Принципы организации преподавательской деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Принципы организации преподавательской деятельности

2017-05-14 502
Принципы организации преподавательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в контексте подготовки научной работы.

№ п/п Принцип Содержание Результат использования
  Преподавание как метод научного поиска Активное ведение преподавательской работы в качестве лектора Отработка навыков выступления перед широкой аудиторией.
Отработка способов доступного и качественного изложения материала
Возможность обкатки новых научных идей в аудитории.
Возможность получения острыхвопросов студентов
Научное озарение преподавателя во время чтения лекции
  Практика – критерий истины Обязательное ведение практических занятий у сильной группы студентов Возможность проверки новых идей в процессе практических расчетов
Возможность вовлечения в процесс подготовки диссертации наиболее активных студентов
Открытие новых возможностей в рамках конкретной лабораторной работы
  Студент –мощнейший интеллектуальный ресурс преподавателя Использование студентов для поиска, обработки и систематизации информации Возможность снятия с себя значительной нагрузки по поиску информации по теме научного исследования
Возможность экономически целесообразного разделения труда
Открытие новых сфер применения продуктов своего интеллектуального труда преподавателя

 

 

Окончание таблицы 1.6

  Делегирование полномочий компьютеру Использование машинных алгоритмов проверки работы студентов Ускорение работы преподавателя, возможность прохождения большего объема работы на практических занятиях
Отказ от рутинной работы, связанной с повторяющимися процедурами одного и того же решения
Защита от удушающего воздействия «конвейера смерти» на экзаменационной и зачетной сессиях
  Тесная связь предмета преподавания с темой диссертации Подбор дисциплины, содержание которой лежит в сфере научных интересов Возможность запараллелить работу, совмещать вектор преподавательской и научной деятельности
Возможность более глубокого проникновения в тему исследования
Возможность подбора команды исполнителей
Повышение душевного комфорта и получения морального удовольствия от преподавания
  Многоканальная связь со студентами Использование средств мультимедиа в лекционной работе, ресурсов Интернет для оповещения студентов Экономия дефицитного времени
Делегирование полномочий компьютеру
Повышение качества обратной связи от студентов
Возможность качественного скачка в развитии преподавателя
  Формирование самостоятельности в научном поиске Самостоятельная подготовка практических и лабораторных работ Нахождение нетоптаных дорог в научной жизни
Возможность отбора сильных студентов на основе трудных лабораторных работ
Возможность проведения многовариантных исследований по теме исследования силами студентов

Естественно, автор не претендует на то, что перечень сформированных принципов является полным, а их использование обязательно приведет к успешной защите диссертационного исследования. Однако, как показывает опыт, в условиях, когда у аспиранта нет возможности работать над практической проблемой реального предприятия, приходится моделировать производственный процесс и возникающие при этом проблемы в рамках учебного процесса.

Попробуем прокомментировать значение каждого из приведенных принципов и последствия отказа от их использования.

Первый принцип предполагает активное преподавание в качестве лектора. На мой взгляд, решающим преимуществом скорейшего получения права вести лекции является достаточная широкая свобода в подборе материала, формирования структуры и состава лекций, метода ведения лекций, а также повышение своего статуса в институте.

Подготовка лекций по конкретной дисциплине представляет собой очень творческий процесс, предполагающий умение лектора обобщать факты, проводить классификации, использовать общенаучные методы познания. Тем самым аспирант непосредственным образом учится писать диссертацию и научные статьи, и в конечном итоге ему не придется высасывать из пальца содержание позорнейших двухстраничных тезисов для публикации в рамках захудалой конференции, проходящей в городе Урюпинске и им подобных.

Знающий себе цену аспирант со знанием дела, качественно и в срок сумеет подготовить обстоятельную статью, которую можно будет с гордостью показывать будущему оппоненту, сотрудникам, родным и тем более близкому человеку. Кроме того, с течением времени амбициозный аспирант захочет печататься в серьезных журналах, где требуется рецензия от людей, обладающих весом в научном мире; в этом случае пройденная им школа молодого бойца поможет как никогда.

