Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

2019-08-04 819
Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [12].

Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.

Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности [5].

 На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом [23].

 В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования [23].

Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация [19].

Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая [19].

Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную [23].

В основе читательской деятельности лежит мотив. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность [17].

Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики [20].

Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки [12].

Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам [19].

Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания [19].

Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.

Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога (СК) [23].

Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей [32].

Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека [32].

 В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1]. Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.

Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования» [4].

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. [4].

Вузовская библиотека – это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.

Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой [30].

Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы [31].

Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).

Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная [20].

Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная – способствующая социализации личности; информационная – служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная – обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная – направленная на социализацию личности; просветительская – тесно связана с образовательной функцией [20].

Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам [9].

Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения [4]. В данном документе выделены такие функции:

¾ Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;

¾ Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);

¾ Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;

¾ Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;

¾ Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;

¾ Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.

Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:

¾ полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;

¾  формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;

¾ расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;

¾ проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей. Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы [3].

Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки – это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом. Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской – это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации

Чтобы оперативно и качественно осуществлять информационное обслуживание вузовская библиотека, как и любая другая библиотека, стремится жить и развиваться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к ней. Директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета Свергунова Н. М. утверждает, что каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис. Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Так же важен для полного и качественного информационного обслуживания оптимальный режим работы библиотеки, который должен согласовываться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться информационными услугами. В современной вузовской библиотеке все библиотечно-библиографические процессы должны быть автоматизированы, что должно улучшать процесс информационного обслуживания пользователей. Так же важной составляющей качественного библиотечного и справочно-библиографического обслуживания является тщательное комплектование фонда, при котором нужно учитывать качественные, количественные, видовые характеристики приобретаемых источников информации. При комплектовании должны учитываться и информационные потребности пользователей, которые условно можно разделить на учебные, научные и культурные. Разнообразие потребностей пользователей требует от вузовской библиотеки полноты комплектования фонда. Свергунова Н. М. отмечает, что вузовская библиотека наряду с традиционными библиотечными и библиографическими услугами должна предоставлять и дополнительные информационные услуги: заседания литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. [28].

Характер требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, обуславливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки вуза – содействовать информационно-документному обеспечению учебного процесса и научных исследований. Поэтому библиотеки вузов сегодня активно внедряют в свою деятельность информационные технологии, повсеместно используют компьютерную технику, организуют различные информационные центры, которые за счет детальной разработки конкретной тематики, могут более эффективно вести информационное обслуживание. Так в библиотеке Томского Государственного Университета действуют различные центры: Центр патентной и нормативно-технической информации, Лингвострановедческий центр, Центр электронного копирования и печати, Информационно-библиографический центр [14]. Наличие информационных центров в составе вузовской библиотеки – это важная составляющая, влияющая на качество информационного обслуживания.

Все эти требования, предъявляемые к вузовской библиотеке, в случае их выполнения, обеспечат качественное информационное обслуживание всех категорий пользователей, не только студентов, но в том числе и преподавателей [13].

Итак, вузовская библиотека является подразделением вуза, осуществляющим информационное обслуживание, как студентов, так и преподавателей. Вся ее деятельность направлена на качественное удовлетворение потребностей в информации, возникающих в процессе учебной и научной работы. Библиотека высшего учебного заведения выполняет ряд функций, которые нацелены на предоставление потребителям достоверной информации в короткие сроки. Библиотека вуза является полноценным субъектом информационного обслуживания [22].

 

2.2 Информационная культура студента

 

В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. В этих условиях важно знать правила доступа к информации, обладать определенной культурой поиска и отбора необходимых источников, уметь пользоваться информацией или создавать качественно новую информацию [13].

Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения поиска знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - это способность учиться, способность к самообразованию знания, творческое начало. От этого будет зависеть его профессиональное становление. Научиться учиться, самостоятельно работать и творчески мыслить - важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают [19].

Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение [13].

Информационная культура студента это инструмент освоения нового по выбранной специальности. Она является неотъемлемым фрагментом культуры и одной из составляющих профессионального мастерства [14].

Под информационной культурой понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности [22].

Развитие науки, общественных отношений, колоссальный объем новой информации и новых информационных технологий во всех сферах человеческого бытия вносят свои коррективы и в проблемы профессиональной подготовки специалистов. Все это требует иначе, под другим углом зрения посмотреть на проблему совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства формирование информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства, становится актуальным [21].

