Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке

2019-08-04 290
Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.

2. Определите:

— излагался ли материал последовательно;

— достаточно ли полным был ответ;

— доказательными ли были объяснения, сделан ли обоб­щающий вывод;

— какие были допущены ошибки при ответе;

— была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.

3. Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал, историческую карту, схемы, диаграммы.

4. Дайте общую оценку ответу.

Алгоритм рецензирования (самоанализа) доклада (сообщения)

1. Внимательно прослушайте сообщение, делая записи по форме:

Фамилия, имя учащегося   Тема доклада (сообщения)   Содержание доклада (сообщения)   Слабые и сильные стороны доклада (сообщения)   Особенности изложения мате­риала и их оценка  
                   

2. Определите:

— сумел ли автор самостоятельно составить логичный план к теме и реализовать его;

— каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;

— удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, наукой;

— использовал ли автор личные наблюдения, выводы;

— проявлена ли докладчиком самостоятельность при рас­крытии темы, были ли допущены ошибки;

— сделаны ли ссылки на первоисточники и использован­ную литературу;

— была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.

3. Укажите на сильные или слабые стороны доклада (сооб­щения).

4. Оцените общий теоретический уровень изложенного мате­риала, актуальность поставленных проблем.

Алгоритм работы с цитатой

1. Для цитирования выбирайте те части текста, предложе­ния и т.п., которые полно и точно выражают основные мысли автора.

2. Выписывайте цитату так, чтобы в ней заключалась закон­ченная мысль автора.

3. Цитата должна быть записана дословно, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков. Каждую цитату заключайте в кавычки.

4. После цитаты указывайте источник: автор, название кни­ги, место и год издания, номер страницы.

Цитата (лат.) — приводить в движение, вызывать.

• Точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-либо текста с указанием источника.

• Чужие слова, приводимые в устной или письменной форме.

• Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

• Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авто­ритет — это еще не доказательство.

 

Алгоритм подготовки доклада (сообщения)

1. Определите тему, сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию педагога.

3. Внимательно прочитайте источник, в котогором наиболее пол­но раскрыта тема вашего доклада. Составьте пплан доклада на ос­нове этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу", сде.елайте 1ыписки (на листах или карточках), размещая их по раздделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной I литературе и пра­вильно оформляйте выписки (см. алгоритм). ЕПо вопросам, кото­рые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.

6. Подготовьте окончательный текст доклпада (сообщения).

7. Приступайте к оформлению выступления:

— составьте подробный, развернутый пилан выступления,
указывая в скобках фактический мате'ериал (порядковый
номер выписки); «*•

— не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои вывоюды;

— свое выступление завершите краткимми выводами, кото­рые должны оставлять у слушателей четкое представле­ние о том, в чем вы хотели их убеддить.

8. Несколько раз «проговорите» текст до<ома. Проконтроли­руйте отведенное вам время: если его окажкется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оста>авив только самое важное и интересное.

Нужно уважать слушателей, говорит^ъ внягто и толко­во, чтобы вас было интересно слушаятъ.

9. Подготовьте к своему выступлению нааглядние пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей'й и запищать свою точку зрения.

Разница между докладом и сообщенив'-емI характере

переработки информации.

Доклад содержит развернутое изложение, смещает воп­рос преимущественно в теоретическом аспекте.

Сообщение предлагает описание факта,, сюжет, явления, причем довольно лаконичное.

Алгоритм работы учащихся в малых группах

1. Распределите вопросы для изучения («[сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопроосов могут взять на себя два-три учащихся.

2. Изучите необходимые источники по даднной кме, решите вопрос об иллюстрациях, которые понадобитс'ся подготовить или

изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.

3. Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстративный материал.

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

— внимательно ознакомиться с источниками, чтобы допол­нить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;

— попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

4. На заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сооб­щения, тем самым совместно отобрав действительно яркий, достоверный материал.

Учтите, что продолжительность каждого сообщения перед классом от 4 до 7 минут (о чем заранее должен предупредить учитель).

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Обобщающий вывод

1. Вспомните наиболее существенное из изученного матери­ала:

— основные факты;

— причинно-следственные и другие связи между ними;

— оценку значения этих фактов, их роли в общественном развитии.

2. Установите:

— что объединяет эти события, факты: причины их воз­никновения; последствия; что в них общего;

— что в каждой группе фактов особенного, специфичес­кого.

3. Четко сформулируйте выводы. Не оставляйте какую-то часть фактов без внимания.

Оценочный вывод

1. Проанализируйте событие (по алгоритму).

2. Установите его:

— причины, характер, основные этапы;

— противоречия;

— связь и преемственность с другими событиями того же порядка;

— значение, последствия для его участников, для последу­ющего хода исторического развития.

3. Четко сформулируйте оценочные выводы.

Помни!

1. Вывод должен:

— относиться к существу изложенного материала;

— вытекать только из рассмотренных фактов, связей;

— не быть слишком широким (но и слишком узким!).

2. При рассмотрении большого числа фактов сначала сделайте частные выводы и только потом — общий вывод.

3. Четко сформулируйте вывод и только после этого соотне­сите его с новыми фактами.

 

Алгоритм доказательства

1. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

2. «Проговорите» вслух ту мысль, которую требуется дока­зать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод).

3. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

4. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказуемого вывода):

— факты, подтверждающие мысль (достоверные);

— свои соображения по поводу этих фактов, подтвержда­ющие вывод.

5. Рассуждайте, связывая свои доводы с той мыслью, кото­рую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самосто­ятельно обоснованные частные и общие выводы.

6. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

7. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей:

• то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);

• доводы (факты и суждения в пользу выводов);

• рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, кото­рую надо доказать.


Общие правила

составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема

изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка

для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Рекомендации

по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

 название школы,

 тема реферата,

 Ф.И. автора, класс,

 Ф.И.О. учителя,

 год написания реферата.

Отзыв учителя:

 содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

 умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

 присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

 умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

 правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

сопроводительные материалы к реферату

Образец оформления использованной литературы

1. «Учебный кабинет в школе», журнал «Завуч», №7-2001год.

2. «Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» для кабинета истории», И.Н. Дрёмова, журнал «Преподавание истории в школе», №7-2002год.

3. Стрелова О.Ю. «Справочник школьника по истории», М., 1999год.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.