Санкт-Петербургский институт управления персоналом — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Санкт-Петербургский институт управления персоналом

2019-08-04 171
Санкт-Петербургский институт управления персоналом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский институт управления персоналом

Курсовая работа

По курсу «управление персоналом»

Тема «организация работы с персоналом»

Выполнила: студентка

4 курса факультета

управления персоналом

Андросович И.В.

Проверил: профессор Петров В.В.

 

Г. Санкт-Петербург 2009 г.


Содержание

Введение

I. Управление человеческими ресурсами в современных условиях

1.1 Основные подходы к управлению человеческими ресурсами

1.2 Кадровая политика организации и её особенности

II. Практическая часть

2.1 Кадровая политика и стратегия управления персоналом организации на примере ОАО «Пермские моторы»

2.2 Методы управления персоналом ОАО «Пермские моторы»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Моя работа посвящена организации работы с персоналом. С переходом нашей страны на рыночные отношения большое значение при работе с персоналом приобрел экономический фактор, определяющий основные управленческие задачи в этой области, а также средства и методы их практической реализации, направленные на повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности организации (предприятия, фирмы). В этих условиях важно не только сформировать штат персонала, определить его численность, профессиональный и квалификационный состав, но и правильно организовать его труд в непосредственной связи с технологией производства, использовать кадровый потенциал в соответствии с квалификацией и уровнем образования. Моральная и материальная заинтересованность работника, повышение трудовой мотивации выступают в качестве основных составляющих результативности его работы[1].

К сожалению, среди большой части руководителей организаций и владельцев фирм в России бытует распространенное заблуждение, что работа с персоналом не является важнейшей задачей наряду со многими другими стратегическими, тактическими, оперативными или финансовыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться любой компании в своей деятельности. Лично меня очень огорчает тот факт, что очень часто работу с кадрами особенно в государственных организациях сводят до уровня правильного ведения кадровой документации и личных дел сотрудников, не занимаясь серьезным отбором при приеме на работу, а удовлетворяясь лишь формальным соответствием кандидата, предъявленным требованиям по специальности, профессии и квалификации. Часто в организациях не рассматривают различные вопросы мотивации и стимулирования труда работников, конфликтные ситуации, не занимаются обеспечением положительного социально-психологического климата в коллективе. В организациях негосударственного сектора часто наблюдается обратная картина. Работники могут быть хорошо стимулированы, получать удовлетворение от процесса труда и социального общения с коллегами, но при этом неправильно оформлены на работу или не оформлены вовсе, что может привести к потере трудового стажа, неправильному начислению льгот и пенсий по старости, неправильной оплате временной нетрудоспособности и другим серьезным нарушениям, возникающим из-за несоответствия ведения кадрового делопроизводства нормам трудового законодательства.

В процессе деятельности организации эти проблемы, как правило, обостряются, выливаясь в затяжные конфликты между руководством организации и работниками, и приводят к судебным тяжбам или, в лучшем случае, к снижению эффективности и производительности труда работников, что в свою очередь ведет к снижению качества производимой продукции и, соответственно, падению прибыли.

Другая проблема эффективного управления персоналом на предприятии заключается в том, что персоналом должен управлять в первую очередь сам руководитель, а не менеджер по персоналу и даже не начальник службы кадров. Эти специалисты лишь выполняют процедурную работу по управлению, хотя при этом они могут мыслить и действовать определенным образом, проявлять инициативу, предлагать инновационные методы решения кадровых проблем. Но все ключевые решения в этой сфере принимает руководитель, и он же несет в соответствии с трудовым законодательством полную ответственность за свои действия в отношении персонала компании.

Я уверена, что именно поэтому иметь представление о системе управления человеческими ресурсами (в общем) и персоналом (в частности) и знать ее основы необходимо руководителям различного ранга, начиная с менеджеров высшего звена.

Итак, что же конкретно следует знать об управлении персоналом для того, чтобы успешно руководить организацией?

Во-первых, необходимо освоить теоретические основы, методы и формы управления, сущность кадровой политики в организации, стратегию ее формирования. Именно этот вопрос я подробно рассмотрю в данной работе. Следует иметь в виду, что теоретические основы управления персоналом, в отличие от других областей управления организацией, не устаревают. Хотя обновление знаний в этой сфере происходит постоянно, опыт, накопленный в управлении людьми на протяжении веков, не окажется бесполезным.

