Противодействие стремится к тому, чтобы вы отказались верить в его существование. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Противодействие стремится к тому, чтобы вы отказались верить в его существование.

2019-08-02 153
Противодействие стремится к тому, чтобы вы отказались верить в его существование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Скептицизм, в котором чувствуется реакция древней части мозга относительно ваших творческих порывов, является естественным побочным эффектом – защитной реакцией миндалевидного тела. Если кора полушарий не понимает, откуда исходят эти вредительские вылазки, то повышается вероятность того, что ваша трудная работа окажется под угрозой. Но вы должны научиться это понимать.

 

Измените установку разума

 

Творческого человека постигает неудача, и это иногда означает, что ему нужно изменить установку своего разума относительно выбранного направления в работе, которое он считал наилучшим. Вот одна из причин того, почему мы так ненавидим неудачи: они вынуждают нас изменять привычную установку разума.

Ведь подлинная проблема, например, в работе с консультантом, терапевтом или тренером заключается не в том, что мы не знаем или не понимаем, что делать, а в том, что мы не хотим изменить установку своего разума.

Тут нужен навык. Именно его наличие и выделяет среди нас тех, кто достигает успеха и счастья в жизни. Если вам нужна помощь профессионала, идите и получите ее, но поймите, что цель не в том, чтобы найти наилучший вариант с физической точки зрения, а в том, чтобы найти в себе мужество изменить установку собственного разума.

 

Весело, легко и надежно

 

Эти три слова могут показаться прекрасным описанием главных составляющих карьерного роста. Лидеры индустриального общества, которые пичкали вас с детства пропагандистскими измышлениями относительно полета Икара, послушания в школе, а затем получения «хорошей» стабильной работы, никогда не забывают про эти три атрибута.

Но они не подходят для творчества.

Хотя в творчестве и присутствуют моменты, приносящие радость, самое важное не это, важнее всего те моменты, когда ты сталкиваешься с упорным противодействием. Истинное творчество так просто не дается, возможно, это самое трудное, что есть в мире. Вот почему подлинное творчество встречается так редко. Когда мы подходим к этой самой трудной составляющей, той, что имеет наибольшее значение, нам представляется одно: что гораздо веселее и проще было бы дальше не идти и на сегодня закончить работу.

А как же насчет третьей составляющей – надежности? Подлетать слишком близко к солнцу – значит сильно рисковать. Какая же в этом надежность?

 

Что значит сказать «да»?

 

Мой коллега Стив Деннис разрабатывает инновации и стратегии для двух крупнейших компаний. Вот что он пишет:

 

«Довольно часто случается, что наша команда обращается к высшему руководству или совету директоров компании с просьбой о поддержке. И нам говорят “нет”. Иногда мы понимаем, в чем причина отказа, и уходим, полагаясь на обратную связь от пользователей и имея “путеводную карту” для движения вперед. Но бывает и так, что обратная связь также дает свое резюме, например: “Сейчас неподходящее время” или “Мы знаем, что это будет блестящей идеей, когда увидим результат”. Тот факт, что вы поднялись до высокой руководящей должности, еще не означает, что вам будет проще преодолеть свой страх. Честно говоря, намного легче просто сказать “нет” какой-нибудь новой рискованной задумке, нежели ошибиться, согласившись на этот проект, или выглядеть глупо. Занимая руководящие посты, мы можем отказать в очень рискованном предложении и таким образом умаслить свое миндалевидное тело – эту древнюю боязливую часть мозга. Но, если мы собираемся сказать “нет”, нам следовало бы сначала представить, что означало бы “да”. И посоветоваться с теми, кем мы руководим. А когда они снова придут, приняв к сведению наши беспокойства и разрешив наши сомнения, тогда мы будем просто обязаны сказать “да”».

 

Чтобы сказать «да», нужна смелость. И вы должны найти в себе мужество сделать это ради вашей команды. Ваша задача в том, чтобы преодолеть свой страх, а не скрывать его.

 

Никто ничего не знает

 

Уильям Голдман сказал это о кинопроизводстве, но это верно и для любого другого бизнеса.

Прекрасным примером могут служить книги для детей. У каждого родителя есть хотя бы одна книжка для маленьких детей, относительно которой у него возникают сомнения: подойдет ли она его малышу, не окажется ли слишком трудной для него. Казалось бы, что тут сложного – сделайте то, что делают все: прочитайте, что издательство написало на задней сторонке обложки.

