Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса

2019-08-04 89
Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

1. Введение

2. Спрос

2.1 Понятие спроса

2.2 Кривая спроса

2.3 Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса

2.4 Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения

3. Предложение

3.1 Понятие предложения

3.2 Кривая предложения

3.3 Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения

3.4 Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

В своей курсовой работе рассматриваю понятия спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, а так же степень их влияния и проблемы измерения.

Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса и предложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.

Спрос и предложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от взаимодействия спроса и предложения зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать. Соотношение между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен. Через эти колебания устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге равновесие производства и потребления.

Но, как нам уже известно, соотношение зависит от величин спроса и предложения. А спрос и предложение в свою очередь зависят от факторов, которые оказывают на них свое влияние.

В своей курсовой работе я постарался рассмотреть самые важные и частовстречаемые, по моему мнению, факторы спроса и предложения. Так же я проанализирую их и сделаю выводы относительно их влияния на величины спроса и предложения.

Ко всему прочему, в своей работе я постараюсь раскрыть проблемы измерения факторов спроса и предложения.

По моему мнению, анализ факторов спроса и предложения очень важен для производителей и потребителей. Ведь благодаря анализу степени влияния и измерению данных факторов, влияющих на спрос и предложение, можно сделать выводы, относительно ценообразования на какой либо товар. Для производителя результатами анализа могут являться решения относительно товара. Продолжать ли его производство в том же объеме или снизить его, а возможно имеет место необходимость прекратить производство вовсе. Потребитель может сделать вывод о необходимости увеличения или уменьшения количества покупаемого товара. Или о необходимости перехода на другой товар-субститут.

В заключении моей курсовой работы я сделаю вывод относительно того, повышение или понижение значений каких факторов может вызвать увеличение или уменьшения величин предложения.

 


Спрос

Понятие спроса

 

Спрос играет большую роль на микроуровне. На его базе принимаются основные решения на предприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное и стратегическое планирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков, товарно-материальных запасов и в целом на получение прибыли.

Существуют различные теоретические подходы к потребительскому спросу.

Теория относительного дохода. Она была выдвинута в 1949 г. американским экономистом Дж. Дюзенберри, который отказался от одной из фундаментальных концепций, определяющих поведение потребителя: вместо предположения, что расходы домохозяйств определяются непосредственно его доходом, он выдвинул гипотезу, согласно которой на решения потребителя будут оказывать влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующем: потребление индивида зависит от его текущего дохода по сравнению с доходом соседей и его собственным доходом в прошлом.

Классическая теория потребительского спроса предполагает, что функции полезности каждого человека независимы, т.е. уровень его удовлетворения от покупки не зависит от приобретений окружающих. Дюзенберри предположил, что каждое домохозяйство озабочено «соревнованием» со своими соседями. Так, приобретение костюма Ивановым не только повышает его общую полезность, но уменьшает полезность Петрова. Чтобы устранить эту «потерю» полезности, Петров также купит себе костюм. И не собственно доходы Петрова повлиял на это приобретение, а его сравнение с доходом Иванова. В модели Дюзенберри все потребители тратят деньги для того, чтобы «быть на равных» с теми, у кого выше доход. Желание «быть не хуже» Дюзенберри называл демонстрационным эффектом.

Теория жизненного цикла. Это – другая попытка создания единой теории потребления, предпринятая в 1945 г. экономистами А. Андо, Ф. Модильяни и Р. Брумбергом. Основным в этой теории является предположение, что текущее потребление является функцией богатства, которое является более емким понятием, чем текущий доход от трудовой деятельности. Все потребители стремятся так распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год, а богатство в конце жизни равнялось нулю (после смерти богатство человеку уже не нужно). Иными словами, в течении всей жизни человек потребляет столько, сколько составляет его располагаемый доход за всю жизнь. Ф. Модильяни графически следующим образом объяснял поведение потребителей (рис. 2.1 см. в приложении).