Привлекательность лекторской работы связана также с существованием жесткого контроля со стороны уже не научного руководителя, а беспощадных и бескомпромиссных молодых волков, носящих гордое имя студентов. Это люди, на которых абсолютно не действуют ни будущие научные регалии аспиранта, ни будущие связи в научном мире, ни даже трудное умение лепить научные статьи, пользуясь вырезками из учебников, содержание многих из которых сравнимо с журналом «Мурзилка». Уже в ходе первой лекции студенты безошибочно ставят диагноз лектору и если он не сможет завоевать их доверие и авторитет, они проголосуют ногами и предпочтут пить пиво, чем слушать позорные лекции, читаемые по ксерокопиям учебников.

Кроме того, сама необходимость приходить в определенные дни и установленное время вооруженным до зубов стрелами знаний и щитом аргументов и фактов заставляет лектора тратить время на посещение библиотек и копание в сети Интернет, а не на безмятежное времяпрепровождение с четвероногим другом, то есть диваном.

Второй принцип предполагает обязательное ведение практических занятий. Характерной чертой данного принципа является подбор сильной группы студентов, обладающих высоким уровнем знаний и не боящихся задавать вопросы. Проводя практические занятия, аспирант получает возможность непосредственно донести изюм научной мысли до каждого из студентов, а также понять возможные проблемы в объяснении непонятного им материала.

Кроме того, именно в процессе двустороннего и многостороннего общения аспирант имеет возможность сформулировать и выпустить на волю новые научные идеи, которые он даже сам до конца еще не осознал и не прочувствовал. Известно, что до тех пор, пока человек не объяснил кому-то интересную проблему, он ее сам не понял. Поэтому аспирант на практических занятиях одним выстрелом убивает следующих зайцев:

- оформляет новые научные мысли, доставая их из глубин своего подсознания;

- проверяет новые идеи в яркой и интересной дискуссии со студентами, не боящимися задать самые каверзные вопросы;

- повышает уровень собственного понимания научных положений и принципов в сфере экономических процессов.

- имеет возможность отбора и привлечения к себе в команду наиболее интересных студентов.

Конечно, можно возразить, что зачастую аспиранту приходится вести практическую работу по тем методическим пособиям, которые разработал лектор, поэтому у него нет простора для фантазии и приходится выступать в роли глашатая чужих научных идей.

Категорически не согласен! – Простор для фантазии есть всегда, важно просто понять, что аспирант не просто раздает готовые указания к работе, а по окончании занятия собирает их. Нет, он является самостоятельной боевой единицей научной гвардии и воюет под общим верховным командованием чародеев науки против тьмы незнания.

Поэтому он должен в дополнение к тем задачам, которые указаны в методичке, самостоятельно подготовить еще 15-20 вопросов, а также дополнительно 2-3 задания по теме занятия. По окончании работы стоит обсудить результаты работы со студентами, выступая при этом в роли ведущего, подливающего огонь в возникающий научный спор между ними.

Интересным методом является также просьба к студентам подготовить самим 10-15 вопросов по теме работы, а также ответы на них. В этом случае студенты сначала пишут вопросы, касающихся цели и задач работы, а затем им приходится подключать уже глубины своих знаний, напрягать мозги, выискивать причинно-следственные связи, выявлять факторы влияния, проводить классификации. Тем самым проходит активизация умственной деятельности студентов, их самообучение, а преподаватель может отобрать наиболее интересные вопросы для себя.

Именно в этом случае, когда преподаватель является не просто зомби, исполнителем чужой воли, а действуя в рамках общего направления, самостоятельно избирает способы и методы контроля выполнения работы, происходит переплавка аспиранта в научного Деятеля, обладающего способностью проводить самостоятельный научный поиск.

