Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семинар 4. Педагог как субъект педагогической деятельности



Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

 

1. Понятие о психологической модели личности педагога. Структурно-иерархическая модель личности учителя (Л. М. Митина). Педагогическая направленность как базовое образование структуры личности учителя.

2. Понятие о профессионально значимых качествах личности педагога.

3. Специфика и структура педагогических способностей, их диагностика и возможности развития.

4. Психологические аспекты профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования педагога.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. К какому типу профессий относится педагогическая и почему?

2. Дайте характеристику профессиограммы педагога.

3. Какое воздействие педагогическая деятельность оказывает на личность самого преподавателя?

4. Что следует понимать под профессиональными, психологическими и личностными полями педагога? Чем отличается профессия педагога от других профессий типа «человек – человек»?

5. Что называется профессионализмом педагога и как он связан с продуктивностью деятельности преподавателя?

6. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в нее?

7. В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей по сравнению с подходом А.К. Марковой?

8. Какое значение имеет процесс развития и формирования профессионально-значимых личностных качеств в профессиональном саморазвитии педагога?

9. Каковы составляющие педагогического профессионального самосознания?

10. В чем заключается профессиональное развитие педагога? Назовите его стадии.

11. Что такое профессиональная деформация? Приведите примеры, используя свой опыт. Почему вы так считаете?

 

Исследовательские и творческие задания:

 

Задание 1. Составьте психологический портрет педагога-профессионала.

Задание 2. Приведите свои собственные аргументы в пользу утверждения, что преподаватель высшей школы в принципе не может быть вытеснен самыми совершенными техническими средствами.

Задание 3.Какова тенденция изменения представлений студентов о "хорошем" преподавателе?

Задание 4. К какому типу педагогов (с преобладанием какого вида направленности) вы можете отнести лично себя?

Задание 5. Составьте рекомендации и разработайте план и программу развития у себя основных педагогических способностей.

Задание 6. Исследуйте социологические и психологические данные о становлении педагога-профессионала. Каков период первоначального освоения педагогической профессии? В чем психологическая специфика освоения педагогической профессии?



Задание 7.Перечислите этические нормы и требования, которым должен, по вашему мнению, удовлетворять педагог, чтобы считаться профессионалом.

Задание 8. Дайте оценку ПЗЛК своей личности. Как Вы собираетесь развивать в себе профессионально-значимые свойства личности (пути, средства)?

 

Литература:

1. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М., 1991.

2. Гамезо М. В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М., 2003.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.

4. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1993.

7. Климов Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974.

8. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.

9. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

10. Кузьмина Н.Ф. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

13. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

14. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

15. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., 1990.

16. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений.- В 2 кн.- Кн. 2.- Психология образования.- М., 1994.

17. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

18. О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А.К. Марковой. М., 1987.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

20. Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005.

21. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1986.

22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.