Понятие и значение криминологического прогнозирования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие и значение криминологического прогнозирования

2019-08-04 185
Понятие и значение криминологического прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие и значение криминологического прогнозирования

2 Особенности криминологического прогнозирования

3 Виды криминологического прогнозирования

4 Методы криминологического прогнозирования

5 Планирование мер борьбы с преступностью

6 Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях

Заключение

Литература


Введение

 

Криминологическое прогнозирование – пока одно из наименее разработанных направлений в криминологии. Между тем это крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.[1]

В конечном итоге именно функция предсказания наиболее тесно связана с практикой, потребности которой в решающей степени определяют само существование и развитие криминологии, как, впрочем, и других наук[2].

Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.

Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А. Аванесов и С.Е. Вицин, «…нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.»[3].

Масштабность проблем борьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют актуальность комплексного прогнозирования преступлений.

Особенности криминологического прогнозирования

 

Для предупреждения отдельных различных видов преступлений, преступлений определенного контингента лиц (несовершеннолетних, рецидивистов, лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, и др.) необходимо обладать информацией о наиболее типичных недостатках условий их жизни и воспитания, наличии лиц и групп, отрицательно влияющих на поведение, а также данными о том, какие меры профилактики дали положительный результат, а какие такового не принесли. Информация должна быть дифференцированной с учетом конкретных задач и компетенции субъекта предупредительной деятельности.[9]

Прогноз преступности опирается на учет общих причин преступности, причин, детерминирующих преступность в изучаемом регионе, причин, обуславливающих отдельные виды преступлений.

Наряду с экономическими, политическими, социально- демографическими, социально-психологическими, организационно- управленческими факторами в прогнозировании преступности важную роль играет изменение законодательства и уголовной политики государства, которые трудно предвидеть заранее.

В данных условиях полезно изучить предыдущую историю государства, зарубежный опыт развития, схожий с условиями, в которых оказалась наша страна.

Важнейшей предпосылкой реального криминологического прогнозирования является обоснованная оценка состояния преступности в данный момент, которая берется за основу прогноза.[10]

Таким образом, можно сформулировать главные особенности, которые лежат в основе криминологического прогнозирования:

1. Знания закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тенденций, которые свойственны экономическим и социальным явлениям.

2. Конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни той или иной территории.

3. Анализ предстоящих изменений уровня жизни населения, демографических показателей (рождаемость, смертность, миграция, занятость и т.д.).

 

Планирование мер борьбы с преступностью

 

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.[23]

Конкретность планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуального предупреждения, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т. д.[24]

Планирование – это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.

Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации.

Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым.

Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.

По временипланирование бывает текущим и перспективным. Перспективное планирование рассчитано на длительный срок.

Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.

Перспективное и текущее планирование связаны между собой. При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих прогнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.

Некоторые авторы предлагают и другую классификацию планирования:

- комплексно – территориальное;

- комплексно – отраслевое;

- функционально – ведомственное.[25]

Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства(министерства, комитеты).

Функционально - ведомственное криминологическое планирование осуществляют все правоохранительные органы, осуществляющие предупредительные функции.

Общий подход к выработке планов по предупреждению индивидуального преступного поведения состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать следующим основным направлениям:

1. Знакомство с личностью и окружающей средой:

изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных ранее признаках, характеризующих лицо;

изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени);

проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками;

посещение лица по месту жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни;

посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.

2. Реализация текущих мер индивидуального предупреждения:

регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед (встречи могут проводиться в разных местах – по месту жительства, по месту учебы, работы, по месту проведения досуга, в помещениях милиции и т. д.);

осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей и т. п.;

осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;

оказание помощи при необходимости в трудоустройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени;

привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие;

иные меры убеждения и помощи.

3. Принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений не преступного характера и малозначительных преступлений:

меры принудительного характера, дающие возможность своевременно пресечь правонарушения непреступного характера с тем, чтобы предупредить совершение преступлений (привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности, принудительное лечение, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения и другие меры принуждения);

меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного (нейтрализация ситуаций, способствующих совершению конкретного преступления).

4. Принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:

склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную микросреду (развенчание, изоляция лидеров криминальных групп, разобщение криминальных групп и т. п.);

привлечение лица к ответственности за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления;

защита субъектов возможного преступного посягательства (консультирование, оказание помощи в установке охранной сигнализации, в необходимых случаях организация охраны возможной жертвы);

устранение или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступления.

5. Меры по контролю и проверке эффективности мер индивидуального предупредительного воздействия:

направление запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства;

опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни;

опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения подучетного;

иные меры информационного характера.

6. Подготовка материалов для изменения статуса подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.). [26]

Качественное планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки добиваться хорошего результата практической деятельности по предупреждению преступности.


Заключение

 

Прогнозы являются подготовительной стадией для разработки мер индивидуальной профилактики, целевых программ предупреждения преступлений, комплексных планов борьбы с преступностью.

