ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СМИ И ЭТИКА — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СМИ И ЭТИКА



Закон и нравственная позиция журналиста

Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями. моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле. в их применении к журналистской деятельности. На базе представлений о профессиональном долге и высоконравственных формах его выполнения складывается система взглядов на поведение журналиста, при котором блюдется достоинство профессии и честь профессионала. В профессиональной этике складывается некий свод принципов, норм и правил достойного поведения и запретов/ Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста.

журналист, ощущающий свою нравственную ответственность перед аудиторией, постоянно решает для себя также вопросы: правильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его усилиям? Ведь даже смещение акцентов, не говоря уже об «очернительстве» или «лакировке», является нарушением этических обязательств. Журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения, которые в каждом конкретном случае для себя и относительно коллег помогут ему решить, что и насколько этично или неэтично. Поэтому и «суд чести» в журналистике должен учитывать конкретные обстоятельства, тонко разбираться в нюансах отношений между людьми. Этический анализ и самоанализ - обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики

Соперничество и лидерство в редакционном коллективе.

Совместная деятельность журналистов всегда подразумевает и наличие творческой состязательности между сотрудниками одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возможности с творческим потенциалом соперников. Например, не раз приходилось слышать от журналистов, что тот или иной материал коллеги стимулировал их творческую активность больше, чем редакторская проработка.

журналистам важен сам процесс состязания. Они стремятся превзойти друг друга по определенным параметрам: кто лучше и глубже разработает ту или иную тему, интересней и увлекательней проведет газетную акцию или же более оперативно осветит то или иное событие



Лидерство– феномен, порожденный системой неформальных отношений. А вот руководство– феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена социальной организацией, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет. Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль деловогои роль эмоционального лидера. В трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, ведь подобный коллектив создается, прежде всего, для получения какого-то продукта, а не решения личных проблем работников. Роль эмоционального лидера, хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого. Если конкретная группа нацелена на выполнение какой-либо задачи, ее лидер должен в большей степени, чем другие быть способным к ее выполнению. Если же целью группы является социо-эмоциональное удовлетворение, лидер должен быть в состоянии более чем другие помочь другим членам удовлетворить эту потребность. В целом положение члена группы тем выше, чем в большей степени он идентифицируется с групповыми нормами и целями. Представленным выше ролям структура лидерства не исчерпывается.

История возникновения морали

Вопрос о происхождении морали является сложной этико-философской проблемой. В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, натуралистический, и социальный



Религиозный - Божественное происхождение морали объясняется и тем, что люди в силу своей слабости не могут самостоятельно обуздать свои страсти и желания и поэтому обращаются к Богу. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам.

Натуралистический. Источником морали является или природа в целом, или природа человека в отдельности. Однако найти критерии морали в природе без помощи разума невозможно, так как человеку в естественном состоянии присущи как добродетели, так и пороки.

Социально-исторический. Источник морали – отношения между людьми в обществе. Мораль – продукт исторического развития. Она призвана регулировать общественные отношения и поведение людей в процессе их коллективной жизнедеятельности в условиях постоянного усложнения общественной жизни.

Право граждан на достоверную информацию

Понятие информации и соответственно права на информацию впервые в законодательстве Казахстана возникло в Законе Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г. Закон впервые определяет правовой статус потребителя как главного действующего лица рыночных отношений. Потребители имеют довольно широкий круг полномочий и, прежде всего, здесь впервые было сформулировано их право на информацию. Статья 11 названного закона была полностью посвящена правам потребителя на получение информации о продукции.

В соответствии со ст.6 закона любой потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре, а именно: продавец (изготовитель, исполнитель) по требованию потребителя обязан предоставить ему необходимую и достоверную информацию о цене. о потребительских свойствах интересующей его продукции; о законных способах приобретения или принятых на местах формах ее распределения; о гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий; о способах и правилах использования продукции, ее хранения и безопасной утилизации.

Эти же положения Закона РК О защите прав потребителей закрепляет и Закон О языках в Рес­публике Казахстан от 11 июля 1997 г., который содержит в себе следующие нормы: бланки, вывески, объявления, реклама, прейскуранты, ценники и другая визуальная информация излагаются на госу­дарственном и русском языках, а при необходимости и на других языках

Моральная регуляция журналистской деятельности.

