Чистая конкуренция и чистая монополия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Чистая конкуренция и чистая монополия

2019-08-04 122
Чистая конкуренция и чистая монополия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чистая монополия выступает как единственный производитель той или иной продукции, у которой отсутствует заменитель. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Монополисту это дает ряд преимуществ в виде:

- уменьшения издержек, связанных с необходимостью отбивать покупателей у аналогичных продавцов (расходов на рекламу и на содержание маркетинговых служб);

- возможности давления на рынок через навязывание покупателям своих условий;

- формирования барьеров для притока новых капиталов в монополизированную отрасль, что позволяет сохранять свои привилегии.


Для чистой конкуренции характерны следующие черты, на которые указывает В.М. Власова[15]:

1. Число независимо действующих на рынке фирм очень велико. Столь большое количество фирм препятствует их объединению, все действуют разобщено, разрозненно, на собственный страх и риск.

2.Продукция, которой фирмы конкурируют между собой, однородна (стандартизирована). Больших различий в уровне качества нет. Продукция одной фирмы аналогична продукции другой фирмы. Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку.

3. Каждая фирма производит столь небольшую часть общего объема производства, что возможен лишь очень незначительный контроль над ценой отдельными фирмами. В целом можно сказать, что контроль над ценой отсутствует. Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только «согласиться с ценой». Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят установить цену ниже рыночной тоже нельзя, уменьшаться прибыли фирмы.

4. Для вступления или выхода из той или иной отрасли нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений. Осуществляется беспрепятственное движение в обе стороны.

5. Преобладает стандартизированная продукция, что не дает возможности развивать неценовую конкуренцию. Различия в качестве продукции, ее подаче, рекламе, сбыте практически отсутствуют.

6. Черты чистой конкуренции характерны в основном  для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют.

Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка чистая конкуренция характерны очень большое число фирм- участников рыночных отношений, стандартизированный продукт, отсутствие контроля над ценой, свободный вход и выход из отрасли, отсутствие неценовой конкуренции.

Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей.

Для модели рынка чистая монополия характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта, регулируя цену изменением предложения продукта. Фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продаж продает единственный продавец;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей;

в) продавец торгует только своим товаром.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным рынком представляет абстракцию и в жизни практически не встречается, но может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополистические рынки. Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные и крупнейшие частные или смешанные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду предприятиям и населению, кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиакомпании, обслуживающие трассы и пункты, доступные только авиации, превалирующие над другими видами, железнодорожный транспорт.

Такие монополии называют естественными. Естественная монополия (ст. 3 Закона РФ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товар, производимый субъектом естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на него, чем спрос на другие виды товаров.[16]

 Монополия на продажу отдельных видов и услуг может быть масштабной и временной, как, допустим, продажа билетов на спортивное зрелище. Но часто встречается государственная монополия на производство и продажу алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических лекарств. Иногда монополия обусловлена изолированностью рынка. Не исключена и монополизация рынка духовного, интеллектуального продукта его автором, обладающим авторским правом, имеющим патент, лицензию. Это тоже естественная монополия.

На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличения объема продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком велика, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополистических рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.