Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-14 | 1056 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
КИШЕНКОВА
ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ГОТОВИМСЯ К УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Москва
Интеллект-Центр
Дорогие старшеклассники!
Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. С 2000 г. проводится в школах Российской Федерации Единый государственный экзамен за курс полной средней школы, также предполагающий использование тестовых заданий. Вводится в российских школах ГИА (Государственная итоговая аттестация за курс основной школы).
Настоящий сборник имеет своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществознанию, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий.
Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к Единому государственному экзамену за курс средней школы по курсу обществознание. Задания охватывают весь курс «Обществознание» средней школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.
Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.
Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.
Раздел «Общество»
ЧАСТЬ А
При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер
Правильного ответа.
А1 |
Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1) | политика |
2) | общество |
3) | экономика |
4) | культура |
А2 |
Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1) | объединение людей по сфере деятельности |
2) | исторический этап в развитии человечества |
3) | все человечество в целом на протяжении его истории |
4) | специфические свойства определенного этноса |
А3 |
Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) | строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов |
2) | развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата |
3) | возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках |
4) | составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей |
|
А4 |
Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1) | нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание |
2) | исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов |
3) | законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов |
4) | выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира. |
А5 |
В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1) | Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю |
2) | Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд |
3) | По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти. |
4) | Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы. |
А6 |
Общество как динамическую систему отличает признак:
1) | наличие определенных социальных институтов и подсистем. |
2) | обособление от природной среды, утрачивание связи с ней. |
3) | возникновение новых социальных институтов и отмирание старых |
4) | вхождение природы и общества в единый материальный мир. |
А7 |
В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
|
1) | экономическая, политическая. |
2) | социальная, экономическая, духовная. |
3) | духовная, политическая, экономическая. |
4) | экономическая, социальная. |
А8 |
Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1) | этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа. |
2) | духовность, научное сообщество, художественный образ. |
3) | власть, закон, элита и массы, демократические традиции. |
4) | рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки. |
А9 |
Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. В процессе своего развития, общество генерирует определенные социальные институты.
Б. Каждый социальный институт связан с объективированием, осмыслением людьми определенных потребностей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А10 |
Какой ряд понятий, терминов связан с индустриальной стадией в развитии общества?
1) | сельская община, сословное деление, натуральное хозяйство. |
2) | глобализация, микропроцессор, электронные сети. |
3) | цеховые уставы, наследуемые статусы, авторитарная власть. |
4) | фабричное производство, транспортная инфраструктура, рынок. |
А11 |
Ученые-обществоведы полагают, что Индия – страна, в которой сохранились элементы традиционного общества. Какое утверждение может служить аргументом для подобного вывода?
1) | В Индии сохранились пережитки кастового строя, каста человека во многом определяет его род занятий, выбор супруга или супруги. |
2) | Индия сегодня – перспективный рынок для капиталовложений в высокие технологии |
3) | Многие молодые индийцы предпочитают обучаться в престижных университетах в США и в Западной Европе |
4) | Ведущей политической силой в стране традиционно является партия Индийский национальный конгресс, лидерами которой в свое время были Махатма Ганди и Джавахарлал Неру. |
А12 |
С помощью такого критерия как развитие научно-технического потенциала общества можно проиллюстрировать прогрессивный характер
А13 |
1) | введения уголовной ответственности за жестокое обращение с животными |
2) | смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы |
3) | проведения археологических раскопок на Горном Алтае и в Туве, обнаружения поселений иранских племен |
4) | проверки гипотезы происхождения Вселенной в ходе экспериментов в Большом адронном коллайдере |
В начале XIII в. в цветущие долины междуречья Амударьи и Сырдарьи вторглись кочевые тюрко-монгольские племена. Они разорили и разрушили города, пресеклись торговые пути, запустели поля и каналы. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1) | революция |
2) | эволюция |
3) | регресс |
4) | реформа |
|
А14 |
Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?
1) | В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания. |
2) | Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны. |
3) | Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения. |
4) | Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу. |
А15 |
Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А16 |
Интегративные (объединительные) процессы современности нашли свое проявление в (во)
1) | возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве. |
2) | формировании единых наднациональных валют, создании наднациональных парламентов. |
3) | введении таможенных барьеров, защищающих национальные рынки. |
4) | сохранении в ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов. |
А17 |
В современном мире существует несколько типов глобальных проблем. К политическим глобальным проблемам относится
1) | возникновение очагов локальных конфликтов, вооруженных столкновений противоборствующих сторон |
2) | создание произведений массовой культуры, антигуманных по своей сущности |
3) | развитие национальных систем образования и образовательных программ |
4) | ускорение передачи информации, создание единой глобальной информационной сети |
А18 |
Глобальные экологические проблемы современности связаны с
1) | возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы. |
2) | неспособностью человека в принципе конструктивно взаимодействовать с природой. |
3) | отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой. |
4) | сохранением этнического и конфессионального многообразия мира. |
А19 |
Рассмотрите диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.
Уровень жизни населения
Подберите среди приведенных характеристик страны А. ту, которая отражает информацию, отраженную в диаграмме.
