Возрастные особенности борцов 10-12 лет — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Возрастные особенности борцов 10-12 лет

2019-08-04 1236
Возрастные особенности борцов 10-12 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Практика единоборств в России показывает широкую география участников в соревнования различного уровня. Так в 2018 году город Одинцово принимал Чемпионат России по вольной борьбе. Представитель Пермского края, Есин Виталий, занял 13 место в весовой категории до 65 килограмм. 2017 год в Республике Ингушетия проходил Чемпионат России по вольной борьбе. Представителей Пермского края не было. 2016 год в Республике Саха, город Якутск проходил Чемпионат России по вольной борьбе, представителей Пермского края не было. 2015 год в Республике Дагестан г. Каспийск проходил Чемпионат России по вольной борьбе, представителей Пермского края не было. 2014 год в Республике Саха г. Якутск проходил Чемпионат России по вольной борьбе, представителей Пермского края не было.

Из выше сказанного можно сформулировать проблему, что уровень борьбы в Пермском крае низкий. Для повышения уровня борьбы в нашем крае, нужно внимательно рассмотреть содержание спортивной подготовки на всех этапах. Личный опыт тренировочной, соревновательной и практической деятельности, совместная работа с тренером высшей категории Пьянковым А.В. выявили недостаток в физической подготовке. Было принято решение использовать комплекс упражнений для борцов 10-12 лет для повышения показателей физической подготовленности.

 

    Объект исследования - физическая подготовка борцов вольного стиля 10-12 лет.

    Предмет исследования – развитее физических качеств борцов вольного стиля 10-12 лет.

    Гипотеза исследования - предполагается, что разработанный комплекс упражнений позволит повысить уровень физической подготовленности борцов вольного стиля 10-12 лет.

    Цель исследования – повысить уровень физической подготовленности борцов вольного стиля 10-12 лет.

     Задачи исследований

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать комплекс физической подготовки борцов вольного стиля 10-12лет.

3. Оценить эффективность комплекса физической подготовки борцов 10-12 лет.

Практическая значимость заключается в том, что экспериментальный комплекс может быть использован тренерами-преподавателями, методистами и студентами в учебно-тренировочной работе при подготовке борцов вольного стиля.

 

   


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

1.1.Особенности физической подготовки борцов

    Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.[2;63]

    Физическая подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирования телосложения, повышения функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Физическая подготовка спортсмена - многосторонний сложный процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными двигательными умениями, направленный на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития и включающий в себя спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы, дополняющие тренировку и соревнования, - общий режим жизни, отдых, специальное питание, средства восстановления и другие. Основными направлениями подготовки спортсмена являются: физическая, техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка [9;50-63].

Физическую подготовку принято делить на:

    -общую физическую подготовку (ОФП) (направлена на повышение уровня физических качеств, двигательной подготовленности как дальнейшего успеха в различных видах деятельности)

    -специальную физическую подготовку (СФП), (процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности.)

В.П. Сердюк, О.П. Юшков считают, что первостепенное значение, в юношеском возрасте, имеет всесторонняя физическая подготовка. Цель физической подготовки - формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие специальных качеств для овладения техническими действиями и формирование правильной осанки. ОФП должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки [31;19-21].

СФП характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей функциональных систем и органов, которые непосредственно определяют достижения в избранном виде спорта. Основными средствами СФП являются специально подготовительные и соревновательные упражнения [16;54-59].

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.[4;30-32]

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.[4;30-32]

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Отдельные двигательные возможности человека принято называть физическими качествами. Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Все эти физические качества проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры движений. Например, перевороты и болевые приемы могут выполняться за счет силы сравнительно медленно, а проведение бросков возможно только в скоростно-силовом режиме [1;15-24].

Воспитание физических качеств вольной борьбы осуществляется во всех формах занятий. В качестве средств воспитания необходимых физических качеств, прежде всего, необходимо выделить упражнения, связанные непосредственно с борьбой (учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки).

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».[4;30-32]

Чтобы победить соперника на ковре, необходимо преодолеть его сопротивление, провести прием или контрприем, положить противника на лопатки или добиться преимущества в выигрышных очках. Без достаточной физической силы сделать это не удастся.