На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

С. В. Бородин пишет: «Теория управления под стратегией понимает способы достижения целей»[31]. Но думается, что содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.

Стратегически важен примат предупредительных мер – воздействие на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому воспроизводству фактов преступного поведения. Как говорил на одной из криминологических дискуссий профессор В.В. Орехов, «…если вас беспокоят комары, то вы не можете бесконечно гоняться за каждым из них – в конце концов, вам все равно придется подумать о воздействии на болото».

 


Литература

1. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001

2. Солопанов Ю. В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983

3. Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972

4. Аванесов Г.А. Организация криминологического прогнозирования и планирования. // Советское государство и право. 1972. №1

5. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984

6. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004

7. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997

8. Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000

9. Бородин С.В. Борьба с преступностью; теоретическая модель. М., 1990

10. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008

11. Криминология: Учебник. / Под редакцией Н.Н. Коробейникова. М., 1988

12. Указ Президента Российской Федерации № 1024 от 10 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 29. Ст. 3479

13. Основы криминологии для практических работников. М., 1988

14. Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995


[1] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора       Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 259

[2] Солопанов Ю. В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983. Стр. 216    

[3] Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972. с.12.

[4] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора

 Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 257

[5] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 130

[6] Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

[7] Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 12

[8] Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 309.

[9] Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 73

[10] Бородин С.В. Борьба с преступностью; теоретическая модель. М., 1990. С. 100 - 109.  

[11] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 133

[12] Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 16

[13] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 134

[14] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора    Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 317

[15] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 134

[16] Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 16

[17] Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

[18] Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 18

[19] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 132

[20] Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 17

[21] Аванесов Г.А. Организация криминологического прогнозирования и планирования. // Советское государство   и право. 1972. №1. С. 110 - 114.   

[22] Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008.Стр. 382

[23] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора        Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 318

[24] Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

[25] Криминология: Учебник. / Под редакцией Н.Н. Коробейникова. М., 1988. С. 188

[26] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора        Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 320

[27] Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора        Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 262

[28] Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 136

[29] Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" № 1024 от 10 июля 1996 г. и Положение о Совете Безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 29. Ст. 3479.

[30] Основы криминологии для практических работников. М., 1988. С. 121. Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995. С. 121–236.

[31] Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 15.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие и значение криминологического прогнозирования

2 Особенности криминологического прогнозирования

3 Виды криминологического прогнозирования

4 Методы криминологического прогнозирования

5 Планирование мер борьбы с преступностью

6 Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях

Заключение

Литература


Введение

 

Криминологическое прогнозирование – пока одно из наименее разработанных направлений в криминологии. Между тем это крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.[1]

В конечном итоге именно функция предсказания наиболее тесно связана с практикой, потребности которой в решающей степени определяют само существование и развитие криминологии, как, впрочем, и других наук[2].

Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.

Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А. Аванесов и С.Е. Вицин, «…нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.»[3].

Масштабность проблем борьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют актуальность комплексного прогнозирования преступлений.

Понятие и значение криминологического прогнозирования

 

Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.[4]

Криминологическое прогнозирование – процесс научного познания будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, и разработки криминологического прогноза. Такое прогнозирование ориентировано на оценку вероятного (при соблюдении наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния преступности с целью оптимизации, повышения степени научной обоснованности принимаемых решений, направленных на противодействие ей.[5]

Криминологический прогноз – это основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений.[6]

Криминологический прогноз - вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени) включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.[7]

Как видно из вышеприведенных определений криминологического прогноза, авторы, не смотря на разные формулировки, сходятся в следующем:

Оптимальность решений любого субъекта профилактики зависит в первую очередь от того, обладает ли он достаточной, объективной и достоверной информацией для выполнения задач в пределах своей компетенции. Так, субъект, осуществляющий профилактику, должен иметь сведения, позволяющие ему точно оценивать поведение подопечного лица или лиц, строить прогнозы о возможности совершения ими антиобщественных поступков, знать, какого характера меры могут их предотвратить и принимать соответствующие решения для пресечения преступлений.

Основной целью криминологического прогнозирования является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении.

Специфическими целями и задачами могут выступать все обстоятельства, способные повлиять на преступность в будущем.

Так, Г.А. Аванесовым, цели прогнозирования сформулированы следующим образом:

Обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; принятие длящихся управленческих решений; разработка общей концепции борьбы с преступностью, выбор оптимального пути развития (совершенствования) деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; определение возможностей появления новых видов преступлений и отмирание имеющихся в настоящем, а также факторов и обстоятельств, способных повлиять на это; установление возможного появления новых категорий преступников.[8]

Значение криминологического прогноза состоит в том, что он является одной из важнейших частей управления профилактикой преступлений.

Наиболее всесторонней и полной информацией должны обладать правоохранительные органы и структуры законодательной и исполнительной властей, координирующие и организующие профилактику преступлений.

Эффективность их деятельности во многом определяется уровнем информационной обеспеченности и в том числе криминологическим прогнозированием.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.