Коммуникативно-речевое развитие детей 3 года, освоение речевых жанров. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Коммуникативно-речевое развитие детей 3 года, освоение речевых жанров.

2019-08-04 332
Коммуникативно-речевое развитие детей 3 года, освоение речевых жанров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Повторяется 628.
35.эмоциональное развитие ребенка 4 года.
Совершенствование произвольного контроля над проявлением эмоций. Ребенок контролирует не сами эмоции, а их внешнее проявление. В реальной жизни мы все испытываем разные эмоции и не можем это контролировать, хорошо, когда ребенок социализирует? Свою агрессию, например направляет ее на виды деятельности где это уместно– игра битье подушками

Эмоциональная лабильность уменьшается

Доминирует положительный фон настроения

3-4 года: Появляется чувство вины; Появляется способность к

сопереживанию (переходит в сочувствие и соучастие); Появляются

переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает

судьбу колобка и т.д); Легко меняют партнеров по общению; Конфликтует

со взрослыми; Попытки сдерживать чувства.

К 3-4 годам дети вербализуют множество стратегий эмоциональной

саморегуляции. Например, они знают о своей способности притуплять

эмоции, ограничивая восприятие сенсорных стимулов (закрывая глаза

или уши, для того, чтобы блокировать неприятный образ или звук),

разговаривает с собой («Мамочка сказала, что она скоро вернется»), или

изменяя свои цели (исключенный из игры ребенок может решить, что он

вообще не хочет играть).

К возрасту 4-5 лет дети правильно определяют причины многих базовых

эмоциональных реакций. Отвечая на вопрос о том, почему радуется,

печалится или злится находящийся партнер по игре («Он грустит, потому

что скучает по маме»).        
36.коммуникативное развитие 4 года.
● Внеситуативно-деловое общение со взрослыми(т.есть ситуативно деловому общению добавляется новая форма общения, ребенок к примеру рассказывает то, что происходило у него в детском саду. Тк у ребенка и взрослого ситуации разные, слушая взрослого, ребенок может чемуто научиться. Освоение такой формы общения является важнейшим навыком.ребенку рассказывают как что-то сделаь, а не показывают, и он должен только слушая понять как это сделать и выполнить это)

● Ситуативно-деловое общение со сверстниками(общение со сверстниками отличается от со взрослыми, они всегда отстают от сверстников на шаг. дети делают чтото вместе все это сопровождается разговором)

● Обогащение сценариев дифференцированных (разных) форм

Общения(ребенок осваивает формы общения в психологическом смысле, учится выражать их словами, речь становится богаче по лексикону.)
Речевое развитие.
Овладение сложными синтаксическими конструкциями

(сложносочинённые и сложноподчинённые)

● Начало освоения склонений

● Продолжение освоения словообразовательных парадигм (

уменьшительно-ласкательные)

● Расширение словарного запаса (за счет менее абстрактных

вещей) Речь также помогает ребенку размышлять самостоятельно. Выготский отмечает, что к 3–4 годам дети начинают в одиночестве разговаривать с собой, воспроизводя структуру диалогов, которые они прежде вели с другими детьми. Сначала они рассуждают вслух, и мы можем слышать, как ребенок во время игры говорит себе что-нибудь вроде: «Интересно, куда нужно прикрепить это колесо? Может быть, сюда?» Через некоторое время — в возрасте 6–7 лет — дети ведут такие диалоги уже молча, про себя. Выготский полагал, что наша способность разговаривать с самим собой, т. е. мыслить с помощью слов, вносит огромный вклад в расширение возможностей нашего мышления
37.Моторное-графомоторное развития 4 год.
Моторные навыки:

● ​ Локомоторика - баланс, прыжки

● Мелкая(тонкая) – пальцевой праксис (праксис - способность

совершать целенаправленные, координируемые движения)

● Моторика – пальцевой праксис, способность к тонкой

направленной координации пальцев: проявляется в новых навыках

(шнуровка, мозаика, способность достать мелкий предмет из

ямочки (пинцетный захват). Тогда ребенок готов управлять

орудием (карандаш, кисточка).

Графо-моторные навыки:

● ​ Освоил элементарные формообразующие движения (вертикаль,

круг, крест, горизонталь).

● ​ Выражение представлений через изобразительную деятельность

(изобразительные действия)
(189 слайд)
38. Игровое поведение детей 4 года.

