Направления в решении социальных проблем ребенка с ОВЗ. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Направления в решении социальных проблем ребенка с ОВЗ.

2017-05-14 542
Направления в решении социальных проблем ребенка с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российская Федерация – социальное государство, приоритетным направление которого является социальная политика, направленная на обеспечение равных возможностей и достойную жизнь всем ее гражданам.

Таким образом, направления решения социальных проблем, способы и приемы реализуются через осуществление федеральных законов в сфере социальной защиты и поддержки инвалидов.

Данные способы решения социальных проблем детей с ОВЗ регламентируются законодательством РФ.

Социальная политика РФ по вопросам решения социальных проблем детей инвалидов реализуется исходя из следующих нормативно-правовых документов:

1. Конвенция о правах инвалидов;

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Конституция РФ;

4. Семейный кодекс РФ;

5. Гражданский кодекс РФ;

6. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов»;

7. Закон Российской Федерации «Об образовании», (после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность);

8. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ;

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 297.. [10 С. 110-130]

Согласно принятой конвенции о правах инвалидов, Российская Федерация должна выстраивать свою социальную политику в соответствии с принятым международным документом, так Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

- раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

- медицинское обслуживание;

- консультирование и оказание помощи в социальной области;

- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

- обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и прочим;

- специальные услуги в области образования;

- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности, включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство). [14]

Таким образом данные направления решения социальных проблем ребенка с ОВЗ реализуются и в социальной политике государства.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а именно департаментом по делам инвалидов и департаментом демографической политики и социальной защиты населения.

К ведению Департамента демографической политики и социальной защиты населения. относятся вопросы:

1. совершенствования законодательства и выработки единой стратегии в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов;

2. разработки и реализации государственной программы по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей;

3. нормативно-правового регулирования и организации проведения медико-социальной экспертизы;

4. организации деятельности по социальной реабилитации инвалидов;

5. взаимодействия и государственной поддержки деятельности общественных объединений инвалидов;

6. организации исполнения Конвенции ООН о правах инвалидов.

К ведению Департамента демографической политики и социальной защиты населения, относятся вопросы социальной защиты населения; [2]

Частными проблемами и их решением занимаются правительственные органы субъектов РФ. В вологодской области к ним относится департамент социальной защиты Вологодской области и подведомственные ему учреждения. На территории Вологодской области решением социальных проблем детей с ОВЗ занимаются следующие типы учреждений социальной защиты: центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; комплексный центр социального обслуживания населения; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Следует отметить что еще одним субъектом в решении социальных проблем детей с ОВЗ по законодательству РФ может стать общественная организация.

Общественная организация создана на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов. [14 С. 130-136]

На территории Вологодской области в департаменте социальной защиты населения зарегистрированы 11 организации по защите прав и интересов инвалидов.

Данные объединения оказывают содействие в решении социальных проблем, не выходя за рамки законодательства.

Следует отметить, что общественные объединения прямо влияют на проведения социальной политики в области поддержки инвалидов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Выделим способы решения социальных проблем реализуемых на территории РФ согласно законодательству:

Составление и реализация индивидуальной программы. Согласно статье 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Данная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Еще одним направлением в социальной защите граждан является адресная помощь в виде предоставления социальных услуг.

Поставщиками социальных услуг согласно ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" являются:

1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Виды социальных услуг, которые могут быть реализованы в индивидуальной программе:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые;

6) социально-правовые;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

 

 

1.3. Способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении.

Специальные учреждения образования подведомственны министерству науки и образования РФ, таким образом они решают социальные проблемы в рамках ФЗ «Об образовании», как было выявлено выше задача образовательных учреждений в решении социальных проблем ребенка заключается в его реабилитации, интеграции в мир общественных отношений, коррекции негативного влияния отклонения в развитии на социализацию личности.

Социальные проблемы в сфере образования, профессиональной подготовки и социальной реабилитации на государственном уровне решает Министерство образования и науки и подведомственные ему учреждения. Деятельность министерства направленна на организацию доступного образования, подготовку педагогов-дефектологов, также в министерства входит департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.

Обратимся к роли специального учреждения в решении социальных проблем учащихся:

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. [6]

Специальные учреждения, а именно школы решают одни из главных социальных проблем детей с ОВЗ, а именно:

Реабилитация и социальная адаптация школьника с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, через реализацию задачи становления и разностороннего развития личности учащегося; его социализацию и компенсацию недостатков в общем развитии; усвоения социального опыта человечества в доступной форме.

