Учебный курс «Технология социальной работы». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учебный курс «Технология социальной работы».

2019-08-04 132
Учебный курс «Технология социальной работы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На учебный курс «Технология социальной работы» в государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели – формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы.

Этот курс решает следующие задачи:

- овладение теоретическими основами технологи социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

- развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

- формирование практических навыков и умений управленческой и организационной работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:

- овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;

- познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладеть экологической культурой;

- изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;

- развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;

- осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами – оказанию им моральной м материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;

- учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;

- овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.

В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению в драматический период его жизни – период переходной экономики.

Подготовка и переподготовка кадров сотрудников учреждений социального обслуживания, специалистов органов социального управления предусматривает усвоение ими многих дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности. Проблемам технологии социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет эффективность деятельности социальных работников.

Без знания теории социальных технологий, принципов теоретического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального менеджмента и социальных услуг.


II. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания (из практики ГУ «Центр социального обслуживания населения г. Балашова»)

Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России ещё не получило всесторонней оценки.

В этой связи возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии-науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе. В данном контексте особую значимость приобретает специальная деятельность по социализации граждан пожилого возраста, целью которой является их наиболее полная социальная адаптация на новом жизненном этапе, поиск механизмов компетентного содействия в решении кризисных ситуаций и снижении до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».

Процесс социального обслуживания лиц старшего возраста, в высшей мере гуманный по своей природе, предполагает постоянное внесение необходимых коррективов в профессиональную деятельность социальных и медицинских работников, что требует тематического повышения их квалификации в сфере социальной работы с пожилыми людьми.

Программа данного курса предназначена для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО) - социальных и медицинских работников отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.

Цель курса: формирование у персонала названных структурных подразделений ЦСО знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с клиентами.

Основными задачами курса являются:

- формирование глубокого понимания социальных, психологических и физиологических проблем людей старшего возраста

- изучение современных моделей социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, сложившихся в России и за рубежом, социальных технологий, способствующих разрешению или облегчению их жизненных проблем;

- освоение профессионально-этических норм социальной работы с лицами «третьего возраста»

Программа включает в себя четыре основных раздела.

1. Правовое обеспечение социального обслуживания.

 Сотрудники ЦСО знакомятся с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части социальных прав и свобод человека и гражданина, системой социальных гарантий в Российской Федерации; изучают основы семейного, пенсионного, жилищного законодательства, право социального обеспечения; получают представление о нормативных правовых документах, регулирующих право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

2. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми.

Социальные работники и медицинские сёстры получают знания об истории становления социальной работы, современной системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России, а также в странах Европейского союза, США, Канаде; изучают формы социального обслуживания населения; знакомятся с профессионально-этическими нормами деятельности социального работника

3. Социальная психология.

Персоналу ЦСО даётся представление о возрастных психологических особенностях и интеллектуальных возможностях лиц пожилого возраста и инвалидов, об экстренных ситуациях, конфликтах, возникающих в процессе социальной работы, и способах выхода из конфликтных ситуаций. Изучаются проблемы пожилых людей, их взаимоотношения с родственниками и знакомыми, а также развитие креативности в пожилом возрасте.

4. Основы социальной медицины.

Слушатели получают представление об основных показателях здоровья пожилых людей и инвалидов, их физиологических особенностях, заболеваемости, особенностях гигиены, образы жизни. Социальные работники овладевают навыками оказания первой медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.

Программа разработана в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий социального работника и медицинской сестры, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов и предполагает овладение сотрудниками центра определённой системой теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых социальным и медицинским работникам, оказывающим социальные услуги пожилым людям.

 

В результате изучения курса социальные и медицинские работники должны:

Знать:

ü Актуальные социально-экономические проблемы старения и старости на современном этапе развития российского общества.
ü Социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России.
ü Процессы индивидуального старения: естественный или физиологический, болезненный или патологический характер старения и их зависимости от внешних и внутренних факторов.
ü Социальное различие и социальную обусловленность понятий «индивидуальное и социальное», их взаимосвязь и взаимозависимость.
ü Теорию и практику предоставления социально-геронтологических услуг.

Уметь:

ü Выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов.
ü Критически анализировать отечественный и зарубежный опыт социальной работы с населением старших возрастов.
ü Владеть искусством общения с пожилыми людьми.
ü Устанавливать контакты с некоммуникабельными пожилыми людьми.
ü Разрешать семейные, этическиеи социально бытовые вопросы.

Иметь представ-ление:

ü Об особенностях старческих болезней с целью участия в организации общей медицинской помощи и индивидуального ухода.
ü О методах социальной профилактики преждевременного старения населения с учётом социальных, экономических, национально- этических, природно-экологических и других региональных особенностей.
ü О методах выявления потребностей населения старших возрастов в социальной защите.

Уметь ис-пользовать имеющую- ся информацию

ü При правильном диагностировании нормального и преждевременного старения.
ü При проведении разъяснительной работы с пожилыми людьми о необходимости и приёмах сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
ü При разработке стратегических и тактических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых.
ü При обновлении и расширении социальных услуг населению старших возрастов.

Уметь ис- пользовать:

ü Инновации в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов.
ü Практические умения и навыки по дифференцированному уходу за пожилыми людьми.

 

Общее количество часов – 25.

Итоговый контроль – семинарские занятия.


Заключение

 

В данной работе были обобщены знания о социальной работе как профессии, коротко рассмотрена история её становления, перечислены специализации, представляющие профессию. Рассмотрено понятие «социальные технологии», их классификация в социальной работе. Изучена социальная работа как учебная дисциплина, роль учебного курса «Технологии социальной работы». Дано определения профессионализма и профессионального мастерства в социальной работе. Рассмотрен практический подход к формированию профессионального мастерства.

Рассмотрев социальную работу в данных аспектах, можно сказать, что успех этой деятельности, как и любой другой, зависит от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства социальных работников. Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника.

Освоение технологий в любой сфере деятельности, её последовательной применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.


Литература

 

1. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. – Е. И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2001. – 400 с.

2. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зийнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

3. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок.-2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2001.-305с.

4. Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова.- Ростов н/Д: «Феникс 2000.-576с.

5. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-432с.

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие, М.: Академ проект, 2001 – 496 с.

7. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2001. –334 с.

8. Работник социальной службы №2, 2005.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.