Во-вторых, в любой деятельности, в том числе и в управлении персоналом, необходимо руководствоваться действующим законодательством, то есть законами, указами, нормативными актами, стандартами и т.п. Это необходимо для того, чтобы локальные нормативные акты, выпускаемые руководителями организаций, не противоречили бы нормам государственного, трудового, налогового права, и не нарушались права работников. Для этого следует опираться на положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и других законодательных актов.

В-третьих, необходимо представлять, какая документация по кадрам должна вестись на предприятии в обязательном порядке для того, чтобы грамотно организовать работу по кадровому делопроизводству.

В-четвертых, руководитель должен знать, какие функциональные обязанности выполняют менеджеры по персоналу или служба персонала предприятия, какие подразделения в нее входят, как происходит координация работы между сотрудниками службы управления и линейными менеджерами. В зависимости от величины предприятия, количества работающих сотрудников, финансового состояния фирмы, служба персонала может состоять из одного менеджера (малое предприятие) или иметь большой развернутый штат со специализированными секторами. Такая схема применяется в крупных акционерных обществах или на государственных предприятиях.

В-пятых, следует понимать, как планируется численность работников на предприятии, на основании каких критериев строится прогноз текучести и соответственно потребности в новых работниках. Конечно, эту работу выполняют специалисты службы кадров, но руководитель должен иметь представление о том, как происходит этот процесс, чтобы четко контролировать работу службы персонала.

В-шестых, одним из основных направлений работы кадровой службы является процесс приема персонала и расстановки кадров. Руководителю любой организации необходимо осуществлять контроль за работой по приему персонала, так как именно он принимает окончательное решение о приеме на работу, подписывая соответствующий приказ. И все недостатки кандидата на должность могут проявиться впоследствии в период его работы в компании, что будет способствовать разрушению корпоративной культуры фирмы. Поэтому при приеме на работу новых сотрудников, особенно специалистов или работников администрации, руководитель должен самостоятельно провести с ними собеседование. Я считаю, что особое внимание следует уделить набору своих непосредственных подчиненных, если это не люди из его команды. Руководитель должен определять кадровую стратегию, принимать решение, каким источникам – внутренним или внешним – при наборе персонала следует уделять большее внимание. Набранный персонал должен адаптироваться к новым условиям труда, пройти обучение соответствующим специальностям. Выборочный контроль за работой службы персонала в этом направлении должен осуществлять руководитель организации.

Важным аспектом является оценка деловых качеств работников и результатов их труда, включающая в себя процедуру аттестации кадров или иного метода оценки (карьерное интервью), позволяющая делать соответствующие выводы о профессиональной пригодности работников организации и способствовать их дальнейшему профессиональному и служебному росту. Председателем аттестационной комиссии всегда является руководитель организации или его заместитель.

Очень важным фактором эффективной работы организации, на мой взгляд, является нормальный социально-психологический климат в коллективе, когда работники хорошо мотивированы, их труд вознаграждается достойным образом, в коллективе отсутствуют конфликты между работниками и группами работников (подразделениями), работники получают удовлетворение от процесса труда и межличностного общения.

Такой ситуации способствует установившаяся в организации внутрикорпоративная культура. Но поведением работников необходимо управлять, и руководитель играет здесь далеко не последнюю роль, так как организуя рабочий процесс и выделяя финансовые средства на конкретные мероприятия, он должен хорошо представлять себе, какой экономический и социальный эффект они могут произвести. Помимо этого необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому работнику, учитывая его потребности, интересы и ценностные ориентации.

Я абсолютно согласна с тем, что работник будет эффективно и качественно выполнять свои должностные обязанности, если он удовлетворен той работой, которую делает, и тем вознаграждением, которое получает за результаты своего труда. Другими словами, он должен иметь высокую внутреннюю мотивацию к труду, и его труд должен эффективно стимулироваться. Мотивация во многом определяется теми факторами, о которых речь шла выше, однако помимо них у многих работников присутствуют потребности в уважении со стороны окружающих и в самовыражении, когда труд является для человека делом всей жизни. Создать такие возможности для эффективного труда должен именно руководитель организации. Что касается стимулирования, то, на мой взгляд, он целиком и полностью зависит от руководителя как субъекта управления, так как именно он может предоставить работнику необходимые блага (деньги, повышение в должности, моральное поощрение в соответствии с его материальными и духовными запросами.

