Характеристика пренатального периода. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Характеристика пренатального периода.

2019-08-04 231
Характеристика пренатального периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепции детства.

1. Ребёнок — tabula rasa — чистый лист, на котором воспитатель

пишет знания — до 17 века, ​ Дж. Локк. Взрослые воспроизводят то, что считают нужным. Во взаимоотношениях ребенок-взрослый исключительная власть у взрослого, ребенок ему полностью подчиняется.

2. Ребёнок одарён всем от природы, не нужно мешать его развитию!

— ​ Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо говорил «уметь ничего не делать с воспитанником – в о т первое и наиболее трудное искусство воспитателя» Ребенок как растение. Данной концепции свойственен ​ инфантицидный стиль воспитания​ — выживает сильнейший, а слабый должен исчезнуть.

3. Ребёнка одолевают страсти, которые необходимо социализировать.

— ​ З. Фрейд. К 20 в происходит падение викторианской морали.

4. Без обучения нет развития — Л. С. Выготский. Говорил о взаимодействии биологического и социального.

Детство — самоценный период жизни со своеобразным взглядом на

мир.

5. «Мальчик — отец мужчины» —​ И.С. Кон. Когда ребенок играет, он примеряет на себя роли,чувствует в себе взрослого. Мы тоже играем…..????

Познавательное развитие.2

Формирования наглядно-действенного мышления(ребенок тянется к перцептивным ощущениям)

Овладение стратегией целенаправленных проб и ошибок (Прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную. Перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, ребенок выбирает самое большое кольцо — то, краешек которого выглядывает из-под любого другого, нанизывает его на стерженек, затем таким же образом выбирает самое большое из оставшихся и т. д. Точно так же, подбирая два кубика, ребенок прикладывает их вплотную друг к другу и обнаруживает, сливается их цвет или нет. Все это внешние ориентировочные действия, позволяющие ребенку добиться правильного практического результата)

Дифференциация форм на практическом уровне. (например, играя с вкладышами ребенок выбирает формы чтобы правильно их запихнуть) сфойства 1 предмета – это мерка по которой он выполняет действие со след предметом

Дифференциация цвета на практическом уровне

элементарные формы зрительно-моторной координации (собирание

пирамидки)

Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
Нужно создавать проблемные ситуации с дидактическ

Им материалом, чем больше схем действий ребенок усвоил, тем он умнее дид материалы д.б новыми если они старые, томы не получим достоверной информации о состоянии развития. Когда ребенок совершает ошибку мозг подает ему сигнал б этом и ребенок меняет схему действия. Если он не меняет..сигнал о проблеме..
диагн. Критерий 1
Пирамидки, формочки-вкладыши

1 г. – снимает кольца с большой пирамидки

15 мес. – пытается нанизывать кольца

18 мес. – собирает пирамидку без учета размеров

2 г. – вкладывает 2 форм. – вкл. друг в друга
критерий 2.
Кубики

15–18 мес. – башня из 2-х кубиков,

20–24 мес. – башня из 4-х кубиков

Рамки Монтессори

15–18 мес. – рамка с круглым отверстием, без показа

 

 

Познавательное развитие (социальный интеллект)

Формирование модели психического

Начало дифференциации форм (стереотипов) поведения взрослых

родных (один что-то разрешает, другой нет)

Усвоение простых правил поведения (можно - нельзя) в семье и вне дома

Начало формирования образа я (сначала я физическое) схема теласуществ расстройство деперсонализация
Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом и к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.

Начало формирования модели мира
иерархия сфер ближнего и дальнего пространства в модели мира ребенка: я, семья, дом,город, природа, космос.
Свзи и пространственные измерения

425. Игровая деятельность ребенка 2 года.