Формирование игровой компетенции (3-4 г)

Социально-ориентированные игры

Сюжетно-ролевая игра:

● Около 4 лет появляется начало одушевления: ребенок

обращается с куклой как с живой
Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игрёиребенка.

● Осваивают 2-3 сюжета: кормление+прогулка, семья+магазин,

семья+лечение
Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

● Ролевые диалоги

● Предметы-заместители – возможность использовать любой

предмет для замены какого-то предмета в игре (палка = «шприц»)

– ранняя символическая игра

Предметно-развивающая среда и предметы-заместители:

● Предмет-заместитель – знак

● Стимул использования ПЗ – недостаток необходимых атрибутов

● Динамика насыщенности предметно-развивающей среды, это образовательная среда которая насыщена различными материалами инвентарем…

насыщенная –(стрелочка) умеренно обедненная
Замещение допускается, когда не осознается Конечный результат замещения: большинство детей соглашается, чтобы палочка стала градусником.
Сережа О. (2,4). Градусник можно, потому что такой бывает.
Замещение допускается, когда действие с заместителем приносит я в-н ы й, ощутимый результат. Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают смысл предмета в игре. При этом ребенку нужно, чтобы с предметом-заместителем он мог действовать так же, как он действовал бы с реальным предметом. Пока сходства в цвете, форме, величине, материале не требуется.
Хотя в играх детей раннего возраста нет развернутых ролей, но можно наблюдать постепенное формирование предпосылок к игре ¦ с ролями. Одновременно с появлением в играх предметов] заместителей дети начинают изображать действия конкретных \ взрослых (мамы, воспитательницы, няни, врача, парикмахера).
Это период взрыва сюжетно родевой игры, ребенок берет на себя реальность, нужно количество сюжетов(не только укладывает спать, но и кормит). Бывает что у ребенка игры богаче дома.
39.Развитие личности, я концепция, 4 год.
дальнейшее развитие чувства автономии, способность к более самостоятельному социальному поведению, потребность в эмоциональном «принятии» со стороны взрослых и одобрении инициативы (в противном случае - чувство вины). (Э.Эриксон)
Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.
Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, — та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила обращения с игрушками. Они не просто лодчиня-ются требованиям взрослых, но и сами стремятся овладеть правилом. В детском саду дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления чаще всего представляют собой не ябедничество, а своеобразную просьбу подтвердить правило, указать его обязательность для всех.
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом посреди комнаты. Перед ними на таком же низком стуле сидит воспитательница с книгой. Сейчас начнется чтение сказки.
Дети знают уже, что садиться можно на любой свободный стул, знают также, что сдвигать стул с места нельзя. Однако всем хочется быть поближе к воспитательнице, каждого притягивает книжка с красивыми картинками. Кто-то из детей не иылержнвает и, схватив свой стул двумя руками, не поднимаясь с сиденья, тащит его к воспитательнице. Несколько голосов сразу:
В. А.! В. А.! А он... к вам двигается. Он к вам двигается.
Я-концепция, образ «Я»:

1. Я-физическое:

● Углубление «внутренней картины здоровья», у ребенка становится ярче представление о схеме тела-нельзя трогать глаза, нужно мыть руки, формирование гигиенич навыков.

● Представления о схеме тела, формирование гигиенических

навыков

● Знание названий всех видимых частей тела и назначение

некоторых из них (ноги, глаза, уши). Волосы, глаза, уши, пальцы

(без наименований).
ребенок хочет чтоб к нему относились серьезно.

2. Я-психическое:

● Осознание некоторых особенностей своего поведения, их отличия

от других детей («Я быстро бегаю, быстрее, чем Вова», «Я

сильный», «Я умею кидать мяч»)

● Осознание некоторых своих желаний и пристрастий (Я хочу, я

люблю), состояния голода – «Есть хочу», жажды- «Пить хочу»,

сонливости- «Спать хочу».

● Формируется чувство собственного достоинства (я-ценность)

● Осознание некоторых из своих привязанностей («Я люблю играть с

Мотивация 3 – 4 года — Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний. —  Неумение (неспособность) объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов. — Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. — Сверстник малоинтересен, общаться трудно. — Появление нравственных мотивов. — Неустойчивость социальных мотивов. — Взрослый интересен как источник информации. — Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.
Петей, потому что…»)

 

 

Нравственность 3-4 года    Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной.    Освоение правил, связанных с культурно-гигиеническими навыками, соблюдением режима, правил обращения с игрушками.      Зачало формирования понятий «хорошо», «плохо». Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации.    Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого.    Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».    По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца.    По указанию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой.    По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

 

 


40. пол и гендер. 4 год.
Пол≠гендер

Пол, половые различия – физиологические особенности, отличающие           

мужчин от женщин (внутренние и наружные половые органы, гормоны)

Гендер – ​ социальный пол, определяющий поведение человека в             

обществе и то, как это ​ поведение воспринимается (​ поло-ролевая             

социализация).