Общество кровно заинтересовано в правовой и моральной регуляции деятельности СМИ. В свою очередь в нынешнюю эпоху стремительных социальных перемен сам журналист оказывается лицом к лицу с множеством никогда прежде не встречавшихся проблем, исключающих автоматическое принятие решений, а часто — и оперативный внешний контроль. Качество публикации. таким образом, оказывается в прямой зависимости от наличия у самого журналиста таких контрольных механизмов, как профессиональный долг и совесть.

Концепция комплексного подхода к правовой базе гражданского общества

Профессиональная мораль

См. 44 вопрос

Федерация арабских журналистов

Содержание

Информационные потребности обусловлены в первую очередь характером и содержанием деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. От таких социально-психологических факторов, как популярность, актуальность, престижность определенных тем, лиц, событий, зависят тематические интересы

Важной составляющей фактора «Содержание» является информативность издания или объем (полнота) необходимой конкретному индивиду в конкретный момент времени информации, частным случаем которой может являться т.н. объективность, под которой, как правило, понимается публикация разных точек зрения на событие или проблему.

Достоверность информации

Этот фактор определяет соответствие публикуемой информации действительности. Наряду с объективностью подачи информации и имиджем издания он оказывает влияние на доверие читателей к конкретному печатному СМИ. Фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) изданий. Менее всего важен для развлекательной прессы.

Оперативность

Этот фактор может быть количественно определен как временной отрезок (выраженный в единицах измерения времени) между моментом события и моментом получения информации. Оперативность издания на информационном рынке зависит от:

  • оперативности получения информации;
  • времени обработки информации;
  • времени, затрачиваемого на осуществление технологического процесса печати издания;
  • времени распространения издания.

· 4. Направленность и стилистика

· Влияние этого фактора сказывается на формировании приверженности конкретному изданию. Это объясняется тем, что потребитель (читатель) предпочитает то издание, которое, во-первых, описывает происходящие события с тех же позиций, что и индивид, и, во-вторых, с использованием той же лексики и грамматических форм, которые он использует и которые лежат в его области понимания

· 5. Оформление

· Такой фактор, как оформление или дизайн, играет все большую роль в коммерческой деятельности печатных СМИ , поскольку определяет как внешнюю привлекательность издания, так и удобство чтения или т.н. читабельность.

 

Служебная этика.

Этика служебных взаимоотношений – не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения в трудовом (в том числе творческом коллективе), общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля. Специфика деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через профессиональную мораль и профессиональную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессионально нравственных отношений «журналист – коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного климата редакционного коллектива, а в конечном счете – и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

1 Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других организаций, в которые может входить журналист;

2 Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим – то корыстным интересам и не писать «заказных» статей; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;

3 Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах и попавшими в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем – либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;

4 Уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на тонкое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;

5 Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;

6 Уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату;

7 Уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям;

Отступление от этих норм в повседневной жизни случаются чаще, чем хотелось бы. Но противоречия между минусами практики и тем, как должно быть, имеют тенденцию разрешаться, - этим журналистика и движется, и развивается. Библейские заповеди тоже периодически кем – то нарушаются. Но они живут в веках, являясь точкой отсчета в определении добра и зла для огромного множества людей, и уберегают их от ошибок. Профессионально – нравственные стандарты поведения, воспринятые в дни профессионального становления, тоже превращаются в точки отсчета при испытаниях, которые готовит журналисту жизнь.

Цензура в сознании граждан.

По мнению 40% опрошенных россиян, цензура - это заслон на пути избыточного насилия, разврата, пошлости в СМИ. Распространены также мнения, что цензура поможет убрать из СМИ клевету и дезинформацию, обеспечивать зрителей, слушателей, читателей достоверными сведениями (22%); что она поможет избегать глупости и повысить посредством СМИ культуру и образование граждан (11%); что бесцензурные передачи и статьи разлагают детей и молодежь (9%); что цензура поможет сократить, а то и полностью убрать из СМИ рекламу (3%).

 

Среди противников цензуры 24% заявляют, что она противоречит правам человека, принципам демократии (11%), не позволяет информации быть правдивой и своевременной (18%), однобоко освещает события и искажает факты (12%), противоречит Конституции и напоминает возврат к советским временам (по 4%).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СМИ И ЭТИКА

 

1.Конкуренция с иностранными СМИ на внутреннем рынке.

