Отмена обязательной сертификации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Отмена обязательной сертификации

2019-08-04 163
Отмена обязательной сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С 15 февраля в России отменяется обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно. А может и не делать этого. Обязательную сертификацию ввели в начале 90-х. Тогда просто необходимо было защититься от хлынувшего в страну потока некачественных товаров. За прошедшие годы ситуация изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она существует, мало защищает потребителя. "Ни для кого не секрет, что сертификаты покупают или подделывают. А выдачей обязательных документов соответствия занимаются все кому не лень", говорит Алексей Медников, гендиректор "Ростеста" - регионального органа по сертификации и тестированию.

Как раз из-за большого количества фиктивных органов и фиктивных лабораторий сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство приняло решение об отмене обязательной сертификации.

Еще одним поводом для этого стало желание правительства ликвидировать излишние административные барьеры для бизнеса, ввести более современный механизм регулирования - добровольную декларацию качества. Как во многих странах мира, с сегодняшнего дня и в России производителям продуктов и косметики достаточно будет заявить о качестве и безопасности своих товаров.

Если для производителей выгода от упрощенной системы декларирования очевидна, то для потребителей - это еще большой вопрос. Можно ли будет доверять тому,что товар дествительно соответсвует всем нормам безопасности? Особенно учитывая, что в России нет ни жесткой системы контроля соответствия качеству, ни адекватного наказания за его отсутствие, как, скажем, в европейских странах.

Добровольная сертификация на Западе сопровождается достаточно жестким контролем за тем, правду ли говорит производитель, и что сообщается в этом добровольном сертификате третьей стороной - сертификационным центром. Там, если обнаружился товар на прилавке, который не соответствует нормам безопасности, этот магазин может быть закрыт навсегда. Либо оштрафован на такую сумму, которую наврятли сможет потянуть хозяин магазина.

Поэтому чтобя в России переход от обязательной сертификации к декларированию был безопасен, необходимо повысить, а в некоторых случаях даже ужесточить ответственность производителей. Вплоть до уголовной ответственности за продажу фальсифицированных, опасных, некачественных товаров. И конечно же надо ужесточить контроль за рынком. Пока в нашей стране не хватает квалифицированных центров, которые могли бы проверять всю продукцию и подтверждать ее соответствие. Покупателям же эксперты советуют по-прежнему внимательно изучать этикетку, выбирать продукцию, произведенную по ГОСТу. В этом случае можно быть уверенным, что за товаром и его производством ведется контроль.

С одной стороны совершенствовать систему сертификации было необходимо, но стоило ли ее отменять в данных условиях. Ведь сейчас нет системы четкого и эффективного государственного контроля за качеством продуктов в стране. Например, вместо натурального масла можно положить маргарин, и рядовой потребитель не отличит ни по вкусу, ни по цвету, ни по запаху в магазине маргарин от натурального масла, заметил председатель Общества защиты прав потребителей, добавив, что при этом издержки производителя сильно снизятся, за счет чего он сможет увеличить прибыль.

За годы действия обязательной сертификации мы прошли большой путь. Законопослушные и ответственные производители сформировали службы качества и сертификации, навели порядок в нормативной документации, наладили испытания продукции, навели порядок в метрологическом обеспечении производства. Стали четко выполнять требования по предоставлению информации для потребителя.На рынке появляется конкуренция. Сформированы потребительские институты. Проводится общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель.

Теперь по постановлению № 982, алкоголь, питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, пищевые концентраты, ароматизаторы будут продаваться без обязательных сертификатов, что может вызвать волну некачественной продукции на прилавках магазинов.

Отныне производители пищевых товаров и косметики будут подписывать декларацию вместо получения сертификата чтобы доказать, что их товар соответствует санитарным нормам или госстандарту. Декларирование – процесс более простой, чем сертифицирование.

Для того,чтобы задикларивать продукт производитель должен:

-иметь грамотно составленный нормативный документ, идентифицирующий продукцию и содержащий показатели, которым она должна соответствовать, их численные значения, методы испытаний. Чтобы на него не была переложена ответственность нерадивых перевозчиков, продавцов и др. в этом документе должны быть приведены требования к транспортировке, хранению и т.д.

