Оценка бюджетной политики министром финансов Николаем Корбутом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Оценка бюджетной политики министром финансов Николаем Корбутом

2019-08-04 95
Оценка бюджетной политики министром финансов Николаем Корбутом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Бюджет 1999 года пришлось вы­полнять в условиях ограниченных финансовых возможностей, недостаточности ино­странных инвестиций, на фоне серьезных внешних финансовых кризисов, неблаго­получной в течение последних двух лет ситуации в сельском хозяйстве.

Итог - консолидированный бюджет страны выполнен как по доходам, так и по рас­ходам в объеме более одного квадриллиона рублей. Дефицит его ниже планировав­шихся 1,7 процента от ВВП.

Исполнение бюджета: при высоком уровне инфляции темпы роста расходов значи­тельно превышали темпы роста доходов. Полностью обеспечено выполнение всех социальных программ, выплата зарплат, пенсий, пособий. Более того, были изысканы ресурсы для погашения более половины задолженности по зарплате в аграрном сек­торе, средства направлены в виде авансов под выращенную продукцию.

На 1998 год пришелся пик погашения внешнего госдолга. Ситуацию с его вы­платой усугубило снижение примерно на 20 процентов поступлений валюты в страну по сравнению с 1998 годом. Тем не менее, было выплачено 129,8 миллиона долларов очередных платежей, в том числе 66 миллионов - МВФ по кредитам, полу­ченным в 1992 - 1995 годах. В 2000 году предстоит выплатить 130 миллионов долла­ров долга.

Небольшая задолженность есть по обязательствам предприятий, сумма которой около 20 миллионов долларов. Самые крупные долги у ЗАО Атлант”, но и там поло­жение улучшается. В 2000 году придется серьезно поработать с должниками внутри страны, за которых бюджет погасил долги на сумму 105 миллионов долларов.

В 2000 году будет сделана попытка сократить количество налогов: отчисления в три бюджетных целевых фонда в местные бюджеты будут вноситься в виде еди­ного платежа. Налоговая нагрузка практически не менялась, три года подряд величина ее со­ставляет 30,5 - 30,6 процента. Правда, в 2000 году в связи с необходимостью увели­чения поддержки сельхозпроизводителей несколько возрастут отчисления в соответ­ствующие целевые бюджетные фонды. Они в консолидированном бюджете составят примерно 6,9 процента от ВВП, в том числе 3,9 процента - в местный и республи­канские фонды поддержки сельхозпроизводителей. Несколько более 10 процентов составляют отчисления еще в один централизован­ный государственный фонд - социальной защиты населения.

Перераспределение государственных средств через бюджеты всех уров­ней и фонд социальной защиты составляет примерно половину объема ВВП. Это достаточно высокий уровень нагрузки на производителей, но снизить ее сегодня нет возможности. Многие предприятия получали поддержку через различного рода льготы и преференции. В 2000 году подходы по представлению их будут ужесто­чаться, будет проходить переход на иные формы поддержки, в частности - налого­вые кредиты и другие методы регулирования, что позволит усилить ответственность субъектов хозяйствования за эффективное их использование.

 

Бюджет 2000

 

Доход = 2,6 триллиона рублей

Расход = 2,7 триллиона рублей

Дефицит = 118 мрд р. (1,7 % ВВП).

Расходы

Бюджет 2000-го года был определен как бюджет экономии. При этом с оциальная направленность бюджета не только сохранялась, но и усиливалась. Все расходы бюджета на социальную сферу, а также субсидии на ЖКХ, город­ской транспорт, компенсацию по вкладам, льготы и т. д. составили 63 % бюджета - 2000 против 60,9 процента в предыдущем году.

       Предполагалось, что в целях сближения уровня оплаты труда занятых в бюджетной и производст­венной сферах темпы роста ассигнований на оплату труда бюджетникам будут в три раза выше, чем рост расходов бюджета в целом. В 2000 году через бюджет должны были идти все эмиссионные средства Нацбанка - 76 миллиардов рублей, в том числе

Ø 64 миллиарда - на кредитование строительства жилья,

Ø 9 - на погашение дефицита бюджета,

Ø 3 - на выплату компенсаций по вкладам населения.