Третий принцип, предполагающий изменение взгляда на студента, как на помеху в продвижении преподавателя к научным вершинам. Каюсь, сам прошел через этот этап, причем больно и мучительно. Однажды на экзаменационной сессии, когда пришлось принимать экзамены у 15 групп, причем в силу различных причин многие студенты сдавали экзамен по 3-4 раза, автор назвал студентов «конвейером смерти», на котором студенты методично и неуклонно убивают душу преподавателя, делая ее сухой и бесчувственной к проблемам студентов, а также заставляют его считать их ненужным балластом.

Пройдя через это чистилище, автор понял, что одна из причин такого отношения в том числе в самой его методике преподавания, ориентированной на карательные меры по отношению к лентяям и стремление к тому, чтобы студенты выучили то, что им давали на лекциях.

Решать эту проблему можно двумя способами:

- признать, что студент – это балласт преподавателя, поэтому от него нужно как можно быстрее избавиться, поставив автоматом зачет и лояльно приняв экзамен;

- признать, что студент – это мощнейший интеллектуальный ресурс преподавателя, к которому нужно относиться очень бережно и аккуратно.

Реализация первого способа достаточно проста и не требует никаких затрат преподавателя. Однако бессмысленность (тупиковость) этого пути связана с тем, что преподаватель ничего не получает от студентов и не продвигается в рамках своей научной работы. Это путь не подходит для молодого аспиранта, который только начинает свой путь и у которого нет иного материала, кроме студентов.

Реализация второго пути требует гораздо больших затрат моральных ресурсов, однако и результат превосходит все ожидания. Здесь можно использовать следующие приемы:

- подготовить перечень заданий, тесно связанных с темой диссертационной работы и дать их на разработку студентам;

- попросить студентов самостоятельно подготовить ряд тестов по изучаемому предмету, а также подготовить список вопросов по лекциям;

- разработать общую канву расчетов конкретной задачи диссертационного исследования и попросить студентов провести по ней расчеты с использованием данных значительного временного периода;

- прямо заинтересовать наиболее талантливых студентов в участии в научной деятельности аспиранта, посулив определенные льготы на экзамене;

- пригласить студентов старших курсов для подготовки дипломных проектов по теме диссертационной работы.

Естественно, что участие студентов в работе должно быть простимулировано за счет начисления дополнительных бонусов в рамках балльно-рейтинговой системы. В результате к концу семестра большое число студентов получают неплохие перспективы на экзамен, обладая при этом высоким уровнем реальной подготовки по предмету, а преподаватель получает заряд энергии для продолжения научной и преподавательской карьеры и избегает «конвейер смерти».

Если первые четыре направления достаточно ясны и могут быть решены в пределах компетенции и возможностей конкретного аспиранта, то реализация пятого направления, наиболее интересного и одновременно наиболее сложного предполагает определенную специфику.

Понятно, что ассистент, коим является аспирант, не имеет права вести дипломные работы, кроме того, студенты, как правило приходят с просьбой о помощи в подготовке диплома к более известным преподавателям. Решение может быть следующим – аспирант вступает в тройственный союз со студентом и преподавателем, имеющим формальное право вести дипломы, но в силу перегрузки или иных причин не желающим брать большое количество студентов. Дипломник записывается под маркой другого преподавателя, а аспирант осуществляет полный контроль и управление ходом реализации дипломного проекта. В итоге аспирант получает человеческий ресурс, а ведущий преподаватель закрывает часть своей нагрузки. Такой щепетильный вопрос, как распределение платы за ведение дипломников, решается в рамках закрытых переговоров между участниками особой тройки.

Итак, амбициозный и уверенный в себе аспирант должен сразу усвоить одну непреложную истину, гласящую, что студент – это мощнейший интеллектуальный ресурс преподавателя, к которому нужно относиться очень бережно и с любовью.