Одно из главных направлений в работе по решению социальных проблем ребенка это коррекционно-педагогическая деятельности, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у ребенка, выделяется группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения и наказания.

Способы решения данных проблем:

-корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными);

специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

Решением социальных проблем ребенка в специальном учреждении занимается целая группа педагогов и специалистов, на разных этапах решения проблемы. [1 С.136-142]

Педагог-дефектолог (классный руководитель)

Педагог-дефектолог (учитель-предметник)

Психолог

Социальный педагог

Администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе, директор).

В учреждениях при наличии всех специалистов может быть сформирована социально-психологическая служба, деятельность которой направлена на решение социальный, педагогических проблем ребенка.

Опишем специфику работы каждого специалиста.

Педагог как учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом преподаваемого предмета и адаптированной программы, обеспечивает необходимый уровень подготовки школьников, соответствующий государственному образовательному стандарту.

Классный руководитель содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания, помогает ученикам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога он планирует и проводит с обучающимися коррекционно-развивающую работу. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Взаимодействует с родителями учащихся или лицами, их заменяющими. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

Классный руководитель одним из первых может выявить наличие социальной проблемы ребенка, имея более тесное взаимодействие с семьями учащихся.

Педагог-психолог наряду с проведением психологической диагностики различного профиля и предназначения определяет степень психофизиологического отклонения в развитии ребенка, проводит его психо-педагогическую коррекцию. Он также осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психоко-ррекционной, реабилитационной и консультативной).

Большое значение имеет деятельность психолога с семьей. Он может помочь преодолеть психологические проблемы членов семьи, помочь в решении детско-родительских отношений. [1 С. 152-160]

Социальный педагог, работая в специальной коррекционной школе, призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием данной категории людей, оказывать им всестороннюю помощи и поддержку, способствуя их успешной социализации.

К основным целям деятельности социального педагога в специальных (коррекционных) учреждениях относят:

- создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального развития);

- оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании;

- оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.

Опишем направления деятельности социального педагога способствующие реализации данных целей. [9 С. 217-219]

Маллер А.Р. в журнале «Дефектология» указывает, что «Деятельность социального педагога специальных коррекционных учереждениях должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое» [11 С. 21].

Раскроем содержание данных направлений.

В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей. Суть коррекционно-образователъного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения [11С.22-28]. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями. Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса.

В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.

Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов учреждения, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. [15 С.256-267]

 

 

Выводы по I главе.

В науке существуют различные позиции к определению природы социальных проблем, и путей ее преодоления.

Социаль­ная проблема имеет объективно-субъективную природу. Поэтому для ее решения следует направлять воздействие как на сам объект, так и на объективные условия, которые ее порождают.

В Российской Федерации, как социальном государстве, преодоление социальных проблем лиц с ОВЗ задача правительственных, законодательных органов власти. В ходе своей работы они реализуют различные направления в решении социальных проблем детей с ОВЗ.

Выделим роль специального учреждения в решении социальных проблем ребенка:

Специальные учреждения образования подведомственны министерству науки и образования РФ, таким образом они решают социальные проблемы в рамках ФЗ «Об образовании», как было выявлено выше задача образовательных учреждений в решении социальных проблем ребенка заключается в его реабилитации, интеграции в мир общественных отношений, коррекции негативного влияния отклонения в развитии на социализацию личности.

Здесь направления работы, по решению данных проблем заключаются в организации специальных индивидуальных условий: психолого-педагогических методов работы, методических и дидактических средств обучения и т.д.

Кроме того, особенность школы, как государственного института, возможность непосредственного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Это позволяет оказывать содействие в решении других социальных проблем ребенка.

Так, в рамках консультативной помощи, могут быть решены проблемы детско-родительских отношений, уточнены права и социальные гарантии, предоставлены сведения о службах, курирующих проблемы, решение которых лежит за рамками функционала школы.

Посредническая функция социального педагога в вопросах защиты прав, сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации также же значима в решении социальных проблем.