Без применения физической силы в борцовской схватке не достигнешь успеха. Желательно, чтобы борец обладал равномерно развитой мускулатурой всего тела. Но такое бывает редко. У одних борцов сильнее развиты мышцы рук, у других очень сильны ноги, у третьих развита спина. Вот почему в тренировочных занятиях нужно подбирать такие упражнения, которые эффективно способствовали бы развитию наиболее слабых групп мышц.

Однако не меньшее внимание следует уделять развитию других мышечных групп, особенно сильно развитых, ибо на применение их силы чаще всего подбираются и выполняются наиболее результативные индивидуальные технические действия.

Развитие силы нужно сочетать с развитием других физических качеств (быстроты и гибкости). Увлечение только силовой подготовкой может привести к огрубению мышц, потере их эластичности, гибкости в суставах.

Упражнений для развития силы очень много, и все они характерны большим напряжением мышц. Многие упражнения отличаются многократным повторением. Вместе с тем лучше всего применять упражнения, которые по своему характеру и структуре будут сходными с движениями, выполняемыми в борьбе.

В этом случае наряду с развитием силы развивается и быстрота движений. Способность к длительным силовым усилиям вырабатывается при повторениях упражнений с небольшими или средними отягощениями до появления усталости, не позволяющей производить дальнейшую работу (до отказа). Нужно неоднократно повторять эти упражнения.

Если упражнения не вызывают мощных напряжений мышц и усталости, то эффект от их выполнения будет незначительным. С ростом силы и тренированности спортсмена, выполняемые ранее с большими усилиями упражнения, окажутся легкими и не будут вызывать прежних напряжений из-за этого снижается эффективность работы. Необходимо усложнять их: увеличивать отягощение, количество повторений, скорость выполнения и т. д. Подбирать упражнения, развивающие силу, следует таким образом, чтобы развивались более слабые группы мышц, но большее внимание следует уделять развитию сильных групп мышц, с участием которых выполняются основные технические действия[2;63].

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности про­явления скоростных качеств, приведенных ниже.

Быстрота борца - это его способность выполнять отдельные движения за минимальное время. Существуют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся время реакции, время одиночного движения, частота, (или темп), движения. Комплексные формы быстроты проявляются в целостных технических действиях борца.

Скоростные качества присущи той специфической деятельности, в которой они проявляются. Понятие «хорошая реакция» имеет различное значение в зависимости от того, к спортсменам каких специальностей оно относится. Поэтому если говорить о быстроте борца, то в идеале хотелось бы, чтобы борец имел наименьшее время реакции, быстро мог овладеть захватом, выполнить прием или провести защитные и контратакующие действия. Однако в борьбе недостатки одних форм быстроты могут быть компенсированы преимуществом других форм. В этом заключается одно из проявлений индивидуальных особенностей мастерства в борьбе [27;127].

Умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций, на активные атакующие или контратакующие действия противника является известной трудностью. Следует указать на три основных вида реакции, встречающихся в борьбе: простая реакция, реакция выбора, реакция слежения.

Простая реакция проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец реагирует на начало приема, а также на начало защитных или контратакующих действий, не определяя их конкретной направленности. Значение простой реакции в борьбе исключительно важно, так как с ее помощью борец получает первые сведения о поведении противника. Организация защитных и контратакующих действий в значительной степени осуществляется с помощью простой реакции. Время простой реакции у борцов средней квалификации составляет 220-260 м/сек.

Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или хлопку принять определенную позу, начать движение, изменить позу, остановиться, изменить направление движения и т. д.). При этом спортсмены не должны предвидеть момент подачи команды [29;240].

Реакция выбора проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец из двух или более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует заготовленному им действию, или, когда борец из двух заготовленных им действий применяет только одно - в соответствии с подачей определенного сигнала. Время реакции выбора у борцов средней квалификации составляет 280-320 м/сек.

Реакция слежения проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец начинает свое действие после того, как находящийся в движении противник достигнет определенного положения.