В последние годы резко усилился разрыв между возрастающим потоком информации и получением необходимой студенту суммы знаний для профессиональной деятельности, что предопределяет особую важность развития информационной культуры. Некоторые специалисты отождествляют информационную культуру с компьютерной грамотностью, но компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Но если рассматривать информационную культуру студента как готовность и способность к самообразованию, то можно выделить следующие моменты:

¾ Поиск информации (самостоятельное нахождение необходимого источника), умение пользоваться рекомендательным списком литературы, библиотечными каталогами и картотеками, свободное ориентирование в библиотечных фондах, владение принципами расстановки документов, знание основ систематизации и и авторского знака, принципов их использования, умение составлять списки литературы, знание правил описания и соответствующих государственных стандартов.

Процесс этот начинается тогда, когда студент сталкивается с информационным дефицитом и вынужден признать, что без освоения новых знаний и навыков нельзя сделать следующий шаг. В такой ситуации информационная культура проявляется в стремлении к самосовершенствованию, в умении сформулировать собственные потребности как "знание о своем незнании", и в готовности к тому, что нужной информации в виде, пригодном для непосредственного использования может вообще не существовать [15].

Культуру поиска новой информации можно разделить на три уровня развития. Низший уровень – репродуктивный, основанный на деятельности памяти и на наличии социального опыта работы с информацией. Элементы информационной культуры проявляются. В воспроизведении уже созданной и введенной в социальный оборот информации на основе простейших процессов работы с ней. Средний уровень основан на развитии информационной активности при условии развития читательской активности. Переход с первого на второй уровень связан с умением видеть информационные проявления в различных видах деятельности, овладением процессов информационной деятельности, развитием информационной мотивации и осознанием собственных информационных потребностей. Высший уровень развития информационной культуры отличается осмыслением информационных ценностей на основе единства эмоционального и интеллектуального восприятия мира, выделения информационной доминанты. Переход на этот уровень связан с умение субъекта не только осознанно воспроизвести знания, творчески применять их в учебной, производственной и жизненной практике. Но и самостоятельно производить новые необходимые знания [23].

¾ Понимание и обработка информации – знание структуры книги и ее справочного аппарата, умение работать с несколькими источниками информации одновременно, знание и понимание основных приемов работы с текстом, умение анализировать и ясно передавать смысл прочитанного [19].

¾ Применение полученной информации на практике, способность передавать полученную информацию, составлять план. Рабочие записки, оформлять материал, пользоваться дополнительными источниками. Составлять обзоры по определенной тематике

Именно такие навыки и умения должны привить студентам библиотечные работники.

В современных условиях чрезвычайно важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации. Важнейшим условием формирования информационной культуры будущего специалиста является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства. Реализация этих условий обеспечиваются новыми информационными технологиями, что в первую очередь предполагает высокий уровень грамотности общества. Мировой опыт доказывает, что существенный вклад в решение этих задач могут внести библиотеки, развивающие свои информационные функции на основе современных технологий. Можно выделить четыре аспекта: усиление значения библиотеки как собирателя и хранителя фонда зафиксированной на носителе информации; повышение роли библиотеки как источника библиографических данных о публикациях; расширение форм библиотечного обслуживания; становление библиотеки как своего рода учебного центра по привитию читателям информационной грамотности [25].

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире. Происходит рост потребностей в информационных консультантах, специалистах по работе со специфическими читательскими категориями и со специфичными фондами. В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки и сферы библиографической деятельности [12].

Информационная культура студента имеет для всех библиотек, в том числе и вузовских, очень большое значение. Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры студента, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей; использование в работе новых информационных технологий.

Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества [24].

