Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы ВНД, их учет в педагогической практике.

2017-05-14 451
Типы ВНД, их учет в педагогической практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющий характер взаимодействия организма с окружающей средой. Согласно И.П.Павлову, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре типа ВНД.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Сильные нервные характеризуются высоким уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, т.е. низкой работоспособностью.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (н/р, возбуждения на торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Поэтому нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

1. Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип – процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, с преобладанием процессов возбуждения над торможением (неуравновешенность).

2. Сильный, уравновешенный, подвижный, т.е. процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные и подвижные.

3. Сильный, уравновешенный, инертный, т.е. процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но мало подвижные.

4. Слабый тип, т.е. процессы возбуждения и торможения слабые.

Эти четыре основных типа являются результатом «сплава» наследственных и приобретенных свойств ВНД. В связи с этим И.П.Павлов различал генотип, т.е. наследственную основу ВНД, соответствующий термину «темперамент», и фенотип, являющийся результатом «сплава» наследственных и приобретенных свойств ВНД, соответствующий термину «характер».

Установленные И.П.Павловым четыре типа ВНД применительно к человеку проявляются следующим внешним поведением.

Холерик – человек, обладающий большой работоспособностью, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Легко входит в контакт с другими людьми, но не умеет себя сдерживать, вспыльчив, неуравновешен в чувствах и поступках, реагирует неадекватно, чрезмерными реакциями на различные неожиданные ситуации. Дети учатся обычно неровно и они могут получать как хорошие оценки, так и неудовлетворительные. Легко могут переключиться на другие занятия во время урока. Не доводят начатое дело до конца. Надо воспитывать у них сдержанность, ответственность за порученное дело (А.В.Суворов, А.С.Пушкин).

Сангвиник – человек, обладающий высокой работоспособностью, живой, подвижный, общительный, уравновешенный в своих чувствах и поступках, легко переходит от одного вида деятельности к другому, адекватно реагирует на неожиданные жизненные ситуации. дети с таким типом ВНД учатся обычно хорошо, быстро выполняют домашние задания. Отличаются хорошим поведением и не представляют трудности для воспитания. Речь у них громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями и ударениями (А.И.Герцен).

Флегматик – человек, обладающий большой работоспособностью, уравновешенный в своих чувствах и поступках, но несколько медлительный, с трудом переходящий от одного вида деятельности к другому, нелегко вступает в контакт с другими людьми, медленно приспосабливается к неожиданно изменившимся жизненным условиям. Дети с таким типом ВНЖ, могут хорошо учиться, но часто попадают в число неуспевающих. Это связано с тем, что для такого ребенка нужно относительно больше времени, чтобы пройти период врабатывания. Он не может сразу же с ходу, включиться в работу и ему часто не хватает времени, чтобы успеть вместе со всеми решить задачу. Такой ребенок много времени тратит на выполнение домашнего задания и у него остается мало свободного времени. Ответы их медлительны, односложны, хотя они могут хорошо знать материал. Речь их медленная, невыразительная (М.И.Кутузов, А.И. Гончаров).

Меланхолик – человек с низкой работоспособностью, с легко ранимой психикой, обидчивый, нерешительный. Дети с таким типом ВНД нуждаются в постоянной поддержке и в доброжелательном отношении к ним окружающих. Успеваемость у них низкая, из-за того, что при невысокой работоспособности им приходится много учить. Трудные задания часто оказываются им не под силу. Спокойное отношение, доброжелательная поддержка позволяют этим детям решать даже те задачи, которые казались невыполнимы для них. Речь у них слабая, тихая и часто бедна словарным запасом. К ним относятся Н.В.Гоголь, Ч.Дарвин, Ф. Шопен, Р.Декарт.

Наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типологических особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Противоположным является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная, ущербная личность.

Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточную заботу, внимание, теплоту по отношению к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением у трудовой деятельности, занятиям спортом. Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД.

Кроме этих четырех типов ВНД, И.П.Павлов выделил еще три специальных человеческих типа в зависимости от развития 1 и 2 с.с. действительности.

1. Людей, у которых деятельность 1 и 2 с.с. уравновешена, Павлов относил к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоническим сочетанием образного и абстрактного мышления. Такие люди в равной степени склонны пользоваться как образными представлениями, так и словесными понятиями. Павлов считал, что большинство людей относится к этому типу.

2. Людей, у которых усилена деятельность 1 с.с. по сравнению со 2 с.с., Павлов относил к художественному типу. При этом 2 с.с. у них развита не меньше, чем у людей со средним типом ВНД. Однако значительно превосходят их по степени развития образного мышления, имеют необычайную остроту, яркость и полноту непосредственного восприятия действительности. По Павлову, представители худ. типа захватывают действительность целиком, не дробя ее на части. У них более активна деятельность правого полушария по сравнению с левым (у правшей). (Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, п.И.Чайковский, Ф.А.Шаляпин).

3. Людей, у которых усилена деятельность 2 с.с. по сравнению с 1 с.с., Павлов относил к мыслительному типу. При этом 1 с.с. у них развита не меньше, чем у людей со средним типом ВНД. Однако значительно отличаются от тех, у кого ср. тип ВНД, по степени развития абстрактного мышления, склонны к глубокому теоретическому познанию действительности, к прогнозированию дальнейшего развития событий. Они могут отвлекаться от действительности, анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. У них более активна деятельность левого полушария (у правшей). (Д.И.Менделееев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Эйнштейн.

4. В настоящее время выделяют еще мыслительно-художественный тип ВНД. К нему относят людей, которые при известных условиях могут отражать мир как люди с мыслительным типом ВНД, а при других – как люди с художественным типом ВНД. (А.П.Бородин, Леонардо да Винчи, В.Гете, М.В.Ломоносов.

Следует отметить, что специальные типы ВНД человека еще недостаточно изучены.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.