Туристическая характеристика Полярного Урала — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Туристическая характеристика Полярного Урала

2019-08-04 225
Туристическая характеристика Полярного Урала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1 Подъезды

 

Большинство маршрутов начинается от железной дороги. В массивы Райиз, Собский, Пайерский и Сомнемпайский путь лежит от станций Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомнемпайскому, Хойлинско-Лахортинскому, Хордъюсскому, Пальникшорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска, а к самым южным массивам -- от станций Абезь и Шор. Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги составляет около 60 км.

Например, для заброса на реку Лонготьеган необходимо сначала добраться до станции Сейда, расположенной на перегоне Котлас-Воркута. Поезда здесь ходят довольно часто, их количество увеличивается в период летних отпусков. На станции надо пересесть либо на поезд "Воркута - Лабытнанги", либо на поезд "Москва - Лабытнанги". Первый подается под посадку за полчаса до отправления, в 10.24; второй отправляется после двухминутной стоянки в 14.25.

Далее действовать нужно в зависимости от выбранной точки начала сплава:

1. Если сплав решено начать от вездеходного брода, пересекающего реку в 12 километрах от ее истока, то выходить надо на остановочной платформе "110-й километр" (в некоторых старых изданиях указан "106-й км", но в настоящее время этот пункт ликвидирован). Поселок Полярный находится прямо у платформы, в нем можно без особых проблем нанять машину, которая подвезет до стационара геологов Мраморный, расположенного в 26-ти километрах от поселка, либо, если повезет, вездеход, который может подбросить до самого берега Лонготьегана. В первом случае в Мраморном нанять вездеход.

При наличии желания и возможностей весь путь в 51 км можно проделать пешком по дороге, при этом необходимо учитывать, что очень часто придется форсировать водоемы.

Возможна также проводка судов вверх по реке Большая Пайпудыня с последующим волоком на Лонготьеган.

2. Если поход начинается от авто-,железнодорожного моста, расположенного в 70-ти километрах от истока, то ехать по ветке Сейда - Лабытнанги, а точнее, по ветке Чум - Лабытнанги (Чум - следующая станция после Сейды в сторону Воркуты, но она настолько мала, что поезда на ней, кроме местных, не останавливаются), надо до станции Обская. Эта станция предпоследняя для обоих поездов.

От нее должен ходить какой-нибудь железнодорожный состав по ветке на п-ов Ямал, но сведения о его расписании и виде нашей группой получены очень противоречивые. Дорога пересекает реку на 72-ом километре, возможно, что об остановке придется договариваться с машинистом.

Поэтому лучше будет на поезд не надеяться, а на этой же станции нанять машину, которая довезет до железнодорожного моста через Лонготьеган. Автомобили переправляются через реку по этому же мосту. Нанять машину можно, скорее всего, без труда, поскольку движение на трассе сравнительно оживленное, и она доступна для обычных легковушек.

В обоих случаях заезд на маршрут можно осуществить и из Лабытнанг, куда ходит паром из города Салехарда. В Салехард баз проблем можно долететь самолетом, рейсы совершаются регулярно из Москвы, Тюмени, Омска.

При договоре с водителем следует учитывать, что:

1. Время в данной местности на два часа опережает московское.

2. Местные жители называют реку Лонготьеган Лонготом.

3. Приработок на перевозке людей, занимающихся летними видами туризма, здесь не распространен, поэтому торговля вполне уместна, причем желательно показать свое знание данных местности и нравов, поскольку местные жители могут запросто обмануть. В худшем случае можно попасть на другую реку.

Пути выездов с маршрута:

I. Для выезда с маршрута необходимо добраться до селения Халас-Пугор (Халас-Нугор, Халасьпугор в разных транскрипциях), стоящего на Малой Оби. Из него надо выехать либо в город Салехард, либо в город Лабытнанги.

Сведения о движении речных судов по Оби получены от местных жителей очень скудные и обрывочные. Здесь приводится вся совокупность данных, которыми располагает группа.

1. В Салехард можно доехать на "Метеоре", который ходит по протоке Малая Обь и бывает в Халас-Пугоре раз в неделю.

2. По Большой Оби "Метеор" ходит два раза в день. Его важнейшие остановки: Аксарка (30 км от Халас-Пугора), Хорсаим (25 км), Горнокнязевск (45 км). Все эти пункты расположены на другом берегу реки, первые два довольно крупные.

3. Из Горнокнязевска до Салехарда кратчайшая дорога проходит по суше, так как русло реки образует в этом районе колено.

4. В любом из вышеперечисленных селений, правда, с разной долей вероятности, могут найтись люди с плавсредством, имеющие возможность вас доставить в тот или иной пункт, в зависимости от договоренности. Следует учесть, что расстояние от Халас-Пугора до Салехарда и до Лабытнанг равно и составляет примерно 55-60 км.

5. Из Салехарда ходит паром в Лабытнанги, отправляющийся по мере наполнения (примерно один раз в час). Переезд занимает 25 мин.