- провести испытания по заявленным показателям в аккредитованной испытательной лаборатории

- проанализировать результаты испытаний

- убедиться в безопасности упаковки

- предоставить на этикетке полную и достоверную информацию о продукте и др.

- подтвердить качество (не безопасность, а именно качество) продукции ее добровольной сертификацией

- подтвердить способность предприятия стабильно выпускать продукцию заявленного качества сертифицированной СМК

На вопрос, о действии уже выданных сертификатов с неистекшим сроком действия тоже было обращено внимание – Минпромторг подготовил проект постановления правитльства, по которому сертификаты на продукцию, выданные до 15 февраля, будут действительны до истечения срока их действия. Однако пока неизвестно, когда документ будет подписан.

Следующая проблема – маркировка. На упаковку сейчас наносится знак, принятый для обязательной сертификации, а для декларирования соответствия используется иной знак. Чтобы изменить этикетки, крупным компаниям потребуются месяцы времени и миллионы рублей, что скажется на себестоимости продукции.

Однако представитель Минпромторга сказал, что переходный период был предусмотрен – со дня публикации постановления до момента его вступления в силу прошло более двух месяцев.

Производство и продажа продукции без декларации может стоить штрафа Роспотребнадзору в размере 20 000 – 30 000 руб.

Отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции стала причиной спора о возможном появлении на прилавках товаров с опасными ингредиентами. Защитники обязательной сертификации утверждают, что страну захлестнет волна фальсификата. Противники сертификации уверяют, что значительная часть сертификатов не гарантировала безопасность товаров. К чему же приведет отказ от обязательной сертификации?

"По количеству фальсификата мы боимся возврата к девяностым годам, когда на рынке было минимум 95% фальсифицированной продукции", - заявил в конце января директор региональной организации по сертификации и тестированию "Ростест" Алексей Медников. Именно организации, занимающиеся тестированием и выдающие сертификаты, рисуют картины грядущего продуктового апокалипсиса. И объясняют, что на прилавках магазинов неизбежно появится опасная продукция, а поскольку проверять предпринимателей теперь можно только раз в три года, то пресечь продажу опасного товара не будет решительно никакой возможности.

Что же дает сертификат соответствия? Он является подтверждением безопасности продукции, но не ее качества. То есть он свидетельствует, что продукты и косметика тестировались в лабораториях, например, на наличие ядов, токсичных веществ, тяжелых металлов. Такие исследования регламентировались ГОСТами.

В постановлении правительства, отменяющего получение сертификатов в обязательном порядке, прописано, что теперь за безопасность товаров будут отвечать сами производители. Им придется заполнять декларацию соответствия (это неномерной бланк, разработанный в законе о техрегулировании от 2002 года), в котором содержится информация о производителе, товаре, и подтверждение безопасности продукции. По сути декларация соответствия – это документ, в котором изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам по безопасности.

Получение же сертификата будет теперь жестом доброй воли. Но лишь10%-15% пищевых производств имеют возможность (техническую и кадровую) подтверждать безопасность своей продукции. Между тем, даже если учесть данные "Ростеста", говорить о том, что опасные товары хлынут на прилавки магазинов, нельзя.

Во-первых, санитарные нормы никто не отменял, они продолжат действовать. СЭС после проведения тестов выдает производителю товара санитарно-эпидемиологические заключения, которые производитель предоставляет торговцам. Эти документы по-прежнему будут подтверждать соответствие товара требованиям по безопасности. При этом выдавать его будет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.

Также существует добровольная сертификация, например, по международным системам управления качеством и безопасностью пищевых продуктов - НАССР или ISO. Это дополнительное подтверждение качества выпускаемого товара. Они набирают популярность у российских производителей.

В-вторых, многие производители продолжат сертифицировать свою продукцию добровольно,несмотря на отмену обязательной сертификации. Например, обязательную сертификацию на продукцию масложировой отрасли отменили еще с 29 декабря 2008 года. НОомногие компании проводят внешний аудит, чтобы быть уверенными на сто процентов в качестве своей продукции.