Два закономерных типа игры:

1)предметно-практическая игра (связана с формированием наглядно-действенного мышления,манипуляции с предметами, свойства материального мира)

2)ранняя символическая игра. Знаковая функция сознания ребенка, заместители предметов могут иметь мало общих свойств. Выст как попытка понять социум,творческая имитация того, что делает взрослый. Создание иллюзорного мира, в котором ребенок ощущает хозяином. Путь освоения игры очень важен для формирования личности. Она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности (наиболее

полно раскрывает себя) Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабора-торных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Развитие игровой компетенции-важный показатель развития ребенка.

Родитель должен подыгрывать ребенку.

Ранняя символическая игра. Язык (игровой символ) - жест, действие

“понарошку”. ​ Психологическая основа- подражание взрослому в

игровой форме.

Функция​ - социальная, коммуникативная, креативная.

Направленность на себя, на взрослого, игрушку- пассивный объект.

сложность организации: одиночные игровые действия, цепочки (2-3)

игровых действий.

Позже объектами игры становятся игрушки.

326.теории детской игры.(фрейд, винникот)
Пиаже относительно близок (хоть и не полностью) к психоаналитикам

Фрейду и Винникотту. Полярное, противоположное представление у

Выготского и Эльконина.

Для психоаналитиков игра​ - это способ реализации влечений (В

значительной степени учитывая основные позиции этой теории:

эротические, сексуальные влечения). Их реализация в игровой форме, в

форме фантазии - основное поле самовыражения (при помощи

своеобразного набора символов). И в этих символах психоаналитики

находят многое из арсенала сексуального и эротического. И

соответственно в понимании психоаналитиков игра - ​ это очень

индивидуальное порождение со своими символами​.

По мнению психоаналитиков, основное, что движет развитием – это

сексуальные, эротические влечения, мотивы, потому и в игре часто это

проявляется. Поэтому у психоаналитиков игра используется и для

терапии, как возможность выразить, выплеснуть вот эти в

подсознательном сознании влечения.

Пиаже соглашаясь с психоаналитиками, поскольку он вообще

рассматривал ребенка как самостоятельного исследователя, познающего

мир по-своему. В игре ребенок создает свой собственный вымышленный

мир «мир как будто».

Игра, согласно Пиаже​, возникает намного раньше, чем это описывает

Выготский и Эльконин. В 1,3-1,4года появляется символическая игра

(ранняя). В ранней символической игре символом является жест,

действие. Оно конечно отчасти подражательное, но оно появляется как

особый язык самовыражения: сначала эти действия как будто условно

адресованы себе, а потом взрослым, и потом игрушке. И уже после этого,

собственно из этого вырастает сюжетно-ролевая игра, то есть у Пиаже

это довольно логично, он называет ранние и поздние стадии.

А вот ​ согласно теории Выготского​ и потом его ученика ​ Эльконина​,

игра появляется вдруг из предметно-практической. С совершенно

неведомо каким образом, потому что они совершенно принципиально

разные: предметная ориентированность и специальная

ориентированность. Но если читать Эльконина: до 3х лет у ребенка

предметно-практическая игра и она единственная игра с предметами, а

потом внезапно в 3 года появляется сюжетная, сюжетно-ролевая (как?

Откуда? Совершенно не понятно). И вот этот выпавший кусок от 1 до 3

лет как раз заполнен теорией Пиаже.

В теории Выготского и Эльконина внимание заострено на подражании

взрослому. По мнению Выготского, сюжетно-ролевая игра – это попытка

социализации, подражание взрослому. На этом по сути было построено

обучение игре.(в программе детских садов предполагалось, что игре

можно учить прямолинейно отдельному действию: действию игрового

замещения, действию по сюжету(взрослый показывает, объясняет

ребенок подражает). Ребенка учат тому, что он каждый день делает дома,

а игры тут нет, так как этого «как будто», того воображаемого нет

совершенно(это занятие).
Найди доп инфу!
527.Этапы развития общения по лисиной.

М. И. Лисина​ выделяет несколько этапов в развитии общения,

включающие в себя: потребности, мотивы, средства общения.