В расходной части бюджета сохранялись прежние расходы на здравоохранение, образование, иные социальные цели. За счет всех источников значительно увеличивались расходы на поддержку сельского хозяй­ства. Если в 1999 году на эти цели было затрачено 120 триллионов рублей, то в 2000 году было запланировано 360 млрд. Основной рост обеспечивался за счет увеличения отчислений в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 1 до 1,5 процента. Ме­нялись также подходы к поддержке сельхозпроизводителей, она, через надбавки к ценам на продукцию, становилась более адресной.

Главные цели развития страны:

Ø достижение продовольственной безопасности,

Ø жилищное строительство,

Ø развитие экспорта,

Ø достижение финансовой стабилизации,

Ø снижение инфляции,

Ø обеспечение более высоких темпов повышения зарплаты в бюджетной сфере по сравнению с реальным сектором экономики.

       На социальные нужды предполагалось направить 62,8 процента всего бюджета. В 2000 году эти затраты в сопоставимых ценах возрасли больше, чем в 1998 и 1999 годах. На здравоохранение, развитие спорта и физкультуры было выделено 13,9 % всех средств. Расходы на медикаменты и другие цели, связанные с валютной состав­ляющей, возрасли в 3,5 раза. Доля затрат на образование возрасла с 6,4 до 6,6 процента ВВП. В социальном плане особенностью бюджета был опережающий, в 2,9 раза, рост затрат на заработную плату в бюджетной сфере: учителям, врачам, работникам куль­туры. Тем самым были сделаны шаги по приближению их заработков к отраслям народного хозяйства. Первый шаг в этом направлении должен был состояться уже в январе.

Продолжалось сближение прожиточного минимума и минимальной заработной платы: если первый возрастал в 2,4 раза, то фонд оплаты труда - в 2,9 раза. Соответственно увеличивались средства, выделяемые на удешевление питания, пособия на детей, малообеспеченным слоям населения и т.д.

О жилищном строительстве. Квартир предстояло соорудить даже больше, чем реально можно было построить в 2000 году. Структура источ­ников финансирования строительства изменялась: больший упор делался на сред­ства предприятий и организаций, свободные средства граждан и т.д. Эту переориен­тацию, кстати, планировалось осуществить уже в 1999 году, но не все удалось, во многом потому, что не сработали механизмы аккумуляции средств населения, строительство жилья неоправданно дорожало и т.д. Предстояло задействовать эти резервы. Социальное жилье, а также за счет льготных госкредитов предполагалось постро­ить только для малообеспеченных граждан, молодежи и определенного числа дру­гих категорий населения.

 

Доходы

 

Главный их источник налоги, о снижении которых говорить не приходилось. Более того, были пересмотрены налоговые льготы и преференции. Тем не менее, собираемость налогов в Беларуси выше, чем в других странах СНГ. Предполагалось увеличение доходов от акцизов -- на ликероводочные изделия, нефтепродукты, табачные изделия. Возрастали все налоговые отчисления, связанные с фондом оплаты труда, поскольку и он значительно увеличивался.

Традиционных источников средств не хватало, например, на под­держание продовольственной безопасности страны. Из года в год доля затрат на сельское хозяйство растет. Однако представители аграрного ведомства убеждают, что в нынешних условиях этого мало. Поэтому Президент дал поручение изыскать дополнительные резервы. Возможно, придется несколько увеличить отчисления субъектов хозяйствования в фонд поддержки сельского хозяйства. В целом же пре­вышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета планировался в 1,7-1,8 про­цента от ВВП, что на уровне последних лет. Разница должна была быть покрыта за счет ограни­ченных кредитов Нацбанка, которые будут направлялись преимущественно на строи­тельство жилья, выпуска ценных бумаг и других неинфляционных источников.

Исполнятлся бюджет - 2000 в условиях более жесткой денежно - кредитной политики, уменьшения объемов эмиссионных кредитов, снижения уровня государст­венных расходов. Прежней оставалась налогооблагаемая база за исключением некоторых изменений, вызванных унификацией налогового законодательства Беларуси и Российской Феде­рации.

В организациях и учреждениях, финан­сируемых за счет средств республиканского бюджета, задолженности по зарплате в течение года не допускалось. Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы находилась под особым кон­тролем министерства финансов. Например, чтобы не допустить возникновения за­долженности по зарплате работникам социальной сферы, из республиканского бюд­жета с опережением плановых назначений перечислялись дотации местным бюдже­там из фонда финансовой поддержки административно - территориальных образова­ний.