2.Профессиональный долг и общественная нравственность. Журналистика выполняет в обществе важнейшие функции и все они – социально необходимы. Это и непрекращающийся диалог между различными общественными группировками, это и просветительская функция, и информационная, и развлекательная. Словом, социальная значимость профессии, ее достоинство неоспоримы. Поэтому важно изучать деятельность журналистов с морально-нравственной точки зрения. А еще важнее формулировать так называемые «неписаные» нормы поведения для работников пера и с самого начала трудовой деятельности прививать их молодым специалистам. установлены следующие нормы для работников пера:

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим.

3. Нормы служебной этики казахстанских журналистов.

- не публиковать преднамеренные либо допущенные из-за небрежности искажения фактов;

- четко проводить грань между комментарием и фактом;

- не разглашать конфиденциального источника;

- не допускать наведения справок о личной жизни людей и публикации данных без их согласия;

- избегать вмешательства в личные беды и трагедии, не называть имена жертв изнасилований;

 

- не интервьюировать детей в возрасте до 16 лет без ведома их родителей;

-приносить извинения в тех случаях, когда это необходимо.

4. Правовые нормы журналистов.

В соответствии с законом журналист имеет право:

— искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

— посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;

— быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

— получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

— производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

— проверять достоверность сообщаемой информации;

— излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;

— отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.

Наконец, закон напоминает, что вы можете обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи.

Закон о СМИ оговаривает также обязанности журналиста. Среди них:

— проверять достоверность сообщаемой им информации;

— указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал;

— получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов);

— ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом);

— при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение.

Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:

— обществом;

— аудиторией — читателями, слушателями, зрителями;

— перед героями журналистских произведений;

— журналистским коллективом, который представляет автор;

— перед самим собой.

5.Союз журналистов Казахстана.

6.Профессиональные нормы и общечеловеческие ценности. Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:

- высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);

- внутри конкретной специальности формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но впоследствии могут, приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например, принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);

- в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог – ученик, врач – пациент, следователь – подозреваемый и др.);

- одной из сторон профессиональной этики является ее корпоративность - преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.

В зависимости от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика педагогическая, медицинская, инженерная, юридическая и т. д.

Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда. А также, когда общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции по стабилизации и оздоровлению общества.

Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей.

7.Этика как наука.

В науке под этикой понимают область знания. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

8. Правовой статус военного журналиста.

Статус журналиста независимого СМИ, то есть такой редакции, которая не подчинена прямо или косвенно государственной власти, в данном случае Вооруженным Силам, и не выполняет их заказы по информационному обеспечению проводимой военной акции. С этой ситуации документально подтвердить принадлежность к конкретной редакции и специальный статус журналиста, как правило, совершенно не сложно, однако также нужно быть готовым к тому, что ваши удостоверения, как и другие документы, будут изучаться "под микроскопом".

В-третьих, это статус так называемого "военного корреспондента", то есть сотрудника СМИ, афилированного с властями, "правильно" понимающего всю суть происходящего и полностью согласующего с ними свою информационную и прочную жизнедеятельность. Поэтому проблемы с документами и другими формальностями у них обычно не возникает.

Конфликтные ситуации, как вы понимаете, почти всегда обеспечены только первым двум категориям, поэтому на их правовом статусе мы и остановимся подробнее.

Первая условно правовая проблема, которая, к сожалению, является очень распространенной в странах СНГ, - это так называемая терминологическая путаница с далеко идущими последствиями. После возникновения очередного вооруженного конфликта некоторое время, а иногда и несколько лет власти не могут сами определиться, а как же правильно называть то, что реально происходит: война, отдельные боестолкновения, антитеррористическая операция, полицейская акция, пограничный конфликт, бандитски "разборки"? Мы называем эту проблему условно правовой, поскольку определение любого вооруженного конфликта всегда связанно с политической оценкой той или иной стороны. Противостояние в политике неизбежно порождает терминологические оценочные штампы в идеологии и пропаганде: давно известно, что у наших - только "разведчики", а у наших врагов - всегда "шпионы".

