Специфика национальных образцов нравственности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Специфика национальных образцов нравственности

2019-08-04 165
Специфика национальных образцов нравственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы бегло продемонстрировали общее содержание нравственности различных народов. Современные исследователи сходятся в том, что национальные особенности нравственных систем заключаются в их форме.

Эта форма, во-первых, определяется степенью важности национальной проблемы среди других нравственных проблем. Иногда национальное делается едва ли не синонимом нравственного, подавляет все другие соображения, даже гуманизм. В других случаях в моральных предпочтениях народа первое место занимает идея величия державы, а собственно этнический момент отходит на второй план. Национальное может затмеваться даже племенным: приверженность клану у некоторых народов часто оказывается сильнее национальной общности.

Во-вторых, национальные особенности проявляются в моральной психологии народа. По традиции северные народы представляются более уравновешенными, а южные - более вспыльчивыми. Соответственно у северян меньше разработаны способы улаживания внезапно вспыхивающих конфликтов. А восточные нравы полны церемоний, словно для того, чтобы "притормозить" в них страсти участников. Или, например, мало-темпераментный народ часто полагается в борьбе с врагом не столько на воинскую доблесть, сколько на хитрость и терпение.

На характер народа оказывает влияние его возраст. Естественно, что "молодые" народы в сравнении с другими представляют качества "нравственной юности": доверчивость, внушаемость и в то же время. обидчивую гордость, нетерпимость. "Старые" же, давно сложившиеся нации успевают выработать развитые нравственные формы, которые не "лучше", но сложнее архаических. Эта сложность позволяет, в частности, толерантнее относиться к "инородным" моральным представлениям.

В-третьих, специфичным для каждого этноса является жанровое оформление в фольклоре его нравственного опыта: был ли эпос национальным (как "Песнь о Нибелунгах" у немцев) или он стал культурным источником для нескольких народов ("Кероглы"); о чем народ поет свои песни, какими музыкальными и поэтическими особенностями они обладают; какими чертами отличается запас пословиц и поговорок; каким видам сказок отдается предпочтение и т.д. Впоследствии духовные достижения народа оформляются в национальной художественной литературе, в их разработку включается интеллигенция. Ее роль в осознании народом своих нравственных ценностей особенно велика в период просвещения. Авторские формы искусств говорят о том, что ценности данного народа приобретают общечеловеческое звучание.

Еще более сложно национальное начало предстает на уровне этических теорий. Учение Спинозы столь же мало "нидерландское", как и "еврейское". Можно, конечно, улавливать некоторый "национальный колорит" той или иной этической концепции, однако понятно, что выражение национальной идеи не являет задачей философов. Их заслуги связаны с успешным мышлением о существе предмета - морали.

В-четвертых, во многих странах национальное начало претерпело сильное религиозное воздействие. Вплоть до того, что вероисповедание стало как бы национальным признаком: иудаизм у евреев, ислам у арабов. А православие не раз провозглашалось сущностным основанием морали русского народа. Потому сейчас нелегко различить, что проистекает от этнических корней, а что от многовековых религиозных традиций. Монотеизм - несомненно более высокий этап в развитии духовной жизни, чем традиционные племенные верования. Но последние древнее, поэтому религиозные идеи обычно освящают уже сложившуюся нравственную практику, предлагая для нее новое идейное обоснование.

Конечно, созидатели фольклора органично мыслят категориями своего вероисповедания. Однако практика церкви вызывает повсеместную критику. Даже богача не ненавидят так, как попа. Жадность муллы не сравнится с жадностью самого хана, а похотливости монаха поражается даже самый распутный мирянин. Оценка качеств священнослужителей в сказках и пословицах всех народов безжалостно-отрицательная.

В-пятых, нравственный облик народа складывается под влиянием его исторической судьбы. Большому народу легче занять почетное место среди других. Он не столько борется с чужими образцами, сколько ассимилирует- их. Малочисленному же народу это дается труднее, хотя и он способен достигнуть таких высот духа, что они становятся эталоном для других, а гордости за эти достижения хватает на столетия.

Оседлый или кочевой образ жизни делает весь строй морального мышления весьма специфичным. Если оседлые народы связывают свою идентичность с землей, то на этой идее покоятся их патриотизм, трудолюбие и коллективизм. Для кочевых народов те же нравственные принципы опираются в первую очередь на кровное единство рода.

В историческом сознании прочный след оставляет воспоминание о национальности врагов, которым приходилось противостоять. Народная мысль определяет свои нравственные ценности обязательно в противовес ценностям соперников. А если народ пережил этап национального освобождения, то это всегда расценивается и как моральная победа.

Приобретают особый моральный статус и личности, выразившие чаяния народных масс. К числу народных героев относятся в первую очередь борцы за свободу своей Родины. Кроме того, это правители (иногда полулегендарные), от которых как бы берут начало порядок и справедливость в стране. Наряду с великими личностями государственного масштаба фольклор создает собирательный образ героя из народа. Это и узбекский Ходжа Насреддин, и ирландский Черный Парик, и казахский Алдар-Косе, и болгарский Хитрый Пе. Наконец, в памяти народной остаются поэты и музыканты, воспевшие родной край и его долю.

В-шестых, несомненные черты своеобразия носит этно-этикет, закрепление моральных представлений на основе ритуала. Здесь способы приветствия и прощания.

Гостеприимство разного рода по-своему создает гостю максимальное удобство и почет. Бесчисленны формулы благодарности и добрых пожеланий. И строгие латинские фразы в этом отношении ничуть не хуже цветистых славословий Востока.

Велико также этническое многообразие моральных понятий. Не сразу в языке формируются абстрактные термины: мораль, нравственность, добро. До них и наряду с ним на с ними функционируют слова, обозначающие целые нравственные комплексы. Абхазское "ала-мыс" означает вежливость и такт, опрятность и скромность. А белорусская "памяркоунасць" включает в себя доброжелательность, уступчивость, терпимость.

Естественно, что каждая нация бережет и культивирует своеобразие выразительных средств морали, внося этим вклад в нравственную историю человечества. К вопросу о соотношении национального и общечеловеческого мы и обратимся теперь.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.