 

 

Жить по средствам

 

Петр ЖУШМА,

заместитель председателя Комиссии Палаты

 представителей Национального собрания

 

Оценивая бюджет на 2000 год, нельзя не остановиться на основных прогнозных показателях социально-экономического развития Беларуси в 2000г. В бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности.

Если сравнивать основные прогнозные показатели на 2000г. с показателями 1999 года, то они почти совпадают. Это означает, что валовой внутренний продукт увеличится на 2--3%, не более. Уровень реальных денежных доходов должен составить 101%, инвестиции -- 102--103%. Промышленность несколько более динамична -- 2--3% прироста объема выпуска продукции за год. Прогнозные показатели для сельского хозяйства (не могут же быть два года подряд абсолютно неудачными) увеличены на 8--9%. С учетом нынешнего десятипроцентного падения оно должно вернуться к параметрам 1998г. Реальная цена неудач здесь зафиксирована в проектной смете: в 2000г. финансирование сельского хозяйства увеличивается в 2раза.

Заявленное сдерживание инфляции в 2000г. должно привести по официальному прогнозу к 160--180% годового показателя (или 4--5% в месяц). Собственно, такие цифры планировались и в 1999г., однако они не были достигнуты. К концу 1999г. мы имели 340%. Анализ программы убеждает, что планируемого уровня инфляции мы не сможем достичь и в 2000г. Уж очень противоречивы цифры бюджета. К примеру, реальный рост денежных доходов граждан по прогнозу должен составить 101%, рост номинальной заработной платы -- в 2,4 раза, то есть денежная масса возрастет в 2,4 раза, а купить на выданные нам деньги можно будет всего на 1% товаров больше.

Вместе с тем в прогнозе намечен рост товарооборота на 2,5--3,5%. Разве это реально, если цены возрастут в 2,5--3 раза? Следует учесть иполитику курсообразования при расчетах. К примеру, по прогнозу курс белорусского рубля к концу 1999г. должен был составить 320 тыс.руб. за 1 USD, а 1.07.2000г. -- 800 тыс. неденоминированных рублей. Что мы имеем в реальности? Уже к концу декабря 1999г. наличный курс достиг 750 тыс., безналичный -- 960 тыс. Все это -- результат нежелания правительства менять методы экономической политики и философии.

Я сознательно уделил столько внимания прогнозным показателям, ибо Закон о бюджете на 2000г., к сожалению (как, впрочем, и предыдущих лет), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это, скорее всего, технический документ, который важен для Минфина, чтобы он более-менее сбалансированно проводил финансирование секторов экономики.

 Я не сомневаюсь, что этот бюджет будет выполнен, ибо при оптимистическом прогнозе инфляции в 160--180% вполне можно говорить о его наполнении. Не только у нас, в любой другой стране мира достаточно простимулировать инфляцию хотя бы на 70% -- и бюджет получится сбалансированным. Так произошло в Беларуси в 1999г. Вместо небольшого дефицита бюджета мы получили приличный профицит. Он составил к сентябрю 3,5 трлн.руб. Судя по всему, бюджетная политика будет примерно такой же и в 2000г. Таким образом, инфляционные деньги заполнят бюджет, а реальное положение дел с доходами населения, занятого в бюджетной сфере, финансирование социальных программ пойдут в привычной гонке по спирали: рост цен -- индексация доходов -- рост издержек производства -- опять рост цен и т.д.

Бюджет-2000 интересен и некоторыми статьями расходов. К примеру, ст.13 -- расходы на национальную оборону -- составила 69 трлн.руб., на содержание правоохранительной системы -- 127 трлн.руб. Складывается парадоксальная ситуация: мы собираемся тратить больше денег на правоохранительные органы, чем на армию. В связи с этим напрашивается закономерный вопрос: что, внутренняя угроза государству у нас больше внешней?..

Можно сравнить и финансирование в 2000г. органов государственной и исполнительной власти (20 трлн.руб.) и денежное обеспечение деятельности финансовых и налоговых органов (19 трлн.руб.). Так кто кому служит в нашем государстве?