Но именно в этом и состоит трудность. Дело в том, что каждая по-настоящему ценная детская книжка – это всегда прорыв в новое и неизведанное. Каждая такая книга нарушает уже установившиеся правила для книг такого рода. Это сюрприз, неожиданность для всякого, кто увидел ее впервые.

Да, вам нужно иметь представление о нормах общепринятой мудрости – и вокруг вас, и в вас самих. Но не для того, чтобы им рабски подчиняться, а чтобы нарушать их.

 

Найти свою аудиторию

 

Тот факт, что вы создали что-то творческое, еще не значит, что оно будет иметь для нас какое-то значение.

В этом одно из многих разочарований, связанных с творчеством. Вы трудитесь в поте лица, приносите себя в жертву этой работе, а потом слышите: «Может, кому-то это и нужно, но не нам».

Поймите, отвержение касается ваших критиков, а не вас. Возможно, это означает, что вы выбрали не ту аудиторию. Однако, если вы представляли свою работу разным аудиториям, но так и не получили признания, вам, вероятно, следует подумать о том, как поднять свое творчество на более высокий уровень.

Когда я это говорю, то понимаю, что ступаю на тонкий лед. Возможно, широкие массы – это не ваша аудитория, скорее, вашей аудиторией будет лишь небольшая часть населения, люди с нетрафаретными взглядами, часто странные. Но следует учесть и такой момент: то, что вы, по вашему мнению, создали нечто неотразимое, или принесли себя в жертву, или преодолели этот издревле сидящий у нас в мозгу страх, еще не может служить гарантией, что вы сделали что-то действительно стоящее. Ваши усилия далеко не всегда согласуются с реакцией аудитории.

Да, игольное ушко, через которое вам предстоит пройти, слишком узкое. Вам нужно решить головоломку: найти такую идею или такую продукцию, которая в нужном месте и в нужный момент заинтересовала бы нужных вам людей.

Современная экономика дает нам возможность общаться с очень многими людьми, что прежде было недоступно. Перед вами открывается широкое поле деятельности, вы сами можете решать, с кем вам общаться, и выбирать, какой результат хотите получить.

Все это рычаги, которыми вы можете воспользоваться, но ведь и планки тоже поднимаются выше.

И это лучшее, что вы можете сделать?

Вопрос не самый приятный, но, ввиду того что в распоряжении имеются все те средства, которые предоставило нам современное общество, он вполне справедливый!

 

Не ориентируйтесь на массы

 

Конечно же, вас учили, что главное – это массы: массовый потребитель, массовый зритель, читатель и т. д., что критики – люди умные и что вы не имеете права хоть на шаг отойти от общего, основного направления. Сама фраза «отойти от основного направления» несет в себе скрытое осуждение.

Разумеется, всегда легче, когда тебе все дружно и громко аплодируют, попасть на ТВ, на эстрадную или оперную сцену, быть знаменитым. Если вы решились что-то начать, то лучше, чтобы это было хорошо профинансировано, а еще лучше, чтобы в это вложил деньги какой-нибудь известный человек. Хорошо бы, чтобы вашу работу одобрили и утвердили на всех уровнях, чтобы она получила восторженное резюме и признание со стороны важных для вас людей, ведь массы почитают только силу, богатство и власть.

Эта система, разумеется, была придумана теми, кто стоит у власти. И она существует для того, чтобы поддерживать и сохранять их власть, а не для того, чтобы побуждать вас заниматься творчеством, к которому у вас есть способности.

 

Азартные игры с людьми

 

У меня настоящая зависимость – пристрастие к азартной игре относительно мнений, которые имеют обо мне люди. Когда кто-то говорит: «Не нравится мне этот парень», я стараюсь сесть и пообщаться с этим человеком, убедиться, что он неправильно меня понимает, и иногда это спасает. Но эта игра имеет смысл, только когда ставки поднимаются до миллиона. Я сажусь играть и тут же начинаю поднимать ставки. Но мне не сразу пришло в голову, что лучше всего встать и уйти. Я пришел к чему-то такому, что давно уже хотел понять: мне нужно позволить людям не уважать меня.

Джон Майер, «Rolling Stone», 2012

 

Вы можете ориентироваться на аудиторию любого масштаба вплоть до бесконечного, охватывающего все человечество. Но вам не удастся угодить всем. Вы можете выбрать, скажем, читателей «Us», «Rolling Stone», «Time», «National Enquirer» и «Playboy» или предложить свое шоу всему миру через интернет.