В-третьих, необходимо признать, что за время существования обязательной сертификации, а это уже более 17 лет, отношение к ней двойственно. И многие считают, что она не оправдала возложенные на нее функции. Она превратилась просто в очередной побор с бизнеса, не дающей потребителю никаких гарантий безопасности. То есть, по сути, решение правительства признает де-юре то, что де-факто случилось уже давно – бесполезность сертификатов соответствия. Не секрет, что многие производители и продавцы нужные документы просто покупали. В итоге стодолларовый платеж за сертификат был просто фиговым листком, которым прикрывались те, кто и раньше реализовывал в России не самые качественные товары.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Требования к стандартному качеству в РФ до реформы определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Процедура обязательной сертификации не исключала возможностей для проникновения на рынок небезопасной продукции. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, хотя более 90% ее имело сертификаты соответствия (поддельных или выданных с нарушением правил). Рынок до сих пор насыщен продукцией, несоответствующей установленным требованиям. Государственная инвестиционная и промышленная политика России вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Потому как включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала России давно зашло в тупик без использования новейших высокоэффективных инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски в сфере реальной экономики. Решить эту задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций к реальному созданию эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, учитывающей вышеозначенные современные тенденции, внедрению механизмов её государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно и прозрачно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура, которая в свою очередь послужит и укреплению должного взаимодействия, кооперации с партнерами дальнего и ближнего зарубежья на единых принципах и механизмах, международных форматах и стандартах сетевой экономики.

Мировые тенденции и поставленные Президентом России стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в России с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики России на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и России в целом.

Международная сертификация субъектов рынка и их персонала - неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом. Международная сертификация получает широкое распространение в мире в качестве инструмента повышения качества продукции и услуг. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя продукции и услуг, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.

Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют российскому предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров и услуг. Соответствие СМК предприятий требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 служит в современной экономике основным доказательством конкурентоспособности продукции и услуг, готовности предприятия (фирмы) предложить их в нужном количестве. СМК становится основой рыночного технического регулирования ответственности за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), регулирования, распределения и снижения рисков.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

2. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

3. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

4. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".

5. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. - М.: Издательство "Ось-89", 2000.

6. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. ИНФРА – М, 2009. –207 с. - (Серия " Вопрос – Ответ")

7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. "Феникс". 2008. 255с.

8. Ерасова Е.А. Конкурентноспособность в современной экономике. Вопросы теории и практике. Спб: ОЦЭиМ. 2006

9. Ерасова Е.А. Международная стандартитазиция как фактор повышения конкурентноспособности национального производства в евразийском экономическом сообществе.

10. Ерасова Е.А. Экономические и правовые проблемы продовольственной безопасности России.

11. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации — Стратегическое направление повышения конкурентноспособности российской экономики.

12. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации – стратегическое направление повышения конкурентоспособности. Статья. Проблемы современной экономики. 2004. № 1/2 (9/10).

13. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации как условие повышения конкурентоспособности экономики и вступления России в ВТО. Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы. Материалы международной научно-практической конференции./ Под ред. В.И.Капусткина. СПб. 2004.

14. Ерасова Е.А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения. Статья. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. 2006

15. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009

16. Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С., Ягудин С. Ю., Воронина Э. М.; под ред. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004

17. Крылова Г. Д. "Основы стандартизации, сертификации, метрологии". Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009.

18. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2009

19. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2008

20. Латышев М.В., Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.

21. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО "Люкс-арт". 2008

22. Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. - М.: НИСИПП, 2008.

23. Мишин, Виктор Михайлович. Управление качеством: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

24. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: ОАО Издательство "Экономика", 2008

25. Сергеев, Алексей Георгиевич. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - [2-e изд., перераб. и доп. ]. - М.: Логос, 2005.

26. Стандартизация и управлением качеством продукции. / В.А. Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

27. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2009

28. Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация, М.: Центр экономики и маркетинга, 2008

29. Шишкин И. Ф. "Метрология, стандартизация и управление качеством". Учебник. М.: Издательство стандартов. 2007


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.