Значение психологии в становлении социологической теории личности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Значение психологии в становлении социологической теории личности

2017-05-16 528
Значение психологии в становлении социологической теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развиваясь параллельно с наукой психологией, социология заимствовала у нее некоторые аспекты теории личности. Следует отметить, что для психологии понятие личности является центральным. Психология изначально возникла и развивалась как наука о душе человеческой, единственной и неповторимой. В отличие от философии, психологию интересовали совершенно конкретные проявления конкретной личности – психика, эмоции, поведение, страхи и т.п.

В психологической традиции существовали разные точки зрения: от убеждения во враждебности социума биологической природе человека до утверждений о тотальной зависимости человека от общества и невозможности существования человека вне социальных связей.

Для социологии было и остается важным выяснить, почему человек ведет себя так, а не иначе. Порой действия отдельной личности становятся основой для глобальных исторических изменений. Не менее важным со временем стало понимание того влияния, которое общество оказывает на личность.

Общим в изучении личности в психологии и социологии стало исследование процессов адаптации и введения личности в общество, ее мотивов, установок и социального поведения.

Концепции социализации личности

На стыке проблем человека биологического и человека социального возникла теория социализации личности. Основоположниками концепции социализации стали представители психологической науки ХХ века – З. Фрейд, Ж. Пиаже, М. Мид.

Представители школы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) предполагали, что человек с самого момента рождения входит во враждебный ему социальный мир. Центральная проблема человека заключается в том, что он, будучи выходцем животного мира, сталкивается с необходимостью приспосабливаться не только к природному миру, но и к миру людей. Каждый человеческий шаг в жизни сопровождается правилами и запретами, наложенными обществом. Человек вживается в общество, иногда идя вразрез с собственными биологическими потребностями.

Пример: Очень часто жизнь подбрасывает человеку сложные социально-психологические задачи. Тонет незнакомый человек во льду на реке, остался последний кусочек хлеба на двоих в блокаду.… В такой ситуации каждую личность раздирают два стремления: выжить (биологическое) и остаться «человеком» (социальное).

В отношении природного мира в биологии принят термин «адаптация» – приспособление к условиям существования. Однако, социально-психологический смысл человеческой адаптации значительно шире простого приспособления.

 
 

 


Социализация – процесс усвоения личностью социальных норм, знаний и ценностей.

Очень часто личность усваивает предлагаемые ей условия, но при этом может их игнорировать или видоизменять.

Пример: каждого ребенка учат себя вести в обществе. С раннего детства ему растолковывают родители, воспитатели, учителя как нужно поступать, а как нельзя. При встрече со знакомым человеком необходимо поздороваться, в транспорте – уступить место пожилым людям, быть ответственным за свои ошибки и пр. Очень нелегко бывает выполнять все требования и нормы общества. Человек постепенно либо привыкает и смиряется с необходимостью поступать так, а не иначе, либо учится обходить или не замечать некоторые правила, а иногда и бороться с ними.

Но главное, что интересует социологию, это как проходит процесс усвоения личностью социального опыта. И социальные ученые начали искать ответ на три вопроса:

1) Как, каким способом личность усваивает социальный опыт?

2) При помощи каких механизмов возможно усвоение социального опыта?

3) Кто способствует усвоению личностью социального опыта?

Таблица 3 - Способы, механизмы и агенты социализации

Автор концепции Способ Механизмы Агенты
З. Фрейд, австрий-ский психиатр, основопол. психо-анализа Воспитание (овладение соци-альными форма-ми, адаптация, зависимость от воспитания). 1. Подражание игра «делай как я!» 2. Подтверждениеисключением (ты молодец, а он - плохой) Социализация в семье до 5 лет. Стадии аналогич-ны психосексуа-льным.
Ж. Пиаже, швейцар-ский психолог –экспери-ментатор Научение - овладение пред-метной деятель-ностью. 1. Ассимиляция – уподобление, слияние, усвоение. 2. Аккомодация – приспособление, приноровление. Основное условие социализации - игра. Коллектив, про-фессиональная деятельность.
Коммуни-кативные теории, Д. Мид, американ-ский психолог Коммуникация – непрерывный процесс общения. Овладениенавыками взаимодействия, выработка способов согласования дей-ствий, развитие спо-собностей к пони-манию целей и мо-тивов других лю-дей. Референтная группа (семья, улица) –субъекты, с кото-рыми индивид взаимодействует.

Значительную роль в развитии концепции социализации сыграли идеи известного психолога З. Фрейда, отмечавшего пагубное воздействие социализации на индивида. Это воздействие выражается в ограничении свободы индивида выражать и реализовывать свои биологические потребности. Позже исследователями было признано, что процесс социализации является неотъемлемой частью адаптации личности в обществе и инкультурации (помещения в культуру).

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.