Но достаточно обширная аудитория попросту вас раздавит. Некоторые захотят, чтобы все было более высоким или более низким, более широким или более тонким, более дешевым или более дорогим, более быстрым или более медленным. Выбор за вами: согласны ли вы проигнорировать тех, кто не желает понимать, в чем тут подвох. Значительная часть вашей тяжелой работы сводится к тому, чтобы остерегаться скептиков и направлять внимание на аудиторию, которую вы сами выбираете. Массовой рекламе и массовому производству необходимы массы, но вам это не нужно. Вам достаточно и меньшинства.

Пытаться постоянно расширять свою аудиторию – опасная зависимость, поскольку в конце концов найдутся люди, которым станет ненавистна наша работа.

И тогда наш древний рефлекс заставит нас прислушиваться к голосам этих людей, ненавидящих нас, а не служить тем, кому предназначено наше творчество.

 

Мандраж во время исполнения

 

Это глупо и непродуктивно – волноваться, пока босс читает ваш доклад или когда зрители слушают ваш концерт. Ведь работа уже сделана.

Из всего того, что предлагают вам люди, возьмите необходимое вам, а остальным можно пренебречь. Главное – понять, что именно вам нужно. А реакция людей – это их мнение, она вас не касается. Вас касается ваше творчество.

 

 

Часть пятая

Индивидуальность в творчестве, понимание в общении с людьми

 

Стремитесь к тому, чтобы ваша работа была сделана хорошо

 

Такой рецепт избавления от всего, что вас терзает, предложен Нилом Гейманом. Если на рынке труда дела идут из рук вон плохо, если ваш начальник не проявляет к вам уважения, если люди не понимают вас, можно посоветовать только одно: старайтесь, чтобы ваша работа была сделана хорошо.

Если это не срабатывает, постарайтесь сделать ее лучше. Если вы не знаете, как сделать ее лучше, вам придется этому научиться.

Если окружающие вас люди не признают ваш творческий труд, не обращайте на это внимания.

Если ваш начальник забракует вашу творческую работу, попробуйте выполнить ее иначе. Если ему и этот вариант не понравится, подумайте, что вы сделали не так, и начните по-новому. Не отступайте, пока ваша работа не даст ощутимых результатов или пока вас не уволят. Неизвестно, что случится раньше.

После этого еще с большим усердием возьмитесь за работу.

На первых порах своего творчества вы будете делать только робкие шаги. Вы еще не можете опереться на понимание мира, поскольку древняя охранительная часть вашего мозга затуманивает ваше видение в целях самозащиты.

Однако с течением времени и по мере того, как один проект будет сменяться другим, ваше творчество будет подниматься на более высокий уровень. Начинайте с малого объема, потом перейдите к среднему, а затем можете взяться за глобальный проект, способный внести позитивные изменения в этот мир.

 

Три основных компонента для успеха в творчестве

 

Писатель Джеймс Элкинс пишет о трех компонентах, необходимых для того, чтобы стать творческой личностью: нужно обладать пытливым взглядом, желанием неустанно трудиться и начинать свою работу с чистого листа.

Ученики начинают с того, что учатся видеть. Они должны видеть мир таким, каков он есть, без наклеенных ярлыков, когда они еще не знают, как называется то, что они видят.

На втором этапе они учатся много трудиться. Нужно уметь использовать руки, голос или тело, чтобы взять то, что они видят, отразить это в своей работе, а затем отдать ее людям.

На третьем этапе (и это самое сложное) человеку, занимающемуся творчеством, нужно начинать все с чистого листа. Творчество должно быть самобытным, ни в коем случае не повторять того, что уже сделано другими, а первый мазок кистью или первые слова песни должны будоражить нас своей новизной. Так можно ли не быть уязвимым, когда это творчество принадлежит нам, а не кому-то другому и только мы сами за него в ответе?

Возьмем, к примеру, Стива Мартина. Он прошел эти три этапа. Он сумел увидеть свое будущее (заглянув вперед через десятилетия, он увидел его в волшебном окошке в том самом Диснейленде, где он только начинал) и стал путешествовать из клуба в клуб, устраивая свое шоу так, чтобы не только он общался со зрителями, но и они общались друг с другом, чтобы комик и аудитория стали как одна семья.

Стив стал усиленно трудиться. Привлек к себе внимание журналов. Он все проверял, вымерял и многократно повторял. Три выступления за один вечер было для него нормой, в течение года – сотни выступлений. И так год за годом.