С точки зрения международного гуманитарного права этот вопрос решается весьма просто: или есть официально объявленная война, или ее нет. Применение регулярной армии на по ее прямому назначению внутри своей собственной страны в цивилизованном мире является недопустимым. Состояние войны и военное положение на всей территории страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии вправе объявлять только В случае объявления войны международными стандартами допускается официальное временное приостановление действия некоторых конституционных прав и свобод граждан на части или на всей территории вступившего в войну государства. Например, может быть ограничена свобода передвижная по территории страны, свобода сбора информации и распространения информации по военной и связанной с ней тематике.

Как известно, на практике мы обычно не встречаемся с таким последовательным правовым подходом. Факт ведения военных действий признается спустя длительно время после их начала либо описывается в иных формулировках. Ограничения гражданских прав и свобод нередко фактически вводятся произвольно на уровне устных распоряжений отдельных командиров воинских частей на контролируемых ими территориях без официального государственного объявления войны, но под предлогом боевых действий, специальных операций и т.п.

9. Закон «О СМИ» Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации».

Включает в себя:

Глава 1. Общие положения

Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации

Глава 3. Распространение средств массовой информации

Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями

Глава 5. Права и обязанности журналиста

Глава 6. Аккредитация журналистов

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

10. История возникновения профессиональной этики.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

11. Правовая компетентность журналиста.

Одним из направлений работы Комиссии по свободе доступа к информации было консультирование по правовым вопросам и оказание юридической помощи журналистам, проведение обучающих семинаров в разных регионах страны. На основании обобщения результатов проведенной работы с журналистами по этому направлению, а также данных опроса по правовой проблематике можно составить определенное мнение о правовой грамотности и компетентности журналистов, а также других специалистов, по роду деятельности связанных с доступом к информации.

Существует две проблемы:

1) Неверие в то, что судебные органы смогут защитить журналиста. Многие считают бесполезным туда обращаться. По мнению журналистов, нет в нашем действующем законодательстве эффективных способов возмещения материальных, моральных затрат журналистов и редакций СМИ в случае удовлетворения их требований.

2) Журналисты очень ценят свое рабочее время и не желают тратить его на «походы» по судам. Из-за несовершенства нашей судебной системы процесс может растянуться на длительный срок (несколько месяцев). Кроме того, что у работы будет отнято время, информация, из-за которой возник спор, скорее всего устареет и читателю будет неинтересна.

12. Этика и законодательные аспекты рекламы в СМИ.

Этика рекламы — совокупность представлений об этическом нормировании рекламы.

Выделяют два основных подхода к методике этического нормирования рекламы. Наиболее точным и строго регламентированным методом регулирования рекламы обычно считается законодательный. При этом положения, зафиксированные в нормативных документах, удовлетворяют потребностям бизнеса и общества всегда лишь отчасти, так как эти потребности постоянно изменяются во времени. Но наряду с законодательно закрепленными требованиями к этике и морали, в обществе всегда существует более устойчивая по отношению к фактору времени величина — взгляды на вопросы этики и морали и соответствующие им модели поведения, разделяемые большинством членов общества, которые могут, как совпадать, так и находиться в антагонистическом противоречии с законодательными актами. В последнем случае более действенным может быть «метод общественного договора».

ключевыми понятиями этики, ограничивающими рекламную деятельность являются:

законность,

благопристойность,

честность,

корректность,

достоверность.

13. Правовые и этические нормы

Правовые и этические нормы работы журналиста В своей повседневной деятельности журналист постоянно сталкивается с нормами права, да и сама журналистская деятельность сегодня достаточно регламентирована, или, как говорят юристы, под нее подведена законодательная база.

14. Защита журналистов в ситуациях с вооруженными конфликтами.

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что международное гуманитарное право не обеспечивает журналистам надежной защиты, учитывая, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним содержат только два отдельных упоминания о представителях прессы (статья 4А(4) Женевской конвенции III и статья 79 Дополнительного протокола I). Однако, если перечитать эти положения, наряду с другими нормами международного гуманитарного права, становится ясно, что защита журналистов, в соответствии с существующими нормами права, является всеобъемлющей. И самое важное: статья 79 Первого Дополнительного протокола устанавливает, что журналисты имеют те же права и ту же степень защиты, что и мирные жители во время международных вооруженных конфликтов. То же самое можно сказать и о ситуациях немеждународных вооруженных конфликтов, когда защита регламентируется в соответствии с обычным международным правом.