Поло-ролевая социализация:

Одним из отправных моментов формирования первичной поло-ролевой           

идентичности до начала речевого развития ребенка являются           

используемые в общении с ним коммуникативные средства и             

обозначения.

Характер этих средств и обозначений во многом обусловлен             

господствующими в общественном сознании стереотипами о         

маскулинности – фемининности.

(Исаев Д.Н., Каган В.Е.)

Гендерная социализация начинается в детстве с момента выбора             

родителями определенных игрушек, одежды и поощрения детей к             

приобретению тех личностных черт, которые позволят им вести себя               

адекватно представлениям взрослых о половых ролях.

К дошкольному возрасту ребенок уже усваивает представление о том, что                 

значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве                 

мальчика или девочки, устанавливая константность биологического пола,           

а затем старается согласовать собственное поведение с           

представлениями о своей гендерной идентичности. Поскольку         

большинство взрослых поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают             

за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок               

сначала учится различать мужские и женские образцы поведения, затем –             

выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в               

целостной структуре идентичности.
К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Взрослые начинают, сознательно или бессознательно, обучать ребенка его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам разрешают больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. тереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, а также через искусство. В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуальные особенности человека ребенок принимает за признаки, присущие определенному полу. Так, пятилетний Никита стал подражать знакомому молодому мужчине, который, видя обожание в глазах мальчишки, шутя сказал ему: «Настоящий мужчина, Никита, должен делать так» — и ловко быстрым и еле уловимым движением головы закинул волосы назад. Очарованный этим достоинств эм настоящего мужчины, Никита начал беспрерывно встряхивать головой. Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих, стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Ребенок хотя еще и не использует эти «символы мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжеты игры. Половая принадлежность и выбор игровой роли. В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка — девочек. Развивается самосознание и как важная его составная часть осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины. Психологами было выявлено, что дети группируются в игры по признаку пола.Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки — в сфере домашнего быта. Формирование образа тела. Образ тела возникает у ребенка в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться изучением телесной организации людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты — девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок непосредствен в любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливости — результат воспитательного воздействия цивилизации. Отдельно надо указать на рисование Детьми физических половых признаков. Дети иногда рисуют гениталии у животных и человека. Свобода изображения ребенком гениталий зависит от общего умонастроения и отношения к этому взрослых. Гениталии животных легко (без торможения) рисуются сельскими детьми и детьми художников, работающих с обнаженной натурой. Мальчики рисуют гениталии у животных-самцов и мужчин чаще, чем девочки. Этот факт можно объяснить тем, что мальчики идентифицируются с физическим образом своего пола. Многие дети дошкольного возраста не только не подозревают о различиях в физическом облике людей, но и не видят этих различий, когда смотрят на обнаженную натуру. Некоторые дети настолько «защищены» семейным бесполым воспитанием, что не воспринимают различий пола у обнаженной натуры даже тогда, когда им предлагаются специально внимательно рассмотреть ее для того, чтобы правильно изобразить.
Другая часть детей, впервые в жизни увидев обнаженных кукол-мальчика и девочку, тут же обращает внимание на разницу в их физическом облике. При этом одни спокойно приступают к изображению мальчика и девочки, стараясь изобразить и отличия половых признаков, другие, стыдясь вида кукол, опускают глаза. Надо специально отметить, что, чем старше становятся дети, тем больше среди них таких, которые начинают испытывать сильнейшее чувство стыда при виде обнаженных кукол. Дети начинают хихикать, отворачиваться, закрывать глаза руками. Как правило, такие дети ни за что не хотят рисовать предъявляемую им натуру.
Сексуальное воспитание в дошкольном детстве. Отношение к обнаженному человеческому телу — результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном нравственном и умном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям и отношениям полов.
Ребенок может задавать родителям и воспитателям вопросы о различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей. Взрослый должен серьезно относиться к этой проблеме как проблеме нравственного воспитания личности. Он должен, беседуя с ребенком на темы пола, соблюдать необходимый такт и учитывать возраст и психологические особенности каждого ребенка. С ребенком следует говорить правдиво, без стыда, но это не значит, что ему нужно тут же выложить весь запас сведений, которыми обладает взрослый.
41.познавательное развитие для детей 4 года.
● Переход к наглядно-образному мышлению (такое мышление

характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с

помощью опробования свойств объектов).