Но самое главное в том, что он неустанно начинал с чистого листа. Мартин так редко что-либо у кого-либо перенимал, что в своей автобиографии он всякий раз отмечает, что если и заимствовал хотя бы один жест у своих наставников, то всегда только с их разрешения. Все остальное было самобытным, оригинальным. Сейчас то, что делал Мартин, кажется нам таким понятным, даже тривиальным, но, когда он это создавал, его творчество было чем-то новым, неожиданным и очень смелым.

 

Долго не раздумывай! Долгое раздумье – враг творчества. Это проявление застенчивости, а застенчивость ни к чему не приведет. Так ты никогда и не начнешь что-нибудь делать. Берись за дело прямо сейчас!

 

Рэй Брэдбери

 

 

Первое: научитесь видеть

 

Наши предубеждения и страхи вступают в заговор, чтобы помешать нам видеть мир таким, каков он есть.

Буддисты называют это праджна (prajna), что значит принимать реальность такой, какая она есть, вместо того чтобы интерпретировать ее применительно к происходящим в нашей жизни событиям. Дюк Стамп настоятельно советует «умерить бег наших мыслей». Весь смысл в том, чтобы не зацикливаться на постоянном толковании событий, что позволяет нам поддерживать свое мировосприятие; суть в том, чтобы принимать все, что происходит, не стараясь истолковывать это согласно нашим предубеждениям.

Фред Уилсон, один из наших самых успешных венчурных предпринимателей, сумел достичь этого как раз благодаря своей способности видеть вещи такими, каковы они есть. Он смог первым разглядеть коммерческий потенциал «Delicious», «Twitter» и десятков других подобных компаний. Клайв Дэвис проявил гениальность, когда нашел и обеспечил раскрутку Уитни Хьюстон, Патти Смит, группе «Outlaws», Дайян Уорвик, Арете Франклин, Карли Саймон, группам «Grateful Dead» и «Kinks», а также Лу Рид. При этом он далеко не всегда делал их записи или продавал их. Просто он умел увидеть (и услышать) те потенциальные возможности, которые были заложены в музыкантах и певцах, встречавшихся на его пути.

Способность видеть рынок, технологию или талант такими, каковы они есть, а не такими, какими вы хотели бы, чтобы они были (или боялись бы этого), – это один из секретов – навык, присущий творческой личности, который помогает добиться успеха.

Алан Веббер и Билл Тейлор были просто двумя талантливыми редакторами среди десятков других, подвизавшихся в «Harvard Business Review», но лишь эти двое обладали нужным уровнем сосредоточенности, чтобы обратить внимание на ту революцию в бизнесе, о которой поведали нам в «Fast Company», одном из самых солидных (и доходных) журналов, которые когда-либо выходили из печати.

Эти навыки можно в себе развить (разумеется, если вести эту работу в нужном направлении). Делайте прогнозы на основе того, что видите, записывайте их, например:

«Тот-то и тот-то может создать приложение, которое даст людям возможность с большей легкостью обмениваться рисунками и фотографиями через интернет»; «Этот новый работник в течение двух ближайших месяцев, похоже, побьет все мыслимые прогнозы относительно продаж».

Стоило нам прочесть всего два выпуска «Fast Company», как вся экономика вокруг нас вдруг осветилась новым светом и у многих совершенно изменился взгляд на этот вопрос. Все дело в том, что Алан и Билл смогли первыми это увидеть, а затем разъяснить всем остальным.

Если вы неправы, то инстинктивно вините в этом вселенную, а не свое мировоззрение. У нас редко появляется желание подчинить свое восприятие реальному положению вещей. Вместо этого мы браним судьбу или ведем счет случайным помехам. А ведь каждое наше неверное суждение дает нам возможность пересмотреть свои взгляды и отточить способность замечать скрытые требования рынка, что имеет решающее значение как в успехе, так и в неудачах.

 

Учитесь все замечать

 

Каждый раз, когда я захожу в какой-нибудь книжный магазин, то отмечаю все, что находится в поле моего зрения: как оформлены книги, какие у них обложки, какая на них цена. Я замечаю, где стоят продавцы и насколько хорошо они знают свое дело. Вот парень, который сидит на диване и все время читает, но ничего не покупает. Интересно, что он читает? Я вслушиваюсь в обрывки разговоров относительно того, что продано.

