Десять лет – это особенный, «золотой возраст». Ребенок в это время уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Свободно идет на контакт, весьма восприимчив к внешним воспитательным воздействиям; очень открыт ко всему хорошему и светлому, он романтик и энтузиаст, уверен в себе и любит окружающую природу, готов к взаимопониманию и взаимовыручке.
К десяти годам накапливается некоторый опыт взаимоотношений в коллективе сверстников, и десятилетний ребенок стремится поддерживатьтоварищеские отношения, помогает другим в выполнении поручений, ценит верность в дружбе.
Бывает, что в организационный период смены дети будут проситься перейти из одной комнаты в другую. Выяснив причину обращения, ты сможешь увидеть, что в отряде идет формирование группировок по различным интересам: комната спортсменов, комната девочек, увлеченных сериалами, комната «домашних» детей и т.д. При подобных обращениях можно удовлетворять просьбы ребенка, поскольку это пойдет на пользу, и позволит избежать лишних конфликтов. Но только при условии, что переселение не связано со скрытым или явным конфликтом (как стратегия избегания). В таком случае переезд разрешать нельзя, а следует разобрать возникшие противоречия.
Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. В ней можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций.
Возраст располагает для привлечения детей к поиску решений, позволяет сосредоточиться на том, какой опыт и ребята, и вы приобрели для будущего.
Старайтесь создавайте для детей этого возраста условия для возможности выбора (по крайней мере, между двумя приемлемыми вариантами). Постепенно, в течение смены можно увеличивать количество альтернатив.
Таким образом, младший школьный возраст является достаточно интересным, хотя и имеет ряд своих трудностей. Подводя итоги, рассмотрим наиболее типичные из них.
Типичные трудности возраста
Таблица 4
Характеристики трудностей детей 6-7 – 9-10 лет
Прогнозируемые трудности
| Возрастные особенности
| Варианты решения
|
Могут быть слёзы.
| Болезненно переживают разлуку с семьёй.
| Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
|
Раздражительность, тоска по дому.
| Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении.
| Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке.
|
Множество вопросов.
| Любознательность.
| Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания.
|
Быстрая утомляемость.
| Большая активность детей.
| Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п.
|
Неуверенность в себе.
| Есть робкие и физически слабые дети.
| Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания.
|
Привычка есть медленно, всухомятку.
| Семейные привычки.
| Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
|
Готовы пробовать всё на вкус.
| Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному.
| Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях.
|
Опасность.
| Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость.
| Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности.
|
Потеря интереса, рассеянное внимание.
| Большая утомляемость от однообразия.
| Частая смена видов деятельности.
|
Обидчивость, вспыльчивость.
| Неумение сосредоточиться на одном объекте.
| Частая смена деятельности.
|
Рассеянность, быстрое переключение внимания.
| Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
| Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
|
Желание играть с малышами.
| Чувство взрослости по отношению к младшим.
| Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей.
|
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых.
| Слепое подражание взрослым.
| Стремиться не подавать «дурной» пример.
|
Постоянные опоздания.
| Отсутствие чувства времени.
| Не давать поручения, связанные с учётом времени.
|
Впечатлительность.
| Эмоциональная неуравновешенность.
| Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом.
|
Подростковый возраст
Подростковый возраст – это период от 11-12 до 15 лет. Его часто называют «переходным периодом», «трудным возрастом». Как бы то ни было, этот возраст очень важен в развитии личности, поскольку постепенно включает ее во взрослый мир, вырабатывает важные социальные умения.
В данный возрастной период у растущего ребенка завершается созревание мозга, происходит закрепление приоритета лобных отделов, что способствует формированию когнитивных стилей личности и ее обучения, позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, осуществлять рефлексию, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Кроме того, гормональный всплеск способствует формированию его знаний о себе, своем теле, значимости жизни, появлению общественных интересов. Именно в это время развивается самосознание, самооценка, рефлексия, благодаря которой протекает его самопознание, стремление реализоваться, развиваться и пр. [24]. Еще Л.И. Божович, говоря о подростках, писала, что в течение данного возраста «ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе …и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].
В этом возрасте происходит быстрый и неравномерный рост тела, из-за которого у подростков возникает частая усталость, лень, неловкость и неуклюжесть. Девочки, как правило, выглядят старше мальчиков.
Дети на данном этапе развития нуждаются в особом типе взрослого, коим может стать вожатый – человек, с которым можно открыто общаться и который поймет их даже тогда, когда они сами себя не могут понять, который будет любить их и проявлять терпимость в то время, когда кажется, что их больше никто не любит.
При этом при интенсивности развития подростка каждый новый год его жизни имеет свои специфические черты, с которые мы сейчас и рассмотрим.