Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Политика экономического роста и структурных перемен

2017-05-14 645
Политика экономического роста и структурных перемен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Задача сглаживания циклических колебаний экономического развития имеет в

определенном смысле структурный характер. Ее решение необходимо для того,

чтобы экономика страны была сбалансированной, что, в свою очередь,

обусловливает ее способность к экспансии. Экспансия же основной массы

субъектов экономики и есть экономический рост. В целом данный процесс

обусловлен внутренними законами самой экономической системы. Однако

существуют определенные обстоятельства, которые побуждают к государственной активности в этой сфере. К ним следует, прежде всего, отнести: повышение степени зрелости рыночной системы во всей группе стран, втянутых в мировую торговлю, рост продуктивности их национальных комплексов: ограниченность экономического пространства, все большее его уплотнение, в результате чего возможности более легкой экспансии исчезают. В условиях роста напряженности конкурентной борьбы между субъектами мирового рыночного хозяйства правительство каждой страны стремится обеспечить преимущества, прежде всего своим национальным производственным единицам. Правда, действия государств (особенно более развитых) осуществляются также с определенным учетом интересов других партнеров по мировому рынку. Однако это связано с соблюдением определенных условий: партнер должен быть развит, уметь говорить на том же экономическом языке, чем обеспечивается солидная основа для взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее, партнера всегда следует экономически опережать, желательно – по широкой гамме показателей. Сегодня это стало практически невозможным, сказалась сама природа конкуренции: стремление каждого субъекта экономики к экспансии, к лидерству неизбежно приводит перениманию опыта, знаний, производственных и менеджериальных технологий. Итогом стремительно обостряющейся конкуренции в условиях перенасыщенного рынка оказалось сосредоточение поддерживающих усилий государства не только (и не столько) в области экономического роста в целом, сколько применительно к определенным сферам.[14,370]

Рассмотрим сначала меры государства, которые оно может принимать в плане

воздействия на общую динамику экономического роста. Эти меры могут быть

прямыми и косвенными.

Прямые меры - система шагов, направленных на стимулирование

научно-технического прогресса в национальной экономике.

Косвенные меры – поощрение наиболее прогрессивных отраслей и видов

производства в народном хозяйстве (своего рода «моторов экономики»). Например, стимулирование научно-технического прогресса идет по следующим направлениям: поддержка фундаментальных научных исследований; финансирование и совершенствование системы среднего и высшего образования.

Научные исследования в западных странах осуществляются, как правило, в рамках нескольких институциональных направлений. Обычно государство придерживается такой установки: бюджетное финансирование должно быть нацелено, прежде всего, на повышение интеллектуального уровня всей нации, что возможно, в первую очередь, посредством соответствующего развития системы образования. Достижение же высоких прикладных результатов, нужных для получения преимущества на рынке, - задача частного сектора экономики.

Экономическая политика в области структурных изменений представляет собой

совокупность мер, оказывающих воздействие, прежде всего на меж- и

внутриотраслевые сдвиги.

Цель данного направления – стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем.

Формы реализации этой политики – селективная поддержка государством

определенных отраслей и видов производства.

Структурную политику рассматривают в широком и узком смысле.

В широком смысле – воздействие на всю совокупность структурных аспектов экономики. Речь здесь идет о влиянии на отраслевые, территориальные и организационно-институциональные пропорции.

В узком смысле – косвенное воздействие государства на размеры фирм,

нахождение оптимального соотношения между мелкими, средними и крупными

хозяйствующими субъектами.

Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся в широком смысле к понятию «структурная политика».

При более узкой трактовке этого понятия обычно имеют в виду воздействие лишь на отраслевые и межотраслевые пропорции.

Структурные сдвиги в экономике страны происходят, как известно, под влиянием множества факторов. Государство вмешивается в эти процессы тогда, когда, например, при формировании новых пропорций необходимо интенсифицировать развитие тех или иных отраслей и производств или ликвидировать социальные издержки, вызываемые структурными переменами.

Попытки государственного вмешательства в структурирование экономии отмечалось уже в начале ХХ в. Достаточно вспомнить меры по стимулированию развития военного производства в период первой и второй мировых войн. Восстановление разрушенной экономики также подразумевало определенную структурную направленность влияния государства, и все же термин «структурная политика» сталь интенсивно использоваться лишь с 60-х годов, когда действия государства применительно к микропропорциям приобрели более цельный характер.

Определяя круг факторов, который привел к активизации государства в области

структурных преобразований.

1)экстремальные экономические события (подготовка к войне, ее ведение и устранение ее последствий);

2)существенное усиление конкурентной войны на мировом рынке;

3)возросшая необходимость поддержки аграрного сектора в условиях объединения европейского рынка и усиления на нем международной конкуренции;

4)структурный кризис 70-х годов; падение спроса на продукцию традиционных отраслей промышленности, производимую в развитых странах (сталь, суда, текстиль);

5)ускорение научно-технического прогресса в 70-80-х годах.

При практической реализации структурных мер возникает не мало проблем. Это связано, в частности, с тем, что их понимание может быть различным у

представителей разных политических сил. Выбираемый вариант решения в немалой степени зависит от того, какая партия в данный момент у власти. Правда, в развитом обществе расхождение между экономическими решениями разных партий относительно невелики.

Последняя проявляется, прежде всего, в использовании финансового и кредитного механизма экономической политики.

Совокупность способов регулирования можно разделить на две группы:

I группа - косвенные меры (налоги и налоговые льготы), в частности, в

области ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидии, и т.п.);

II группа – прямые меры (государственные заказы на продукцию, услуги и

поставки благ, бюджетные инвестиции, определенные запреты правительства на

производство ряда товаров).[15,348]

Проблема заключается также в том, что задачи государства в области

структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Скажем, прямая

помощь передовым отраслям – это, строго говоря, нарушение правил конкуренции, на рынке все должны иметь равные права. Понятное дело с оказанием помощи старым, деградирующим отраслям, шансы которых в конкуренции значительно снизились. Речь идет о таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность.

Поддержка в форме переобучения уволенных работников может оказаться

оказываться структурно ослабленным отраслям в прямой форме. А, для стабильно развивающихся отраслей уместна лишь косвенная помощь.

Государство поддерживает научные исследования, облегчает быструю смену

оборудования в целом по всей промышленности. Однако, вопрос о том, какая из

стабильных отраслей станет лидером, решается в ходе конкурентной борьбы.

Таким образом, помощь слабым отраслям имеет адресный характер, поддержка же передовых сфер идет посредством мер общего стимулирования.

В целом структурную политику можно назвать «коррекцией экономического

развития», причем государство обычно не в состоянии составить точный план

структурных изменений.

Долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных странах

свидетельствуют о постоянном переходе от кейнсианской модели регулирования, предполагающей влияние на рыночный спрос, к неолиберальной, делающей ставку на регулирование предложения. Однако здесь возможны (и реально происходят) и обратные движения. Диалектику кейнсианских и монетаристских методов в осуществлении структурной политики особенно важно учитывать в наших условиях.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.