Пако Андерхилл, например, превратил то, что замечал, в творчество. Охранные видеокамеры его компании «Envirosell» накрутили десятки тысяч часов немой картинки, показывающей, как люди делают покупки. Это-то его и заинтересовало. Оказалось, что женщинам не нравится, когда другие покупательницы толпятся у них под носом, пока они осматривают товар. В результате Пако предложил своим компаниям-клиентам расширить проходы между полками с товаром (те сначала испугались, что это приведет к сокращению количества товаров), чтобы устранить этот раздражающий момент. Каков же был результат? Доходы увеличились, несмотря на сокращение выставленного для продажи ассортимента.

Вуди Гатри стал самым значительным из всех исполнителей песен в стиле «фолк» XX века. Но, прежде чем этого достигнуть, он объехал сорок пять штатов, записал десятки тысяч песен, с головой погрузившись в изучение культурного наследия как коренных жителей, так и эмигрантов. Без этой основы ему никогда не удалось бы найти нужные средства для создания своего творчества.

Самое трудное относительно умения видеть – это не пройти мимо того, с чем, как вам кажется, вы уже знакомы. В дни ранней юности Всемирной паутины, когда многие еще ничего в этом не понимали, я уже считал себя экспертом: успешно создавал рекламные программы для интернета, а затем запускал их для таких компаний, как «Prodigy», AOL и «CompuServe». Так что я знал, о чем говорю. Или, по крайней мере, думал, что знал.

Но в 1993 году я не заметил возможности использования в интернете браузеров-поисковиков. Все, что я понимал в то время о возможностях сети, – это то, что она была медленной, незагруженной, неуклюжей и лишенной каких-либо центров притяжения. Поэтому мне казалось очевидным, что это не сработает. И каждый дурацкий трюк, который я обнаруживал в интернете, лишь укреплял мой скептицизм. Естественно, что при этом я не замечал все те успешные нововведения, которые противоречили уже сложившемуся у меня предвзятому мнению.

Поэтому я не стал задумываться над тем, с помощью какого компьютерного «механизма» (программы) можно было бы организовать чат или какие-нибудь акции через интернет, а в том же году написал книжку, где рассказал, что интересное вы можете найти в интернете. И заработал на этом восемьдесят тысяч долларов. А те ребята, которые организовали «Yahoo!», вложив вначале не больше денег, чем вложил я, и располагая примерно такими же знаниями интернета, в конечном счете получили в миллион раз больше, чем я (если перевести на деньги, то около восьмидесяти миллиардов долларов).

Я и они имели одинаковый доступ к имеющимся ресурсам и технологиям. Разница в том, что Давид и Джерри смогли увидеть что-то такое, чего я не пожелал заметить, поскольку считал себя слишком умным.

Дело в том, что вы не сможете увидеть в окружающем мире что-то важное, пока не научитесь освобождать свой разум от оков установившихся представлений. Такие представления невероятно полезны в повседневной жизни, это готовый набор предположений, пристрастий и мнений, которые четко устанавливают ваши взаимоотношения с окружающим миром. Вы экономите много времени, поскольку ничего не нужно придумывать заново, не нужно после каждого очередного соприкосновения с реальностью ничего обдумывать, не нужно делать никаких выводов и т. п. Это ведь так просто – быть постоянным в своих взглядах!

Но такое мировоззрение, по сути, не дает вам возможности увидеть мир таким, каков он есть на самом деле.

А тот, кто постоянно замечает все, что попадается ему на глаза, со временем обретает способность видеть то, чего не видит никто другой.

 

Что вы хотите видеть?

 

На моем мобильном телефоне установлена игра под названием «Шанхай». В ней есть маленькие фишки, похожие на костяшки домино, на каждой из которых нарисован иероглиф. Цель игры – найти пары с одинаковыми иероглифами, чтобы одну за другой вывести их из игры. Когда я еще только начинал играть в эту игру, у меня на весь процесс до конца игры уходило в среднем около шестнадцати минут.

По мере того как я все больше практиковался в этом (а времени у меня было достаточно, так как мне часто приходится летать в самолетах), мои показатели стали заметно улучшаться. Я стал замечать иероглифы, уже не повторяя про себя их названия. Я перестал бормотать:

«Ого, правильно… это же фишка, на которой нарисовано два “М”… А нет ли тут поблизости еще одной такой же? Постой-ка, я вижу красный меч…» Я стал одним взглядом охватывать все игровое поле, сразу же замечая знакомые фигуры. Так что вскоре я научился справляться менее чем за восемь минут с той задачей, на которую раньше уходило шестнадцать.

Хочу заметить, что пишу это не для того, чтобы показать всем, какой я умный. Наоборот, этот пример призван лишний раз подтвердить, как можно посредством упражнений развить в себе наблюдательность. Это не тот талант, который дается от рождения, этому может научиться каждый.