Нельзя обойти вниманием и статью "прочие расходы", на которые направляется 253 трлн.руб. Если прибавить к ним те средства, что попадут в "прочие расходы" по отдельным статьям, которые есть в планах финансирования каждого сектора экономики, получается достаточно большая сумма денег. Она становится мощным инструментом перераспределения финансовых ресурсов, находящимся в руках исполнительной власти.

Хочу вспомнить добрым словом активно развивавшиеся в недавнем прошлом частные нотариальные конторы. Они не только содержали себя за счет собственных ресурсов, но и давали неплохой доход государству. Однако после проведения реформы была введена монополия государства на нотариальную деятельность. В результате из бюджета выделяется 1,5 трлн.руб. для того, чтобы содержать государственные нотариальные конторы. (Кстати, это больше, чем на международные и культурные связи.) Вместо того чтобы делегировать полномочия частным предприятиям, государство, по сути, отказалось от реальной прибыли.

Одним словом, в 2000г. мы, скорее всего, будем жить в таких же условиях, в каких жили и в 1999г. Конечно, мы знаем, что не все так просто в экономике... Однако, на мой взгляд, правительству тяжело работать, потому что, к сожалению, в нашей экономической политике не последнюю роль играет чистая политика, а еще то, что оно, правительство, не собирается ничего менять.

Я понимаю, что есть объективные причины нежелания перемен. И все же глубоко убежден, что в стране уже созрели объективные условия для объявления новой экономической политики, если хотите НЭПа. В основе этой политики должен лежать очень жесткий контроль монетарной сферы. Именно сбалансированная денежно-кредитная политика, единый механизм ее осуществления, жесткое сдерживание эмиссии позволят нам заложить здоровые начала экономики. Мы должны не требовать от правительства увеличения расходов, а в какой-то мере отказаться от тех, которые есть в нынешнем проекте, чтобы спасти экономическую ситуацию в целом.

Вторым важным направлением новой экономической политики, должна стать большая самостоятельность предприятий, реальное развитие рыночных отношений. Нам от этого не уйти. Да, мы можем оттянуть время принятия поворотных решений. Страна может дождаться и провести и парламентские, и президентские выборы. Однако последствия поздних перемен будут еще тяжелее, чем сейчас, если мы все же начнем проводить новую экономическую политику.

Конечно, во многом такую политику определяет Президент, его политическая воля. Однако не менее ответственны за ее формирование и проведение и правительство, и Национальное собрание. Мы должны готовить наш электорат к тому, что можем тратить не больше того, что зарабатываем. Народ должен знать: ситуация тяжелая, и мы обязаны жить по средствам. Только в таком случае у страны появится более благоприятные перспективы. Люди ожидают и вполне оправданно рассчитывают, что они наступят.

 

Итоги бюджета в 2000 году

(на 24.01.2001г.)

По предварительным данным в консолидированный бюджет республики за 2000 год поступило доходов в сумме 3168,3 млрд. BYB, что составляет 101,7% от плана. Республиканский бюджет исполнен по доходам в сумме 1648,2 млрд. BYB (101,1 от плана). Обеспечено выполнение плана по основным источникам, составляющим более половины доходов от всех поступлений в бюджет: по НДС - на 101,8% (539,6%), доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 104,8% (141,8 млрд. BYB), налогам на доходы и прибыль - на 101,5% (293,2 млн. BYB). Несколько отстали от запланированных показателей поступления в бюджет акцизов. За последние три года их удельный вес снизился с 15,2% до 11,3%. В 2000 году сумма поступивших в бюджет акцизов составила 185,4 млрд. BYB или 99,4% годового плана.

В 2000 году продолжалось сокращение валютных поступлений в бюджет до 71,9 млн. USD в 1999, до 69,6 млн. USD в прошедшем году.

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен показывают, что за 2000 год по сравнению с 1999 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,29%, а расходов уменьшился на 0,32%. Следовательно, правительством проводилась более реалистичная, взвешенная и жесткая бюджетная политика.

 

Бюджет 2001

Доходы = 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза)

Расходы = 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего)

Дефецит = 247,8 млрд. р. (1,5% от ВВП)

 

Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Исходя из прогнозов, удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составит 34,5% против 33,4% в 2000 г., заявил Министр финансов Республики Беларусь Н.Корбут. Покрытие дефицита намечается осуществлять, в основном, за счет внутренних источников.

