Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека

2019-08-04 278
Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека

1.1 Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе

1.2 Использование музыки для психологической регуляции

Выводы по 1 главе

Глава 2. Использование музыки в работе с детьми

2.1 Воспитание музыкой

2.2 Исцеление музыкой

2.3 Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

2.4 Отрицательное влияние современной популярной музыки на детскую психику

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиография

 


Введение

Данная работа содержит материалы, основанные на научных данных о воздействии музыки на психические процессы. Эти закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-педагогических исследований. Также работа содержит методический материал, раскрывающий своеобразие музыкально-эстетического воспитания, показано значение искусства как способа отражения действительности и его роль в формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на личные наблюдения, отражающие практику работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Цель курсовой работы: изучить влияние музыки на психику ребёнка. Предметом исследования является воздействие музыки на детскую психику и возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние ребёнка.

Задачи, которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме.

2. Раскрыть положительное и отрицательное влияние музыки.

3. Исследовать возможность использования музыки на занятиях педагога-психолога.

Главная же задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка.

Теоретические основы исследования – труды отечественных и зарубежных авторов.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы

2. эмпирические: беседа, тестирование, наблюдение

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы и заключение.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими. Б. Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром, «…жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого». [10, с. 7]

 


Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека

Выводы по 1 главе

Обобщая данные разных школ и направлений, мы можем сделать следующие выводы об эффективности и возможностях использования музыки в психотерапевтических целях:

· эстетизация и гармонизация больничной среды;

· содействие развитию коммуникативных актов;

· развитие творческого воображения и фантазии;

· релаксация психологического тонуса;

· расширение и развитие эмоциональной сферы;

· развитие чувства коллективизма;

· развитие эстетических потребностей.

Границы применения музыки в психотерапевтических целях очень широки. В зарубежной литературе мы находим ее использование не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми.

 


Исцеление музыкой

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья. (В.М Бехтерев)

В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельствах, в том числе и при лечении больных.

Философы изучали и классифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. Знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору же принадлежит афоризм. «Музыка может врачевать безумства людей».

В культуре Древнего Востока и Индии также есть свидетельства разнообразного применения музыки в медицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто бы хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.

Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в XIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка В XVIII веке лондонский врач Ричард Броклесби написал свои "Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней, предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях.

Начало XX века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания. В США организуется Комитет по изучению взаимосвязи музыки и медицины, затем и Национальная ассоциация музыкотерапевтов. Музыку используют в хирургии, кардиологии, акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных и психических заболеваний.

В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость». Эти идеи успешно развивались и в последние десятилетия.

Музыкотерапия — это особая форма роботы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Особое внимание следует уделить проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов, другими словами избегание, не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит арттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном.

Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счёт этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания например, симфоническую музыку ХIХ столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый — разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй — развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизация самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают психолог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия психолога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний.

Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребёнка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.


2.3 Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

 

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не повреди. Ребёнок изначально стремиться к знаниям (какой ребёнок не хочет научиться говорить, ходить?), его душа открыта.

Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно внимая ей или участвуя в создании. Один из лучших пример сопричастности - церковное пение. В России когда-то всё население принимало участие в церковном пении. Ныне дети лучше всего умеют нажимать на кнопки магнитофона, а петь чистую, возвышенную музыку разучились. Всё же некоторые родители ищут для своих детей формы контакта с высокой музыкой. Притом нужно учитывать, чем младше дети, чем более открыты они чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к ней, и эта любовь впоследствии образует заслон визгам, заполнившим эфир.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся

· беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;

· специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

· упражнения на внутреннее слышание.

На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Именно страх чаще всего мешает ребёнку чувствовать себя комфортно в той или иной ситуации. Вот пример, как решить проблему страха при помощи музыкотерапии:

Время беседы с ребёнком должно быть согласованно заранее. Необходимо не менее 20-30 минут и спокойная обстановка, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.). Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой-Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода и т.д. отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность и неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Хорошо если ненавязчивым фоном в это время будут звучать, допустим, сонаты Моцарта. При общем положительном настрое в этой музыке присутствует некоторая смена образов, на которую ребёнок, сам того не замечая, откликнется. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.). Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

Одной из самых распространённых проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется помощь психолога, является адаптация ребёнка к условиям детского сада. Пример такой ситуации: Егор, 3 года, держался обособленно, не принимал приглашений к игре, часто плакал. Беседа с мальчиком была проведена в кабинете психолога, где включили спокойную, светлую музыку (ноктюрны №1,2 Шопена), выявили причины отрицательного эмоционального состояния, ребёнок почувствовал себя более комфортно, в группу вернулся в приподнятом настроении, более свободно контактировал со сверстниками.

Вообще от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4-5 лет), и им было предложено послушать пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Для первого занятия было выбрано именно данное произведение, поскольку оно достаточно понятное по своему замыслу, и, что очень важно, небольшое по времени звучания. Всё же дети не смогли прослушать пьесу целиком не отвлекаясь. Сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое «Утро» Э. Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно. Занятия продолжаются.