И, наконец, я считаю, что управление персоналом должно быть эффективным, точно так же, как эффективными должны быть и другие составляющие управления деятельностью фирмы.

Таким образом, я пришла к выводу, что управление персоналом организации – это один из главнейших элементов деятельности любого руководителя, который должен постоянно отслеживать прохождение этого процесса в компании, производить выбор основных направлений в области кадровой политики и координировать работу сотрудников службы персонала с менеджерами структурных подразделений.

 


II. Практическая часть

2.1 Кадровая политика и стратегия управления персоналом на примере «ОАО Пермские моторы»

 

В современных российских условиях при выборе типа кадровой политики в каждой организации должны учитываться факторы внешней и внутренней среды предприятия. К ним относятся: стратегия организационного развития, финансовые возможности организации, определяющие допустимый уровень затрат на персонал, количественные и качественные характеристики занятого на предприятии персонала, соотношение спроса и предложения на рынке труда на рабочую силу интересующей квалификации, средний уровень заработной платы в отрасли, требования трудового законодательства.

Все эти факторы должны быть тесно связаны с задачами, определяющими кадровую политику и стратегию организационного развития.

Кадровая политика ОАО «Мотовилихинские заводы» характеризуется следующими положениями.

Во-первых, она - гибкая, то есть такая, чтобы ее можно было приспосабливать к меняющейся экономической ситуации, а также к тактике развития данной организации. Однако в то же время важным качеством выбранной кадровой политики является стабильность. Стабильными являются те моменты, которые направлены на удовлетворение ожиданий и интересов работников, например, выбранная политика заработной платы.

Во-вторых, кадровая политика фирмы «Александрит» является эффективной с экономической точки зрения. Известно, что формирование квалифицированного трудового потенциала организации может быть связано с существенными финансовыми издержками.

В-третьих, кадровая политика данной фирмы обеспечивает индивидуальный подход к различным социальным группам, работающим в ней, что особенно важно при осуществлении политики мотивации и стимулирования персонала.

Следовательно, выбранная кадровая политика ОАО «Мотовилихинские заводы» направлена на получение в работе с персоналом социально-экономического эффекта, способствующего высокопроизводительной деятельности всей организации.

Кадровая политика рассчитана на долгосрочную перспективу, а кадровая работа – на оперативное решение текущих кадровых задач, что и отражает взаимосвязь между стратегией и тактикой организационного развития.

Наиболее заметно такая взаимосвязь проявляется при классификации стратегий деятельности организации.

Напомню, что каждая организация проходит в своем развитии четыре стадии, характеризующие ее жизненный цикл. Это стадия формирования (создания организации), стадия интенсивного роста, стадия стабилизации и стадия кризиса[6]. Отмечу, что для каждого этапа характерна своя кадровая политика.

На стадии формирования или создания нового бизнеса основной целью, стоявшей перед фирмой ОАО «Пермские моторы», - был поиск необходимых ресурсов для производства продукции, которая смогла бы достойно конкурировать на рынке с аналогичными товарами-заменителями и была востребована потребителями.

Итак, на этом этапе служба управления персоналом решала следующие задачи:

- обеспечение организации квалифицированными и мотивированными работниками, заинтересованными в достижении своих целей посредством обеспечения успешной деятельности организации;

- проведение мотивационной политики таким образом, который позволил бы работникам удовлетворить свои материальные (через правильно организованную систему стимулирования) и моральные (стремление к развитию работников как личности через самовыражение) интересы;

- организация хорошего социально-психологического климата в коллективе, что достигается через связь службы управления персоналом со всеми работниками с помощью индивидуального подхода к каждому;

- организация эффективного использования трудового потенциала работников путем проведения своевременной оценки результатов их труда и деловых качеств, проведения аттестаций, позволяющих формировать и отслеживать деловую карьеру работников, обучения, переподготовки и повышения квалификации;

- разработка системы сбора, учета, хранения и использования кадровой информации.