Богатство – это сумма реальных и финансовых средств. Оно растет до тех пор, пока человек продолжает трудиться, а затем с выходом на пенсию начинает резко падать. Если ко дню смерти богатство не станет равным нулю, то оставшаяся его часть перейдет в наследство. Располагаемый доход также увеличивается к середине жизни, а потом начинает падать. Из-за этих вариаций располагаемого дохода и богатство потребление в ходе всего жизненного цикла остается почти постоянным: в молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, полагая, что затем, когда их доходы начнут расти, они смогут вернуть долги. В зрелые годы, располагая значительным доходом и богатством, домохозяйство увеличивает накопления, готовясь к старости, и это делает уровень их потребления ниже потенциально возможного. В старости на покупки тратятся сбережения, что поддерживает потребление практически неизменным.

Теория перманентного дохода. Она была сформулирована американским ученым М. Фридменом в 1957 г. В ее основу положено понятие перманентного дохода, которое означает ожидаемый потребителем доход за довольно длительный промежуток времени (от нескольких лет до всей жизни). Этот доход определяется всем богатством индивидуума, связанным как с его деловыми качествами (уровень профессионализма, способность к предпринимательству), так и располагаемыми средствами – акциями, облигациями, недвижимостью. Если обозначить А богатство, то перманентный доход PI=r*A, где r – коэффициент < 1.

В любое время фактический, или изменяемый, доход (MI) индивидуума не обязательно равен перманентному доходу PI, так как PI – это нечто ожидаемое в среднем. Разность между MI и PT называется разностным доходом (TI): TI = MI - PI; MI = PI+TI.

Существуют интервалы времени, когда фактический доход больше ожидаемого и TI > 0; бывают периоды, в которых фактический доход не соответствует ожиданиям, и TI < 0. Если взять долгосрочный период в n лет, то сумма всех краткосрочных PI должна равняться сумме всех MI.

Как нам уже известно, цены на товары и услуги являются ключевым индикатором функционирования всего рыночного механизма. Какие же факторы определяют цены обращающейся на рынок продукции? Рассмотрим какой-нибудь товар, например яблоки. Если нас интересует цена яблок, то, очевидно, что она будет изменяться в зависимости от рассматриваемого региона страны: сказываются климатические условия, отдаленность от производителей яблок, величина населения этого региона, использующего яблоки в своем рационе и т.п. Поэтому для дальнейшего анализа определим исследуемый регион (например, Московскую область), что позволяет в общих чертах представить условия, складывающиеся на рынке яблок (и любых иных товаров).

Прежде чем перейти непосредственно к исследованию спроса и предложения, сделаем несколько предварительных замечаний. Во-первых, будем полагать, что на рынке присутствует значительное число как производителей какого-то товара (яблок), так и его покупателей. В этой связи не отдельный покупатель, ни отдельный производитель не оказывают влияния на рынок и не могут изменить рыночную цену товара. Подобные условия присущи так называемым совершенно конкурентным рынкам. Во-вторых, категория спроса и предложения вначале будут раскрыты применительно к рынку товаров и услуг.

Рассмотрим рынок некого товара X (в нашем случае – яблок). То количество товара X, которое потребители региона желают приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос (quantity demanded –QD), или величиной спроса. Совершенно очевидно, что QD любого товара будет зависеть от исследуемого промежутка времени (за день потребители предъявляют спрос на одно количество товара, а за месяц приблизительно в 30 раз больше). Чтобы каждый раз не оговаривать этот момент, будем полагать, что QD определяет всегда один и тот же промежуток времени, положим, месяц. Отметим две важные особенности категории QD: во-первых, количество товара X, на которое предъявляется спрос, - это количество товара, которое потребители желают купить, с учетом цены товара X, своих вкусов, цен на другие товары и ряда других факторов (я их рассмотрю чуть позже). Поэтому QD товара X может отличаться от количества товара X. Реально купленного потребителями (это особенно наглядно проявляется в случае дефицита товара X). Во-вторых, желание купить товар X, значит, они располагают для этого необходимой суммой денег. Иными словами, величина  определяет платежеспособный спрос на какое-то количество товара X.\

Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара X (яблок) оказывает воздействие различные факторы. Однако из них можно выделить ряд основных, влияющих на желание практически всех покупателей. К этим факторам относятся:

- цена самого товара X (обозначим её );

- цены других товаров, взаимосвязанных с товаром X (, i=1,2,…,N, где N – число товаров, взаимосвязанных с товаром X);

- вкусы потребителей (T) – их потребительские привычки, традиции, следование моде и т.п.;

- средний доход домохозяйств (Y), определяющий в конечном итоге платежеспособный спрос;

- распределение дохода между домохозяйствами () – свидетельствует о наличии дифференциации в доходах потребителей, воздействующей на желание приобретать те или иные товары;

- количество покупателей (N) – показатель, определяющий потребительский потенциал региона;

- ожидание изменений цен товаров или вкусов потребителей (E) – важный субъективный показатель, оказывающий значительное воздействие на потребление в регионе.