Четвертый принцип предполагает активное использование компьютеров для облегчения рутинных операций. Многие преподаватели жалуются на то, что при проверке результатов работы студентов на практических занятиях приходится проверять каждый этап решения и искать место ошибки. Большие затраты времени требует также проверка тестов на лекционных занятиях. Это трудоемкий и повторяющийся процесс, который в принципе ничего не дает для продвижения в научном плане, поэтому нужно снижать данную нагрузку. Это можно сделать несколькими методами:

- автоматически принимать лабораторные работы без проверки;

- с важным видом собирать листы с ответами студентов на вопросы тестов, а затем, когда никто не видит, ехидно улыбаясь, выбрасывать все тесты в мусорную корзину. Результаты тестов потом приходится ставить интуитивным путем;

- проверять вручную результаты работы студентов, обливаясь потом и кровью из носа;

- формировать ответы на задания таким образом, чтобы, получив результаты, можно было проверить их по какому-либо принципу. Например, результат должен соответствовать числу, которое получается, если разделить номер варианта на магическое число 666 или 13.

- заложить в компьютер механизм самопроверки результатов работы студентов.

Достоинства первых трех подходов очевидны, в то же время надо отметить их недостатки, общим и самым главным из которых является то, что преподаватель повторяет циклический процесс и ходит по замкнутому кругу, при этом не имея возможности проводить аналитическую работу.

Недостатком первых двух подходов является также то, что преподаватель наживает себе репутацию человека, который холодно относится к учебному процессу и при этом теряет свой имидж. Третий подход чреват неприятностями для здоровья и априори не годится. Четвертый подход позволяет преподавателю выступать в качестве мага, волшебника и чародея, однако требует серьезной предварительной проработки и усилий.

Обобщив опыт всех изложенных подходов, автор решил использовать компьютеры для машинной обработки результатов работы студентов в процессе практических заданий, проверки результатов тестов, оформления итогов работы студентов по итогам сессии и промежуточных аттестаций. В итоге получилась очень серьезная экономия времени, а также отказ от рутинной работы. Более того, в этом случае появляется возможность быстрого выявления проблемных тем и вопросов, вызывающих затруднения у студентов. Это позволяет повысить качество учебного процесса и получить принципиально новые навыки в преподавании. Особенно пригодилась компьютерная обработка данных при определении баллов, заработанных студентами за все занятия по итогам семестра. Очень рекомендую воспользоваться имеющимися у автора наработками!!!

Правда, здесь могут встретиться определенные камни, которые нужно уметь обходить. Как-то раз я собрал ответы на вопросы тестов у студентов 6 групп 5-го курса и оказался перед необходимостью ручной забивки их в компьютер. Чтобы избежать этого, пришлось поручить этот благородный труд студентам 4-го курса, которые успешно его провели, но при этом поделились правильными ответами со студентами 2-го курса. В итоге студенты 2-го курса, вооруженные шпаргалкой, но не обладая определенным житейским опытом, ответили правильно на 40 вопросов из 40, которые были в тесте, причем такой результат одновременно показали все три группы. Чтобы не упасть лицом в грязь, преподавателю пришлось в компьютерной программе использовать функцию генератора случайных чисел для разброса правильных ответов. К чести студентов можно отметить, что у них хватило ума не возмущаться, что у одного получилось 34 правильных ответа, а другого только 17, хотя сидели рядом и отвечали абсолютно одинаково. В итоге получился временный компромисс, который позволил обеим сторонам сохранить лицо, однако затем пришлось придумывать еще один тест, который расставил все точки над i.

