте, что вы в это время делаете. Например, я ска­жу слово «утро». Что вы назовете?» Дети отвечают: «Просыпа­емся, здороваемся, чистим зубы, причесываемся, идем в детс­кий сад». Педагог говорит: «Отвечать будет тот, кому я положу в руку камешек. После того как он ответит, камешек надо пе­редать другому. Если же ребенок не знает ответа, он должен стукнуть камешком об стол и передать его другому». Педагог называет разное время суток, дети отвечают. Эта же игра мо­жет проводиться по-другому. Педагог называет различные дей­ствия детей, а они отвечают лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, «завтракаю» и передает камешек иг­рающему. Тот быстро отвечает: «Утром».



 

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Ход занятия. Педагог говорит: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. В моем рассказе, когда я останов­люсь, можно добавлять к предложению только два слова — «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подхо­дят, произносить ничего не надо (кто ошибается, заплатит фант). Педагог начинает: «Иду я однажды к реке». Дети про­должают: «И я». Далее: «Рву цветы, ягоды». - «И я». «По до­роге попадается мне наседка с цыплятами. Они клюют зерныш­ки», (Дети молчат.) «Гуляют на зеленой полянке», «И я». «Вдруг налетел коршун». (Дети молчат.) «Цыплята и наседка испугались». (Дети молчат.) «И убежали». - «И я». Если кто-нибудь не вовремя произносит «и я», это вызывает смех у де­тей, а ребенок платит фант. Когда дети хорошо поймут прави­ла игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего.

 

ЗАДАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ ЗАМЕТИТ НЕБЫЛИЦ?»

Оборудование: набор фишек для каждого играющего.

Ход занятия. Педагог сообщает детям, что он расска­жет им небылицу, а дети должны поставить по одной фишке и запомнить эту небылицу.

Педагог говорит, что он будет читать стихотворение К. Чу­ковского «Путаница». Внем много небылиц. Просит постарать­ся их заметить, запомнить и на каждую услышанную небыли­цу ставить фишку.


Сначала педагог читает небольшую часть стихотворения, медленно, выразительно, акцентируя внимание на небылицах.


Замяукали котята: Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!

А за ними и утята:

Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!


После этого педагог спрашивает детей, почему стихотворе­ние называется «Путаница». Детей, которые поставили фиш­ки, просит назвать замеченные небылицы. Затем педагог чита­ет следующую часть стихотворения; обязательно следит за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого ум­ственного напряжения. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

В дальнейшем можно использовать и другие небылицы, на­пример стихотворение К. Чуковского «Радость».






 
 











 

Заключение

 

 

Представленная система занятий по развитию мыслитель­ной деятельности детей с отклонениями в развитии позволит сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словес­но-логическими формами мышления.

По нашему глубокому убеждению, для последующего эф­фективного школьного обучения необходимо заложить полно­ценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Начиная с развития наглядно-действенного и про­должая формировать наглядно-образное мышление, педагог создает условия для становления воссоздающего воображения, т.е. у ребенка появляется возможность мысленно воспроизве­сти наглядную ситуацию на основе слова. Ведь многие школь­ные предметы основываются на способности ребенка предста­вить ситуацию по словесному описанию учителя.

Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости выбранного пути в обучении проблемных детей и положительных сдвигах в их мыслительной деятель­ности, развитии личностных качеств, а в сущности, их социа­лизации.

 

Содержание

Предисловие.......................................................................3

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ...............................................................................5

Раздел 1 . Игры-упражнения на формирование

представлений об использовании предметов,

имеющих фиксированное назначение..............................12

Раздел 2 . Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации ..................17

Раздел 3. Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач ..........................................24

Раздел 4 . Игры -упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.............................32

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ............................................................................ 39

Раздел 1. Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках ...........................39

Раздел 2 . Формирование обобщенных представлений

о свойствах и качествах предметов, овладение

действиями замещения и моделирования.........................94

Раздел 3. Формирование соотношения между словом

и образом...................................................................116

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.......................................................................... 143

Раздел 1 . Задания на формирование умений

выполнять классификацию.......................................... 143

Раздел 2 . Задания на формирование умений

выполнять систематизацию.......................................... 151

Раздел 3. Задания на формирование количественных представлений............................................................157

Раздел 4 . Задания на формирование умений

устанавливать причинно-следственные связи

и зависимости............................................................. 159

Раздел 5. Задания на формирование понимания

скрытого смысла, понимания юмора, развития

адекватных реакций на юмор........................................ 163

Приложения................................................................... 169

Заключение.................................................................... 177

Рекомендуемая литература............................................... 178

 

 

Рекомендуемая литература

Вондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985.

Будницкая И.И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. - М., 1985.

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у де­тей 6-7 лет. - М., 1996.

Катаева А.А., Стребеяева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1998.

Колесникова Е.В. Развитие математического мыш­ления у детей 5-7 лет. - М., 1998.

Слово и образ в решении познавательных задач дошколь­никами / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1996.

Цикото Г.В. Понимание устного рассказа умственно от­сталыми детьми дошкольного возраста и коррекционная рабо­та над ним / В сб. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной, Ж.И. Шиф. - АПН СССР НИИ дефектологии, 1978.

 

Учебное издание

Стребелева Елена Антоновна

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Книга для педагога-дефектолога

Редактор Л.П. Савельева Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников Художник обложки М.Л. Уранова Компьютерная верстка Е.В. Васильевская Корректор Т.С. Кудинова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004. Сдано в набор 11.03.01. Подписано в печать 16.05.01. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Бумага газетная Усл. печ. л. 11,27. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 2138

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25. Е-таП: у1ааоз@с1о1.ги \\Ир://ч/чг9/МаАо&.ти

ГП Псковской области «Великолукская городская типография» 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел./факс (811-53)3-62-95 Е-гпаП: УТЬ@МАКТ.К11

 







Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.