Иными словами, величину QD можно рассматривать как функцию нескольких переменных:

 

QD =

 

Попытки исследовать характер изменения QD под влиянием сразу всех факторов не дадут положительного результата. Целесообразно воспользоваться следующим методом: для выявления характера изменения какой-то величины (QD), зависящей от нескольких неизвестных переменных величин (факторов в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь QD с этой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и выявить взаимосвязь QD от этой переменной и т.д. Полный перебор неизвестных и позволит нам выявить характер изменения QD под влиянием всех переменных факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость QD от каждой переменной при прочих равных условиях.

Так, чтобы выявить зависимость QD от вкусов потребителей, необходимо зафиксировать остальные факторы и исследовать функцию QD = QD(Т), при условии: .

Задача моего исследования состоит в том, чтобы выявить закономерность формирования цены товаров и услуг. В этой связи экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости QD товара от цены самого товара, например,  товара Х (яблок) от его цены , при прочих равных условиях. Иными словами, будем полагать, что все остальные факторы не меняются, и исследуется зависимость: , когда .

Если выявить все величины , соответствующие различным значениям  при неизменных величинах остальных факторов, то таким образом можно определить понятие спроса на отдельный товар X (в нашем случае яблоки):

Спросом (D) на товар X называют всю совокупность значений товара X, соответствующих различным возможным величинам цены товара , при прочих равных условиях.

Для более полного исследования зависимости  от  представим функцию спроса в табличной форме (таблица 1, см. в приложении). Предположим, что яблоки расфасованы в упаковки, и за единицу товара X принята одна упаковка.

Данные в таблице 1. подобраны условно, но они отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара X при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению  - количество товара X, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что отдельные экономисты называют его законом спроса.

Чем можно объяснить рост  при понижении цены ? Во-первых, здравый смысл подсказывает, что покупатель охотнее приобретает товар X, когда цена  понижается. Для потребителя цена – это психологический барьер, удерживающий его от покупки. Чем ниже барьер, тем больше товара X он желает купить. Во-вторых, любая единица товара X удовлетворяет какие-то потребности покупателя. Но согласно теории предельной полезности каждая дополнительная потребленная единица товара X в конечном итоге приносит покупателю все меньшее и меньшее удовлетворение. В этой связи потребитель предъявляет спрос на еще одну единицу товара X, то есть будет желать с ее помощью удовлетворить свои дополнительные потребности только в том случае, если цена  снизится.

Наконец, в-третьих, увеличение  при падении  объясняется взаимодействием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода свидетельствует о воздействии на  товара X изменений реального дохода покупателей. Для понимания эффекта дохода обратимся к таблице 1. Предположим, что покупатели имеют возможность купить все количество товара X, на которое предъявляют спрос. Если цена =15 руб., то на покупку 480 тас. Штук товара X домохозяйства потратят 7,2 млн. руб. = (15 руб.*480 тыс. шт.). Представим, что цена товара X снизилась до 10 руб.; тогда потребителям для покупки 480 тыс. штук товара X достаточно потратить 4.8 млн. руб. = (10 руб*480 тыс. шт.). Следовательно, если цена товара X падает с 15 до 10 рублей, то покупатели, приобретя указанное количество товара X, экономят 2,4 млн. руб. = (7,2 – 4,8 млн. руб.),что равносильно увеличению их реального дохода на 2,4 млн. рублей. Этот дополнительный доход домохозяйства направят на потребление любых товаров и услуг, в том числе смогут покупать дополнительные единицы товара X.