На стадии интенсивного роста ОАО «Пермские моторы» для удовлетворения активного спроса на свою продукцию создавали новые подразделения, увеличивала число работников и меняла свою организационную структуру. В связи с этим основными задачами службы управления персонала были привлечение и отбор в организацию новых сотрудников, причем наиболее подходящих с точки зрения их профессионализма и квалификации, чтобы уменьшить временные и финансовые затраты на обучение персонала. Для этого проводилась комплексная оценка поступающего персонала, вводились новые работники в сформированный коллектив, грамотно осуществлялись мероприятия по их адаптации. При этом проводилась необходимая оценка и в случае необходимости корректировалась организационная структура и принципы управления, а также система формирования управленческих команд. В этом плане особенно важным являлось сохранение принципов организационной культуры, сформировавшейся в организации. Организационная культура – это упорядоченная совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей в организации. Задачей менеджера по работе с персоналом являются отбор и оценка новых идей, привносимых извне, и включение наиболее ценных из их в существующую организационную культуру для ее сохранения в качестве связующего звена в отношениях между членами коллектива.

Стадия стабилизации является наиболее спокойным периодом в жизненном цикле ОАО «Мотовилихинские заводы» которая удовлетворяет потребностям рынка. Трудности связаны с удержанием достигнутого уровня рентабельности и дальнейшим снижением затрат на все виды ресурсов, включая человеческие, то есть персонал. Для снижения уровня затрат на персонал кадровой службе необходимо проанализировать деятельность всех подразделений компании, выявить причины возможных расходов, не приносящих желаемых результатов, и организовать работу с максимальной эффективностью. Руководство фирмы с равной периодичностью проводит аттестацию персонала для оценки эффективности результатов труда каждого работника, а также аттестацию рабочих мест. Такого рода мероприятия позволяют провести улучшения в системе оплаты труда, более эффективно распределять работу между сотрудниками с учетом их способностей и интересов. Служба управления персоналом проводит мероприятия по планировании трудовой карьеры работников, организовывает процессы обучения и переподготовки кадров, формирует кадровый резерв руководства. Но на стадии стабилизации менеджеры кадровой службы фирмы «Александрит» понимают, что они должны не только поддерживать функционирование организации в существующем объеме, но и готовиться к преодолению стадии кризиса и проведению антикризисной политики. Кризис в деятельности организации неизбежен, если она не будет диверсифицировать свою продукцию, искать новые рынки сбыта или новый товар, даже если это повлечет за собой изменение в направлении деятельности компании.

Стадия спада (кризиса). На этой стадии фирма ОАО «Мотовилихинские заводы», когда выработает свой ресурс, вынуждена будет уменьшать объемы производства продукции, сокращать затраты на персонал и другие ресурсы до минимального уровня, сокращать организационную структуру. Если организация не ликвидируется с полным увольнением персонала и не прекратит свою деятельность, а будет пытается ее нормализовать, то здесь особенно

важным направлением станет работа с персоналом.

В задачи кадровой службы на данном этапе будут входить:

1 диагностика кадрового потенциала фирмы,

2 выявление лишних звеньев, от которых можно наименее безболезненно отказаться,

3 разработка программ перевода наиболее ценных работников в действующие подразделения,

4 переподготовка их с наименьшими финансовыми затратами и – главное направление деятельности –

5 максимально возможное разрешение конфликтов между администрацией и персоналом, обостряющихся в данный период.

 

Заключение

 

Итак, я рассмотрела тему «Организация работы с персоналом» и пришла к выводу, что эта проблема в наше время весьма актуальна. Как уже говорилось выше, любая организация состоит из людей. От правильно организованной работы с персоналом напрямую зависит успешная деятельность организации. Если же деятельность организации успешна, значит, и наша жизнь станет чуть лучше, а, может быть, намного лучше, чем сейчас. Я могу сказать, что, на мой взгляд, для того, чтобы общество процветало, чтобы наша жизнь была светлой и безоблачной, одной мечты об этом мало. Нельзя забывать о том, что общество состоит из людей. И я, и Вы – мы тоже являемся частью этого общества. Какой напрашивается вывод? – Это значит, что каждый, являясь частичкой общества, может внести свой вклад в его развитие. Другое дело, какой это будет вклад – хороший или, наоборот, плохой.