Совокупность данных составляющих представляет собой определенную

форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются 4

различные формы общения:

1)​ Ситуативно-личностное общение

Для ребёнка важен эмоциональный контакт. Ситуативно, в данном

случае, подразумевает просто ​ близость физическую​, и для ребёнка

вплоть до телесного контакта(прикосновения, улыбка. Ребёнок

испытывает потребность в доброжелательном внимании взрослого. Все

это является главным на первом году жизни ребёнка.

2) ​ Ситуативно-деловое общение (в начале 2-го года жизни, около 1,5

лет).

Общение привязано к ​ совместной предметной деятельности​ со

взрослым: вместе играют, одеваются, умываются. Ребёнок хочет, чтобы

старшие вместе с ним включались в занятия с предметами. Ребёнок

испытывает потребность в доброжелательному внимании и

сотрудничестве.

3) ​ Внеситуативно-деловое (5 год жизни).​ Преимущественно связано с

общением познавательного характера​, то есть то, что происходит в

старшем дошкольном возрасте: взрослые рассказывают о мире, ото всем,

что не знает ребёнок, но действия в это время никакого не происходит.

Цель- это познание, узнавание нового. В это время взрослый и ребёнок

не вовлечены в какую-то деятельность: ребёнок слушает то, что ему

рассказывают. Ребёнок испытывает потребность в доброжелательному

внимании, сотрудничестве и уважении.

4) ​ Внеситуативно-личностное(6 год жизни).​ Когда ребёнок может со

взрослым ​ вести беседы и общаться по поводу личных вопросов​,

волнующих ребёнка, обсуждать вкусы пристрастия, переживания.

Разговор о них самих, о ребёнке, о его чувствах- это сложно, потому что

предполагает (почему оно последним и появляется), что ребёнок уже

начинает осознавать свои чувства, свои переживания и понимает, когда о

том же говорит взрослый. Это очень эфемерная вещь, ее не потрогаешь

руками и не покажешь на картинке. Это уже приближающееся ко взрослой

форме общения касающееся самого человека, ребёнка
628.коммуникативное развитие детей 3 года.
Коммуникативное поведение:

1)Кризис диалога ребенка и взрослого. Возникают сложности со

взаимоотношением. Кризис трех лет. Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых. Ребенок становится упрямым, непослушным.

Ребенок ощущает себя самостоятельным, думает, что все умеет сам и

родители ему не нужны. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой». Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Родители воспринимают это как бунт, сл-но, ссоры, эмоциональные вспышки. В этот период могут навсегда

испортиться отношения ребенка с родителями. Характерно, что проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и никогда не касается сверстников. Особенности протекания этого периода развития во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки обращаться с ним по-старому ведут к закреплению отрицательных черт поведения (негативизма, упрямства), их сохранению в течение всего периода дошкольного детства. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности обычно смягчает проявление негативизма. Однако воспитатель должен помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим этим возможностям. Притязания детей непомерно велики.

2)Ситуативно-деловое общение к 3,5- 4г переходит во

внеситуативно-деловое общение. Ребенок может затеять разговор о

событиях/вещах, которые конкретно сейчас не происходят(разговор о

прошлом и т.д.)

3)После 3-х лет – партнерские отношения и навыки речевого общения со

сверстниками(интерактивный диалог). Ребенок начинает общаться со

сверстниками. Формируется детский социум.

4)Реакция оппозиции, протеста(кризис 3-х лет)

5)Коммуникация со взрослыми избирательна, дифференцируется, может

— подчиняться опр. намерениям и личным планам. Ребенок меняет свою коммуникацию с разными взрослыми.

Речевой жанр: «кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая, что было и что будет?» во всех возможных ситуациях и при всех возможных участниках? (Бахтин М.М.);

— Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаками Р.ж. являются вариативные стилистические и лексические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках соответствующего функционального стиля

— Освоение реч жанров детьми 3 года
Формулы вежливости – только со взрослым;

— Запрос: Можно…, Хочу..