Эффект замещения показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупатели помимо товара X могут использовать другие товары, то при снижении цены  они охотнее будут заменять другие товары, которые стали относительно дороже, более дешевым товаром X. Следовательно, при понижении цены  величины спроса  возрастут. Например, яблоки и груши являются товарами-заменителями. Когда цены груш повышается, то для домохозяйств яблоки становится относительно дешевле, и они станут заменять ими относительно более дорогие груши. Это приведет к увеличению QD яблок.

 

Кривая спроса

 

Впервые графическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1892 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функцией цену товара P, а аргументом – величину спроса QD. Поэтому он отложил значение P по вертикальной оси (как это делается в графическом анализе для функций), а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А. Маршаллом правило построения кривых спроса (и предложения), когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, т.к. ценовые неизвестные при этом являются аргументом.

Для раскрытия зависимости количества товара X, на которое предъявляется спрос (), от цены товара X() при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 1. Отложим по вертикальной оси значение , а по горизонтальной - ; отметим на координатной плоскости точки A,B,…,F согласно данным таблицы 1. Полученные точки можно с известной долей приближения соединить одной линией.

Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара X при той или иной цене . Вся же кривая D отражает полный набор возможных соотношений « - » при прочих равных условиях, то есть является графическим отображением спроса. Как видно из рисунка 2.2 (см. в приложении), кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Х растет количество  товара Х, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет «падающий» характер.

Поскольку под спросом понимается вся совокупность величин , соответствующих всем возможным значениям  при прочих равных условиях, то когда нас интересует спрос на товар Х при заданных условиях (то есть, когда ни один из иных факторов, влияющих на , кроме цены товара , не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений « - ». Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определённую величину спроса  - количество товара X, на которое предъявляется спрос, при соответствующей цене  (например, при цене 10 руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. штук товара X).

 

Предложение

Понятие предложения

 

Рассмотрим рынок товара Х. Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпускать и продать, называется количеством предложенного товара (quantity supplied - ) или величиной предложения. Отметим, что  может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям. Величина  также зависит от промежутка времени, как и , поэтому мы и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (месяц).

На количество товара Х, которое фирмы желают произвести, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:

- цену самого товара Х (обозначим ее );

- Цену ресурсов (), используемых в производстве товара Х;

- уровень технологии (L);

- цели фирмы (А);

- величины налогов и субсидий (Т);

- цены на иные товары ();

- ожидание (Е);

- количество производителей товара (N);

Иными словами, нас интересует поведение функции:

 

.

 

Я так же основное внимание уделю исследованию зависимости  от  при прочих равных условиях, полагая неизменными иные факторы, влияющие на . То есть, в случае анализа предложения товара Х нас интересует поведение функции:

 

,

 

при условии, что остальные факторы остаются неизменными: .

Как и при введении понятия спроса будем считать, что вся совокупность значений  товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены  при прочих равных условиях, называется предложением (Supply – S) товара X.

Зададим функцию предложения в табличной форме таблица 2.2

Данные таблицы условные, но они отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Данное обстоятельство интерпретируется как закон предложения.

Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, для производителя товара Х цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше возможная выручка и возможная прибыль. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство товара Х. Во-вторых, как известно, фирма не в состоянии быстро менять используемое капитальное оборудование (станки, здания и т.п.), и в течении какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительный единиц переменных ресурсов (труд, сырье, энергоресурсы). Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска. Для покрытия увеличивающихся затрат предприниматель заинтересован в том, чтобы цена  повысилась.

 

Кривая предложения

 

Чтобы раскрыть зависимость  от  при прочих равных условиях, построим график на основе данных таблицы 2.2. (рисунок 2.5). Соединим точки A,B,…,F одной линией; полученная кривая S называется кривой предложения. Каждая точка кривой S отражает конкретное соотношение «цена  - » (например, 15 руб. – 220 тыс. штук). Вся же кривая S отражает полный набор возможных соотношений « - » при прочих равных условиях, то есть является графическим отображением функции предложения.

Как видно из рисунка 5, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены  товара Х растет количество  товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер.

 

Заключение

 

В своей работе я постарался рассмотреть понятие спроса и предложения. А так же факторы, влияющие на спрос и предложение, и проблему измерения данных факторов.

