На тему: Государственное регулирование внешней торговли — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

На тему: Государственное регулирование внешней торговли

2019-08-04 161
На тему: Государственное регулирование внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Государственное регулирование внешней торговли

 

 

МИНСК 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

 

 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

 

В настоящее время внутри Европейского союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует Таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран [19, с. 56]. Валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Если бы процесс европейской интеграции ограничился созданием зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной торговли. Однако государства-члены ЕС сразу же перешли к таможенному союзу, который в соответствии с правилами ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.

Для выработки и осуществления такой линии предназначена общая торговая политика. Ее цели определены статьей 133 Договора и включают:

· установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;

· заключение общих торговых соглашений с третьими странами;

· единообразное применение инструментов торговой политики. [23, с. 169]

Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества и государств-членов. Комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.). [23, с. 170]

Представленные Комиссией проекты решений рассматриваются Советом и пронимаются квалифицированным большинством голосов, за исключением решений о начале антидемпинговых процедур и введении компенсационных сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые требуют единогласия. Окончательная утряска интересов государств-членов осуществляется в «Комитете 113» при Совете ЕС, который состоит из постоянных представителей и других чиновников. Как правило, этот процесс сопровождается острыми дискуссиями, поскольку интересы государств-членов в конкретных вопросах расходятся. [22, с. 85]

Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии как в самой Западной Европе, так и за ее пределами.

С одной стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. В обоснование этого тезиса приводятся несколько аргументов:

во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров;

во-вторых, ЕС только выигрывает от усиления конкуренции от усиления конкуренции на своем рынке, поскольку конкуренция является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики;

в-третьих, режим свободной торговли – необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

Многие факты подтверждают справедливость этих заявлений. На протяжении последних сорока лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.

С другой стороны, в мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

Объяснений данному противоречию можно привести несколько. Очевидно, что сама логика международной торговли предполагает как сотрудничество, так и соперничество ее участников. Таким образом, ЕС стремится к достижению компромисса между соблюдением принципов свободной торговли и защитой собственных интересов в отдельных случаях (ярким примером является торговля сельскохозяйственной продукцией). Другим объяснением служит то, что философия торговой политики входящих в ЕС стран различна. Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург традиционно являются твердыми приверженцами либеральной торговли. Франция, Италия, Испания и Португалия, напротив, считаются сторонниками протекционизма. Швеция, Финляндия и Австрия выступают за максимальную либерализацию торговли промышленными товарами, но проводят протекционистскую политику в области торговли услугами и сельскохозяйственными товарами. Следует учитывать и политический фактор: общеизвестно, что не только правительства национальных государств, но и службы ЕС находятся под влиянием сильных отраслевых лобби. [23, с. 171; 18, с. 112]

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

· Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС. [19, с. 54] В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются (пример приведен в таблице А.1). На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти – 6,4, сырью (кроме нефти) – 1,6, полуфабрикатам – 6,2, готовым изделиям –7. [7, с. 35]

· Количественные ограничения. Римский договор сохранял за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднения таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены; взамен были введены общие для всего Союза квоты по семи товарным позициям. [4, с. 165]

· Антидемпинговые и компенсационные меры. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда – пятью. За 1995-2003 гг. число антидемпинговых расследований возросло в 2,4 раза; [24, с. 43]

· Защитные оговорки. Они предусматривают введение временных ограничений на импорт определенного вида товаров в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. Порог защитных мер обычно значительно выше, чем порог антидемпинговых и компенсационных мер.

· Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов общей торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. Основное правило определения страны происхождения товаров в ЕС следующее: новый товар, в производство которого вовлечено две и более страны, будет считаться происходящим из страны, в которой осуществлялся последний по времени экономически оправданный существенный процесс его изготовления, выполняемый на предприятии, оборудованном для этих целей. Вместе с тем действуют специальные правила определения страны происхождения для высокотехнологичных изделий: они могут свободно продаваться внутри ЕС на более льготных тарифных условиях, нежели другие товары из этих стран; и это способствует передачи технологий и ноу-хау в ЕС; [7, с. 32 – 33]

· Определение таможенной стоимости товара. В ЕС определение таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.);

· Установление норм охраны окружающей сред, здравоохранения, защиты прав потребителей и т. д. Протекционистский мотив в применении данных норм очевиден лишь в отдельных малочисленных случаях – в основном, преследуются декларируемые цели: защита от низкокачественных и опасных товаров.

Составляющей таможенного тарифа являются преференции, предоставляемые некоторым странам согласно двусторонним договоренностям. В настоящее время в Европейском Союзе действует шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП). Страна производства товаров должно подтверждаться сертификатом происхождения; необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся страны и на некоторые страны с переходной экономикой. Республика Беларусь также включена в этот список. [2, с. 264]

Все товары, в отношении которых действует ОСП, разделены на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% – для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% – для чувствительных, 65% – для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной. [14, с. 86; 7, с. 34]

В настоящее время центральное место в общей внешнеторговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО и решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС.

Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Средний уровень тарифов на импорт в ЕС является невысоким – примерно 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако ставки пошлины значительно различаются по товарным позициям. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран. Страны ЕС являются участниками ВТО и принимают активное участие в разработке международных торговых договоров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.

Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.

В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.

Беларуси стоит учесть западноевропейский опыт в сфере регулирования внешней торговли, т. к. ЕС является вторым по величине торговым партнером республики, однако, не имеет смысла копировать законодательство ЕС, т. к. оно не учитывает особенности переходной экономики Беларуси.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1. Ставки тарифов на продукцию, отличающуюся

степенью обработки хлопка [7, с. 35]

Наименование продукции

Таможенная ставка, в процентах от стоимости товаров

ЕС РБ
хлопок-сырец 0 0
хлопчатобумажная пряжа 4,4 5
хлопчатобумажные ткани 8,4 10
трикотажные изделия из хлопка 12,4 25-30

 

Таблица А.2. Сравнение тарифных ставок ЕС и Республики Беларусь

на некоторую продукцию [7, с. 35]

Товар

Ставка таможенной пошлины, в процентах от стоимости товаров

ЕС РБ
легковые автомобили 10 30
грузовые автомобили 0-22 25
игрушки 4,7 15
холодильники 1,5-2,2 30

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Государственное регулирование внешней торговли

 

 

МИНСК 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.