Общество состоит из людей. Организации состоят из людей. Люди – центральное звено. Принято считать, что семья является ячейкой общества. Я считаю, что организацию можно сравнить с семьёй. Ведь Вы наверняка слышали выражение «Работа – это второй дом». Обычно в семье есть глава семьи. Одна семья отличается от другой, подобно тому, как один человек отличается от другого. Но есть то, что объединяет всех людей. Всем людям хочется быть счастливыми. К сожалению, бывают семьи, в которых нет счастья. От этого страдает сама семья и каждый член этой семьи. Так как семья является ячейкой общества, страдает и общество в целом. Организация – это тоже своеобразная ячейка общества, созданная для того, чтобы сделать его лучше, сделать его счастливым. Для этого, несомненно, нужно уметь работать с людьми, которые трудятся в той или иной организации. С моей точки зрения, от правильно организованной работы с персоналом напрямую зависит счастье как отдельно взятого сотрудника, так и предприятия в целом. Что же такое счастье организации? Это когда претворяются в жизнь ее идеи, когда смысл ее существования находит выражение в видимом процветании как самой организации, так и общества, ради которого она существует. Если от организации нет никакой пользы обществу – зачем ей существовать? Я убеждена в том, что нужно особо тщательно подходить к вопросу организации работы с персоналом. Это актуально. И совсем неважно, что является смыслом существования организации: защита здоровья людей или обеспечение их безопасности, - важно, чтобы люди, которые этим занимаются, понимали ценность и необходимость своего труда.

Я убеждена в том, что нужно уметь ценить людей. Важно помнить, что сотрудники – тоже люди. Не машины, не роботы, а живые люди. Нужно постараться найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Также нужно уметь управлять персоналом как единым целым. Несомненно, нужно заботиться о нем. Эта забота должна проявляться как в виде материального вознаграждения, так и морально. Нужно создать устойчивую мотивацию в каждом сотруднике. Персонал, как мне кажется, подобен музыкальному инструменту: если все струны в порядке, если инструмент грамотно настроен, то музыка, которая польётся из него, будет воистину услаждать душу. Руководитель же – это тот человек, который должен настроить свой инструмент на верный лад. Другими словами, правильно организовать работу с персоналом может только талантливый человек. Замечу, что не просто талантливый, но тот, кто любит свое дело и всего себя посвятил ему.

В практической части своей работы я рассмотрела кадровую политику и стратегию управления персоналом на примере фирмы «Александрит».

Данный пример показал, что для того чтобы правильно организовать работу с персоналом, нужно не только знать теоретические основы управления и сущность кадровой политики, но и уметь создавать нормальный социально-психологический климат в коллективе[8], когда работники хорошо мотивированы, их труд вознаграждается должным образом, в коллективе отсутствуют конфликты, сотрудники получают удовлетворение от процесса труда и межличностного общения. Стоит уделять достаточно внимания профессиональному обучению кадров. Справедливости ради стоит заметить, что неискренняя забота о персонале не даст должных плодов.

Таким образом, я пришла к выводу, что говорить о том, что работа с персоналом организована правильно, можно тогда, когда сотрудники удовлетворены той работой, которую делают, и тем вознаграждением, которое они получают за результаты своего труда. Другими словами, нужно приложить все усилия для того, чтобы отдельно взятый человек в организации имел высокую внутреннюю мотивацию к труду. Также я считаю, что важно помнить о том, что у многих работников (сотрудников) присутствуют еще и потребности в уважении со стороны окружающих и в самовыражении, когда труд является для человека делом всей жизни. Я искренне желаю каждому человеку, в том числе и себе, чтобы та деятельность, которой мы занимаемся, сделала нашу жизнь лучше.

 


Список использованной литературы

 

1. Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005.- 304 с.

2. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Организационное поведение. – СПб.: Издательство Смольного Университета, 2001.- 292 с.

3. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 368 с.

4. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд.-М., 2000.

5. Организационное поведение: Учебник для вузов /Под ред.Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2004.- 432 с.

6. Раздорожный А.А. Организационное поведение: Учеб.пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005.- 95 с.

7. Фромм Э. Искусство любить /Пер.с англ.; Под ред.Д.А.Леонтьева. 2-е изд. – СПб.: Азбука-классика, 2005.- 224 с.

8. Управление персоналом организации. Под ред.А.Я.Кибанова. – М. ИНФРА-М, 2003.


[1] Шаш Н.Н. Управление персоналом: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. С.4

[2] Управление персоналом. Под ред.Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2000. С.106

[3] Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. С.59

[4] Корчагина А.С., Клочкова М.С. Шпаргалка по управлению персоналом. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. С.23-24

[5] Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005. С.19-20

[6] Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005. С.22

[7] Управление персоналом организации. Под ред.А.Я.Кибанова. – М. ИНФРА-М, 2003. С.105

[8] Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005. С.11

Санкт-Петербургский институт управления персоналом

Курсовая работа


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.