Время реакции слежения может быть положительным, если борец начинает свое действие до наступления нужного момента, и отрицательным, если он действует с опозданием. Следовательно, оно может быть и нулевым. Реакция слежения, необходимая в борьбе, лучше всего отрабатывается в паре с партнером или на тренажерах.

Незначительного улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на результативность в борьбе. Очень важно, чтобы борец овладел всеми формами проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий борца определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше», гораздо ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты, необходимая борцу.

Поэтому, когда мы говорим о развитии быстроты борца, мы, прежде всего, имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих готовность борца к различным действиям. Такая готовность позволяет ему выполнять приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту. Готовность к действию в значительной мере определяется временем различных реакций борца, проявляемых при непрерывном слежении за действиями противника. Поэтому в борьбе отдельные виды реакций в чистом виде проявляются довольно редко.

Хорошей базой для развития быстроты борца является разносторонняя физическая подготовка. Бег на короткие дистанции и различные спортивные игры - прекрасное средство развития быстроты. Поэтому в подготовительный период тренировки борец может многое сделать для формирования своей скоростно-силовой подготовленности [3;42].

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Выносливость борца - это способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований.

Длительность работы ограничивается утомлением, а вследствие этого неспособностью спортсмена продолжать ее. Поэтому выносливость характеризуется способностью организма противостоять утомлению и восстанавливать работоспособность после перенесенных нагрузок.

В проявлении выносливости отражаются уровень развития всех физических качеств и все стороны спортивной подготовки (техническая, тактическая и морально-волевая).

Функционально выносливость определяется слаженностью работы всех систем организма, работоспособностью нервных клеток, дыхания, кровообращения и др. Проявление выносливости в сочетании с другими двигательными качествами не исключает возможности целенаправленной работы над ее совершенствованием.

В спортивной практике различают общую и специальную выносливость.

- Общая выносливость характеризуется способностью выполнять длительную физическую работу в основном умеренной интенсивности.

- Специальная выносливость проявляется в избранных видах спорта и формируется на базе общей выносливости.

Индивидуальная особенность спортивной подготовленности борцов характеризуется наличием «коронных» приемов техники, тактики и выносливости при выполнении отдельных действий в борьбе. Борец, обладающий выносливостью к физическим напряжениям, может длительное время стоять на мосту в опасном положении; борец, обладающий силовой выносливостью, может длительное время держать в захвате противника; борец, обладающий специальной выносливостью, может проводить все схватки с любым противником в высоком темпе.

Общая выносливость служит базой для воспитания специальной выносливости. Главный принцип воспитания общей выносливости заключается в использовании наиболее широкого круга двигательных действий с постепенным увеличением длительности их выполнения. Это способствует вовлечению в работу наибольшего количества мышечных групп спортсмена. Средствами воспитания общей выносливости служат ходьба на лыжах, кросс, бег и плавание в спокойном темпе [10;63].

Гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают амплитуду двигательных действий. Гибкость - это способность свободно и быстро выполнять движения с большой амплитудой и высокой экономичностью. При подъеме штанги хорошая гибкость обеспечивает лучшую возможность выполнять технические приемы, способствует становлению стабильной и устойчивой техники классических упражнений.

Гибкость борца - это способность проявлять наибольшую подвижность в суставах с целью выполнения движений с оптимальной амплитудой. Гибкость зависит от особенностей суставных поверхностей, функционального состояния центральной нервной системы и тонуса мышц.

При развитии гибкости преследуют две цели:

1. Повысить гибкость до оптимального уровня, необходимого для успешного овладения разнообразным, эффективным и надежным технико-тактическим арсеналом при высоком уровне физической готовности.

2. Поддерживать этот оптимальный уровень во все периоды подготовки [31;19-21].

Гибкость имеет большое значение в борьбе. От уровня развития гибкости зависят не только пространственные и временные характеристики технических действий, но и эффективность этих действий в соревновательных условиях. К примеру, бросок прогибом выполняется с максимальной амплитудой разгибания бедра и туловища. Такое разгибание позволяет прилагать усилия не только в момент подбива, но и в завершающей фазе броска, что, в свою очередь, повышает его эффективность и усложняет сопернику выполнение накрывания.