Пятый принцип предполагает, что если аспирант предполагает защищаться, например, по теме «Антикризисное управление предприятием», то ему необходимо вести практические и лекционные занятия по данной дисциплине или родственной ей. Эта лежащая на поверхности истина, к сожалению, достаточно трудно применима на практике, так как аспирант обычно ведет те предметы, которые ему дают. Претворение в жизнь данного принципа может идти следующими путями:

- ведение практических занятий непосредственно за научным руководителем и непосредственно по той дисциплине, в рамках которой предполагается защищаться;

- ведение практических занятий по родственным дисциплинам;

- выявление межпредметных связей между тем предметом, по которому аспирант ведет занятия и той дисциплиной, по которой он будет защищаться;

- ведение занятий по требуемой дисциплине не в альма-матер, а в фарм-клубах, например, колледжах различных видов, техникумах, училищах.

Если аспиранту удается попасть в струю наставника и первый вариант является подходящим для него, то это очень хорошо и правильно. Однако если человек получил дырку от бублика, а не предмет, который он хотел бы вести, это еще не повод ставить крест на использовании преподавания для целей научной деятельности. (Получается, что аспирант не получает вообще ничего, но ведь он получает другой предмет). Известно, что многие дисциплины обладают ярко выраженной межпредметной связью, например, «Антикризисное управление» и «Управление финансовой деятельности», «Оценка и управление рисками», «Управление затратами» и т.д. В этом случае аспирант имеет возможность вести свое развитие не только вглубь, но и вширь.

Особняком стоит случай, когда аспиранту предлагают вести предмет в колледже или техникуме. Многие аспиранты сетуют на то, что и оплата в этих заведениях является низкой, и контингент не соответствует их представлению о лучших представителях рода человеческого, и вообще у них нет времени принимать на себя дополнительную преподавательскую нагрузку.

Здесь могу ответить одной фразой – измените отношению к студенту, поймите, что мозги группы студентов в совокупности на порядок превосходят по своему потенциалу мозги любого вундеркинда и умника, каковым себя мнит любой начинающий аспирант и научный сотрудник. Этим интеллектуальным потенциалом надо только умело воспользоваться и собирать каштаны руками студентов, причем студент еще скажет вам огромное спасибо за это, так как получит в несколько раз больше знаний, умений и навыков.

Шестой принцип, основой которого является усиление воздействия на студентов и укрепление обратной связи. Реализация этого принципа может происходить по следующим направлениям:

- объединение усилий со студентами группы в распитии эликсира жизни и чудодейственных напитков;

- сбор дани со студентов по итогам экзаменационной сессии в виде бочки варенья и корзины печенья;

- создание собственной странички в локальной Интернет-сети КАИ и объявление адреса, по которому можно обращаться с критикой и замечаниями;

- разработка лекций и практических занятий в мультимедийном варианте и размещение их на своей странице в Интернет.

Без сомнения, каждый из вариантов обладает рядом достоинств, а истина лежит где-то посередине. Однако можно отметить, что реализация первого варианта наиболее целесообразна и оправданна только после защиты дипломов. К моменту выпуска студента из альма-матер студент является сложившимся взрослым человеком, с которым преподаватель съел пуд соли при подготовке диплома, в результате чего студент получает право получить диплом специалиста, а преподаватель получает новый заряд энергии для продолжения укрощения строптивых следующей волны.

Второй путь является тем яблоком искушения и одновременно раздора, которое предлагают преподавателю студенты-искусители. Не говоря о чисто этической стороне дела, можно отметить, что молодой, начинающий карьеру преподаватель фактически сжигает за собой все мосты и ставит под сомнение возможность применения принципа «студент-ресурс преподавателя». Как правило, подобные предложения начинают исходить ближе к концу семестра, и каждый для себя сам решает, как ему поступить в этом случае.

В связи с этим вспоминается легендарный случай, произошедший в 2000 году. Тогда очень интересно поступили отстающие студенты одного из первых выпусков экономического факультета, проявив при этом подлинную смекалку, уважение к преподавателям, и смелость. Понимая, что близится Новый год и ни один преподаватель не хочет тратить время на неучей, студенты пригласили Деда Мороза, нагрузили его мешком с диковинными яствами и напитками, и отправились вместе с ним поздравлять сотрудников кафедры.