На спрос и предложение влияют множество факторов, самые важные и часто встречаемые я рассмотрел в своей работе. Проанализировав степень их влияния и проблемы измерения.

В заключение своей работы я хотел бы сделать вывод относительно факторов спроса и факторов предложения. То есть рассмотреть зависимость, которая получается при изменении значения, какого – либо фактора.

Из всего сказанного мною в пункте 2.4 следует, что повышение спроса на продукт Х, то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими значениями факторов спроса:

1) благоприятным изменением потребительских вкусов;

2) увеличением числа покупателей на рынке;

3) повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром. Или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории;

4) повышением цены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продукта Х, или снижением цены на товар Y, если последний является дополняющим к товару Х;

5) ожиданием повышения будущих цен и доходов.

И напротив сокращение спроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами:

1) неблагоприятным изменением потребительских вкусов;

2) уменьшением числа покупателей на рынке;

3)повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если товар Х является нормальным товаром;

4) повышением цены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для Х, или снижением цены на товар заменитель Y, товара Х.

5) ожиданием падения будущих цен и доходов.

Теперь рассмотрим влияние факторов спроса на предложение. И так величина предложения повысится в случае:

1) при снижении цен на ресурсы, которые используются для производства товара Х;

2) при совершенствовании уровня технологий производства товара Х;

3) при снижении налогообложения и увеличении субсидирования производства товара Х;

4) если произойдет снижение цен на товар Y, и производитель перебросит все мощности на производство товара Х;

5) если ожидания понижения цены на продукт Х в будущем имеет место, то производитель будет стараться произвести и реализовать, как можно больше товара Х, до наступления того времени;

6) предложение товара Х увеличится при вхождении в отрасль большего числа производителей.

И сокращение предложение будет происходить:

1) при повышении цен на ресурсы, используются для производства товара Х;

2) при снижение предложения может быть спровоцировано низким уровнем технологий производства товара Х;

3) при снижении субсидирования и возрастании налогообложения;

4) при повышении цен на товар Y. Тогда производитель будет перебрасывать все мощности на производство товара Y;

5) снижение предложения может вызвать ожидания повышения цен на товар Х в будущем. В том случае производитель будет стараться произвести как можно больше при наступлении того времени;

6) при снижении количества производителей в данной отрасли.

Оглавление

 

1. Введение

2. Спрос

2.1 Понятие спроса

2.2 Кривая спроса

2.3 Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса

2.4 Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения

3. Предложение

3.1 Понятие предложения

3.2 Кривая предложения

3.3 Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения

3.4 Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

В своей курсовой работе рассматриваю понятия спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, а так же степень их влияния и проблемы измерения.

Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса и предложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.

Спрос и предложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от взаимодействия спроса и предложения зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать. Соотношение между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен. Через эти колебания устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге равновесие производства и потребления.

Но, как нам уже известно, соотношение зависит от величин спроса и предложения. А спрос и предложение в свою очередь зависят от факторов, которые оказывают на них свое влияние.

В своей курсовой работе я постарался рассмотреть самые важные и частовстречаемые, по моему мнению, факторы спроса и предложения. Так же я проанализирую их и сделаю выводы относительно их влияния на величины спроса и предложения.

Ко всему прочему, в своей работе я постараюсь раскрыть проблемы измерения факторов спроса и предложения.

По моему мнению, анализ факторов спроса и предложения очень важен для производителей и потребителей. Ведь благодаря анализу степени влияния и измерению данных факторов, влияющих на спрос и предложение, можно сделать выводы, относительно ценообразования на какой либо товар. Для производителя результатами анализа могут являться решения относительно товара. Продолжать ли его производство в том же объеме или снизить его, а возможно имеет место необходимость прекратить производство вовсе. Потребитель может сделать вывод о необходимости увеличения или уменьшения количества покупаемого товара. Или о необходимости перехода на другой товар-субститут.

В заключении моей курсовой работы я сделаю вывод относительно того, повышение или понижение значений каких факторов может вызвать увеличение или уменьшения величин предложения.

 


Спрос

Понятие спроса

 

Спрос играет большую роль на микроуровне. На его базе принимаются основные решения на предприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное и стратегическое планирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков, товарно-материальных запасов и в целом на получение прибыли.