— Со сверстниками – императив;(требование приказ)
реч жанр это метод построения речи в соотв с ситуацией.

Еще нет дифференциации знакомый-не знакомый
Большинство, хорошо знают вежливые формы общения, могут понять нравственный смысл вежливости. Однако вежливость по-разному предстает в разных ситуациях. Вежливость как элемент сюжетно-ролевой игры преобладает над проявлениями вежливости в реальных взаимоотношениях детей.
В игре в «магазин».
Продавец (Нина П. 4 г. 7 мес.). Может, вот это платье, посмотрите еще?
Покупатель (Оксана Л. 5 лет). Подождите, пожалуйста, сейчас посмотрим.
В реальных отношениях со сверстниками дошкольники пользовались вежливыми словами в основном в ситуации заинтересованности, зависимости друг от друга. В реальных отношениях вежливые слова употребляются либо просительным, заискивающим тоном, либо тоном напряженного требования.

730.игровое поведение детей 3 года.
Место игры в психическом развитии ребенка.

1-Игра, как самодостаточная деятельность
Игра ребенка-это не баловство, влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Характерной особенностью явл наличие вымышленной реальности, это повзволяет выделить игру как нечто самодостаточное. Ребенок ставит собственные правила. Например девочка воображает себя мамой. Мы должны наблюдать со стороны и наблюдать насколько реб инициативный

2-Игра-как репрезентация жизненного опыта
Так как детям свойственно подражание, играя, ребенок повторяет поведение взрослых, поэтому можно сделать вывод как родители ведут себя с ребенком. Часто ребенок отыгрывает то, что ему запрещено в реальности

3-Игра-как способ (и показатель) социализации в детском и взрослом

микросоциумах. Язык самовыражения второе вытекает из третьего.

4-Игра-как форма психологической защиты. Во время стрессов, конфликтов хочу-нельзя, надо-не хочу. Социализация ведь это подавление в себе. И у ребенка появляется психологическая защита, например ребенок не лидер, но в игре он герой.

Виды игры в дошкольном возрасте.

1-Предметно-ориентированная игра-знакомство с миром вещей

(предметно-практическая)

2-Социально-ориентированная игра-знакомство с миром людей:

(символическая, сюжетно- отобразительная(ребенок ухаживает за игрушкой но себя еще не ощущает персонажем игры), сюжетно-ролевая)

3-Игра, как форма творчества (режиссёрская игра) он сценарист своей игры

Формирование игровой деятельности.

Переход от символической игры к сюжетной и сюжетно-ролевой.

2,5-3 г – цепочка логически связанных игровых действий (2-3)

3-3,5 г – «ролевое» поведение без одушевления

Базовые сценарии символической игры.

1.Прием пищи-кормление.

2.Укладывание спать

3.Бытовые рутинные действия: мытье, одевание и т.п

4.Основа: подражание взрослому, разговор по телефону.
Оценка зрелости:
Игровая активность: высокая, низкая. средняя

Качество игровых действий (действий «понарошку») (адресат): на себя на взрослого на игрушку;

Число связанных игровых действий: 1-2- 3
831. Моторное и графомоторное развитие ребенка 3 года.
Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в

цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут

оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс

письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв

иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все

предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе

претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием

изобразительной деятельности.

Пальцевой праксис (в этом возрасте след и это приносит

удовлетворение.)

Доступен пинцетный захват, появляется возможность держать мелкие

вещи.

Праксис- способность совершать целенаправленное, координированное

движение.

Формирование мелкой пальцевой моторики (мозаики и т.п);

Формируются графо-моторные навыки (вертикаль, круг, позже-горизонталь)

Рисунок-как конструктивная деятельность.

-Круг должен быть замкнутым (не спираль)

-Крест должен быть четким.

*Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной

регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь

(афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом

возрасте опираются на «память руки» [Сакулина Н. П., 1963]. Зрительный

контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит

меж-сенсорная интеграция кинестетических ощущений во время

рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы

учит «глаз».