● Формирование конкретных операций (Пиаже) (Может мыслить

логически об объектах и событиях, классифицирует объекты по

одному признаку и может упорядочивать их в ряды по одному

параметру, например величине, т.е. первые обобщения).

● Формируется пространственное мышление

● Развивается логическое мышление
У ребенка появляются первые обобщения. Ребенок может преобразовать предмет не только манипулируя с ним, но и представляяя образ без объекта. Соединяет мысленно части яблока, то есть выполняет задания конструктивного типа методом зр соотнесения. Насчет обобщений: сенсорнй характер, у всех предметов есть чтото общее например одна форма
пути познания.
Индуктивный: от частных наблюдений к суждениям, а затем к обобщениям;

  1. Дедуктивный: от общих правил, принципов к опыту их проверки на практике и применению;
    Виды знания:
    Обыденное/ научное знание,
  2. Декларативное знание (ЧТО) – «Корова – домашнее животное»;
  3. Процедурное знание (КАК) – «Чтобы сварить суп нужно….»
    Чтобы ребенок лучше понимал мир, надо рассказывать что-то, опираясь на его опыт. Если мы хотим развивать в нем эстетическое чувство, то важно научить его чуувствооовать. Когда ребенок усваивает знание, он усваивает его 2 видов что это и как это.
    43.формирование пространственного мышления.
    Основные формы пространственного мышления.
    · Топология формы (двумерной): представления о базовых формах;
    · Топология пространственных отношений: верх-низ, впереди-сзади;
    · Схематизация пространственных отношений;
    · Пространственные измерения (метрика, протяженность);
    форма.
  4.  Уровень практической ориентации
  5. Уровень мысленных операций с образами и признаками (начало формирования);
  6. Уровень категоризации (понятийный) вербализации форм

Уровень категориальных, логических операций с признаком (классификация, сериация, логические аналогии)
размер.
А) Глобальная оценка и сравнение;

Б) Оценка и сравнение отдельных измерений: высота, длина, ширина, толщина;

— · Уровень практической ориентации

— · Уровень мысленных операций с образами и признаками

— · Уровень вербализации отдельных измерений (широкий/узкий, толстый/тонкий, длинный/короткий….)

— · Уровень категориальных операций с признаком (сериация)

В 4 года ребенок может сложить разрезанные фигуры методом

зрительного соотнесения, имея перед собой образец.)

● Глобальная оценка и сравнение предметов: большой,маленький

(3.5-4г)

● Оценка и сравнение отдельных измерений: высота, длина,

ширина, толщина (до 4х)

Для развития удобно использовать рамки Монтессори, доски Сегена и

другие плоскостные профильные аналоги.
Ребенок еще не усвоил,где лево и право, усвоит это он только в 6 лет, потому что ему еще немного сложно усваивать абстрактные идеи.. дети используют уловки.
Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать каждый вид отношений. При этом в каждом из отношений («над — под», «за — перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед»), а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, осваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что если смотреть с другой стороны, то отношения изменяются: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п. Ориентировка во времени. Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чём ориентировка в пространстве. Ребенок живет во времени, его организм определенным образом реагирует на течение времени — в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д., но сам ребенок время долго не воспринимает. Даже тогда, когда приходит время сесть за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы («Хочу пить!»; «Хочу мороженого») и даже заявление: «Я не хочу есть!» — не что иное, как проявления реакции организма на время обеда.
Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия — любые действия происходят во времени, а не со временем. У ребенка знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют условный и относительный характер. Отрезок времени, на который указывают слова «сегодня», «завтра», «вчера», «теперь», беспрерывно меняется. То, что накануне называлось «завтра», становится «сегодня», а на следующий день «вчера».
В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позднее и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять исходя из своей деятельности, из того, что за это время можно успеть сделать, какой результат получить. Так, старшим дошкольникам сказали, что будут проверять, как они научатся определять время, и предложили рисовать, сообщив, что рисовать нужно ровно три минуты. Работа была начата и окончена по сигналу воспитателя. После этого детям предложили вновь по сигналу начать рисовать на чистом листе бумаги (прежние рисунки отобрали), но кончить, когда, по их мнению, пройдет три минуты. Большинство тех детей, которые поняли задание и не увлеклись самим процессом рисования, начали рисовать предметы, только что изображенные ими. Когда этих ребят спросили: «Почему вы повторяете тот же рисунок, ведь рисовать то же самое неинтересно?», — они ответили, что зато они будут рисовать столько времени, сколько задано. Действительно, дети рисовали около трех минут (от двух с половиной до трех с половиной минут). Когда же детей попросили нарисовать что-нибудь новое тоже за три минуты, колебания во времени были несколько большими (примерно от двух до четырех минут). Однако дети явно ориентировались на заданное время и грубых ошибок не допускали. Эти опыты говорят о том, что, если давать образцы определенных промежутков времени, дети легко могут усвоить и использовать их (пусть и не вполне точно). Однако без соответствующего обучения даже у детей шести-семи лет представления о длительности небольших отрезков времени не возникают. Дети слышат слово «минута», но не представляют, сколько она длится. Одни из них полагают, что за минуту можно пообедать, другие говорят, что можно поиграть, третьи — что можно сходить в магазин купить хлеба.
Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются опять-таки на собственные действия — утром умываются, завтракают, днем играют, занимаются, обедают, вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