1) | Свыше половины населения страны составляет значительный по составу и влиятельный средний класс |
2) | Бедные и беднейшие слои населения составляют около половины населения страны |
3) | Около четверти населения обладает высоким уровнем достатка и благосостояния |
4) | Люди со сверхвысокими доходами составляют менее двадцатой части населения страны. |
|
А20 |
Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. | Глобализация – процесс, в котором могут быть заинтересованы только ведущие страны мира, для остальных стран, она – безусловное зло, никаких позитивных влияний на эти страны она не в состоянии оказать.. | |
Б. | Глобализация может сделать неконкурентноспособными ряд отраслей хозяйства в развивающихся и бедных странах. | |
1) | верно только А | |
2) | верно только Б | |
3) | верны оба суждения | |
4) | оба суждения неверны |
ЧАСТЬ В
Задания с кратким ответом
ЧАСТЬ С
Раздел «Человек»
ЧАСТЬ А
Правильного ответа.
А1 |
Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
1) | индивидуальность |
2) | личность |
3) | человек |
4) | индивид |
А2 |
Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
1) | способность укрываться от опасности |
2) | владение навыками трудовой деятельности |
3) | потребность в поддержании теплового баланса |
4) | инстинктивное ощущение опасности |
А3 |
Преуспевающий банкир приобрел на известном аукционе коллекцию картин художников-импрессионистов. Его имя сразу же стало известно вреди коллекционеров. Какие потребности проявились в данном поступке банкира?
1) | базовые |
2) | естественные |
3) | экзистенциальные |
4) | престижные |
А4 |
Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А5 |
Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к психическим качествам человека?
1) | ценностные установки и жизненные принципы |
2) | направленность личности, сила эмоций |
3) | расовые признаки и цвет кожи |
4) | трудовые умения и приемы познания |
А6 |
Человека как личность, прежде всего, характеризует
1) | тип нервной системы |
2) | разрез и цвет глаз |
3) | умение общаться с людьми |
4) | наследуемые признаки |
А7 |
Учитель проводит школьную конференцию по проблемам глобального экологического кризиса. Учитель предложил ученикам основные теоретические подходы к осмыслению проблемы, предложил темы для сообщений и докладов. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?
1) | разработанная учителем мультимедийная презентация |
2) | доклады, составленные учащимися по материалам научных журналов |
3) | подготовленные для конференции документы и раздаточные материалы |
4) | учитель, определяющий задание и выступающий в качестве ведущего. |
|
А8 |
Римский философ Цицерон говорил:
«Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если все-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».
О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?
1) | социальных |
2) | духовных |
3) | естественных |
4) | эстетических |
А9 |
Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. Социализация индивида включает в себя освоение нравственных идеалов и ценностей, коммуникативных и интеллектуальных умений.
Б. Институтами социализации, в первую очередь, выступает семья, школа, малый социум.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А10 |
В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20-25 лет и 40-50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Успешным можно считать человека, который ….» Были получены следующие результаты (в %):
Вариант продолжения фразы: | Выбор 20-25-ти летних | Выбор 40-50-ти летних |
делает добро другим людям | ||
умеет зарабатывать много денег, должность второстепенна | ||
занимает престижную должность | ||
имеет много друзей | ||
находится всегда в веселом расположении духа, несмотря ни на что |
ЧАСТЬ В
Задания с кратким ответом
Ответ: ААББ
В6 |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Жизнь и деятельность _______________(1) обусловлены единством и взаимодействием биологического и _______________(2) факторов. Поскольку сознание, внутренняя и внешняя речь. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "_______________(3)" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического _______________(4) (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает _______________(5), но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный _______________(6), общения, сознания, самосознания… Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) | уникальные признаки |
Б) | опыт человечества |
В) | социализация |
Г) | целостность |
Д) | социальный |
Е) | субъект деятельности |
Ж) | социальные воздействия |
З) | человек |
И) | индивид |
Ответ: ЗДИБЖЕ
В7 |
Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:
1) | «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела» |
2) | «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями» |
3) | «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых» |
4) | «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки» |
5) | «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки» |
6) | «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость». |
Ответ: _________________
Ответ: 126
ЧАСТЬ С
Личность
«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. П ервый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
С1 |
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание. 2) Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности. | |
Приведены два авторских критерия и один собственный. | |
Приведены один авторский критерий личности и один собственный ИЛИ два авторских критерия, собственный критерий не приведен ИЛИ авторские критерии не приведены, но приведен один собственный. | |
Приведен один авторский критерий ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены отличия в поведении людей, допустим: – «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»; – «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»» - «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей». 2) Приведены два примера проявления «стихийной нравственности», допустим: - оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы; - остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи; - помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее. Могут быть приведены иные адекватные примеры. | |
Приведены три отличия и два примера | |
Приведены два отличия и два примера ИЛИ три отличия и один пример ИЛИ одно отличие и один пример ИЛИ два-три отличия без примеров ИЛИ отличия не указаны, но приведен один пример. | |
Приведено одно отличие, ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены указанные в тексте этапы формирования личности(два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим: 1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»; - «приобретения»: - ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.; - ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями; - ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др. 2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению». - «приобретения»: - подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования; - подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д. - подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д. . Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа. | |
Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения». | |
Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения». | |
Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение». | |
Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С4 |
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания …». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) пояснение, например: Автор подчеркивает, что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать. 2) приведены два проявления, допустим: – только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого; – человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления. | |
Приведено пояснение, приведены два проявления. | |
Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления. | |
Приведено пояснение ИЛИ одно проявление. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С5 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «человеческая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, выдвигающая в качестве цели удовлетворение разнообразных потребностей, преобразование сил и веществ природы». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о человеческой деятельности, опирающейся на знания курса, например: – «Человеческая деятельность носит преобразовательный и творческий характер, только человек способен создавать то, что не имеет аналогов в природе». – «Только в деятельности могут проявиться интеллектуальные, творческие качества человека, его нравственный потенциал, личностные ресурсы». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о человеческой деятельности. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!