       Основной финансовый документ имел еще больший социальный подтекст потому,что за чертой бедности в Беларуси оказалось уже около 40% населения. Так, правительство намерено приступить к разработке "Программы против бедности". Расходы на социальную политику увеличиваются в 2,6 раза и составляют 270,7 млрд. рублей. Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики также являются госприоритеты:

сфера услуг, мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, образование, наука, здравоохранение, культура, поддержка реального сектора экономики и сельхозпроизводства, строительство жилья и стимулирование экспорта.

В частности, 73,1 млрд. рублей будет направлено на реализацию программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, а 112,2 млрд. - на выплату льгот и компенсаций пострадавшим от этой аварии. На финансирование АПК предполагается выделить 83 млрд. рублей, в т.ч. 0,6 млрд. - на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и 1,6 млрд. - на хранение резерва зерна.

Бюджет имел несколько особенностей и составлялся исходя из того, что практически по большинству цен на свою продукцию Беларусь вышла на уровень цен сопредельных регионов. Кроме того, с середины сентября текущего года экономика страны существует в условиях единого курса, что накладывает на правительство и Нацбанк дополнительные обязанности по поддержанию стабильного курса. В будущем году индекс роста потребительских цен планируется в среднем по 2,5 -- 3,5% в месяц (по прогнозам, в этом году он должен был составить 4 -- 5%, а ожидается на уровне 7%). Рост ВВП году прогнозируется на уровне 3 -- 4%, причем в промышленности -- на 4,5 -- 5,5%, в сельхозпроизводстве -- на 5%. Инвестиции намечено нарастить точно так же, как и доходы населения -- на 3,5 -- 4,5%.

Бюджет-2001 ждало еще одно потрясение: пришлось как-то выполнять указание А.Лукашенко о доведении средней зарплаты до 100 долларов. Хотя первоначально Минэкономики представило главе государства более скромные прогнозы, согласно которым в среднем по народному хозяйству зарплата вырисовывалась лишь на уровне 70 -- 75 USD, по реальному сектору -- 80 USD.

Жилья в следующем году прогнозируется построить меньше (2,75 млн. кв.м), чем планируется в этом (3,75 млн. кв.м), однако А.Лукашенко уже обязал правительство поднять планку до 3 млн. кв.м. Снижение темпов связано с попыткой правительства перейти на безэмиссионное кредитование строительства. Предполагается, что основным источником финансирования жилья станут средства населения. В 1999 году они составили 47% от общего объема инвестиций, в этом году, как ожидается, вырастут до 55%. В правительстве считают, что это предельная планка при существующих доходах.

Ни о каком радикальном изменении финансирования науки или других программ говорить не приходится, учитывая, что доходы населения в ВВП составляют от 75% до 78%.

Поддерживать стабильность курса белорусского рубля правительство намерено совместно с Нацбанком с помощью внутренних и внешних источников. Рассчитывает оно также и на технический кредит из России, хотя, по мнению экспертов, выдача его еще не факт. Переговоры с российской стороной идут не так гладко, как хотелось бы.

Правительство декларирует, что денежная политика в будущем году будет жесткой. Национальный банк берет на себя обязательства девальвировать белорусский рубль не более чем на 2,5% в среднем в месяц по отношению к доллару. Одновременно планируется ограничить денежную эмиссию в следующем году суммой 126 млрд. рублей.

Инфляционный прогноз был также очень оптимистичен -- 2,5 -- 3,5% в месяц. В новое тысячелетие страна должна была войти с единым курсом около 1.200 рублей за единицу американской валюты и завершить год с показателем 1.600 рублей за доллар.

Судя по всему, вряд ли государство решится на продажу госсобственности в качестве источника поддержания курса. Не так давно А.Лукашенко заявил, что не допустит ни директорской, ни министерской приватизации.

Стоит обратить внимание еще на одну деталь. Белорусский бюджет верстается без учета беспрецедентных ценовых колебаний на нефть. Беларусь, которая импортирует 80% нефти из России, не может закрывать глаза на трехкратный рост цен на это сырье в течение текущего года. Составители документа считают, что после ценовой вспышки стоимость нефти упадет на привычный уровень. Между тем эксперты предупреждают, что если цена немного и снизится, на прежний уровень она уже не вернется. В таком случае вся построенная бюджетная конструкция будет просто сокрушена.

Последние оценки бюджета

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.