В итоге Дед Мороз провел шикарный праздник с кучей конкурсов и призов, поздравил преподавателей и сумел настроить их на благоприятный исход зачетной сессии. Сами студенты также приняли активнейшее участие в празднике жизни, устроив показательные борцовские выступления, танцевальные номера, а также продемонстрировав свои недюжинные вокальные способности. В результате все студенты успешно провели предэкзаменационную подготовку и сдали зачеты и экзамены.

Хочется подчеркнуть, с каким уважением, теплотой и знанием человеческой натуры был сделан этот изумительный ход конем. Не роняя своего достоинства, не бренча бутылками в рваном пакете, не доставая из-под полы сэкономленные на завтраках и обедах денежные ассигнации и векселя, не подмигивая преподавателям, а проявив истинное уважение к традициям КАИ и братству студентов и преподавателей, вышли студенты из сложнейшего положения, сложившегося по итогам зачетной сессии.

Укреплению воздействия на студентов может послужить и страничка на Интернет-сервере КАИ, где аспирант может выставить такие вещи, как свое расписание, график сдачи зачетов и экзаменов, требования к их проведению, а также лабораторные и практические задания, которые он ведет. В этом случае сам аспирант избавлен от необходимости объяснять каждому студенту, почему он не может принять его сегодня, хотя и находится в институте и в данный конкретный момент ничего не делает (с точки зрения студента). Кроме того, повышается информативность сообщений и снижается зависимость студентов от прихоти отдельного преподавателя.

На тот же сервер желательно выставить подготовленные лекции с использованием мультимедийных средств. Здесь решаются несколько задач:

- преподаватель приобретает навыки подготовки докладов и лекций с использованием средств мультимедиа, что очень помогает при выступлениях на научных и научно-практических конференциях;

- повышается статус преподавателя в глазах студентов как человека, обладающего знаниями в сфере современных информационных технологий;

- снимается необходимость поиска конспектов лекций для студентов во время сессии и соответственно, растет качество их подготовки.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что возможности первых двух способов укрепления связи со студентами ограничены в силу их специфики, поэтому остается активизировать возможности, скрытые в остальных вариантах.

Последний, седьмой принцип связан с формированием самостоятельности в научном поиске. Этот принцип является самым важным, и является залогом успешной научной карьеры. Очень часто аспиранты и ассистенты, оказываясь перед необходимостью подготовить вопросы к семинарскому занятию, лабораторные работы, практические задания, обращаются к помощи Интернета или используют опубликованные в учебниках задания и вопросы. Автор отнюдь не отрицает необходимость использования прошлого опыта, однако необходимо следить за тем, что этот подход не стал панацеей от всех бед. Рецепты здесь может быть следующими:

- на каждый взятый из чужого источника вопрос аспирант готовит 3-4 своих вопроса по данной теме. В этом случае происходит творческая переработка прошлого опыта и аспирант делает качественный прорыв в развитии;

- изложенная в серьезном журнале идея может и должна быть реализована в рамках лабораторной работы, с проведением многовариантных расчетов и вовлечением в оборот дополнительных усложняющих факторов. В этом случае одновременно проверяется правильность самой идеи в различных условиях и происходит ее адаптация под цели диссертационного исследования;

- самостоятельная разработка лабораторных работ с использованием идей, которые используются в рамках диссертационной работы. Здесь можно создавать работы на примере условных, виртуальных предприятий-моделей, что позволит обкатать идею в условиях, максимально приближенных к боевым;

- публикация и активное обсуждение полученных результатов на различных конференциях и на Интернет-странице.

Данные шаги, по мнению автора, позволят начинающему аспиранту отказаться от шаблонных решений и найти свою тропу в дремучем лесу научного поиска.

