Православный свято–тихоновский Богословский институт — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Православный свято–тихоновский Богословский институт

2019-08-04 125
Православный свято–тихоновский Богословский институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГРУППА

ПРЕДМЕТ:

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

«СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

АВТОР

КРАМАРЕНКО Ю.Я.

МОСКВА

2001

План сочинения

1.  Определение Таинства Крещения и видимой его стороны

   как предмета описания.

2.   Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в 

   исторической перспективе.

2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2.2. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2.3. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

   ПЕРСПЕКТИВЕ.

3.   об истории развития таинства миропомазания.

4.   Выводы.

   Список литературы.   

 

 

Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе.

ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

 

Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по мере необходимости.

Иисус Христос, Господь наш, установил только основную форму чина Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан. 3, 5).

Священное Писание умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем фундаментальном исследовании «История чинопоследования Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос «как бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им подробностями, какие будут требоваться, – по требованиям места и времени»   [1, с. 645]. 

Чтобы понять логику развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие этого чина:

§ по месту совершения;

§ во времени;

§ по наполняемости новыми элементам (по содержательной стороне).

При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые:

§ историческое развитие внешнее – историческое насыщение чина Крещения новыми элементами;

§ историческое развитие внутреннее – история движения по упорядочиванию и устойчивости самих этих элементов.

 

ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ.

 

Митрополит Макарий отмечает: «Главное невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной» [7,с. 358].   

История внешнего развития чина Миропомазания гораздо проще, чем Крещения. Окончательное развитие чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.

Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.

Справедливости ради, надо указать, что некоторые прибавления все же имели место – это:

§ акт омовения частей тела, помазанных святым Миром;

§ чтение апостола и Евангелия.

С позиции внутреннего развития – все аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения.

 

ВЫВОДЫ.

 

Наиболее полные и подробные выводы о развитии чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе можно найти у А. Алмазова [1, с. 683].

Здесь мы приведем только те, которым наиболее полно соответствует содержание нашего описания (естественно, что наши выводы были бы гораздо более скромными):

1. Вводя в чинопоследование новые действия, Церковь руководствовалась не подражанием кому – либо, а исключительно потребностью верующих и целесообразностью таких действий при чине Крещения, и потому в последний были внесены только действия вполне уместные здесь по своему внутреннему смыслу и значению.

Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны – противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а с другой – развитие до известной степени теоретической стороны христианского учения.

2. Полное всестороннее обозрение исторической судьбы крещального чина дает право пометить в нем следующие периоды:

§ I – II века, период простоты и несложности крещального чина, полнейшей свободы в совершении его второстепенных актов;

§ III – V века, так называемый период торжественного крещального чина, во время которого развился и существовал институт оглашенных, Крещение совершалось в большинстве случаев в присутствии епископа и в торжественные дни, в этот чин быстро вводились один за другим новые торжественные обряды; 

§ VI – X века, период постепенного упрощения крещального чина, что случилось благодаря вошедшему во всеобщую практику обычая Крещения младенцев;

§ XI – XVI века, период постепенного развития все большего и большего разнообразия списков крещального чина, в отношении к порядку и форме изложения его частностей;

§ XVII век – до настоящего времени, период господства однообразной (и в Греческой и в Русской Церкви) редакции крещального чина. 

3. Современный порядок и формы совершения составных действий крещального чина в общих чертах установились еще к VI веку.

Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны – противодействие еретикам, а с другой – естественное стремление Церкви к единству как в теоретическом учении, так и в богослужебной практике.

Проведенное нами описание логики развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе позволяет также сделать два, на наш взгляд, важных суждения о Промысле Божием в деле спасения рода человеческого:

1. Удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).

2. Торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.  

 

 

Список литературы

1. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1885.

2. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.

3. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе.

4. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.

5. Красносельцев. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881.

6. Левшенко Б., иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций. Москва, Изд-во ПСТБИ, 1996.

7. Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том II. Репринт. Москва, Паломник, 1999.

8. Нефедов Г., протоирей. Таинства и обряды Православной Церкви: учебное пособие по Литургике. Москва, Паломник, 1995.

9. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том II. Репринт. Москва, 1992.

10. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви: курс III и IV классов духовных семинарий. Репринт. СТСЛ, 1997.

11. Тертуллиан. О крещении. Сайт: Библиотека христианина, http://clib.ru

12. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I. Репринт. СТСЛ, 1996.

13. Шмеман А., протопресвитер. Исторический путь православия. Сайт: Библиотека христианской литературы, http://coramdeo.ru

14. Шмеман А., протоирей. Водою и Духом, о таинстве крещения. Москва, Паломник, 2001.

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГРУППА

ПРЕДМЕТ:


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.