Точно так же торговцы автомобилями учатся различать, какой дизайн должен «пойти» при продаже, а полицейские – замечать такие странности в поведении людей, которые указывают на то, что этот человек может оказаться общественно опасным.

Так будет происходить до тех пор, пока наше зрение не привыкнет выделять необычное, тогда мы начинаем выделять всякую чепуху, работать по шаблону, будучи убежденными в том, что наши ярлыки правильные.

Мы действуем по шаблону, поскольку так быстрее, к тому же, как нам кажется, безопаснее. Нам не нужно рисковать и экспериментировать, если мы можем просто восстановить в памяти уже сложившееся ранее представление. И не только это, ведь если мы ограничиваемся «перезапуском» старых реакций согласно наклеенным ярлыкам, то нет нужды пересматривать наши намерения. Фраза «Я знаю, как сделать этот удар по мячу» очень похожа на фразу «Мне не нравятся люди такого типа», но если первый навык может оказаться для вас полезен на корте или футбольной площадке, то второй наглухо закрывает перед вами дверь к установлению новых и нужных связей с людьми.

 

Прекрасно вижу, вот только забыл, как это называется

 

Преуспевающие люди хорошо владеют навыком наклеивания ярлыков на ситуацию, идею или человека, это дает возможность справиться с ними быстрее и проще. Если вы с ходу можете отличить извилистую ветку от змеи, то вероятность быть укушенным змеей сильно снижается.

Но использование ярлыков имеет и свою обратную сторону, поскольку вам становится трудно разглядеть то, что находится под ними. А когда окружающий мир начинает стремительно изменяться, эти ярлыки перестают правильно обозначать то, на что они «наклеены», и нам не удается разглядеть благоприятные возможности прямо у себя под носом.

Люди творческие поступают по-другому: они все время учатся видеть вещи такими, каковы они есть. Они стремятся обходиться без ярлыков, жить, открывая душу свежим впечатлениям.

Творчество похоже на то, когда вы в темноте включаете свет. Перед тем как нажать на выключатель, вы еще не знаете, что сейчас увидите, а если знаете, то это не настоящая темнота.

 

Все оттенки белого

 

Что же происходит, когда уже имеющиеся знания используются для того, чтобы повысить нашу способность видеть?

 

Внимательно посмотрите на эту стену – и вы, конечно же, заметите, что ее белый цвет содержит не только белую краску. С той стороны, где на стену из окна падает свет, белый цвет кажется более ярким, с другой стороны он имеет сероватый оттенок. В белой краске можно различить синеватый, зеленоватый и даже фиолетовый тона. Несколько труднее увидеть кое-где их переходы, создаваемые тенями вследствие кажущегося изменения текстуры поверхности стены, если имеется полный контраст между белой стеной и черной обшивной доской.

 

Роберт Ирвин, концептуальный художник

 

Однако большинство из нас видят просто белую стену, если мы вообще это замечаем. А одаренный художник различает в ней всю радугу цветов. Точно так же, как тот, кто наделен писательским даром, может найти слова, как это ни парадоксально, чтобы присвоить радуге ярлык.

 

Наши глаза не врут

 

Зато мозг может соврать и делает это постоянно. Наши предубеждения воздействуют на то, что мы видим, и еще больше на то, как мы интерпретируем увиденное, а это мешает нам не только по-настоящему видеть, но и понять то, чего мы не видим.

Люди изменяют свои мнения относительно моды, политики или диеты в зависимости от того, к кому они прислушиваются или какой партии, по их мнению, принадлежит та или иная идея. Стоимость бутылки вина оказывает прямое воздействие на восприятие его вкусовых качеств – даже для самых искушенных ценителей вин. А эффект плацебо – мы видим то, во что верим, – применяется не только в медицине.

Да, мы редко видим мир таким, каков он есть. Большую часть времени мы настолько заняты сравнениями и вынесением суждений, что уже не можем не игнорировать все то, что просто видим перед собой. И потому не видим благоприятных возможностей. Не замечаем боль. И часто отказываемся видеть опасность, возникающую вследствие нашего бездействия.

Но если вы не научитесь видеть, то никогда не сможете успешно заниматься творчеством.

