Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-04 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Оценка системы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь крайне необходима и актуальна на современном этапе интернационализации производства, расширения Европейского Союза на восток, желания страны вступить во Всемирную торговую организацию. Особенностью внешнеторговой политики и, одновременно, препятствием на пути к интеграции в мировую торговлю для Беларуси является проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение не только в методах тарифного и нетарифного регулирования, но и в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, методах стимулирования экспорта и импортозамещения, валютном регулировании и контроле.
Неотъемлемой частью таможенного законодательства и основным элементом регулирования внешней торговли в Республике Беларусь является таможенный тариф. Таможенные пошлины определяются Советом Министров. В настоящее время действуют пошлины, введенные Постановлением Совета Министров №865 от 28 июня 2002г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [17, с. 2]. Согласно расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, средневзвешенный уровень пошлин составляет 9,8% (их среднеарифметический уровень равняется 12%), в том числе по сельскохозяйственной продукции – 12%, по промышленной – 9,6% [7, с. 35]. Так же, как и в ЕС, существует тенденция возрастания ставки таможенной пошлины в зависимости от увеличения степени обработки сырья (пример и сравнение тарифных ставок Республики Беларусь и ЕС представлены в таблице А.1). Применяемые в Беларуси и ЕС ставки на некоторые готовые товары сравниваются в таблице А.2.
Как можно заметить, уровень тарифной защиты в Республике Беларусь превышает имеющийся в странах ЕС. Однако в Евросоюзе более развита система мер нетарифного регулирования, чем в нашей республике. Следует также учитывать различие в уровнях развития Беларуси, страны с переходной экономикой, и ЕС, одного из наиболее развитого региона мира. В подобных условиях невозможно абсолютное копирование опыт Евросоюза, так как необходимо до определенного момента осуществлять поддержку и защиту отечественных производителей.
|
Беларусь также имеет собственную автономную систему преференций, пользователями которой являются развивающиеся страны. В перечень чувствительных товаров Республике Беларусь в основном входит продукция пищевой (мясо, молоко и молочные продукты, подсолнечное масло, маргарин, колбасы, сахар и др.), а также химической (шины, удобрения минеральные, лекарственные средства), легкой (хлопчатобумажные ткани, продукция швейной промышленности, обувь, ковры) и машиностроительной (грузовые автомобили, телевизионная техника, тракторы, продукция металлургической промышленности) отраслей. В отличие от дезагрегированного аналогичного списка ЕС, список чувствительных товаров Беларуси представлен товарными позициями по четырех- и даже двухзначному коду. Основная часть товаров из данного перечня в Республике Беларусь облагается по ставкам в пределах 10-20%. Очевидна недостаточная степень тарифной защиты товаров, отнесенных к разряду чувствительных, и одновременно экономически необоснованная раздутость списка. [13, с. 63]
Протекционистская государственная политика проявляется и в использовании нетарифных инструментов внешней политики.
При определении страны происхождения и таможенной стоимости товара в Республике Беларусь применяются нормы, выработанные международной практикой, и не существует значительных отличий от законодательства ЕС в этой области [7, с. 35].
В настоящий момент квотирование импорта установлено Правительством Республики Беларусь в отношении следующих товаров:
|
· алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья;
· табачных изделий;
· сахара-сырца тростникового; [2, с. 272]
Советом министров Республики Беларусь утверждены исчерпывающие перечни товаров:
· экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца ЕС для торговли текстильными изделиями;
· экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
· импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
· экспорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве торговли. [1, с. 114]
В соответствии с Положением о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь, Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий:
· разовые – выдаются на один контракт на срок до 12 месяцев;
· генеральные – выдается по решению Совета Министров Республики Беларусь, при реализации товаров в пределах установленных квот, при выполнении межправительственных соглашений либо при экспорте товаров собственного производства; при реализации квотируемого товара генеральная лицензия действует в пределах текущего календарного года, в остальных случаях – в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии;
· специальные – выдаются заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. [10, с. 65]
Одним из способов защиты национальных производителей от иностранной конкуренции является налог с продаж импортной продукции, который различается в зависимости от типа товара; например, налог с продаж импортной пищевой продукции составляет 15%.
Крупнейшим партнером Беларуси по импорту является Россия: ее импорт в республику составил 7559,3 млн. долларов США в 2003г., и это 65,7% от всего объема импорта в Беларусь [25]. В 1995 г. между Россией и Беларусью было подписано соглашение о создании Таможенного союза. Несмотря на этот факт в настоящее время существует множество препятствий для проведения свободной торговли между странами и обеспечения равной конкуренции между предприятиями «союзных» стран. Основной проблемой во внешнеторговых отношениях между Республикой Беларусь и Россией являются так называемые технические барьеры. В официальных документах декларируется всевозможное содействие торговле со стороны правительств обеих стран, однако де-факто постоянно создаются новые либо усложняются существующие нетарифные барьеры. Например, сертификаты качества продукции питания, изданные в России не действительны в Беларуси. Расходы импортеров на приобретение многочисленных сертификатов (экологического, ветеринарного и пр.), на продление лицензии, на уплату налога с продажи импорта закономерно увеличивают рыночную цену товара и делают его менее конкурентоспособным на белорусском рынке. В результате сокращаются как импортные, так и экспортные потоки (в силу того что российские граждане не получают дополнительный доход от экспорта, который они могли бы расходовать на белорусский импорт).
|
Правительство Беларуси, проводя протекционистскую политику, не только препятствует импорту, но и пытается поддерживать национальных экспортеров, выдавая предприятиям субсидии или кредиты на льготной основе. Однако, очевидно, что эти расходы не окупаются, а лишь увеличивают дефицит государственного бюджета, т. к. не стимулируется конкурентная борьба. Правительство Республики Беларусь устанавливает квоты и высокие тарифы на агропродукцию; более того, в 2004 г. организации обязаны выплачивать 2% от выручки от реализации в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, сельскохозяйственная продукция Беларуси не только является неконкурентоспособной на мировом рынке – большинство предприятий в данной отрасли производства убыточны и неэффективны. [21, с. 36 – 37]
Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу государственного регулирования ВЭД, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО, несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения в тарифных ставках и отмена основных мер нетарифного регулирования поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низкотехнологической продукции.
|
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.
Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.
В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.
Беларуси стоит учесть западноевропейский опыт в сфере регулирования внешней торговли, т. к. ЕС является вторым по величине торговым партнером республики, однако, не имеет смысла копировать законодательство ЕС, т. к. оно не учитывает особенности переходной экономики Беларуси.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!