933. Познавательное развитие детей 3 года.
Познавательная сфера 1. (невербальный интеллект)

Зрелое наглядно-действенное мышление (метод проб и ошибок)
Учится манипулировать с предметами в соотсвествиии с его конструкцией. Мозг как бы накапливает способы действий. У него есть багаж навыков, совершенных схем и действий, подходящих под разные формы предметов.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению

(метод образного действия)
это способность формировать представление. можно проиллюстрировать примером кружка с водой. Мозг направляет действие, прогнозирует результат. Мозгу уже не нужен материал.

Начало формирования конструктивного праксиса (синтез целого из частей.разрезанные картинки,

пирамиды их 3-ех колец, аппликация по образцу) Появляются реакции к

сериации- способность упорядочить некоторое количество предметов по

определённому признаку (размер, цвет, форма и т.д) Это одна из

важнейших предпосылок для начала числонаучения (1,2,3..)

Начало формировании стратегии зрительного соотношения.
Это результат овладения навыками. Овладевая ими, ребенок овладевает стратегией продуктивных действий. Необходимо обращать внимание на стратегии, определяя тем самым уровень развития.

Начало формирования простых логических операций (сериации,

группировка по 1 признаку: форме или цвета) развивается его способность абстрагирования. Разноцветные палочки.

Элементарные количественные представления (2-3)
Различает один и много. Позже различает единичность.

Ребенок учится неорганизованное количество предметов объединить в

одну целую логическую цепочку. Предметный рисунок у ребенка 3-ого года отсутствует.

Функция, которая начинает работать- синтез целого из частей.

Способность к переносу: навыка с одной картинки на другую, дает более

эффективное развитие.
Пирамидки, матрешки

— 2,5 г - Хорошо вкладывает 4-5 чашечек, и 2-составную матрешку;

— 3 г - Собирает 3-составную матрешку, ПР.О.

— 3,5 г - Собирает 4-составную матрешку, ПР.О.,

—            пирамидку из 3-4 колец ПР.О.

— 4 г - Собирает 4-составную матрешку ЗР.С., 5-6-составную – ПР.О,,

пирамидку из 3 колец – ЗР.С., из 5-6 колец ПР.О.

Кубики

— 26-28 мес. - башня из 8-х кубиков;

— 2,5-3 г. - поезд с трубой по образцу;

— 3-3,5 г - башня из 9-х кубиков, мост по демонстрации;

Доска Сегена, рамки Монтессори

2-2,5 г. - 3-х фигурная доска, 4 ошибки,

2,5-3 г. - 2 простые доски Сегена, ПРО

3,5-4 г. - Сложная доска Сегена, ЗРС

Разрезные картинки

— 2,5-3г. - картинка из 2 частей по образцу, ПР.О, (нет беспорядочных проб);

— 3-3,5 г. картинка из 3 частей по образцу, ПР.О

Способность догадываться о намерениях другого человека;

 

Понимание ложных намерений (обмана);

Начало освоения законов поведения в социуме сверстников;

Появление дружеских отношений;

Появление партнерских отношений и возможность сотрудничества с детьми;
33. Эмоциональное развитие 3 года.

Эмоциональное развитие:

1. Проявляется способность к произвольному контролю за внешним

проявлением эмоций, имитации эмоций. Ребенок осознает, что

позволительно, а что нет и регулирует в зависимости от этого свои

эмоции
Школа это искусство подавления внешнего проявления эмоций.

2. Эмоциональные реакции становятся более дифференцированными.
Наблюдая за ребенком, мы обнаруживаем, что выражение его эмоций, он разнообразно реагирует на внешние события. Бывают случаи когда диф ниже положенногои это повод задуматься….это может быть недостатком который сохраняется как индивидуальный признак

3. Эмоциональная лабильность/нестабильность, обусловленная

возрастным кризисов.
часто эмоции ребенка меняются.