Глава II. Опыт решения социальных проблем ребенка в специальном учреждения МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38»

2.1 Способы решения социальных проблем ребенка в МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38»

Учреждение МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38» одно из немногих специальных учреждений города Череповца. Данное учреждение VIII вида, специализируется на работе с детьми с ОВЗ а именно с ментальными нарушениями (умственная отсталость, глубокая умственная отсталость). Не все учащиеся учреждения обладают инвалидностью, но специфика нарушений становиться причиной однотипных социальных проблем, и следовательно конкретных способов решения данных проблем.

Цель данной программы описать способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении.

Объект исследования: направления работы по решению социальных проблем ребенка, реализуемые в специальном учреждении Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38.

Предмет: способы решения социальных проблем ребенка в специальном учереждении.

Задачи:

1. Дать общую характеристику учреждения.

2. Выявить специалистов, включенных в решение социальных проблем учащихся.

3. Выявить характерные социальные проблемы детей, обучающихся в данном учреждении.

4. Перечислить основные способы решения социальных проблемы реализуемых в данном учреждении.

5. Разрабтка социального проекта направленного на решение значимой для данной категории детей с ОВЗ социальной проблемы.

Методы исследования: изучение документов, беседа (с педагогами, специалистами социально-психологической службы, родителями) наблюдение, проектирование.

Субъект исследования: студент-исследователей

Структура эмпирического исследования

I. Подготовительный этап.

Цель: дать общую характеристику учреждения.

Задачи:

1. Определить нормативно-правовую базу учреждения,

2. Описать материальную базу учреждения, собенности образовательного процесса, особые услвоия для детей с ОВЗ

3. Определить специалистов участвующих в решении социальных проблем учащихся.

4. Выявить специфику работы учреждения и социальные проблемы учащихся данного учреждения.

Направления.

1. Изучение нормативно-правовой базы учреждения.

2. Определение специфики работы учреждения.

3. Выявление социальных проблем учащихся с данными особенностями развития.

Методы: изучение документов, беседа, наблюдение;

Результат: описание учреждения.

Этап II. Основной.

Цель – определить способы решения соцальных проблем ребенка в специальном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38».

Задачи.

1. Перечислить основные способы решения социальных проблемы реализуемых в данном учреждении.

Направления.

1.Выявление основных способов (методы, технологии) решения социальных проблемы, реализуемых в данном учреждении.

2.Определение направлений в решении социальных проблем реализуемых в данном учреждении.

Методы:Эмпирические: изучение документов, беседа (с педагогами, специалистами социально-психологической, родителями) наблюдение,

Теоретические - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

Результат: описание.

Этап III Заключительный этап.

Цель - анализ полученных данных, разработка социального проекта направленного на решении выявленной социальной проблемы учащихся, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38.

Направления работы.

1. Анализ полученных данных.

2. Проектирование социального проекта по одной из выявленных проблем учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38.

Методы: теоретические анализ, синтез, сравнение

Эмпирические: проектирование.

Результат: социальный проект

 

 

Аналитическая записка

Базой нашего исследования стало МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38», функционирующее по адресу г. Череповец, ул. Командарма Белова, д. 9.

I. Общие сведения об учреждении.

Название: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38» - МБС(К)ОУОВОВЗ

История

Муниципальное образовательное учреждение функционирует с сентября 1992 года. На момент создания учреждение имело название: «Начальная вспомогательная школа № 38». Организованная в здании бывшего детского сада, 1978 года постройки.

В первые годы работы учреждении осуществляло обучение более ста обучающихся – жителей Зареченской части города, частично Северного района, с 1 по 5 классы.

Школа работала по принципу полного рабочего дня. В первой половине дня проводились уроки, во второй половине функционировали группы продленного дня. Были созданы комфортные условия для нахождения обучающихся с ОВЗ - один класс (группа) имел возможность размещаться в двух помещениях (учебный кабинет и групповая комната).

с 2000 – 2001 учебного года начала обучение детей после пятого класса (до этого момента обучающиеся школы выпускались после окончания пятого класса в специальную (коррекционную) школу № 35»). Контингент школы увеличился вдвое и достиг численности двухсот обучающихся.

В 2006 году принято решение об открытии 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой.

В 2008 – 2009 учебном году в школе начал свое функционирование класс для детей с глубокой умственной отсталостью.

В 2010 аккредитована специальная (коррекционная) общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью с углубленной трудовой подготовкой.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.