 

Спросите своего коллегу

 

Если вы видите, что какая-то творческая работа находит свое место на рынке и производит существенное изменение в окружающем нас мире, но при этом не понимаете, почему так происходит, попросите своего коллегу объяснить вам это. Если люди слушают, смотрят или покупают что-то, а вам непонятно, что их привлекает, старайтесь выяснить причину. Если блог, роман или какая-то стратегия в бизнесе кажутся вам бессмысленными, обратитесь к кому-нибудь, кто лучше в этом разбирается, чтобы он открыл вам глаза.

Научитесь смотреть глазами других людей.

Почему один бренд пользуется большей популярностью, чем другой? Почему мы поддерживаем этот политический курс? Что в этом интерфейсе не на своем месте? В чем причина того, что эта вещь стоит меньше, чем та?

Если у вас нет такого коллеги, которого можно было бы спросить, найдите кого-нибудь. Если этот человек уступает вам по уму, подтяните его до своего уровня.

Ведь цель не в том, чтобы усвоить несколько новых правил или закрепить в памяти несколько новых ярлыков, а в том, чтобы у вас в голове было так много правил и так много ярлыков, чтобы вы могли иметь не только свое собственное мировоззрение, но также и представление о мировоззрении других людей и чтобы все это вместе сливалось в единый поток и давало новое направление мышлению, позволяло вам взглянуть на окружающий мир свежим, наивным взглядом.

Снова обрести свежий взгляд – это значит суметь отбросить с таким трудом сформированное мировоззрение, увидеть мир без каких-либо предубеждений и принять все таким, как оно есть, а не таким, как вам хотелось бы его увидеть.

 

Второе: научитесь упорно трудиться

 

Каждый должен научиться разбираться в программных кодах.

Не потому, что ощущается чудовищная нехватка людей, которые разбирались бы [вставьте название вашего любимого языка программирования], а потому, что, когда вы приобретаете навык, как сделать что-то новое, изменяется ваш взгляд на вещи. Например, если вы знаете, как производить набор букв, то увидите типографское дело совсем под другим углом зрения. А если вы разбираетесь в сборке электронных устройств, то любой компьютер будет казаться вам немножко менее загадочным устройством. Научившись выступать с речью перед аудиторией, вы сможете по-иному взглянуть на выступления других людей.

Приобретя навыки в чем-либо, вы становитесь уже участником, а не зрителем; не тем, кто ждет милостей от данной системы, а тем, кто помогает в управлении ею.

Это придает вам смелости, пробуждает желание сделать еще больше, принимать неудачи и добиваться лучших результатов.

 

Вместо этого мы ограждаем наших детей от проявления инициативы

 

Там, внутри, нет для тебя ничего интересного.

Не выходи за линии, окрашивай строго по контуру.

Играй в видеоигру; на улице слишком жарко, чтобы идти гулять.

Брось возиться, дешевле купить новый, все равно у нас в доме нет паяльника.

А что такое паяльник?

В индустриальной системе было принято так: лишь немногие что-то делали, а все остальные смотрели. И наоборот, в условиях нынешней экономики мы тратим все больше и больше времени, потребляя сделанное нашими ровесниками, а затем поворачиваем на сто восемьдесят градусов и делаем что-то для них.

Если вы боитесь писать, издавать, собирать или разбирать, то вы просто зритель. Вы попали в ловушку инструкций и указаний от тех лиц, которых выбрали в качестве лидеров. Обычная картина: двадцать человек на поле и восемьдесят тысяч на трибунах. Зрители платят, чтобы смотреть, а игроки на поле живут полной жизнью.

 

Три бесполезных вопроса

 

Откуда вы берете идеи?

Какую программу вы используете, чтобы писать? Что я должен делать дальше?

Ответы не имеют значения, как и выбор программы (или вообще средств для выполнения той или иной работы). Вам не нужен гуру, вам необходим опыт раз за разом повторяющихся неудач.

А еще вам требуется хороший вкус, чтобы оценить собственную работу непредвзято. Этот вкус вы сможете обрести не в результате подражания мастерам, которые творили раньше вас, а проходя через неудачи, раз за разом открывая, что работает, а что нет.

 

Потом вы взрываетесь, как бомба

 

«Джон Картер» – фильм, вызывающий такой ужас, что большинство американских кинозрителей признаются: страх начинает охватывать их после двенадцати секунд просмотра этой ленты, причем любого эпизода. Фильм оказался таким страшным, что киноподразделение компании «Walt Disney» не только не заработало, а потеряло на нем деньги (зрители боялись его смотреть).

А в России фильм имел рекордные сборы. Так что если бы мы ставили фильмы для российской аудитории, то подобные киноленты вовсе не были бы такими ужасными.