Концепции детства.

1. Ребёнок — tabula rasa — чистый лист, на котором воспитатель

пишет знания — до 17 века, ​ Дж. Локк. Взрослые воспроизводят то, что считают нужным. Во взаимоотношениях ребенок-взрослый исключительная власть у взрослого, ребенок ему полностью подчиняется.

2. Ребёнок одарён всем от природы, не нужно мешать его развитию!

— ​ Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо говорил «уметь ничего не делать с воспитанником – в о т первое и наиболее трудное искусство воспитателя» Ребенок как растение. Данной концепции свойственен ​ инфантицидный стиль воспитания​ — выживает сильнейший, а слабый должен исчезнуть.

3. Ребёнка одолевают страсти, которые необходимо социализировать.

— ​ З. Фрейд. К 20 в происходит падение викторианской морали.

4. Без обучения нет развития — Л. С. Выготский. Говорил о взаимодействии биологического и социального.

Детство — самоценный период жизни со своеобразным взглядом на

мир.

5. «Мальчик — отец мужчины» —​ И.С. Кон. Когда ребенок играет, он примеряет на себя роли,чувствует в себе взрослого. Мы тоже играем…..????

характеристика пренатального периода.

32 нед.беременности-2 месяца после рождения

Освоение гомеостаза: переход от амниотической среды к внешней среде

обитания.

1.Начало знакомства с матерью изнутри и снаружи-начало социализации

детства: 2. Смена способов питания(от кормления через пуповину к грудному

вскармливанию)

3.Импринтинг (запечатление образа, голоса матери, возможно,

отца-присутствие отца во время родов, ребенок создает два образа).

Восприятие мира матерью влияет на развитие ребенка еще в утробе.
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью. Рождение-это не просто переход во внешний мир, это травма рождения. Между той средой, что внутри у матери и внешней средой есть большая разница-температура билбли. Ребенка в матери очень комфортно. Он чувствует себя огражденным, поэтому, рождаясь, ребенок чувствует максимальный дискомфорт. Когда он рождается, изза травмы смещаются кости его черпепа.
12.Эммоциональное и коммуникативное развитие ребенка 1 года.

Эмоциональное поведение:

1.«Удивление в ответ на неожиданность» -торможение двигательной

активности и снижение сердечного ритма в ответ на неожиданное явление(ожидание-элементарное прогнозирование, когда ребенок чего-то ждет. Но когда он не получает ожидаемого, наступает реакция удивления). Например, ребенку показали игрушку, которая издает звук, но при ее тряске, звук она не издает, другой цвет игрушки и т.д.

2. Тревожные реакции на состояние физиологического дискомфорта

(боль, холод, голод)- ожидание неприятности. Связаны с формирующейся привязанностью (если ненадежная привязанность, то она почти всегда сопровождается высоким уровнем тревоги-базовой тревоги). Состояние на экзамене, или когда ведут детей к врачу (рефлекс на белый халат)

Если в семье надежная привязанность, ребенок знает, что мама в любой момент придет, если возникнет опасность(сенситивность и хорошая откликаемость у матери), то уровень тревожной реакции будет ниже. Пример тревожной реакции: неприязнь к горчичникам(имел опыт), смена

или нарушение режима

3. Реакция комфорта (расслабления) в ответ на удовлетворение

потребностей

4. «Комплекс оживления» в 3 месяца, возникает при виде лица близкого

человека. Реакция на мимику, голос близкого человека(осознанная

улыбка), ребенок активно трясет ручками, ножками. В первые месяцы для

ребенка важны тактильные ощущения!