Очень важно для занятий, связанных с слушанием музыки:

· специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

· использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

· использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Для развития слухового воображения детей в группах по 4 человека были проведены следующие упражнения:

· Ребятам предложили закрыть глаза, расслабиться, постараться ни о чем не думать (ощущение «пустоты» в голове), затем ударили по барабану палкой (можно мячом о пол). Дети должны были «повторить» этот звук в своем воображении, «увидеть» предмет, которым был издан звук, «ощутить» прикосновение к нему.

· Ребенок должен напеть про себя знакомую мелодию и ощутить, что она «разливается» по всему телу. Затем «услышать» другую мелодию и постепенно «вытеснить» первую, «распространяя» новую мелодию по всему телу.

· Собрав множество различных предметов, «поселили» их в «сундучке ощущений»: ключи, небольшие камни в кружке или стакане, шишки, ложки. Можно использовать все, что шуршит, звенит. Детям предлагалось сначала описать характер звука, а затем попытаться узнать, что за предмет «звучал». Такая работа позволяет детям ощутить энергию звука и научиться слушать и слышать себя. Тогда они легко смогут научиться слушать и слышать музыку.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

В качестве подтверждения пользы музыкотерапии в старшей группе выявили троих детей с заниженной самооценкой, совместно с музыкальным руководителем подготовили номер, научив играть на инструментах, которые дети самостоятельно для себя выбрали. Когда ансамбль выступил перед группой, всем очень понравилось; также выступающие получили высокую оценку со стороны педагогов. Во время следующего обследования их самооценка была признана адекватной.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Используя песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поёт вместе со всеми. Когда достигается определённое состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если психолог сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным работником, который даёт необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию терапевтическую ценность представляют ритмические колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства.

В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение.

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния детей выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева дети обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому ребёнку осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи.

Главной целью хореотерапии являются: активизация тела для того, чтобы помочь ребёнку обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной свободы и координации.

Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого детского сада, где имеется соответствующее помещение и проигрыватель с набором необходимых пластинок.

 

Выводы по 2 главе

 

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Удивительно, но некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые, и совершенно с неожиданной стороны. «Какая русская музыка!» — воскликнула пятилетняя девочка во время слушания увертюры к «Майской ночи» Римского-Корсакова. — «Почему ты думаешь, что русская? Ты же не слышала еще ни одной русской песни?» — «Взрослые этого не чувствуют. Дети — они все знают». — «Но все-таки: почему русская?» — «Потому что добрая». Не зря говорят: устами младенца глаголет истина.

В музыкальной терапии существует два направления:

первое - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

второе - строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Развитию художественно-творческих представлений детей помогает педагог-психолог (иногда вместе с музыкальным работником), который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.

Музыкальная психотерапия вместе с арттерапией, т. е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают всё больше детей, и волнуют учителей и родителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его, требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Именно неумение жить в современном, сложно организованном обществе приводит сегодня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения, к которому надо относить не только уголовные правонарушения, но и излишнее потребление алкоголя, табакокурение, а также попытки свести счеты с жизнью. Нынешние дошкольные учреждения, а затем школа должны всеми возможными средствами помочь подрастающему поколению решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальная психотерапия.


Заключение

Итак, мы выяснили, что с помощью музыкальной психотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов (Д.Д.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека. Та же цель является конечной и в работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение определённых умений не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Применение музыки в психотерапевтических целях позволяет справится с этими задачами на более высоком уровне.

Многое зависит от профессионализма педагога-психолога, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила теорию исследования: уровень развития детей в дошкольном учреждении будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкальной психотерапией.

 


Список литературы

1. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

2. Аристотель. Политика. — М., 1911.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984

4. Материалы и документы по истории музыки. Т. 2, ХУIII век. / Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. — М.. 1934.

5. Медушевский В. В., «Внемлите ангельскому пению», Минск, 2000

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997

7. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11

8. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М.. 1966.

9. Платон. Соч. в З т. — М., 1971. т. З.

10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.. Методика музыкального воспитания, М.: - «Музыка», 1990 г. ст. «Музыкальное искусство- средство воспитания детей».

11. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г.

12. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. — М., 1975.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека

1.1 Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе

1.2 Использование музыки для психологической регуляции

Выводы по 1 главе

Глава 2. Использование музыки в работе с детьми

2.1 Воспитание музыкой

2.2 Исцеление музыкой

2.3 Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

2.4 Отрицательное влияние современной популярной музыки на детскую психику

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиография

 


Введение

Данная работа содержит материалы, основанные на научных данных о воздействии музыки на психические процессы. Эти закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-педагогических исследований. Также работа содержит методический материал, раскрывающий своеобразие музыкально-эстетического воспитания, показано значение искусства как способа отражения действительности и его роль в формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на личные наблюдения, отражающие практику работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Цель курсовой работы: изучить влияние музыки на психику ребёнка. Предметом исследования является воздействие музыки на детскую психику и возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние ребёнка.

Задачи, которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме.

2. Раскрыть положительное и отрицательное влияние музыки.

3. Исследовать возможность использования музыки на занятиях педагога-психолога.

Главная же задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка.

Теоретические основы исследования – труды отечественных и зарубежных авторов.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы

2. эмпирические: беседа, тестирование, наблюдение

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы и заключение.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевы


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.