Упражнения для развития гибкости необходимо проводить в сочетании с силовыми напряжениями, преимущественно развивая гибкость или силу, можно достигнуть и того и другого.

Различают два вида гибкости:

- Активную, проявляемую борцом в собственных движениях.

- Пассивную, которая характеризуется изменением положения частей тела под воздействием внешних сил, создаваемых партнером, отягощением и т. д. Эти два вида гибкости связаны между собой.

Упражнения для развития гибкости обычно носят динамический характер в преодолевающем или уступающем режиме. Широко используются также и статические упражнения, когда в крайнем положении амплитуды движения прилагаются дополнительные усилия партнера или тренажера для усиления воздействия на повышение подвижности в отдельных суставах.

Особенностью развития гибкости является серийность выполнения тренировочных заданий, причем количество выполнений упражнений в серии довольно высоко, до 30-40 раз.

Упражнения на гибкость рекомендуется проводить в подготовительной или в конце основной части занятия. Им должно предшествовать разностороннее разогревание. Интервалы между сериями упражнений на гибкость рекомендуется заполнять упражнениями на расслабление.

Для поддержания гибкости на достигнутом уровне: для плечевых суставов достаточно применять 40-45 повторений в одном занятии; для тазобедренных - 45-60; а для межпозвоночных - 60-65 повторений.

Наиболее часто для развития гибкости общего характера применяются наклоны (вперед, назад, в стороны), махи (руками, ногами), шпагаты (поперечный, продольный), мосты (гимнастический, борцовский), прогибы назад в положении лежа на животе, а также все эти упражнения, выполняемые с партнером.

Есть более специфические борцовские упражнения для развития гибкости:

- забегание на борцовском или гимнастическом мосту;

- опускание на мост из стойки;

- имитация бросков прогибом, вращением;

- поочередные вставания на мост из исходного положения сидя спиной к партнеру и сцепив локти;

- пружинящие наклоны (вперед, в стороны) из исходного положения стоя спиной к партнеру, руки вверху в захвате.

Гибкость измеряют в угловых градусах или в сантиметрах, а также чисто визуально в ходе выполнения стандартных упражнений: например, наклон вперед сидя, руками достать пальцы выпрямленных ног, верхней частью туловища прикоснуться к бедрам [18;185].

Ловкость - способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать их в соответствии с требованиями быстро меняющейся обстановки.

Значение ловкости в борьбе чрезвычайно велико. Наличие хорошей ловкости является необходимым условием для овладения и совершенствования техники и тактики борьбы. Борцы, обладающие хорошей ловкостью, как правило, проявляют большую находчивость, умеют мгновенно переключаться с одного действия на другое, легко уходят из опасных положений и редко попадают в них, действуют решительно, смело и уверенно. Такие борцы смело идут на обострение противоборства и риск, так как имея превосходство в ловкости, опережают своими действиями противника [28;37-38].

Ловкость является, в известной степени, качеством врожденным и природные задатки к двигательным проявлениям ловкости у разных людей различны, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать.

Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть тренировочного занятия, не более чем 15-минутными сериями. Особых возможных ограничений для развития ловкости нет.

Ловкость является очень специфической двигательной способностью человека и ее развитие во многом определяется особенностями вида спорта. В борьбе этими особенностями являются: пространственная ориентировка; вестибулярная устойчивость; рациональность расслабления мышц; координация движений.

Основными средствами развития ловкости борцов являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры, а также специализированные эстафеты (сочетание выполнения акробатических и специальных борцовских упражнений), соревновательные упражнения (игровые схватки по заданию и т. п.).

Значительное место в развитии ловкости борцов занимают упражнения, связанные с тренировкой функции равновесия и вестибулярной устойчивости. Учитывая высокую вариативность действий борцов, а также постоянное изменение направленности их движений, особое значение придается сохранению динамического равновесия.

Наиболее эффективным способом развития динамического равновесия является метод активного воздействия на анализаторы, участвующие в обеспечении равновесия (зрительный, тактильный, вестибулярный и двигательный).