Следует осветить такой важный вопрос, как проведение экзамена по итогам семестра. Процедура экзамена предполагает реализацию функцию контроля качества передаваемых знаний студентам, одновременно итоги экзамена отражают результаты работы самого аспиранта. Понятно, что если все сдали экзамен бездарно и плохо, то в этом вина только аспиранта и никого больше. Значит, он не сумел донести своей предмет до студентов, не смог или не захотел заинтересовать их, либо решил превратить экзамен в конвейер смерти для того чтобы потешить свое самолюбие. По мнению автора, в любом случае, если сдача экзаменов затягивается на неопределенный срок, то ничего хорошего это не приносит ни студенту, ни самому преподавателю, так как проявляются следующие виды эффектов:

- необходимость прослушивания одной и той же звуковой дорожки из уст младенцев;

- необходимость траты значительного времени на проведение экзамена;

- утомление, апатия и полное безразличие студентов и аспиранта к результатам экзамена;

- высокий уровень упущенной выгоды на других направлениях работы;

- возможные обвинения аспиранта в предвзятости и стремлении раздобыть буханку хлеба и сырок.

Для того, чтобы избежать проявления данного перечня эффектов, можно провести экзамен по следующей схеме:

- студенты самостоятельно готовят около 80 вопросов по изучаемой дисциплине и соответственно ответы на них;

- аспирант готовит перечень стандартных билетов для соблюдения общепринятых стандартов женской красоты;

- аспирант также готовит список дополнительных вопросов в количестве около 100 штук.

Обязательным условием успешной реализации данной схемы является полная прозрачность и информированность студентов о правилах игры в русскую рулетку, в противном случае нарушается научный принцип четкой определенности и согласованности терминологии. Получается как в том армейском анекдоте, когда дед спрашивает молодого бойца, за что он (дед) его ударил. Молодой боец с видом тонкого знатока и ценителя острых шуток отвечает: «Было бы за что, совсем бы убил».

В итоге реализация данной схемы обеспечивает перенос функции контроля качества за подготовкой к экзамену на плечи самого студента, само время проведения сильно уменьшается, а его результаты стремительно взлетают на недосягаемую высоту, как крокодил в военное время или Сергей Бубка на пару с Еленой Исинбаевой. Практика показывает, что в этом случае студент либо проваливается на первом же этапе экзамена на своих же вопросах, либо получает 4 или 5. Вспоминается случай, когда студент приходит на экзамен с перечнем вопросов, преподаватель наугад предлагает ему ответить на вопрос №13, а тот удивлено вскидывает брови и спрашивает: «Что это за идиотский вопрос, что он означает?». В этом случае студент вынужден винить только самого себя за подобное бездарное отношение к подготовке к экзамену, и никто не может упрекнуть преподавателя в стремлении перевернуть пирогу студента. В схематичном виде процедура проведения экзамена представлена на рис.. Представить схему

Определенное внимание можно также уделить работе с особо одаренными студентами, которые перепутали лекцию с ареной для клоунов из цирка Шапито. Здесь аспирант должен понимать, что отвечая ударом трости на шутки студентов, он тем самым провоцирует их на продолжение маски – шоу, а также теряет нить управления аудиторией. Нет, аспирант должен в вежливой форме выставить самого студента в виде клоуна, чей юмор не вырос из коротких штанишек, либо аккуратно помочь тому выйти из неправильной ситуации.

В связи с этим можно вспомнить некоторые курьезные случаи. Первые из них произошли в бытность автора курсантом первого курса летного училища, а также прохождением военной подготовки на очередном курсе гражданского ВУЗа. Один курсант не успел вовремя пообедать, как говорится, не дошел ход в очереди и в итоге опоздал на построение. Командир уточнил, в чем заключается причина опоздания, на что тот ответил, что его опоздание связано с плохой организацией работы столовой. Прапорщик вывел курсанта перед строем и громогласно объявил выговор сотрудникам столовой за некачественное обслуживание лучшего солдата его гвардии. В итоге раздался гомерический хохот и инцидент был исчерпан.