Паром начинает ходить в 6.00, заканчивает в 23.00. Пристань и паромная переправа в Лабытнангах находятся рядом, тогда как в Салехарде они расположены довольно далеко друг от друга.

6. И в Салехарде, и в Лабытнангах паромная переправа, а в последнем еще и пристань, находятся примерно в 7-ми км от города. Ни на той, ни на другой стороне реки автобусы не ходят, хотя объявления о них висят. Однако, различного вида машин множество везде, договориться с водителем можно.

7. Из Салехарда регулярно летают самолеты в Москву, Тюмень, Омск и Нижний Тагил. Аэропорт расположен у города, по пути с паромной переправы.

Из Лабытнанг можно выехать поездом "Лабытнанги-Воркута", отправляющимся в 9.12 или поездом "Лабытнанги-Москва", отправляющимся в 7.00. Касса на вокзале открывается в 5.00, но народ собирается к 4.00. Иногда вечером у кассы лежит бумажка, на которой записывается завтрашняя очередь.

Из-за высокой загрязненности Оби вода в Лабытнангах привозная и находится в большом дефиците. На вокзале, правда, есть маленький кранчик, но если из него и течет, то очень мало, а обычно к вечеру он пересыхает. Воду можно взять из поезда "Москва-Лабытнанги", который стоит на втором пути, а вечером приходит около 21.00. Примерно в 22.00 в нем начинают менять воду, старую при этом просто сливают. Если договориться с проводником, то водой можно запастись прямо из крана его купе.

В этом же поезде можно переночевать при наличии у вас билетов на завтрашний день, расположившись прямо в своем вагоне. Ночевка в плацкарте стоит 15.000 рублей (здесь и далее цены приводятся в неденоминированных рублях).

При вынужденной ночевке на вокзале удобнее всего расположиться в его левом крыле (от перрона), у автоматических камер хранения, однако, на это место обычно претендует много народа. С маршрута можно также выйти от авто-,железнодорожного моста на п-ов Ямал, расположенного в 70-ти км от истока Лонготьегана.

 

3.2 Наиболее популярные районы Полярного Урала

 

Южная часть Полярного Урала - наиболее привлекательная в туристском отношении и наиболее посещаемая туристами-спортсменами. Южнее долины р. Собь более чем на 200 км протянулась узкой полосой (до 25--30 км) южная часть Полярного Урала. Поперечными долинами Уральский хребет разделён на отдельные массивы. В южной части Полярного Урала представлены как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Глубина долин достигает 600--800 м. Здесь, по сравнению с северной частью Полярного Урала, перевалы расположены на значительно большей высоте (400--1000 м над уровнем моря) и подъём на них более крут и высок. Первые посещения туристами южной части Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов и движением по долинам в сторону ж.-д. станций Полярный Урал или Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть района туристы начали активно осваивать горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самого Пайера и восхождения на в. Скальная. К концу 80-х годов стали популярны маршруты в районе массива Райиз и "походы на Пайер".

Лучше всего отправляться в лыжный поход по южной части Полярного Урала в апреле: в течение него пурга бывает обычно всего 3--5 раз (в феврале -- 10--12), непогода редко продолжается более суток. Ниже привожу описание района от ж.-д. ветки Сейда - Лабытнанги до Карового массива, составленное на основании отчетов из МГЦТК и ЛКТ. Все названия даны по карте масштаба 1:200000 (изд. ГУГК 1988 г.), понятия "правый" и "левый" употребляются в орографическом смысле, из многочисленных вариантов названий перевалов и вершин выбраны наиболее часто употребляемые.

Массив Райиз

Под ним подразумевается обширная горная территория, ограниченная с запада реками Макар-Рузь и Собь, с севера и востока -- железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга -- реками Енгаю и Покойник-Шор. Высота центральной части массива достигает 1130 м. В Райизе к настоящему времени лыжниками пройдено более 10 перевалов сложностью от н/к до 2А. К достопримечательностям стоит отнести каньон истока ручья Сев. Нырдвоменшор, где зимой образуется каскад ледопадов, при их прохождении может понадобиться альпинистское снаряжение. Наиболее высокие и интересные перевалы находятся в истоках р. Енгаю: Грандиозный (2А, 1150 м; соединяет левый исток ручья Сев. Нырдвоменшор с долиной Енгаю; лавиноопасен) К югу в 2 км находится красивый пик Топографов (1267 м), его стены поднимаются над дном каров более чем на 500 м. Южнее, на противоположном склоне долины ручья Топографов, расположен пер. Сложный (Спортивный, 1Б, 1010 м; соединяет ручей Топографов -- западный исток реки Енгаю -- и северо-восточный исток р. Макар-Рузь). Несколько особняком на юге массива возвышается г. Чёрная (1030 м), в её западной оконечности пройден лавиноопасный пер. Чёрный (1А--1Б, 844 м; между долинами рек Полайшор и Макар-Рузь). В долине ручья Сев. Нырдвоменшор сохранился один жилой балок. Из пройденных перевалов стоит также отметить пер. Райизский (1Б, 900 м; через плато г. Райиз рядом с высшей отметкой). Массив Райиз удобен для проведения кольцевой части похода.