Информационной культурой студентов занимаются не только библиотеки вузов, но и сами преподаватели высших учебных заведений. В вузах страны накоплен большой опыт преподавания курса «Информационная культура». Наиболее активно курс вводится в преподавание вузов культуры и искусств, традиционно готовящих специалистов информационной сферы. Сегодня можно говорить о наличии сложившихся школ преподавания информационной культуры – Московской, Краснодарской, Самарской, Кемеровской и др. Преподавание информационной культуры в рамках указанных школ основано на понимании интегративного характера курса. Тем не менее, взгляды на наполнение содержанием курса у представителей школ сильно различаются. Наиболее ярко наблюдаются различия во взглядах представителей Московской и Краснодарской школ с одной стороны и Кемеровской школы с другой. Педагоги Московского и Краснодарского государственного института искусства и культуры в большей степени в процессе преподавания актуализируют мировоззренческую направленность курса, его гуманитарную составляющую. Педагоги Кемеровской школы видят цель курса прагматично – вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками информационного обеспечения их учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности. Разделяя в основном подход педагогов Московской школы, преподаватели специально созданной кафедры документов и информационной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, видят задачу курса в усилении раскрытия содержания и принципов организации информационных ресурсов страны, их культурологической составляющей [23].

Многолетний опыт преподавания доказал практическую востребованность данного курса. Однако этот курс, возникший на эмпирической основе, как реакция на острую потребность различных категорий обучаемых в информационной подготовке, нуждается в развитии и совершенствовании. Рассмотрение проблемы преподавания информационной культуры упирается в определение критериев информационной культуры студента, необходимых для понимания того, что же в конечном итоге мы хотели бы сформулировать [15].

Для изучения уровня информационной культуры студентов был проведен эксперимент, который состоял из нескольких этапов. Первый этап эксперимента преследовал цель определить уровень информационной культуры студентов, для чего была распространена анкета и тестовые задания. Анкета структурно состояла из ряда блоков, содержащих вопросы, ответы на которые характеризуют информационное поведение студентов, значимость информации в структуре жизненных ориентаций студентов. Тестовые задания были нацелены на выявление умений и навыков работы текстами, знакомство с процессами аналитико-синтетической обработки информации, навыков пользования информационно-поисковыми системами [23].

Исследование уровня развития информационной культуры проводилось на базе Краснодарского государственного университета искусства и культуры и Краснодарского кооперативного института. Анкетирование 2 групп первого курса выявило недостаточно высокий уровень информационной культуры студентов. Студенты продемонстрировали слабую подготовку к обучению в вузе и информационном плане.


Заключение

 

Студенты, это социальная группа, объединение молодых людей, характеризующаяся общностью интересов, то есть единым характером труда, образом жизни, специфической культурой учащейся молодежи. Студенты, это учащиеся высшего учебного заведения. В вузе они получают информацию необходимую им для будущей деятельности по выбранной специальности. Информация поступает от преподавателей, но немаловажную роль играет и самостоятельная работа студента, его самостоятельный поиск информации. Самостоятельная работа предполагает поиск информации по какой то теме, изучение информационных потребностей – нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации. Ученые изучают такие вопросы как, например какая информация нужна студентам, что их интересует, как они используют информацию, какими источниками им удобнее пользоваться. Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности невозможно получение новых знаний, а следовательно и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.

Каждый студент, учащийся высшего учебного заведения, имеет свои четко выраженные информационные потребности. Индивидуальные информационные потребности зависят от интеллектуального потенциала студента, степени его заинтересованности в учебной деятельности, зависят от личных интересов. Неудовлетворение информационной потребности студента ведет к неосведомленности будущего специалиста по некоторым вопросам получаемой профессии. Прежде всего, студент удовлетворяет свои потребности посредством библиотека, вузовская библиотека является подразделением вуза, осуществляющим информационное обслуживание, как студентов, так и преподавателей. Вся ее деятельность направлена на качественное удовлетворение потребностей в информации, возникающих в процессе учебной и научной работы. Библиотека высшего учебного заведения выполняет ряд функций, которые нацелены на предоставление потребителям достоверной информации в короткие сроки. Библиотека вуза является полноценным субъектом информационного обслуживания.

Чтобы студент мог свободно ориентироваться в продуктах и услугах предоставляемых библиотекой вуза, он должен иметь определенные навыки и умения работы с библиотечной продукцией и справочно-библиографическим аппаратом. Эти умения должны быть освоены в курсе «Информационная культура студента». Данный курс направлен на развитие навыков работы с каталогами, базами данных, культурой поиска информации в общем массиве документов. Курс предусматривает так же осмысление студентом сущности информационной культуры, как нужной и необходимой ему в будущей деятельности на старших курсах и информационной культуры его как будущего квалифицированного специалиста.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.