1) Посмотри презентаци.
градация по сложности квадрат – прямоугольники

2) круг – овалы

3) Треугольники разных типов

4) Квадрат - прямоугольник-трапеция

5) Квадрат-многоугольники

 

44. формирование логического мышления 4 год.
Выделение существенных признаков и обобщение

● Выделение причинно – следственных связей событий

● Начало индуктивного мышления: от частных наблюдений к

обобщениям и выведению закономерностей.

● Формирование сериации (упорядочивает по какому-то признаку)

● Планирование историй (нарративов)

● Осмысление сюжета на картинках.

● Выделение существенных признаков и обобщение: признаки, на

основе которых происходит обобщение могут быть существенными

и несущественными.

● Существует несколько уровней обобщения:

- случайное соседство

-внешние признаки

- функциональное назначение

-понятийный уровень

Выделение причинно-следственных связей событий – 4 года – рассказ по

3-м картинкам, объяснение, логическая связность событий. Можно дать

ребенку разложить картинки в правильном порядке.

Формирование обобщений в 4-5 лет происходит по форме, по сходству

очертаний целого или части (Например: все животные с хвостом, все

животные с рогами).

• Планир развитие лог мышл надо.
формирование обобщений.
2-3 года – «цепной комплекс»,

• 3-4 года – по цвету,

• 4-5 лет – по форме, по сходству очертаний целого или части;

в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше переводить ребенка на логические «рельсы». Во-первых, само усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления, например в работе ученого, огромную роль играет использование образов. Образное мышление необходимо для всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее, сензитивен к обучению, обирающемуся ми образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников. Что же касается мышления отвлеченного, логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

45.Эмоциональное развитие детей 5-6 года.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой

идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества,

особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения,

внешности, профессии).

● Появляется способность к произвольному контролю за внешними

проявлениями эмоций.

● Уменьшается степень эмоциональной открытости
Ребенок уже не весь как на ладони
Недисциплинированный неправдивый тип поведения может возникнуть в любом дошкольном возрасте. Однако ярче всего он представлен в пять — шесть лет.
Ира Т. (5,6) в отсутствие экспериментатора выглянула за дверь, затем вернулась к столу и открыла коробку. На вопрос экспериментатора: «Ты открывала коробку?» — ответила: «Нет».
В генезисе недисциплинированный правдивый тип поведения приобретает тенденцию к уменьшению. Наблюдается перемещение этого типа в сторону дисциплинированного правдивого или недисциплинированного неправдивого, т. е. с возрастом происходит закрепление крайних типов поведения. (Из материалов Г. Н. Ав-хач.)
Детская ложь. Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями «двойной мотивации». Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в притязании, потому что волевая сферй ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.
В реальной практике борьба с такими отрицательными явлениями, как ложь, часто сводится к тому, что взрослые
пытаются снизить уровень притязания ребенка тем, что уличают его во лжи: «Ты лжец!» Грубо изобличенная ложь, возникающая как средство реализации неосуществленных притязаний на признание, не приведет к положительным результатам. Взрослый должен суметь оказать ребенку доверие и выразить уверенность в том, что он не будет впредь унижать себя ложью. В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а придании правильного направления развитию этой потребности. Необходимо найти пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребенка. В содержание детских притязаний должно войти осознанн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.