Собский массив

Официальная география именует так участок Уральского хребта между долиной Соби на севере и массивом Пайера на юге. У туристов принято другое деление: Собским массивом считают участок длиной 35 км от ж.-д. на севере до пер. Аркаматалоу на юге. Максимальные высоты (до 1236 м) сосредоточены в северной узкой части массива, в истоках р. Елец. Здесь известен перевал Леквожский (1Б, соединяет истоки рек Леквож и Собь). Южнее лыжниками пройдено несколько простых перевалов, наиболее популярны из них два: Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис, н/к, 500, соединяет истоки рек Елец и Макар-Рузь) и Кузьтывис (1А, 910, ведёт от р. Елец в долину Степ-Рузь). К югу от г. Макар-Рузь (918 м) хребет понижается, здесь разведан удобный переход из среднего течения р. Степ-Рузь в долину р. Макар-Рузь -- пер. Лесной (н/к).

Массив г. Блюхера

К востоку от водораздела рек Лекхойла и Харуташор расположен обширный массив г. Блюхера (1396). Отсюда берут начало реки Бурхойла, Бол. и Мал. Хараматалоу. Северо-западная часть горного узла имеет ярко выраженный альпийский облик, в бассейне Бурхойлы склоны приобретают сглаженные очертания. В массиве пройдены 5 перевалов. Центральное место занимает перевал Блюхера (он же Азиопа, 1Б, 1100; соединяет правый исток р. Харуташор с долиной р. Бурхойла). С широкого седла перевала легко взойти на в. Блюхера по пологому южному склону. На север плато в. Блюхера резко обрывается к перевалу Маталоу (Высокий, 1А--1Б, 1100; соединяет истоки Бол. и Мал. Хараматалоу). Восточная часть массива представляет собой обширные плато, где выделяется в. Пайтанёл (1116). Северные склоны плато очень круты; южные, постепенно понижаясь, выполаживаются.

Массив Пайер

Высшая точка Полярного Урала -- интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины: Западную (или Южную, 1330 м), Восточную (1217) и собственно Пайер (1472). Гора Пайер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной на фоне плоских и в общем-то невыразительных окружающих хребтов. Известно несколько вариантов подъёма на вершину. Достаточно простой, но иногда лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западной стены, крутизна подъёма не превышает 35--40 грд. на ключевых участках. Это самый быстрый способ восхождения. Несколько более сложные маршруты ведут с перевалов Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский.

К юго-востоку от вершины начинается 20-километровый хребет, разделяющий долины рек Лекхойла и Левая Пайера. Здесь пройдено три перевала: Лекхойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход. На юге хребет резко понижается к р. Бурхойла. Достопримечательность Левой Пайеры -- высокий скальный ригель, перегораживающий долину в 2 км ниже истока. Весной с уступа низвергается грандиозный ледопад высотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта долины по снежным кулуарам. Сам Пайер обходится через перевалы Северный. Все они имеют достаточно крутые склоны, при их преодолении необходимы "кошки". К юго-западу от пер. Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Зап. Пайер (1330). Сложность восхождений на нее от 1А (по северо-западному гребню из долины р. Средний Кечпель) до 3А (по северной стене). На юг уходит 15-километровый хребет, отделяющий Левую Пайеру от её правого истока -- р. Ямботывис. Первые 1,5 км от вершины Зап. Пайер до плато (1091 м) хребет представляет из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (так называемая "Пила Пайера", сложность траверса до 3А). Между в. Зап. Пайер и жандармами находится седло пер. Пила Пайера (1Б, 1200).

Сомнемпайский массив

Далее к юго-западу Полярный Урал имеет несколько платообразных вершин, простирающихся на 20 км до Большого Хойлинского Прохода. Из наибольших поднятий следует отметить г. Сомнемпай (1062), в. 982, г. Пайты, г. Верхняя Хойла, г. Географов (1130) и г. Два озера (1065). Все эти плато и вершины условно можно называть Сомнемпайским массивом. От господствующих вершин в южном направлении отходит ряд платообразных хребтов, разделяющих долины рек Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу от основного хребта отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и Правого Кечпелей. Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озёр, самые крупные из них -- Ямботывис, Пайтывис, Верхняя Хойла.

Юго-западнее Сомнемпайского массива Уральский хребет перерезает широкая долина рек Хойлавис и Хойла. Она получила название Большого Хойлинского Прохода (н/к, 418) и издавна использовалась местными жителями. Дно прохода изрезано древними отложениями со множеством озёр в понижениях. При сильных ветрах здесь наблюдается эффект аэродинамической трубы, что сильно затрудняет движение.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.