5. Гнозис в 5 мес.-способность узнавать предметы по чувственным восприятиям

6.артикуляционный праксис к 8 мес.(способность произносить звуки речи и их серии=-слова)

7. Около 8 месяцев – страх при встрече с незнакомыми людьми. Ребенок

осознанно дифференцирует знакомых от незнакомых(микроскопические проявления социализации)

8. Эмоция «гнева, вызванного разочарованием» в виде сопротивления и плача

Коммуникативное поведение:

Важен зрительный контакт (начало коммуникации)! Ребенок может долго

концентрировать взгляд на маму (глаза в глаза- признак внимания,

субъективно приятно) Ранняя коммуникация требует ответной реакции, ответного общения и правильной среды. Если ребенок этого лишен, он испытывает дискомфорт (Эксперимент «Застывшее лицо»- мать на несколько минут делает без эмоциональное лицо при разговоре с младенцем, что вызывает у ребенка дискомфорт, плач, так как для ребенка отсутствие

эмоций –негативное). В доме ребенка у детей может возникнут хроническое состояние фрустрации(неудовлетворение жизненно важных

потребностей). Это состояние может привести к анаклитической депрессии-депрессия, потеря в весе, снижение иммунитета (Спитц, Боубли)

1. До 2 месяцев- спонтанная улыбка, не связана с событиями внешнего

мира

2. После 2 месяцев- реактивная, ответная улыбка взрослому

3. В 3 месяца «комплекс оживления»

4. Конец 1-го полугодия- «протодиалог»- общение без речи с помощью

знаков, жестов и.д. в протодиалоге присутсвует согласованность. Ребенок гулят, мама повторяет.У матери формируеся спеифическая манера речи-мозерриз. Эмоц окрашенная речб облегчает понимание ребенка. Язык протодиалога:

А. кинезнаки-изобразительные жесты

Б. мимизнаки-использование эмоциональной экспрессии для общения

В. вокознаки- неречевые вокализации, используемые в коммуникативных

целях

Функции протодиалога:

1. регуляторная

2. информационная

3. инструментальная

4. эмоционально-личностная

Ранний диалог. Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею. Благодаря тому, что у ребенка появляются эти элементарные средства общения, у него формируется ранние навыки диалога. Появляется реципрокность- согласованность, ребенок интуитивно начинает понимать, что если кто-то говорит, то надо слушать.

 

«новорождённый начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловнорефлекторный характер. Первый крик — результат спазмы голосовой щели.ч Некоторые ученые считают, что первый крик — это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае, действительно, невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение — у новорождённого еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т. д. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорождённого незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции — плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.
Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого — начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, и особенно впечатлений, связанных со взрослым. Постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоциональнодвигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорождённости и младенчеством. Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, тd подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и раз/влекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлением. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставя^г одного.
13.Локомоторные навыки и познавательное развитие.

Локомоторные навыки​:

1. Сидит с 6 месяцев. Смена положения ведет к изменению взгляда на

мир на 360 градусов.

2. Способность к раздельной координации движений рук (4-5-6 мес). До

этого ребенок трясет обеими ручками, по отдельности не может.

3. Появляются действия хватания(ранний рефлекс, а в 7 мес. осознано),

удержания, перекладывания из руки в руку (после 7 мес)

4. Элементарные манипуляции с предметом, действие бросания

5. Стоят с 7-9 месяцев

6. Ходят с 10-12 месяцев

7. В 9-10 малыши встают на ноги, держась за опору, и пытаются

самостоятельно стоять, хотя равновесие удерживают не всегда.

8. На 11-12 месяце ребенок делает попытки самостоятельно ходить

9. На 12-14 месяце малыши ходят самостоятельно

10. К 7-9 месяцам некоторые дети начинают ползать на четвереньках,

некоторые вообще не ползают, а сразу встают на ноги. К 9 месяцам

большинство детей может переступать при поддержки взрослого или

хватаясь за прутья манежа.
«На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т. д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения. Наряду с такими прогрессивными движениями и действиями при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Разница между прогрессивными и тупиковыми движениями состоит в том, что первые способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами, а вторые отгораживают ребенка от внешнего мира. Так, например, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальных реакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны 1ззрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития. Вместе с тем они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.