Существуют различные теоретические подходы к потребительскому спросу.

Теория относительного дохода. Она была выдвинута в 1949 г. американским экономистом Дж. Дюзенберри, который отказался от одной из фундаментальных концепций, определяющих поведение потребителя: вместо предположения, что расходы домохозяйств определяются непосредственно его доходом, он выдвинул гипотезу, согласно которой на решения потребителя будут оказывать влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующем: потребление индивида зависит от его текущего дохода по сравнению с доходом соседей и его собственным доходом в прошлом.

Классическая теория потребительского спроса предполагает, что функции полезности каждого человека независимы, т.е. уровень его удовлетворения от покупки не зависит от приобретений окружающих. Дюзенберри предположил, что каждое домохозяйство озабочено «соревнованием» со своими соседями. Так, приобретение костюма Ивановым не только повышает его общую полезность, но уменьшает полезность Петрова. Чтобы устранить эту «потерю» полезности, Петров также купит себе костюм. И не собственно доходы Петрова повлиял на это приобретение, а его сравнение с доходом Иванова. В модели Дюзенберри все потребители тратят деньги для того, чтобы «быть на равных» с теми, у кого выше доход. Желание «быть не хуже» Дюзенберри называл демонстрационным эффектом.

Теория жизненного цикла. Это – другая попытка создания единой теории потребления, предпринятая в 1945 г. экономистами А. Андо, Ф. Модильяни и Р. Брумбергом. Основным в этой теории является предположение, что текущее потребление является функцией богатства, которое является более емким понятием, чем текущий доход от трудовой деятельности. Все потребители стремятся так распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год, а богатство в конце жизни равнялось нулю (после смерти богатство человеку уже не нужно). Иными словами, в течении всей жизни человек потребляет столько, сколько составляет его располагаемый доход за всю жизнь. Ф. Модильяни графически следующим образом объяснял поведение потребителей (рис. 2.1 см. в приложении).

Богатство – это сумма реальных и финансовых средств. Оно растет до тех пор, пока человек продолжает трудиться, а затем с выходом на пенсию начинает резко падать. Если ко дню смерти богатство не станет равным нулю, то оставшаяся его часть перейдет в наследство. Располагаемый доход также увеличивается к середине жизни, а потом начинает падать. Из-за этих вариаций располагаемого дохода и богатство потребление в ходе всего жизненного цикла остается почти постоянным: в молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, полагая, что затем, когда их доходы начнут расти, они смогут вернуть долги. В зрелые годы, располагая значительным доходом и богатством, домохозяйство увеличивает накопления, готовясь к старости, и это делает уровень их потребления ниже потенциально возможного. В старости на покупки тратятся сбережения, что поддерживает потребление практически неизменным.

Теория перманентного дохода. Она была сформулирована американским ученым М. Фридменом в 1957 г. В ее основу положено понятие перманентного дохода, которое означает ожидаемый потребителем доход за довольно длительный промежуток времени (от нескольких лет до всей жизни). Этот доход определяется всем богатством индивидуума, связанным как с его деловыми качествами (уровень профессионализма, способность к предпринимательству), так и располагаемыми средствами – акциями, облигациями, недвижимостью. Если обозначить А богатство, то перманентный доход PI=r*A, где r – коэффициент < 1.

В любое время фактический, или изменяемый, доход (MI) индивидуума не обязательно равен перманентному доходу PI, так как PI – это нечто ожидаемое в среднем. Разность между MI и PT называется разностным доходом (TI): TI = MI - PI; MI = PI+TI.

Существуют интервалы времени, когда фактический доход больше ожидаемого и TI > 0; бывают периоды, в которых фактический доход не соответствует ожиданиям, и TI < 0. Если взять долгосрочный период в n лет, то сумма всех краткосрочных PI должна равняться сумме всех MI.

Как нам уже известно, цены на товары и услуги являются ключевым индикатором функционирования всего рыночного механизма. Какие же факторы определяют цены обращающейся на рынок продукции? Рассмотрим какой-нибудь товар, например яблоки. Если нас интересует цена яблок, то, очевидно, что она будет изменяться в зависимости от рассматриваемого региона страны: сказываются климат<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.