Самым главным аспектом развития специфической борцовской ловкости является разучивание и освоение новых технических действий, а также вариативность выполнения уже известных приемов и комбинаций.

 

1.2 Средства и методы физической подготовки в спортивной борьбе.

Тренер преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

    Сила и основы системы ее воспитания. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

    Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе ко­торых лежит понятие «сила». Собственно, силовые способности проявляются: 1) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим разли­чают медленную силу и статическую силу. Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием соб­ственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

    Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движении (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу [23;36].

    Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращи­вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

    К специфическим видам силовых способностей относят сило­вую выносливость и силовую ловкость.

    Силовая выносливость - это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость ха­рактерна для циклической и ациклической деятельности, а ста­тическая силовая выносливость типична для деятельности, удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

    Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа­ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно дифференцировать мышеч­ные усилия различной величины в условиях непредвиденных си­туаций и смешанных режимов работы мышц».

    В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оцен­ки степени развития собственно силовых способностей различа­ют абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

    Средства воспитания силы. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направ­ленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Та­кие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

    - Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

- Упражнения, отягощенные весом собственного тела: упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе). - Упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты).

- Упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; ударные упражнения, в которых собственный вес увеличи­вается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыж­ки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

    - Упражнения с использованием тренажерных устройств общего
типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Уни­версал» и др.).

    - Рывковое-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упраж­нений с дополнительным отягощением и без них.

    Статические упражнения в изометрическом режиме (изомет­рические упражнения):

    - Вкоторых мышечное напряжение создается за счет волевых
усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

    - Вкоторых мышечное напряжение создается за счет волевых
усилий без использования внешних предметов в само сопротивлении.

Дополнительные средства:

- Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

- Упражнения с использованием сопротивления упругих предме­тов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

    Методы воспитания силы. В практике физического воспитания используется большое коли­чество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.    

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение зада­ний, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание гантели предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем ме­тод непредельных усилий. В работе с начинающими его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль над вы­полнением упражнений.

    Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании мак­симального силового напряжения посредством работы с непре­дельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявле­нию большой силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных уп­ражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности уси­лий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 25 - 45 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыж­ком в длину). После предварительного быстрого растягивания на­блюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопро­тивления задается массой собственного тела и высотой падения.

    Экспериментальным путем определен оптимальный диапа­зон высоты спрыгивания 0,75-1,15 м. Однако практика пока­зывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовлен­ных спортсменов целесообразно применение более низких вы­сот - 0,25 - 0,5 м.

    Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максималь­ную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80- 90% от максимума продолжительностью 4 - 6 сив 100% - 1 - 2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометри­ческие напряжения в 60 - 80% от максимума продолжительностью 10 - 12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3 - 4 упражнения по 50 - 60 повторений каждого, отдых между уп­ражнениями 2 мин.

    При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изомет­рических упражнений необходимо выполнить упражнения на рас­слабление. Тренировка проводится в течение 10 - 15 мин.

    Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при кото­рых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается мень­шее время, чем после динамических упражнений.

    Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изомет­рического и динамического. Для воспитания силовых способнос­тей применяют 2 - 6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отяго­щения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности имен­но при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

    Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздей­ствие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последую­щая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражне­ний, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в трениро­вочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягоще­ний повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторе­нием комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, в это время выполняются упражнения на расслабление.

    Игровой метод предусматривает воспитание силовых способ­ностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мы­шечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

    К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов, например, партнера в игре «Всадники», игры с пре­одолением внешнего сопротивления, например, «Перетягивании каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп, например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса.

    Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в иных заданиях (сгиба­ние и разгибание сегментов тела), а также в статических и динами­ческих усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

    В массовой практике для оценки уровня развития силовых ка­честв наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты).

    Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­собностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусь­ях, от пола или от скамейки, поднимание туло­вища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­ста с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу.

    По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы­сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз­можности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учеб­никах и пособиях.

    Скоростные способности и основы системы их воспитания. Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений.

    Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 10 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений.

    Средства воспитания скоростных способностей. Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.