Другой случай был связан с проверкой студентов на военной кафедре на предмет наличия аккуратной стрижки. Один из будущих аспирантов имел достаточно обросший вид, на что командир взвода с укоризной обратил его внимание на это, приведя в качестве образца для подражания стоящего рядом студента, имевшего стрижку под Котовского (его фамилия была Аппаков). Наш герой с чувством гордости за свою стрижку, сказал, что он же не Аппаков, на что командир спросил: «А чем ты хуже него?». Вот так, очень вежливо и деловито командир поставил на место зарвавшегося студента, в то же время не применяя чисто военных выражений и обычаев, а наоборот, показав студенту настоящее уважение и заботу о нем.

Еще один пример касается более позднего периода во время бытность одного аспиранта преподавателем в колледже. Он нарисовал на доске букву «К», что должно было означать «физический объем реализации» и спросил у студентов, кто знает сакральный смысл этого знака на доске. После некоторого молчания один здоровенный и наделенный куриными мозгами студент громко сказал, что это буква. Весь зал громко смеялся над преподавателем, который вроде бы как сел в калошу. Однако аспирант в свою очередь спросил парня, как того зовут, и узнал, что его зовут Павел, но перевод своего имени тот не знал. Тогда аспирант сказал, что имя «Павел» переводится как «великий», «могучий», «благородный» и так далее, а также подчеркнул, что вот мол смотрите, всего лишь какие – то пять букв, а какой глубокий смысл они несут в себе. А затем предложил посмотреть на доску и показал, что всего лишь одна буква находится на доске, а какая жизнь кипит в ней и какую важную роль она играет в решении проблем промышленного предприятия. В итоге весь зал уже смеялся над удачной шуткой и в то же время с уважением посмотрел на преподавателя.

Все эти случаи объединяет несколько общих черт, которые отражают мастерство преподавателя и руководителя в каждом конкретном случае:

- сохранение личной чести и достоинства, стремление не опускаться в своих воспитательных действиях на уровень репрессий;

- стремление перенести критические стрелы внимания на нейтральный объект, который в любом случае не испытает никакой обиды;

- стремление помочь студенту выйти из критического положения, повысив его уважение по отношению к самому преподавателю.

Вот такими тактическими приемами преподаватель может сохранить и приумножить уважение аудитории к своей личности, а также сохранить и укрепить свою нервную систему от потрясений, конфликтов и ненужных обид.

Еще один аспект взаимоотношений аспиранта и студентов заключается в том, как преподаватель корректирует полет своих студентов на ковре-самолете над вонючим болотом передранных из Интернет рефератов и курсовых работ. В этом случае, как нам кажется, можно применять два метода:

- метод нокаутирующего удара испанским сапогом в лицо студента. В этом случае аспирант ведет себя в стиле М.Тайсона, жестко заявляя студенту, что все, что тот написал, это полная профанация, ересь. Здесь вспоминается фраза одного преподавателя, написавшего на дипломной работе студента: «такие и такие материалы выбросить, остальное сжечь». В этом случае развитие студента не просто останавливается и застывает на века, нет, студент отбрасывается в какую-то отхожую яму, а преподаватель с гордым видом поворачивается и с удовлетворенным видом говорит, что да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри Невы. Применение данного метода приводит к невозможности использования интеллектуальных ресурсов студентов, а также к нерациональному расходованию своих собственных ресурсов, поэтому для рационально мыслящих и дальновидных аспирантов абсолютно не годится;

- метод подзатыльника, когда аспирант бьет студента не в лицо, а по затылку, что дает тому возможность получить дополнительный толчок в своем развитии вперед, а также уточнить направление, в котом следует двигаться. На околонаучном языке это называется «дать дрозда», «ободрать кота» или «вставить пистон». Тогда ракета - носитель под названием «Студент» получает ускорение и одновременно выводит на орбиту новых знаний экипаж машины боевой в составе самого студента, аспиранта и д<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.