Таким образом, для того, чтобы получить полное представление о защите, предоставляемой журналистам в соответствии с международным гуманитарным правом, нужно просто заменить слово «мирных житель» в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним на слово «журналист».

Являясь мирными жителями, журналисты пользуются защитой международного гуманитарного права от прямых нападений до тех пор, пока они не принимают прямого участия в боевых действиях. Несоблюдение этих правил представляет собой серьезное нарушение Женевских конвенций и До полнительного протокола I. Более того, намеренное нападение на мирных жителей, будь то в рамках международного или немеждународного вооруженного конфликта, также приравнивается к военному преступлению, в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда

Журналисты и другие представители прессы подвержены большому риску незаконного взятия под стражу по причинам безопасности. И это как раз та сфера, в которой различие между " военными корреспондентами " (статья 4А (4) Третьей Женевской конвенции) и " журналистами " имеет важное значение (статья 79 Дополнительного протокола I). И те, и другие относятся к категории мирных граждан, но только военные корреспонденты могут получить статус военнопленных. Военные корреспонденты формально имеют право на сопровождение вооруженных сил. Благодаря этому, попадая в плен, они получают такой же правовой статус, как и участники вооруженных сил. По этой причине военные корреспонденты пользуются защитой Женевской конвенции III, что предусмотрено Дополнительным протоколом I и международным гуманитарным правом.

Понятие " прикомандированного к военной части журналиста " современное. Оно впервые появилось во время вторжения в Ирак в 2003 году и с тех пор получило всемирное распространение. Это понятие не фигурирует ни в одном положении международного гуманитарного права и, насколько я знаю, четко не определено. Однако, можно говорить о том, что военные корреспонденты, как правило, называются " прикомандированным к военной части журналистами " . Для того, чтобы стать военным корреспондентом в понимании междуна родного гуманитарного права, обязательна официальная аккредитация в вооруженных силах. Таким образом, если прикомандированным к военной части журналист получил официальную аккредитацию, с правовой точки зрения он становится военным корреспондентом.

Ошибочно думать, что другие представители прессы, попадая в руки воюющих сторон, не имеют никакой защиты. Напротив, правовая защита, на которую они имеют право, достаточно сильна. На это зачастую не обращают внимания. Прежде всего, если они не являются гражданами страны, которая их удерживает, они получают возможность пользоваться защитой, предусмотренной Женевской конвенцией IV. Помимо того, в любых обстоятельствах журналисты и другие представители прессы пользуются, как минимум, фундаментальными гарантиями установленными статьей 75 Дополнительного протокола I, которая запрещает, в частности, насильственный действия, создающие угрозу жизни или здоровью людей, находящихся во власти сторон в конфликте, пытки любого рода, посягательства на человеческое достоинство и взятие в заложники. Помимо этого, она предоставляет гарантии честного судебного разбирательства по отношению к заключенным, задержанным за наказуемые преступления. Содержащиеся под стражей представители прессы пользуются одними и теми же фундаментальными гарантиями, вне зависимости от того, происходит ли их задержание в связи с международным или немеждународным вооруженным конфликтом. Являясь мирными гражданами, журналисты во время немеждународного вооруженного конфликта пользуются защитой общей для всех Женевских конвенций Статьи 3, Дополнительного протокола I и обычного международного права.

Существующее законодательство предоставляет достаточную защиту. Оно представляет собой надежную и реальную базу для защиты представителей прессы, когда они работают на поле боя. Самая серьезная проблема заключается не в нехватке правил, а в неспособности имплементировать существующие правила и систематически расследовать, наказыв ать и преследовать нарушения.

 

15. Правовое поле СМИ.

Роль журналистики в формировании правовой культуры общества трудно переоценить. Ведь средства массовой информации – это основной источник правового информирования граждан. Комментарии правовых актов, ответы юристов на вопросы читателей, материалы на судебные темы, публикации о работе следственных органов, прокуратуры и милиции, «криминальная хроника» - нет ни одной общественно-политической газеты, которая не отводила бы на своих страницах места для публикации правовой направленности. И потому современный журналист должен иметь представление о законодате<






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.03 с.