Но как же случилось, что Эндрю Стэнтон, который так прекрасно поработал над созданием фильма «В поисках капитана Немо», на этот раз умудрился попасть впросак?

Дело не в том, что он не знает, как поставить хороший фильм, и не в том, что фильм не получил финансовой поддержки, а в том, что создатель фильма не видел его под тем же углом зрения, что и большинство американских кинозрителей. Получилось так, что Эндрю Стэнтон смотрел на свое любимое детище такими же глазами, как и русские зрители, и, поддавшись творческому порыву, не желал прислушаться к советам своих коллег из компании «Disney», которые видели то, чего он не хотел видеть.

Конечно, это упущение оказалось слишком дорогим: потратить на фильм без малого четверть миллиарда долларов лишь для того, чтобы узнать, что он «не пойдет». Но, с другой стороны, все другие постановщики фильмов получили возможность извлечь из этого важный урок. Мы смотрим, мы создаем что-то, а потом повторяем.

 

Базовые знания

 

Смешной ли этот анекдот? Итак, вот вам анекдот.

 

Гейзенберг[5] приходит в бар, смотрит по сторонам и говорит:

– Ага! Раз нас здесь трое и раз это бар, то, должно быть, это анекдот. Но возникает вопрос: он смешной или нет?

Гёдель на мгновение задумывается, затем изрекает:

– Раз мы находимся внутри этого анекдота, то не можем сказать, смешной он или нет. Нам придется выйти наружу и взглянуть на это оттуда.

А Хомски, посмотрев на них обоих, говорит:

– Конечно, он смешной. Просто вы неправильно его рассказываете.

 

Чтобы понять, смешной ли этот анекдот, надо, по крайней мере, знать, кто были эти трое, которые сидели в баре. То есть необходимы какие-то базовые знания, которые помогли бы понять смысл их реплик. Такого рода подсказки заполняют пробелы и дают нам представление о том, как это работает, и возможность узнать, как это сделать лучше.

Боб Дилан знает об истории американской музыки больше, чем все те, с кем вам когда-либо доводилось встречаться. Фред Уилсон способен подробно описать тысячи и тысячи успешных венчурных инвестиционных сделок. Эйлин Фишер достаточно посмотреть на любой предмет одежды, чтобы тут же сказать, кто был автором первоначального дизайна. Подобное знание – это не просто побочный эффект от выполнения той важной работы, которая предназначалась для того или иного поколения. Это важный фундамент, который делает возможным выполнение важной работы. Например, Эндрю Стэнтон обладает поистине глобальными знаниями, когда дело касается мультипликационного кино. Но как же дорого (в прямом смысле слова) обошлась его уверенность в том, что он способен прекрасно ставить и обычные игровые фильмы, основываясь лишь на чутье, а не на обширных базовых знаниях!

Я хочу, чтобы вы правильно поняли тот анекдот, с которого я начал. Многие люди всячески избегают трудной работы – проявить себя с творческой стороны. Вот и получается, что одних знаний недостаточно. Базовые знания – необходимый элемент, но одного этого мало.

 

Третье: научитесь начинать с чистого листа

 

Прежде всего ваш консультант интересуется, какими деньгами вы располагаете.

Потом он спрашивает: «И как вы думаете эти деньги использовать?»

Такой подход можно считать хорошим, когда речь идет о том, чтобы продать что-то такой организации, которая уже знает, чего она хочет. Но вряд ли это подходящий способ, чтобы начать дискуссию, которая приведет к реальным и важным для вас результатам.

Для подлинного творчества необходимым условием является умение начинать с чистого листа. Если вы просто будете повторять то, что уже было прежде, если станете предлагать мне такой же бутерброд, которым меня уже угощали вчера, или навязывать тот же товар, который я приобрел на прошлой неделе, предлагать пользоваться той же поисковой системой, какой люди пользовались на протяжении предыдущих месяцев, это не произведет на меня никакого впечатления, нужная связь между нами так и не установится.

Без сомнения, нет нужды изменять все раз за разом. Никому не понравится, если на этом месте сегодня, скажем, будет бар, завтра – боулинг, а послезавтра – стриптиз-клуб. Изменения нужны творчеству как рычаги, позволяющие добираться до самой сути.

Но если вы делаете что-то такое, что уже всем ясно, и результаты предсказуемы, то вашу работу творческой не назовешь. Вы просто взялись за то, что спокойнее и безопаснее. Вы можете указы


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.